Томас Шор о роли славян в образовании английского народа

9 3073

Уважаемые друзья! В 2015 году был издан мой перевод с английского книги английского историка рубежа 19-20 веков Томаса Уильяма Шора «Происхождение англо-саксонского народа». Это первый перевод в России. В книге содержится уникальный материал по истории заселения Британских островов. При этом Томас Шор, на основании изучения древних названий британских поселений, указывает также и на «славянское» происхождение многих из них.

Мне бы хотелось сделать презент моим подписчикам и опубликовать VI главу книги под названием «Руги, венеды и племена славянских поселенцев».

Чтобы читатели не полагались на интерпретацию переводчика, собственные имена и топонимы в книге оставлены в скобках в исходной авторской форме. Глава VI достаточно объемна, представлю ее вам двумя частями, в двух последовательных выпусках. Подчеркну книга издана а Лондоне в 1906 году.

Томас Уильям Шор

ПРОИСХОЖДЕНИЕ АНГЛОСАКСОНСКОГО НАРОДА

Глава VI.

РУГИ, ВЕНЕДЫ И ПЛЕМЕНА СЛАВЯНСКИХ ПОСЕЛЕНЦЕВ

Именем «венеды» древние тевтонские германцы называли те славянские племена, которые располагались на территориях к востоку от Эльбы и к югу от Балтийского моря. Это имя схоже с более древним названием, используемым Птолемеем, который писал, что «Венеды (Wenedae) обосновались по всему Венедскому заливу». Также и Тацит упоминает этот народ. Поэтому нет никаких сомнений в том, что до англосаксонской колонизации эти племена селились на побережье Мекленбурга и Померании.

О том что, между различными племенами венедов существовали родовые различия, свидетельствует наличие таких больших сообществ, как вильцы и ободриты (Obodriti), которые во времена Карла Великого образовывали противостоящие союзы, сначала с саксами, затем с франками. Венеды, которые все еще проживают в Нижней Саксонии, имеют смуглый цвет лица, и относятся к той же языковой семье, что и сорбы (Sorbs) или сербы (Serbs). Они причисляются к славянам, хотя многие племена славянского происхождения светлокожие. Прокопий писал, что вандалы, которые были союзниками древних готов, отличались высоким ростом, бледной кожей и светлыми волосами. Поэтому маловероятно, чтобы древние славянские племена Балтийского побережья выделялись цветом лица. Поскольку недавно обнаружена связь вандалов или венедских поселенцев с различными территориями Англии, желательно установить во всей полноте их роль в формировании англосаксонской нации.

Хотя считается, что вандалы, как и готы, были племенами тевтонского происхождения, имеются свидетельства того, что более поздние вандалы или венеды, являлись славянами, и нет никаких причин сомневаться в том, что они происходили от древних вандалов. Тацит пишет о вандалах, как о группе германских народов. Название это используется в широком смысле, так, например, в настоящее время говорится о британцах. Главная причина того, что ранних вандалов считают тевтонами, состоит в том, что имена их вождей почти исключительно все тевтонские: Gonderic, Genseric, и т.д . Этот довод можно было бы посчитать действительно важным, если бы на этот счет не было никаких противоречий.

Вожди более прогрессивных народов во все времена вели за собой воинов более отсталых сторонников, а готы были передовым племенем по отношению к вандалам, которых они завоевали и которые впоследствии стали их надежными союзниками. Среди англосаксонских реликвий в Британском музее хранится множество украшений вандалов, найденных в Северной Африке, помещенных для сравнения рядом с предметами периода англосаксонского завоевания. Они представляют собой грубую имитацию изделий того же периода, найденных в Скандинавии и в Англии, то есть, имитацию готской работы.

От всех племен древней Германии к востоку от Эльбы, которых Тацит называл германцами, во времена Карла Великого не осталось ни одного тевтонского следа. Территориями его государства были и Польша, и Силезия. Когда немцы Карла Великого и его преемников завоевали страну к востоку от Эльбы, здесь не сохранилось даже намека на какое-либо присутствие тевтонов.

Древнее население, как отмечал Латем, которое оставило бы хоть какие-то следы своего существования живущим потомкам, встречается редко. В Германии, к востоку от Эльбы, не было обнаружено более древних, чем славяне, жителей, за исключением тех, которые относятся к доисторическому периоду. На заре немецкой истории среди славян к востоку от Эльбы нет доказательств порабощения людей тевтонского происхождения, нет также никаких преданий о более ранних жителях, в то время как древние топонимы — все сплошь славянские. Если бы к востоку от этой реки во время Taцита обитали так называемые немцы, то есть, «длинноголовые» племена, их предполагаемое замещение славянами в период между временем Тацита и Карлом Великим, было бы величайшим и наиболее законченным из всех известных в истории замещением.

Б.Н.: Здесь важно то, что Т. Шор, лишенный всякой предвзятости, прямо указывает на то, что те, кого он называет «славяне», – коренные жители территории восточнее Лабы (Эльбы).

Еще раз отмечу, что след тевтонов простыл еще до появления в этих местах Карла Великого. А были ли они вообще? И если были, то кто носил это имя?

Этнология и история говорят о самых древних жителях Восточной Германии как о народах сарматского или славянского происхождения, то есть о брахицефальных племенах, и отмечают неверное толкование комментаторами сообщений Тацита. В топонимах Восточной Германии сохранились окончания -itz, очень распространенные в Саксонии; -zig (Leipzig); -a (Jena); и -dam (Potsdam). Всем этим местам название дали славяне.

Утверждение Беды Достопочтенного, что ругини (Rugini) или руги были среди племен, от которых произошли англичане, являлось свидетельством современника. О ругах также упоминал Тацит. Их имя, видимо, сохраняется до настоящего времени в названии острова Рюген, расположенного недалеко от берега, который они занимали во времена Римской империи. Птолемей писал о венедах, живших на том же берегу Балтики, и поскольку они были сарматами или славянами, венедами, то есть, племенами славянских поселенцев, то ясно, что руги, видимо, тоже относились к славянскому народу.

По мнению Тацита, некоторые племена были негерманского происхождения. Остров Рюген был центром их религии, там располагался главный храм венедов. На восточной стороне полуострова Ясмунд (Jasmund) на Рюгене находятся белые меловые утесы Штуббенкаммер (Stubbenkammer), а на северной стороне — мыс Аркона (Arcona), где в XII столетии в храме венедского бога Свентовита стоял его идол. На Рюгене не обнаружено ни одного следа тевтонского вероисповедания. Все находки — славянские. О почитании Свентовита на Арконе, дары которому приносили со всей Славении, писал Саксон Грамматик.

То, что некоторые из очень древних поселенцев Великобритании, были венедами, и, следовательно, в образовании древнего английского народа принимал участие славянский элемент (этот факт, зарегистрирован в римской истории) можно увидеть, например, в заселении большого числа вандалов в Великобритании по приказу римского императора Пробуса (Probus). Считается, что это произошло в конце III века, по мнению Зосимы (Zosimus), после того, как вандалы потерпели поражение в низовьях Рейна. Вандалов сопровождала орда бургундцев, и поскольку они находились в поисках новых мест обитания, то Британия, вероятно, их удовлетворила, так же, как она в свое время привлекла римлян.

Если невозможно доказать, что имя «вандалы» означает только определенные племена тевтонского происхождения, то эта случайная миграция вандалов в Британию — самое раннее упоминание об иммигрантах славянского происхождения. Невозможно конкретно определить, в какой части страны они поселились, но поскольку вандалы были известны римским авторам под названиями винидцы (Vinidse) и венеды (Venedi), то возможно, что такие римские топонимы в Великобритании, как Vindogladia в Дорсете, Vindomis в Хэмпшире и другие, были связаны с их поселениями. Вероятно также, что в промежуток времени между прибытием вандалов и самых первых англосаксов, некоторые из вандалов сохраняли еще свои племенные отличия от британцев, как, например, потомки римских колонистов в Кенте.

Поражение вандалов у Рейна произошло в 277 году, в правление Пробуса, так что они мигрировали в Великобританию не более чем за два столетия до прибытия ютов и саксов. Поскольку так называемые саксы уже, видимо, заселили восточное побережье Англии, и с ними объединились более поздние саксы, то, вероятно, некоторые из вандалов в Британии во времена Пробуса, возможно, еще сохраняли свои племенные особенности до того, как началось вторжение саксов, англов, и ютов.

Вот топонимы в «Англосаксонских хартиях», которые явно указывают на поселения ругов в Англии — Ruanbergh и Ruwanbeorg в Дорсете; Ruganbeorh и Ruwanbeorg в Сомерсете; исчезнувшие Ruwanbeorg и Rugan в Уилтшире; Rugebeorge в Кенте; и Ruwangoringa в Хэмпшире и в Хентсе (Hants). К ним мы обратимся в следующих главах.

Важнейшие древние английские названия, которые упоминаются в «Книге Страшного суда» — это Ruenore в Хэмпшире, Ruenhala и Ruenhale в Эссексе, Rugehala и Rugelie в Стаффордшире, Rugutune в Норфолке и Rugarthorp в Йоркшире. Рядом с Руэнором находится Стуббингтон (Stubbington), название, которое, возможно было принесено из Стубница (Stubnitz) на острове Рюген.

В историческом аспекте англосаксонская колонизация может быть расценена как часть более широкой миграции народов и племен из Восточной и Северной Европы в области Римской империи во время ее упадка. В своем этнологическом аспекте она может рассматриваться как финальная стадия западноевропейского перемещения народов германской группы языков. Как история и этнология франков в Западной Германии дает нам замечательный пример объединения кельтов с другими тевтонскими народами, так и история и этнология Восточной Германии демонстрирует столь же удивительный пример объединения людей тевтонского и славянского происхождения.

В своей миграции на восток в более поздние столетия немцы поглотили венедов. Потомки изолированных славянских поселенцев возле Утрехта (Utrecht) и в других частях долины Рейна также вскоре были ассимилированы немцами. Этнологические данные, касающиеся нынешних обитателей этих районов, а также их древних топонимов, подтверждает мнение ранних хронистов о поселении славян в регионе, где ныне располагается Голландия.

Та территория, которую древние венеды, включая ругов, вильцев и другие славянские племена, заняли в Англии, по сравнению с колонией тевтонских народов и племен, была небольшой, но их пребывание оставило значительные следы, которые сохранились до сих пор. Птолемей, описывая ситуацию в середине II столетия, называет Балтийское море Венедским Заливом, а жителей на его берегах венедами (Venedi или Wenedae). Он пишет о них как об одном из самых больших народов Сарматии (самое древнее название населенной славянами страны, которое впоследствии было заменено на «Славония»). Плиний, в своем труде о Балтийском море, сообщал: «Люди говорят, что от этого места вокруг Вислы целая страна заселена сарматами и венедами». Хотя лично он не знал венедов, но эти слова являются весомым свидетельством того, что в его время этот народ, очевидно, обитал на берегу Балтики.

В англосаксонский период славяне на Севере Европы распространились далеко на запад до Эльбы и даже дальше. На восточном берегу этой реки обитали полабские венеды (Polabian Wends), которые, видимо, являлись ветвью вильцев. Имя «вильцы» происходило от древнеславянского слова «волк» — wilk, во множественном числе wiltzi, и было дано этому большому племени за их свирепую храбрость. На северо-востоке Германии, около восточной границы их территории все еще сохранилось широко известное название Wolfmark.

Этот народ называл себя велатибы (Welatibi), их имя происходило от слова «welot» — великан. Он был известен также как гаволяне (Haefeldan), или «Люди Хавела», потому что они обитали, как отмечал король Альфред возле реки Хавел (Havel). Жители побережья возле Штральзунда (Stralsund), которых называли ругинии и о которых писал Беда Достопочтенный как об одном из племен, от которых англосаксы его времени ведут свое происхождение, видимо, находились в рамках общего названия «венеды». Так как эти руги являлись венедами, то утверждение Беды — прямое свидетельство того, что часть населения Британии в его время имела венедское происхождение.

Это согласуется с другими доказательствами, в частности, с упоминаниями о людях с венедскими, или вандальскими именами в Англосаксонских хартиях, а также с многочисленными древними названиями мест, которые тождественны старейшим формам имен жителей венедского происхождения. Мы читаем также, что Эдвард, сын Эдмунда Айронсайда (Edmund Ironside), бежал после смерти своего отца «во времени правления Ругов, которых правильно называть Руссы» (“ad regnum Rugorum, quod melius vocamus Russiam”). Это также засвидетельствовано филологическими данными. Как писал выдающийся американский филолог: «Англосаксонский язык — это язык, который мог, видимо, быть результатом объединения древнесаксонского с небольшой долей хохдойче, скандинавского, и даже кельтских и славянских элементов языка».

Исторически достоверными являются данные о миграции вильцев с берегов Балтии и основание ими колонии на территории вокруг Утрехта. Беда упоминает об этом в связи с миссией Виллиброрда (Willibrordus). Он писал: «Почтенный Виллиброрд прошел от Фризии до Рима, где Папа Римский дал ему имя Климент, и послал его назад в его епархии. Пипин отвел ему место для епархии в своем знаменитом замке, который, на древнем языке тех людей, называют Вилтабург (Wiltaburg), то есть, город вильцев, но на французском языке Утрехт». Венантиус (Venantius) также писал, что вилеты (Wileti) или вильцы, между 560–600 годами остановились возле Утрехта, который от них получил название Вилтабург, а окружающая местность — Вилтения (Wiltenia). Возможно, часть вильцев высадилась на берег, другие пошли дальше.

Имя первых поселенцев в Уилтшире было установлено некоторыми авторами, исходя из миграции вильцев из Вилтабурга, и подтверждением этому, видимо, является название Вилсаэтан (Wilsaetan). Очевидно, что Уилтшир был заселен во второй половине VI столетия, и такая миграция могла произойти либо непосредственно из Балтии или c Эльбы, либо из поселений вильцев в Голландии.

Нельзя сказать, что существуют свидетельства колонизации всего Уилтшира людьми, происходящими от вильцев, но весьма вероятно, что среди ранних поселенцев в тот период были исконные представители этого народа. Также на то, что в различных частях Англии жил народ по имени Вилла (Willa) или вильты, указывают англосаксонские хроники. Но об этом ниже.

источник

Конашенок попытался улететь в Армению, но был задержан в аэропорту Пулково, а позже, заикаясь от страха, записал видео, где принёс свои «глубочайшие извинения»

Сегодня и вчера стримеры наперебой извиняются за свои слова в прямом эфире, сказанные сразу после теракта. Одна женщина из Липецкой области в эфире говорила, что в Москве убили всего 113 человек, а на...

«Крокус-покус» Агаларовых: здание в кадастре не числится, а работали дети и самозанятые

Многие наверняка обратили внимание на школьников, выводивших людей из «Крокус Холла» в ходе теракта 22 марта. Они прославились на всю страну и получили уже немало наград. Правда, юридич...

Россия против Запада: гонка на выживание

Я всегда говорил и буду говорить, что силовые методы во внутренней и внешней политике — последний довод. Не невозможный, не запрещённый, не аморальный, а именно последний.Моральные оцен...

Обсудить
  • :thumbsup:
  • Спасибо за рассылку. Буду читать. Вечером. Сейчас заканчиваю статью о том, как Тухачевский гробил реактивную технику.
  • ну как-то так две тысячи лет назад предки славян теснили скандов, те уже бежали в Британию
  • Т. Шор тут как я понял переписывает великого РУССКОГО немца, исследователя балтийских славян Гильфердинга
  • Странно, что жителей "Уэльса"(Wales-практически Велес).. Уэльское "комрад"-идущие рядом..Там тема интересная, что было :изначально родственный славянам народ и язык впоследствии исковерканный завоевателями или просто совпадения?