• РЕГИСТРАЦИЯ

Древний литовский город Урдом

22 1476

"а ныне – одноименная заброшенная деревня в Оленинском районе Тверской области. Впервые в русских источниках Урдом упоминается в Тверской летописи в связи с событиями 1322 года. Но интересно другое. Урдом (Урдома или Урдомия) наряду с Тверью стал одним из немногих городов тверской земли, упомянутых европейскими картографами Средних веков и Нового времени"

В одном из прошлых выпусков мы писали о Тверской Карелии – северо-восточной части Тверской области. Теперь пришло время рассказать о другом неизвестном регионе Верхневолжья. Речь на этот раз пойдет о западных районах нашей области – о древней и загадочной Стране Тудовлян, более известной в средневековых источниках под именем Ржевского княжества или Тудовлянской волости.

Для нас, современных жителей Тверской области, кажутся привычными ее размеры и расстояния. Торопец, Ржев, Вышний Волочек, Торжок, Бежецк или Весьегонск – названия этих городов знакомы нам с детства, у многих в районах проживают родственники и друзья. Но мало кто задумывается, например, что расстояние от того же Торопца до Весьегонска составляет по дорогам почти 600 км, и это то же самое, как доехать от Парижа до Амстердама, да еще пересечь по пути две границы. Площадь Тверской области равна площади всего острова Ирландия, больше Баварии и больше территории Бельгии, Нидерландов и Люксембурга вместе взятых, и «на сдачу» останутся еще расположенные вблизи французские департаменты Нор и Па-де-Кале.

Но любой, кто хотя бы раз путешествовал, скажем, по Бельгии и Нидерландам, не мог не обратить внимания на разнообразие регионов в этих странах. Северный Брабант, Лимбург, Фрисландия, Зеландия, Северная и Южная Голландия, Гронинген – в Нидерландах, Фландрия и Валлония – в Бельгии, и это далеко не полный их список. Наличие внутренних регионов делает европейские страны гораздо более интересными и привлекательными, существующие и поддерживаемые государством и местным самоуправлением региональные культурные традиции, говоры и наречия, кухня и архитектура ежегодно привлекают в них миллионы туристов. А у самих жителей присутствует понятная гордость за принадлежность к собственному региональному сообществу, гордость за свою местную историю, традиции, язык и архитектуру – за свой непохожий на другие регион и желание сделать свой маленький край лучше и краше, чем у соседей.

Переводя взгляд с Бельгии и Нидерландов на Тверскую область, то первое, что бросается в глаза, – это кажущаяся безликость и единообразие нашей области. Несмотря на огромные размеры, вы нигде не увидите какой-то четко выраженной местной специфики или региональных сообществ, отличающихся друг от друга так же, как, например, отличаются между собой регионы упомянутых Бельгии и Нидерландов. Но наша безликость и единообразие обманчивы и во многом являются последствием той чудовищной деградации местной жизни, которая произошла за последнее столетие, результатом затаптывания всего уникального и особенного, что было в исторических регионах тверской земли.

Многим это покажется удивительным, но Тверская область в части наличия собственных историко-географических регионов ничем не отличается от тех же Бельгии и Нидерландов. Тверская Карелия, Страна Тудовлян, вольный город Торжок с окрỳгой, юг Деревской пятины Великого Новгорода, примерно соответствующий территории Вышневолоцкого уезда, древние Торопецкое и Бельское княжества, Великое княжество Тверское – вот семь основных регионов Тверского Верхневолжья. Главное отличие Тверской области от многих европейских стран заключается в том, что там не боятся развивать свои региональные сообщества и идентичности, прекрасно понимая все выгоды такого пути, который ведет к повышению интереса к своим территориям и, как следствие, увеличению туристического потока и росту локальных экономик.

Следует уже наконец признать, что Тверская область объединяет в своих административных границах семь отдельных регионов, каждый из которых имеет свою неповторимую судьбу и историю, традиции и культуру, даже язык. И возрождение каждого из этих семи регионов сделает Тверское Верхневолжье неизмеримо богаче, чем сейчас, вдохнет новые смыслы в районы Тверской области и жизнь местных сообществ.

Страна Тудовлян

Территория от озер Селигер и Вселуг до Ржева, включая волжские притоки – реки Селижаровка, Жукопа, Тудовка, Большаф и Малая Коша, Сишка, еще с древнейших времен представляла собой самобытный и самостоятельный регион, объединенный речной и озерной системой Верхней Волги. За многие столетия своего существования этот регион назывался по-разному: Ржевское княжество, Ржевская земля, Тудовлянская или Тудовская волость, но уже в XX веке известный тверской исследователь-краевед Юрий Смирнов в своей книге «В стране тудовлян» предложил его современное название – «Страна Тудовлян», по аналогии с другой не менее загадочной европейской областью – Страной Басков.

В своей истории, богатой на события, Ржевское княжество, начиная с XII века, попеременно входило в состав смоленского, тверского, литовского и московского государств, но при этом всегда оставалось собой, сохраняя в неизменном виде свои границы: от истока Волги до Ржева. При создании в 1775 году Тверского наместничества, преобразованного в 1796 году в Тверскую губернию, основная территория прежнего Ржевского княжества оказалась разделенной между двумя новыми уездами – Ржевским и Осташковским.

На сегодняшний день Страна Тудовлян примерно совпадает с территорией Ржева, Ржевского и Селижаровского районов, большей частью Пеновского и Оленинского районов, западной частью Старицкого района, Осташковским городским округом и ЗАТО «Солнечный».

Литовский рубеж

На территории Страны Тудовлян – от Великих озер до Ржева – сохранились остатки уникального сооружения, о существовании которого мало кто знает. Речь пойдет о знаменитой «Литовской границе».

Как известно, до прихода славян в Верхневолжье река Волга служила естественной границей между землями древних балтов – родственников современных литовцев, и финно-угров. Древние балты проживали на юге и западе от Волги, что подтверждается, в частности, гидронимией – многочисленными названиями рек, озер и ручьев. С незапамятных времен для защиты от набегов финно-угорских народов древними балтами была выстроена грандиозная крепостная система. Вдоль всей Волги с интервалом 20-30 км и по сей день возвышаются большие и малые «городки».

Позднее крепости утратили роль пограничных – потомки литовцев стали селиться на север и восток от Волги, о чем свидетельствуют довольно многочисленные балтские гидронимические анклавы в восточной части Тверской области, а древние балты и финно-угры стали жить там чересполосно, становясь добрыми соседями. Под началом «Русской Правды» и христианской веры они вошли в состав новых государств и стали постепенно забывать свой язык и богов.

Много столетий спустя, когда в XIV веке Великое княжество Литовское, преодолевая раздробленность, стало собирать под своей властью все прежние древние балтские земли и народы, эти крепости вошли в состав Литвы и вновь стали пограничными. Под их стенами проходила сначала литовско-тверская, а затем, после утраты Великим княжеством Тверским независимости, и литовско-московская граница. Именно поэтому все эти городки и вошли в историю под названием «литовских», а само сооружение получило название «Литовская граница» или «Литовский рубеж», разделяющего зримой чертой современную Тверскую область на две практически равные половины – Верхнюю и Нижнюю Тверщину.

«Се грады Литовстии: Селук, Осечен, Горышин, Сишка, Рязна, Туд» – сообщает Воскресенская летопись.

Великий князь литовский Ольгерд в письме константинопольскому патриарху Филофею называет следующие верхневолжские города: Ржева, Сишка, Тудин, Осечен, Горышено, Рясна, Кличень, Вселук, Волго, Козлово, Липица, Тесов, Хлепен. Еще к «литовским городкам» относят Роден (Родня), Урдом, Негомир (Немгорь).

Осечен, пожалуй, наиболее неприступный из них. Высокий холм, на вершине которого он располагался, возвышается над Волгой на более чем 50 метров, а это – высота 15-17-этажного дома. С такой высоты окрестности просматривались на 20-25 км. Однако с тех пор много волжской воды протекло у подножия городка: склоны поросли лесом, а площадка городища опоясана внушительными березами. Сквозь их ветви противоположный берег едва просматривается, река же и вовсе не видна. Культурный слой городища практически сразу начинается с прослойки угля, напоминая печальное завершение истории славной крепости. Противоположные от реки склоны бывшей крепости значительно ниже – 12-15 метров. Недалеко от городка в лесу на месте бывшего погоста Большой Осечен лежит средних размеров плоский валун, которому до сих пор местные жители и заезжие туристы приносят монеты.

Не менее неприступной была и крепость Сишка, которая располагалась на плато правильной формы, высящемся на правом берегу Волги близ устья одноименной реки. С высоты около 20 метров прекрасно контролируется как водный путь по Волге, так и сухопутный – древний Торопецкий тракт, одна из важнейших торговых артерий с глубокой древности вплоть до недавнего времени. Живописная березовая рощица нисколько не портит вид городища. Против городка на другом берегу реки Сишки возвышается холм, который также не мог остаться без внимания обитателей крепости и наверняка тоже был укреплен.

А вот крепость Туд в Оленинском районе была не настолько грандиозна. Она притаилась между двух широких обрывающихся в Волгу оврагов, послуживших естественными рвами, а со стороны берега ее укреплял уже искусственный ров и высокий вал. Сейчас покой городища охраняет целая поляна крапивы, верная спутница запустения и забвения. Вместе с тем, название этого городка сохранило наиболее раннюю форму гидронима Тудовка, и именно от крепости Туд и реки Тудовки происходит название всей Тудовлянской или Тудовской волости, по которой и прозвали разительно отличавшееся от остальных тверичей население здешних мест – тудовлян.

Удивительна судьба древнего литовского города Урдом, а ныне – одноименной заброшенной деревни в Оленинском районе. Впервые в русских источниках Урдом упоминается в Тверской летописи в связи с событиями 1322 года. Но интересно другое. Урдом (Урдома или Урдомия) наряду с Тверью стал одним из немногих городов тверской земли, упомянутых европейскими картографами Средних веков и Нового времени. Так, например, Урдом присутствует на карте Великих княжеств Литовского и Московского 1589 года, на карте Московии Меркатора 1629 года, на карте Московии Жана Буассо 1643 года и на карте Московии Жана Пикара 1657 года. Даже по позднейшим сообщениям XIX – начала XX века, на огородах в Урдоме крестьяне часто выкапывали во множестве человеческие кости, а сама деревня стояла на таком высоком месте, что в ясную погоду оттуда был виден находившийся от нее на расстоянии 45 верст, или около 50 км, погост Ильи Горы, расположенный тоже на горе, и Ржевская высокая соборная колокольня. Последнего жителя деревни Урдом схоронили в 2013 году возле его дома. С тех пор там некому жить, и дорога в древний «литовский городок» постепенно поглощается лесом.

Карта (фрагмент). Великое княжество Литовское в 1586 году. Wikimedia

Оковский лес и Оковцы

К западу от Волги, занимая все правобережье Страны Тудовлян, в старину простирался огромный лесной массив – Оковский лес. Именно в этой части Тверской области выделяют и особый антропологический «литовско-белорусский» тип населения, здесь же был распространен культ ужей, а в раскопках практически повсеместно находят типично литовский женский головной убор – венчик vainags.

«Повесть временных лет» описывает Оковский лес как своего рода географический центр средневековой Руси, откуда берут начало три великие реки Восточной Европы: «… Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на юг… Двина из того же леса вытекает и течет на север… Из того же леса вытекает Волга и течет на восток». В Оковском лесу берут свои истоки Жукопа, Тудовка, Обша, Осуга, Сишка. Благодаря удобным волокам через Оковский лес проходил древний Двинско-Волжский торговый путь, частью которого и был город Ржев, или Ржева, как он обозначен на старинных картах. В настоящее время от огромного лесного массива осталась лишь малая часть, сохраненная в виде Центрально-Лесного биосферного заповедника.

И одним из наиболее сакральных мест во всем Оковском лесу до сих пор является Оковецкий источник в Селижаровском районе.

Первые люди поселились в этих местах достаточно давно, как минимум около полутора тысяч лет назад: на южной окраине деревни Оковцы и сейчас еще возвышается больших размеров холм – древнее городище времен раннего железного века, а чуть менее полутысячелетия на месте городища возвышается огромная церковь. Само слово «Оковцы» связано с литовскими корнями aka/aku – «источник, криница» и alka-/auka – «место пожертвований, жертвоприношение, святилище». Иными словами, название деревни можно дословно перевести как «священный источник, криница-святилище», тем более что местные жители произносят название деревни как Акауцы, с ударением на последний слог.

Оковецкий источник – одно из зримых воплощений силы Оковского леса и Страны Тудовлян. И вот уже более пятнадцати столетий Святой ключ в Оковцах является одной из самых почитаемых святынь тверской земли. Оковцы притягивают к себе людей несмотря ни на что: этому не могли помешать ни частые здесь войны, ни смена языка, ни переход тудовлянской земли от одних хозяев к другим. Даже на православной иконе в честь «оковецкого чуда» – обретения здесь чудодейственных икон – во главе композиции находится именно Оковецкий ключ, древний символ жизни этой земли и надежды на возрождение.

Загадка происхождения тудовлян

Само название региона – Страна Тудовлян – относит нас к тем временам, когда на всем протяжении от Селигера и Вселуг до Ржева жил народ тудовлян, о происхождении которого сломано много исторических копий.

Еще в начале XX века в Ржевском и Осташковском уездах – исторической территории Страны Тудовлян, к тудовлянам относило себя до 45 тыс. человек, при том что общая численность населения обоих уездов составляла порядка 280 тыс. У тудовлян бытовал свой язык, близкий к белорусским говорам и наречиям, своя особая традиционная одежда, праздники и песни. Именно в тудовлянских землях, например, получила широкое распространение местная разновидность волынки – дуда, музыкальный инструмент, не встречающийся больше нигде в Тверской области.

Современные историки выдвигают две основные версии происхождения тудовлян. Согласно первой и наиболее распространенной из них, тудовляне являются ассимилированными белорусами, согласно же второй версии, они представляют собой потомков автохтонного населения, за годы Великого княжества Литовского перешедшего на западнорусский язык – государственный язык средневековой Литвы, наиболее близкий к белорусским говорам и наречиям.

Вместе с тем, на мой взгляд, при изучении феномена тудовлян историки совершенно упускают из вида самое главное – это расселение тудовлян именно вдоль «Литовской границы». Здесь просто напрашивается аналогия с сербскими и хорватскими граничарами – основным населением Военной границы Австрийской империи со времен средних веков.

Напомню, что Военной границей называлась пограничная область на юге монархии Габсбургов, прикрывавшая границу с Османской империей, и тянувшаяся узкой полосой от Адриатического моря на западе до Трансильвании на востоке. Своим возникновением эта область обязана постоянным войнам, которые вели между собой Габсбурги и Оттоманская Порта, и переселению сербов с их исконных земель под турецким натиском. Переселяясь за естественные рубежи Динарских Альп, рек Купа, Уна, Сава и Дунай, сербы и хорваты становились «граничарами» и получили особое военное самоуправление от австрийского правительства, а также множество льгот и привилегий.

Поэтому обе версии происхождения тудовлян нисколько не противоречат друг другу. Для защиты Волжского рубежа правительство Великого княжества Литовского, по аналогии с Военной границей Австрийской империи, могло переселять на «Литовскую границу» ратников и крестьян из внутренних районов государства, где преобладали белорусский и польский языки, а местное литовское, по своему происхождению, население постепенно усвоило язык новых переселенцев, ставших большинством.

В ходе катаклизмов XX века отличия тудовлян от окружающего населения практически стерлись, но сами тудовляне никуда не делись, их потомки по-прежнему населяют Страну Тудовлян, самобытный регион от тверских Великих озер – Селигера, Вселуг и Пено до стен древнего Ржева.

***

В этой статье мы лишь в самых общих чертах коснулись истории древней Ржевской земли, загадки происхождения тудовлян и уникального сооружения – «Литовской границы», многочисленные городища которой не одно тысячелетие горделиво стоят на берегах великой реки, несущей свои воды далеко на восток. Нельзя объять необъятное, и мы не ставили своей целью подробно углубляться в историю этих вопросов. Но начать дискуссию о месте регионов в современной Тверской области, их настоящем и будущем, перспективах их развития – вот что важно.

По глубокому убеждению автора этой статьи, регионы Тверского Верхневолжья должны уже наконец-то вернуться к полнокровной жизни и очнуться от столетнего морока и запустения. Только поддерживая и развивая тверские региональные сообщества, мы сможем сделать жизнь людей в них по-настоящему интересной и богатой.

Карта. Великое княжество Литовское в 1586 году. Wikimedia


источник

собака лает , караван идет

Слышите гул? Это гудит ливийский экспресс!

  " ...Ведь от тайги до британских морей                                        &...

США и коронавирус: три неудобных вопроса

Давайте зададимся вопросом: что в реальности может стоять за словами заместителя Государственного секретаря США по вопросам Европы и Евразии Филиппа Рикера, прямо объявившего нашу стран...

Скованные одной сетью: "Нет России"

Намедни даже "Коммерсант", описывая ежегодное шествие левых партий, прошедшее в День защитник Отечества в Москве, удивился:"Если бы не обилие красного цвета и не портреты Сталина, ...

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    sugochka 24 февраля 17:18

    Индийский фашизм

    — И в чём же вы видите опасность?— В фашизме.— Не понял, вы хотите сказать, что в Индии возможен фашизм?— Всё зависит от того, что понимать под фашизмом. Сегодня вопрос об угрозе «фашизма», как правило, сводят, прежде всего, — к идеям национальной и расовой исключительности и нетерпимости, к реальным и мнимым посягательствам на права представителей наци...
    213
    sugochka ЛИНИЯ СТАЛИНА
    23 февраля 19:44

    "ГИТЛЕРЫ ПРИХОДЯТ И УХОДЯТ, А НЕМЕЦКИЙ НАРОД ОСТАЕТСЯ"...

    3 февраля 1942 года, И.В. Сталин говорит на весь мир:«Опыт истории говорит, что гитлеры приходят и уходят, а народ германский, а государство германское остаётся»«Правда», 23 февраля 1942.Тем самым он ещё в 1942 году постановил, что война идёт против Гитлера и его приспешников, но не против германского народа....
    277
    sugochka Это наша жизнь
    23 февраля 19:32

    Еще до древних пруссов: как загадочный народ строил огромные дома на морском берегу

    На территории, которая гораздо позже стала называться Восточной Пруссией, а затем Калининградской областью, с начала V тысячелетия до нашей эры по берегам заливов и, в особенности, озер (ныне превратившихся в болота) проживали племена охотников и рыболовов. Их стоянки обнаружены в современных Озерском и Краснознаменском районах.Однако совершенно особенн...
    173
    sugochka 23 февраля 11:57

    Славянская Германия - правда от историков и о лжи от псевдоисториков

    Много кто помнит замечательного сатирика Задорнова. Относительно многие возможно вспомнят то, как он иногда брался рассказывать о славянах, издревле населявших Германию... И конечно если это не сведующим сказать, то они подумают разом, что вот оно, славяне то древнее всяких там немцев и так далее. Нет, это совсем не так и никогда не было таковым. Ещё ес...
    342
    sugochka Это наша жизнь
    15 февраля 17:59

    Кто такие найманы — основа войска Чингисхана?

    Сегодня за право назвать себя потомками древнего племени найманов борются монголы, казахи, узбеки, киргизы, буряты и, конечно, жители Алтая. Но с равным успехом сделать найманов своими предками могли бы жители Украины, Поволжья и даже Польши и Литвы. Всё просто. Благодарить нужно великого Чингисхана и его огромную мировую державу… Учёные не могут сказать...
    227
    sugochka 12 февраля 20:43

    Кул Гали и глобальный характер булгарской цивилизации

    Культура Волжской Булгарии связана этнически и культурно с теми народами и странами, в истории которых булгары оставили заметный след.Когда мы говорим о величии и выдающемся таланте булгарского поэта Кул Гали, мы, естественно, задумываемся и над масштабами воздействия его творчества на булгар Поволжья и Приуралья. А ведь оно, это воздействие поражает. В...
    228
    sugochka Это наша жизнь
    12 февраля 07:24

    Биологические предки казахов: от европеоидов к монголоидам

    Самый авторитетный антрополог Казахстана Оразак ИСМАГУЛОВ представил в Алматы книгу “Происхождение казахского народа (по данным физической антропологии)”, материалы для которой собирал больше полувека.Исследователь изучил казахов и их предков по разным разделам физической антропологии. В том числе проследил, как за последние 4 тысячелетия изменились чер...
    355
    sugochka 11 февраля 07:33

    Аттила был якутом

    Нет, это не оговорка и не безумная псевдоисторическая версия. Несмотря на то, что в буквальном смысле этот легендарный князь к современным коренным жителям республики Саха (Якутия) прямого отношения не имеет, дыма без огня, как известно, не бывает. А есть ли дым? Несомненно.В 2016 г. группа учёных из Турции проводила исследования в г. Маастрихт на юго-в...
    354
    sugochka 8 февраля 19:42

    Болгары,это библейские евреи?

    Заранее извиняюсь за автоматический перевод, но тема очень интересная!Более десяти или пятнадцати лет назад я познакомился в статье Б. Цонева с библейской версией происхождения нашего народа. Болгария была названа нашим предком, одним из сыновей Тогармы. Автор сослался на ответное письмо, отправленное хазарским каганом Иосифом (в 954–961 годах А.Д. Арта...
    365
    sugochka 6 февраля 07:02

    Белые латышские стрелки

    Сочетание «красные латышские стрелки» известно широко, а вот о «белых латышских стрелках» известно очень мало.После большевицкого переворота солдаты и офицеры латышских частей Российской армии, желавшие воевать против красных, всеми возможными способами добирались до районов, находившихся под властью антибольшевистских сил. Формирование белых латышских ...
    213
    sugochka Это наша жизнь
    4 февраля 20:54

    Как жила древнейшая цивилизация в Европе

    Микены воспеты в древнегреческих мифах, они играют важную роль в "Илиаде" Гомера. Археологические находки, свидетельствующие о существовании этого города, впервые привезли в Германию. Золотая маска XVI века до н.э. - главный экспонат выставки о Микенах, центре древнейшей цивилизации в Европе. Почти 400 древних объектов прибыли в музей Карлсруэ из Греции,...
    251
    sugochka 30 января 07:18

    Чуваши: какие тайны связаны с этим народом

    По данным переписи 2010 года в России проживает 1 435 872 чуваша. Больше всего их в Чувашии (814 750 человек), в Татарстане проживает еще 116 252 чуваша, в Башкортостане – 107 450, а в Ульяновской области и в Самарской соответственно 94 970 и 84 105 чувашей.Культура чувашей давно проникла в наш быт – многие в России любят ватрушки с картошкой и творогом...
    516
    sugochka Это наша жизнь
    28 января 19:17

    Мир позднего бронзового века

    Первая мегаобщность в истории человечестваТонны металла ежегодно преодолевают тысячи километров от месторождений до рынков сбыта… Кисло-молочные продукты с балтийских берегов поставляются в междуречье Тигра и Евфрата… Египтяне осваивают технологии, разработанные на Южном Урале… Что это – список тем Международного экономического форума в Давосе? Как бы н...
    350
    sugochka 27 января 21:07

    ЗАГАДКА ИСЧЕЗНУВШЕЙ КОЛЛЕКЦИИ ПАДРЕ КРЕСПИ.

    Коллекцию древних артефактов Падре Креспи собирал более 50 лет. В ней были загадочные золотые пластины с рисунками, на которых могла быть информация из «таинственной металлической библиотеки. После смерти Креспи следы коллекции теряются. История Падре Креспи является одной из самых загадочных из всех историй, рассказывающих о наследиях неизвестных цивил...
    357
    sugochka Это наша жизнь
    26 января 18:56

    Книги Умнова-Денисова

    Уважаемые любители истории, если вдруг кому-нибудь из Вас будут интересны нижеуказанные книги Алексея Ивановича Умнова-Денисова, прошу обращаться ко мне в сообщениях! ...
    436
    sugochka Это наша жизнь
    26 января 16:35

    А. Девятов. Осторожно - простаки. 20-01-2020

    ...
    623
    sugochka 26 января 10:59

    "Эдда" о Аттиле из рода Вельсунгов и гуннах.

    В «Старшей Эдде» в песне «Подстрекательство Гудрун», описывается сюжет мести за Сванхильд ее братьями Ёрмунрекку , но без упоминания росомонов.«Сванхильд — имя вашей сестры, что Ёрмунрекк бросил коням под копыта, […], готским коням».В Старшей Эдде Сёрли и Хамдир сыновья Гудрун и конунга Йонакра, а Сванхильд — дочь Гудрун и Сигурда. Сванхильд была отдана...
    343
    sugochka Это наша жизнь
    25 января 19:45

    Как Банк Ватикана связан с итальянской мафией и тайными обществами — и почему святые отцы предпочитают наличность

    «Одной молитвой церковь не построишь» — так архиепископ Марцинкус, переживший трех римских пап и всех своих друзей, обычно отвечал журналистам на обвинения в отмывании денег и связях католической церкви с мафией. Esquire разобрался в запутанной истории самого таинственного (и самого благочестивого) финансового учреждения Европы — Банка Ватикана.В июне 1...
    1537
    sugochka Это наша жизнь
    25 января 10:18

    О ТОМ, КАКИМ ОБРАЗОМ ЕВРЕЙСКАЯ РЕЛИГИЯ СТАЛА РЕЛИГИЕЙ ГОЕВ.

    "Вы ненавидите еврея не потому что, как это вам кажется, он распял Христа, но потому что еврей дал ему рождение. Ваша настоящая свара с нами не потому, что мы отвергли Христианство, а потому, что мы на вас его наложили!Если вы настолько серьёзны, чтобы говорить о еврейских заговорах, могу ли я заострить ваше внимание на одном из них, стоящем разговора. ...
    905
    sugochka 24 января 07:25

    Русский Север и бассейн реки Обь-место возникновения культа Аполлона, Индры, Ганешу и прародина индоариев.

    Месторасположение прародины индоевропейцев всегда было камнем преткновения научного сообщества и хотелось бы привести ряд аргументов за первичный ареал обитания в районе Оби-Ямала , Печоры, Архангельской и Вологодской области и островов Новой Земли. Что же позволяет выступить с таким безусловным мнением? Это географическая привязка к данной местности об...
    439
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика