Протесты в Беларуси. Прямая трансляция. Обновляется

Роль балтов (колбягов), угрофинов, варягов русов, хазар и волжских болгар в становлении и истории России

8 1119

История Руси во всех учебниках обычно начинается с Рюрика с братьями Синеусом и Трувором, которые, согласно летописи, были в IX веке приглашены править в город Ладогу. А поскольку они были варягами русами, то и государство стало Русью. Но этот летописный факт не что иное как легенда, передававшаяся вначале устно не менее 200 лет и только потом записанная монахом в летопись, причем записанная, скорее всего, в Кыеве. Но так уж красиво и убедительно монах описал "Откуда есть пошла Русь и кто в Кыеве первее править начал", что все поверили. С той поры Кыев слывет матерью городов Русских, а Кыевская Русь – началом Руси-России.

А ведь Рюрик с братьями и воинами прибыли не в Кыев, а в Ладогу, Белозеро и Холмгард, затем сделали столицей своего государства Новгород на Ильмене, и только после этого Олег захватил власть в Кыеве, вероломно убив Кыевского князя. Сомневаюсь даже, что государство со столицей сначала в Ладоге, а затем в Новгороде на Ильмене называлось Русью.

История России – это не только история русских, но в равной степени и других этносов и государств, которые предшествовали, а потом так или иначе вошли в состав России, участвовали в ее становлении и развитии. От острой вражды до полной комплиментарности изменялись отношения между разными этносами. Но история России должна включать историю всех этих этносов и субэтносов, не умалять историю татар, хазар, волжских болгар, калмыков, якутов и т.д.

В конце I тысячелетия и в первые века новой эры на юге Скандинавии, а скорее всего, на острове Готланд в Балтийском море сформировался этнос готы, которые позднее высадились на южное побережье Балтийского моря и, будучи высоко пассионарны, сильно потеснили здесь гепидов. При этом часть гепидов, вероятно, ассимилировала с готами, а другая часть, не утратившая пассионарности, ушла на восток. Возможно, братья Вятко и Радим и были гепидами, не покорившимися готам. (Использована информация из книги "Monumenta inedita rerum Germanorum". Westphalen Ernest Joachim; Lepsiae, 1740). Обратите внимание на трезубец – символы власти у гота и булаву у гепида.

Гравюра из "Всемирной хроники" Г. Шеделя. Корабли плывут в "Белорусском море". После таяния Скандинавского ледника уровень моря еще долгое время был выше современного.

Историк Л. В. Алексеев в книге «Полоцкая земля» (Москва, 1966) писал: «Современные данные археологии и топонимики показывают, что в эпоху раннего железа Восточную Европу населяло три крупных группы племен. Первая, ирано-язычная, занимала Крымский полуостров, Кубань, Нижний Дон, Нижний Днепр и доходила на севере до водораздела Сейма, Десны и Оки… Вторая, финно-язычная группа, охватывала все Верхнее Поволжье, бассейн Средней и Нижней Оки, на западе доходила до озера Эзель и оставила так называемую Дьяковскую культуру. Третья, балто-язычная, охватывала все Верхнее Поднепровье (включая Киев, правобережье Сейма, верхнюю Оку) и уходила на запад в Прибалтику». «Топонимика это полностью подтверждает», – констатирует российский историк Алексей Бычков в книге «Киевская Русь. Страна, которой никогда не было? » (Москва, 2005).

Здесь неизбежно должны были возникнуть три этнически разных государства: страна балтов, страна финнов и страна сарматов (этнических иранцев). По этой причине и возникли три разных государства – Литва (Беларусь) на основе этнических балтов, Московия (Россия) на основе этнических финнов и Сарматия (Украина) на основе этнических иранцев.

В последние два десятилетия все большее количество исследователей усомнились в том, что по южному берегу Балтийского моря жили так называемы славяне (полабские славяне). Это были не славяне, а балты: вагры, хижане, бодричи, варны, доленчане, поморяне, колбяги и др.

Восточные славянские племена – это также устойчивый миф, созданный для оправдания экспансии в X–XIII вв. крещенной Киевской Руси на Запад. Думаю, что тогда даже единого древнерусского языка не существовало. Перед этим, вероятно, начиная с начала новой эры, происходило вытеснение балтов с берегов Балтийского моря и расселение их на восток и северо-восток. На северо-восток продвигались племена кривичей, которые ассимилировали некое аборигенное население в бвссейне Западной Двины и верхней Волги. Через верховья Немана и верховья Днепра, вдоль Оки на восток шло расселение другой группы балтов: дулебов, дреговичей, радимичей, северян, вятичей. Впоследствии монахи летописцы кыевские всех их запишут в славяне.

«Бяста бо два брата в лесах: Радим, а другий Вятко; и пришедше седоста, Радим на Сьжю, прозвашася радимичи, а Вятко седе с родом своим по Оце, от него же прозвашася вятичи» (Лейбов, http://merjamaa.ru/news/verkhneokskaja_merja_i_strana_vjatichej/2011-04-18-228).

Думаю, что в VII–VIII веках на этой территории разных этносов и племен было больше, чем обозначено на карте слева. Некоторые из них разговаривали на сходных языках и могли понимать друг друга без переводчика, языки других были совершенно непохожи.

Обращаю внимание на то, что никаких русских, или русов на этой карте нет, а вот в IX веке они появились в Ладоге и на Белозере, а в X веке уже существовало древнерусское государство, в состав которого вошли очень многие этносы и племена Восточной Европы.

Совершенным чудом кажется утверждение, что всего за 100 лет этнос русов смог подчинить себе столько племен и создать свое государство – Русь. О чем-то в этом вопросе историки не договаривают, что-то скрывают, на что-то не обращают внимания.

В своих прежних работах по истории Северной Руси я предложил гипотезу о прародине русов на Белом море и о их постепенном продвижении по рекам и озерам на юг. Это были варяги-русы. Они создали государство Биармию, в состав которого вошло несколько племен угрофинов и племя варягов-русов.

В IX–X веках варяги-русы расширили зону своего влияния сначала на территорию верхней Волги, затем на бассейн Оки и верхнего Днепра.

Варяги-русы не были никакими викингами, они – более древние мореходы, чем викинги норвежцы, викинги датчане и викинги шведы. Предки варягов-русов ходили по морям Арктики еще тогда, когда Скандинавия и ложе Балтийского и Белого моря были заняты огромным ледником.

Истоки Древней Руси. Из этих государств и этносов формировалась Древняя Русь. Стрелками показаны миграции этносов: торговля, завоевания, переселения из-за изменений климата и нашествий чужеземцев. Схема А.В. Галанина

До образования Древнерусского государства на месте Руси, по всей вероятности, существовали вот такие (см. рис. справа) государства и протогосударства. О них мало информации, но она имеется, в том числе и в летописях и записях купцов IX–XII вв. В основном эти документы оставлены арабами и волжскими болгарами. Я не настаиваю на точности проведения границ обозначенных здесь государств. Галиджия – название, которое этому государству дали в Волжской Булгарии. Европейцы государство Галиджию называли Гардарикой. Государство Биармия из многочисленных угро-финских племен создали беломорские варяги-русы. Волжскую Булгарию создали мигрировавшие сюда с юга болгары, которых потеснили в свое время хазары. Артания – государство, созданное угрофинскими народами в междуречье верхней Волги и Оки. Полагаю, что Артания то находилась в зависимости то от Волжской Булгарии, то освобождалась от этой зависимости. Возможно, что и хазарские евреи имели здесь свои фактории и влияли на государственность.

Вятичи и радимичи

Летописец Нестор описывал нравы и обычаи вятичей, радимичей и северян так: "Радимичи, вятичи, северяне имели одинаковый обычай: жили в лесах, как звери, ели все нечистое, срамословье было у них пред отцами и снохами; браков не было у них, но были игрища между селами. Сходились на игрища, на плясанья и на все бесовские игрища и тут умыкали себе жену, с которою кто сговаривался; имели по две и по три жены. Когда кто умирал, сперва творили над ним тризну, устраивали великую кладу (костер) и, положив мертвеца на кладу, поджигали; затем, собрав кости, клали их в небольшую посудину, которую ставили на столбе при дорогах, что делают вятичи и теперь. Этих же обычаев держались кривичи и другие язычники, не зная закона Божья, но сами себе творя закон". Было это писано не позднее 1110 г., когда в Кыеве утвердилось православие и церковники обличали язычников, погрязших с их точки зрения в "невежестве".

Курганы (захоронения вятичей). Археологические изыскания говорят, что Нестор был не прав. Только в районе нынешней Москвы исследовано более 70 групп курганов, относящихся к XI–XIII векам. Они представляют собой холмики высотой 1,5–2 метра.

В них археологи обнаружили наряду с останками мужчин, женщин и детей следы тризны: угли от костра, кости животных, разбитую посуду: железные ножи, металлические пряжки от поясов, глиняные горшки, конские удила, орудия труда – серпы, кресала, скобели и т.д. Женщин хоронили в праздничном уборе: бронзовые или серебряные семилопастные височные кольца, ожерелья из хрустальных и сердоликовых бус, разнообразные браслеты и перстни. В погребениях были обнаружены остатки тканей как местного производства – льняных и шерстяных, так и шелковых, привезенных с Востока.

Земля вятичей славилась обилием зверя, птицы и рыбы. Вели они замкнутую полуохотничью, полуземледельческую жизнь. Мелкие деревни из 5–10 дворов по мере истощения пашен переносились на другие места, где выжигался лес, и 5–6 лет земля давала хороший урожай, пока не истощалась; тогда надо было снова переходить на новые участки леса и все начинать сначала. Помимо земледелия и охоты вятичи занимались бортничеством и рыболовством, а бобровый мех считался важной статьей товарообмена. Вятичи разводили крупный рогатый скот, свиней, лошадей. Корма для них заготовляли косами.

Украшения вятичей XII–XIII из подмосковных курганов Бессониха и Пузиково.

Украшения из курганов радимичей из Брянской губернии.

У вятичей имелись мастерские металлургов, кузни, слесари, ювелиры, гончары, камнерезы. Металлургия основывалась на местном сырье – болотных и луговых рудах. Обрабатывалось железо в кузницах, где применялись специальные горны. Высокого уровня у вятичей достигло ювелирное дело. Мастера изготовляли браслеты, перстни, височные кольца, амулеты и т.д.

Вятичи торговали с Византией, куда везли меха, мед, воск, изделия оружейников и златокузнецов, а взамен получали шелковые ткани, стеклянные бусы и сосуду, браслеты.

Судя по археологическим источникам, вятические городища и селища VIII–Х вв. и тем более XI–XII вв. были поселениями уже не столько родовых общин, сколько территориальных, соседских. Находки говорят о заметном имущественном расслоении среди жителей этих поселений той поры, о богатстве одних и бедности других жилищ и могил, о развитии ремесел и торгового обмена. Среди местных городищ той поры встречаются не только поселения «городского» типа или явные сельские селения, но и совсем небольшие по площади, окруженные мощными земляными укреплениями, городища. По-видимому, эти остатки укрепленных усадеб местных феодалов того времени, их своеобразные «замки». В бассейне Упы подобные усадьбы-крепости обнаружены близ селений Городна, Таптыково, Кетри, Старая Крапивенка, Новое Село. Есть такие и в других местах Тульского края. (Использована информация с сайта: http://www.refsru.com/referat-2673-1.html).

Вятичи торговали с арабским миром, они шли по Оке, Волге, Дону и далее по Каспийскому морю. В начале XI века они торговали с Западной Европой.

В 1893 г. Павел Иванович Якобий (1842–1913) показал очень резкое различие по некоторым психическим расстройствам в разных уездах Орловской области. На основании своих наблюдений и результатов исследований он пришел к выводу о том, что в центральных уездах Орловской губернии проживает этнически финское население, которое как бы зажато с двух сторон двумя другими этносами.

Бросается в глаза резкое отличие между "западным" и "центральным" этносами на территории Орловской губернии. Граница этих этносов примерно совпадает с границей Восточноевропейской возвышенности и с сегодняшней границей Орловской и Брянской областей. Восточная же граница этого этноса размыта. Так как эти места близко совпадают с местами, где, согласно летописям, обитали легендарные и воинственные вятичи, Павел Иванович ошибочно посчитал вятичей угро-финнами, а не балтами. По мнению Т.Н. Алексеевой, вятичи были узколицими людьми (использована информация с сайта: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1574469).

Как отдельное племя балтов вятичи которые потеряли свою независимость в 1146–1147 гг. Святослав без тени сомнения считал район верхней Оки колыбелью и центром вятичской земли – территорией Черниговского княжества. Вятичи в это время уже были расколоты: вятичи Козельска поддерживали Святослава Ольговича, а вятичи Дедославля поддерживали его противников. Видимо, решающие столкновения произошли в 20–30 годы XII века, и тогда вятичи потерпели поражение. На северо-востоке, по среднему течению Москвы-реки в это время безраздельно господствуют суздальские князья. В конце XI века летописи перестают упоминать вятичей как существующее племя.

Земля вятичей разделяется между Черниговским, Смоленским, Суздальским и Рязанским княжествами. Вятичи входят в состав Древнерусского государства. В XIV веке вятичи окончательно сходят с исторической сцены и в летописях больше уже не упоминаются (использована информация с сайта: http://www.kazedu.kz/referat/96203).

Крепость вятичей. Реконструкция оборонительного вала, укреплений городского посада, и крепостной стены. 

Князь кыевский Владимир идет в поход на вятичей.

Вятичско-голядское городище Подборки. Калужская область.

Предки Сергея Есенина наверняка были вятичами или радимичами

Интересные находки культуры вятичей были найдены в Калужской обл. по р. Луже в бассейне р. Оки. Этот район был хорошо обжит еще с эпохи неолита, здесь найдены неолитические стоянки в районе Жарки-Карово недалеко от бывшей деревни Воронино и в районе деревни Коврово, Брагинское городище и селище. В конце II – начале I тысячелетия до н. э. сюда пришел "железный век", хотя главным занятием людей здесь, по-видимому, оставалось скотоводство. Но они научились изготавливать железо из самородной руды, а освоение железа давало возможность людям вырубать леса и кустарники, освобождая все большие площади для лугов и пастбищ, а также строить жилища из бревен. Ранние памятники этой эпохи относятся к VIII–VII вв. до н.э. до первых вв. н.э.

В 60-х годах позапрошлого века русский археолог Д. Я. Самоквасов при раскопках у села Дьяково на южной окраине Москвы (теперь оно в черте Москвы) нашел первые клады "раннежелезного века" на так называемом Чертовом городище. Этот древний памятник имеет форму пирамидально возвышающегося холма с остатками вала и древним рвом. Любопытно, что среди найденных здесь культурных предметов оказались также изогнутые и поломанные гривны и браслеты, по-видимому, предназначенные для переплавки, а также каменная литейная форма. Последнее свидетельствовало, что украшения изготовлялись древними мастерами на самом городище.

Раскопки Д. Я. Самоквасова и его последователей показали, что городище у села Дьяково относится к эпохе, когда люди начали добывать и обрабатывать железо, научились делать железные орудия, отливать украшения из металла, образцы которого сохранились в "Дьяковском кладе". По этому памятнику вся археологическая культура эпохи "раннего железа" в междуречье Оки и Волги стала именоваться Дьяковской. Археологи датируют этот период в Калужской области VII в. до н. э. – VI–VII вв. н. э. Один из таких ярких памятников – Певкин бугор – расположен в долине Оки под селом Желоховом. Раскопки, произведенные в нем в 1936 году, показали, что здесь также находилось селище людей "дьяковской культуры". Интересно, что и бугор на реке Ить на левом берегу Волги тоже имеет сходное название – "Поющий курган". Почему поющий, никто уже не помнит. Скорее всего, на таких курганах в день поминания предков люди дьяковской культуры распевали песни. (использована информация с сайта: http://www.serebryano.ru/drevn_poselenia_kalujskoi_obl.htm)

Верховья Оки. На переднем плане курганы вятичей. Возможно, здесь находилось их городище. 

Кривичи

Главные города кривичей в XI–XII вв. – Смоленск, Полоцк, Изборск, а территория, занятая тогда кривичами – это смоленская и полоцкая земля – Смоленское и Полоцкое княжества, северо-западная часть в Новгородских владениях и в Тверском княжестве (использована информация с сайта: http://icrt.ru/plemena/krivichi/). В отличие от вятичей, кривичи тела своих умерших клали в вытянутые курганы-могильники. Причем у одного рода, скорее всего, был один такой курган, в который они добавляли новых умерших, наращивая курган в длину.

Прародиной кривичей считается территория балтийского побережья Польши, откуда сначала кривичи пришли на Псковщину (культура псковских длинных курганов, VI век), а затем двинулись на юг и заселили теперешние территории Белоруссии, Смоленщины, Тверской области вплоть до Волги. Активные перемещения кривичей происходили в VI–VII веках, а начались и того раньше. Полочане – часть кривичей, заселявшие в IX веке территорию современной Витебской и север Минской области.

Для кривичей был характерен высокий рост, долихоцефалия, узкое лицо, выступающий волнистый нос, очерченный подбородок – тип, характерный для валдайского населения русского народа (использована информация с сайта: http://icrt.ru/plemena/krivichi/).

Северные кривичи, скорее всего, и создали Галиджию, ставшую позднее Новгородской Русью. Западные кривичи создали Полоцк, а южные – Гнездово (позднее ставшее Смоленском), включенные в состав древнерусского государства уже при преемнике Рюрика князе Олеге. В латышском языке и по сей день русских называют кривичами, Россию – Кревией, а Беларусь – Балткревией.

Во всех регионах кривичи тесно взаимодействовали с варягами-русами. Византийский император Константин VII Багрянородный говорит о том, что кривичи делают лодки, на которых русы ходят в Царьград. Считается, что последний племенной князь кривичей Рогволод вместе с сыновьями был убит в 980 году новгородским князем Владимиром Святославичем. В Ипатьевском списке кривичи упомянуты в последний раз под 1128 г., а полоцкие князья названы кривичскими под 1140 и 1162 годами. После этого кривичи не упоминаются в древнерусских летописях. Однако племенное имя кривичи употреблялось в иностранных источниках вплоть до конца XVII века.

Кривичи и вятичи приняли активное участие в колонизации восточных земель, где ассимилировали местные финские племена дьяковской культуры. Юго-западная, полоцкая ветвь кривичей также именуется полочанами. Вместе с дреговичами, радимичами и некоторыми балтийскими племенами эта ветвь кривичей составила основу белорусского этноса.

Кривичи, реконструкции по черепам.

Представитель коренного угро-финского населения бассейна Оки и верхней Волги. Вероятно, частично оно было поглощено кривичами и вятичами.

Отличительная особенность погребений кривичей – длинные курганы в виде валообразных земляных насыпей. Все длинные курганы содержат захоронения по обряду трупосожжения. Кривичская курганная культура отличается от синхронных славянских культур Поднепровья. Наземное устройство жилых и хозяйственных построек кривичей (равно как словен новгородских) напоминает археологические памятники лесной полосы Польши. Другими кривичскими артефактами являются бронзовые серповидные височные кольца, стеклянные бусы, ножи, наконечники копий, серпы, керамика (пряслица и изготовленные на гончарном круге горшки).

Камень Чашечник в мегалитическом комплексе Чертово Городище, Калужская область. Фото с сайта: http://merjamaa.ucoz.ru

Формы для разлива металла на реке Ить в Ярославской области (левобережье Волги). Фото А. Сосина

Формы для разлива металла на реке Ить в Ярославской области (левобережье Волги). Фото А. Сосина

"Поющий холм" на реке Ить в Ярославской области (левобережье Волги). Фото А. Сосина

Интересные данные о распространении древних балтов можно получить, изучая типы домов (типы крыш) в современной сельской России и сопределельных государствах. В характере домов до сих пор сохранились следы материальной культуры разных этносов. Об основных традиционных типах домов на Руси я уже писал в своих предыдущих публикациях. Вероятно, каждый крупный этнос имел традицию организации одного типа жилой постройки с определенным типом крышы, так как каждый тип дома имеет четкий географический ареал. Этот ареал может построить любой читатель этой статьи с любым уровнем подробности, имея только выход в интернет. К сожалению, в современной России новые дома строятся часто без учета традиции, особенно последнее десятилетие, тем не менее (и весьма удивительно) вычерчиваемые по интернет-данным границы ареалов получаются очень четкими. Однако мы осознаем, что пройдет еще 20–30 лет – и эти ареалы будут размытыми, а традиционные типы домов уйдут в вечность и сменятся какими-то вариантами универсального нового дизайна. Поэтому исследования архитектуры домов уходящей сельской России очень важны и актуальны.

карта распространения домов кривичского типа, соответствующая распространению балтов. Оранжевым цветом показан ареал домов условно радимичского стиля, зеленым цветом – условно кривичского стиля.

Разумеется, выявленные границы требуют дальнейшего уточнения. Карта составлена А.В. Беликович по статистическим данным. Для выявления ареалов взяты данные о продаже домов с основных риэлтерских сайтов http://www.avito.ru и http://www.slando.ru по Белоруссии, Украине, а также Курской, Брянской, Белгородской, Калужской, Смоленской, Орловской, Тульской, Воронежской, Липецкой, Тамбовской, Тверской, Рязанской, Ярославской, Псковской, Новгородской, Владимирской областей РФ. По Литве брались данные с сайтов: http://www.baltestate.lt/; http://xenig.com/ru/realestate/.

По всем административным регионам брались данные на первых 10 страницах риэлтерских предложений (1000 домов), "срез" проведен в середине февраля 2014 г. Использованы только предложения с четкими фотографиями домов. По фотографиям дома разделялись на 5 типов:

1) русский дом (трехскатный со светелкой),

2) словенский, или новгородский дом (обычный двускатный),

3) условно кривичский дом (трескатный или четырехскатный со маленьким окошком для освещения чердака),

4) условно радимичский дом (двускатный со скошенной крышей),

5) кыпчакский дом (квадратный с четырехскатной крышей).

При этом четко выделились области с преимущественным распространением какого-либо типа домов (одного или двух). Только одна область – Тверская – имела приблизительно равное между первыми 4 типами домов распределение. Доля новгородских домов была приблизительно равная по всем исследованным областям, снижаясь к югу и замещаясь кыпчакскими домами, однако к северу она резко увеличивалась, а в Псковской, Новгородской областях достигала 100%.

В западной и центральной части России четко выявилось существование двух типов домов, которые мы назвали условно кривичским и условно радимичским. Сейчас трудно сказать, какому этносу приндлежал тот или иной тип дома, потому что возникли они, скорее всего, в VII–X веках. Тем не менее оба ареала во многом совпадают (слева на карте нанесены все точки встречи дома кривичского и радимичского типов), хотя, например, в Тамбовской области преимущественное распространение получает радимичский дом, он встречается и дальше на запад в Саратовской и Пензенской областях. Вот как выглядят эти два типа древне-балтских домов:

Такой дом мы называем домом условно кривичского стиля. Он имеет трехскатную крышу с небольшим слуховым окошком в торце. Смоленская обл., д. Стодолище.

Такой дом мы называем домом условно радимичского стиля. Он имеет двускатную крышу, но сбоку обязательно пристрой, крыша над которым "накладывается" на один скат, делая фронтон асимметричным. Тверская область, г. Нелидово.

Стропила в домах кривичского и радимичского типа крепятся на стенах, поэтому карнизы в таких домах отсутствуют, в отличие от "русского" дома.

Дом в кривичском стиле с четырехскатной крышей в Смоленской области.

Следует сказать, что в пределах былого ареала распространения домов кривичского и радимичского типа сегодня осталось совсем немного. Этому способствовали в значительной мере разрушительные войны и то, что эти стили на территории современной России появились значительно раньше, чем, например, русский стиль дома на территории Владимирско-Московской Руси.

Древние литовские дома строились в кривичском стиле. Это музей под открытым небом.

Дома в кривичском стиле бывают как трехскатные, так и четырехскатные. Деревня Ложкино Смоленской области. Фото с сайта: http://lozhkino.ru

Чтобы не быть голословными, приведу еще несколько домов этих стилей, повторяющихся регулярно. Заметим, что западнее, севернее и южнее ареалов своего распространения такие дома практически не встречаются. Но они могут единично встречаться в Сибири и на Дальнем Востоке, маркируя место, откуда приехали построившие их переселенцы. Все фотографии взяты в основном с риэлтерского сайта http://www.avito.ru, в других случае авторство указано.

Дом с четырехскатной крышей в кривичском стиле в Смоленской области.

Дом в кривичском стиле в деревне Юсино Тверской области в Кувшиновском районе. Фото с сайта: http://www.tvermetr.ru/

Ярославская обл., дом пятистенок в п. Брейтово. Стиль крыши кривичский, но все остальное сделано по-русски. Фото А.Н. Орлова.

Ярославская обл., дом в кривичском стиле в с. Калистово. Фото А.Н. Орлова.

Дом в кривичском стиле в Украине, Черниговская область, Козелецкий район, село Тарасов.

Дом в кривичском стиле в Украине, город Сумы.

Дом в кривичском стиле в Псковской области, Бежаницкий район, деревня Дворцы.

Тверская область. Двухэтажный дом в кривичском стиле. Фото с сайта: http://backoffice.21online.ru/

Таким образом, мы видим у кривичей трехскатную или четырехскатную крышу с особой конструкцией окна или отверстия под коньком. Такой тип дома отличается от русского типа тем, что нет светелки, а стропила лежат на стенах, и карниза в кривичских домах нет. Географию домов кривичского типа следует тщательно изучить этнографам как можно быстрее, так как вскоре произойдет их полное исчезновение и замена нелепыми коттеджами, построенными в "никаком" стиле. Ниже приведем варианты домов условно радимичского стиля, которые также встречаются с завидной регулярностью.

Беларусь, Витебская область, Поставский р-н, деревня Лынтупы.

Брянская область, с. Сельцо.

Владимирская область, Кольчугинский р-н, поселок Слобода.

Надеюсь, молодые географы и историки смогут провести более подробно исследование типов домов в России, тщательно вычертить ареалы их распространения, пока они совсем не растворились в потоке новых построек. Эта работа может иметь большое историческое значение, так как структура жилища является одной из сакральных ценностей этноса, глубинным стержнем организации его ментальности.

Вот в таком доме типично кривичского стиля в деревне Клушино Смоленской области, неподалеку от г. Гжатск (ныне г. Гагарин), родился 9 марта 1934 г. Юрий Алексеевич Гагарин. В нем он провел свое детство. По своему внешнему облику Ю. Гагарин – типичный вятич.



источник

ВИДЕООБОРЗЕНИЕ: приветствие невидимок от Байдена, досадный ляп председателя Европарламента и рукоприкладство президента Гвинеи

✔Добрый день, дорогие друзья! Сегодня вашему вниманию представляем три коротких, но весьма занимательных видео, которые попали в Сеть на этой неделе. Итак, поехали! Выступая на сессии Е...

МИД РФ о Тихановской

Лавров обозначил позицию МИД РФ по Хуаните Тихановской. Как не трудно догадаться, с Тихановской никто разговаривать не будет, так как она однозначная расценивается как западная марионетка. &la...

Еврофашизм на марше

Давайте называть вещи своими именами. В Европе и на Западе более глобально под разговоры о «свободе и демократии» построен самый настоящий фашизм. Причём это не «фашизм в стади...

Обсудить
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup:
  • :thumbsup:
  • :thumbsup:
  • :hand: :sunglasses: "Варяги-русы не были никакими викингами, они – более древние мореходы, чем викинги норвежцы, викинги датчане и викинги шведы. Предки варягов-русов ходили по морям Арктики еще тогда, когда Скандинавия и ложе Балтийского и Белого моря были заняты огромным ледником." (с) - вот с этим соглашусь, а на счет фейкового финно-угорства дьяковцев в корне не согласен. А вообще - статья многодельная, за что отдельная благодарность, забрал на изучение :thumbsup:
  • Отличный материал, спасибо дорогая. Прочитал с удовольствием. :thumbsup: