Нововведение в редакторе. Вставка видео с Rutube и VK

Пётр I-враг Казаков . История измененного герба.

4 1559

Елень поражен стрелою

В казачьем словаре-справочнике, изданном в 1966 году в Кливленде, США, историк Г.В. Губарев писал: "Идея герба связана с преданиями глубокой старины. Легенда о таинственном олене, уходящем от охотников, была известна в Подонье (Танаиде) уже в первые века нашей эры и относилась историками к Киммерийцам, Гуннам и Готам. Она записана Прокопием из Кесарии (Война с Готами), Иорданом (Гетика), Созомоном (История церкви) и некоторыми другими древними авторами. Может быть, не случайно иранское понятие "сака" - "олень" вошло в состав нашего первоначального имени Кос-сака. Кос-сака на скифском языке означало "белый олень".

скифский олень

Первым гербом, изображенным на печати Войска Донского был "Елень поражен стрелою" с изображением белого оленя, раненого стрелой и стоящего возле дерева. Изображение дерева было не случайным - это изображение Мирового Дерева или Древа Жизни, что восходит к раннехристианскому периоду, символизируя утрату его грехопадением праотцов и Крестное дерево, приобретенное посредством Христовых страданий. Таким образом, "елень поражен стрелою" не просто бытовая, охотничья сцена, а глубоко закодированная эмблема, призывающая к осмыслению человеческой жизни и чаянию "жизни будущего века". (Законы Всевеликого Войска Донского 1918, ред Луковсков Д.Н., стр. 27)

  

Елень печать

Этот герб изменил Петр I. 20 апреля 1709 г. он гулял по Черкасску, его внимание привлек один из казаков, который, гуляя в кабаке пропил с себя все, вплоть до нижнего белья. Он сидел на бочонке при сабле, опершись на ружьё. Петр спросил у гуляки: "Эй, молодец, для чего не продал ты ружьё вместо рубахи? За него дали бы больше, чем за рубаху." На что получил ответ: "Сбыть ружьё казаку не пригоже - с ружьём я и службу царскую отбуду, и шёлковую рубаху добуду!". Ответ понравился Петру и он приказал изменить Донской герб. Сохранилась грамота Петра в Посольский приказ, где он пишет" "...а в середине вырезать во всем, как у них водится на печати мужчину, сидящего на бочке, держа в одной руке кальян и в сабле препоясана, только прибавить и вырезать в другой руке фузею..." (Акты, относящиеся к истории Войска Донского, собранные генерал-майором А.А. Лишиным. Сборник документов. Новочеркасск, 1894 г. Т.3, стр. 296.)

Казаки очень невзлюбили этот герб, хождение имел и второй вариант в виде голубого щита с белым оленем с золотыми рогами и копытами, пронзённым золотой стрелой. Этот герб сопровождался негласным девизом - "Воля поражена, но не убита" - символ поражения казачьей вольницы в правах царской властью после подавления Булавинского восстания, но с надеждой на будущее возрождение воли. Но! Изображение Древа на нем уже было утеряно, появилось золото. На мой взгляд, это сильно повлияло на сакральный смысл герба и привело к известным последующим событиям.

Елень герб

Потом было много вариантов гербов для Войска Донского, но все они спускались сверху имперской властью.

С Петровским гербом сегодня можно ознакомиться в станице Старочеркасской. Он изображен на фронтоне здания, которое, как можно догадаться - уютное кафе, в котором можно довести себя до состояния того казака на бочке...

Петровская печать Войска Донского

И сегодня отношения тотемного знака казаков с центральной властью не простые. Вспомнил курьёзный случай, который произошел со мной на Камплице - святом для казаков месте в Монастырском Урочище, на правобережье Дона, чуть ниже Старочекасской. Камплица, иными словами каплица, капище - в старину место поклонения предкам, а ныне исторический памятник и хорошее место отдыха, переходящее ниже по течению в какой-то "левый" платный пляж. Вот на этом пляже и произошли интересные события.

Дело было летом, в пятницу. В этот день ждали проезд нашего второго Президента из Ростова в Старочеркасск. Зная, что всюду будут пробки, и с работы домой добираться будет проблематично, предложил своим пацанам-программерам сократить рабочий день и устроить уик-энд с шашлыками на Камплицу, заодно приобщить их к истории казачества. Так и сделали - на пяти машинах к полудню уже были там, разбили лагерь, расположив машины крУгом. Ну как тут не рассказать об истории Камплицы - Каплицы - капле крови казацкой. Зашел разговор и о тотемном знаке - белом олене. Пацаны слушали затаив дыхание... Но тут стали происходить события, напрочь перебившие наше историческое настроение - с воды налетела водная милиция на катерах и стала выгонять на берег рыбаков с удочками. Все послушно вышли, милиция помчалась выше по течению. Охота и рыбалка пуще неволи - рыбаки, как зомби, снова забрели в воду.

Но и милиция не дремала - вернулись и настращали еще больше, причем, не объясняя толком, почему нельзя заходить в воду. Так повторялось несколько раз и до меня дошло, что Президент следует в Старочеркасскую по воде, а не посуху, как все ожидали. Ну что ж, пора жарить шашлыки, и я поплелся к мангалу с высокими краями. Но и тут был сюрприз - из кустов вышел человек в цивильной, не по плинеру одежде и, заглянув в мангал, поинтересовался - а не высоковаты ли борта? Я понял, что человек на работе, и отшутился - в самый раз, мангал казачий, шашлык казачий, куски крупные - ведь нарезку казаки шашкой делали. Человек задал еще несколько вопросов и удовлетворенный, снова исчез в кустах. Когда шашлыки уже весело шкворчали, появился водный кортеж. Пацаны, понимая что присутствуют при историческом событии, выстроились у берега. Я же поглядывал в противоположную сторону, на медленно краснеющее закатное солнце, словно пытавшееся сравняться цветом с горящими углями в мангале. Надо успеть до сумерек.

То, что произошло дальше, повергло меня в изумление - когда кортеж поравнялся с нашим лагерем, на фоне огромного диска красного солнца, зависшего над далеким "урупом" высокого правобережья Аксая, в изумительно красивой широкой пойме между Аксаем и Доном, высоко подпрыгивал БЕЛЫЙ ОЛЕНЬ... Я не верил своим глазам - в летний сезон, в этих местах, крупный самец олешек, ОТКУДА БЕЛЫЙ ОЛЕНЬ?! Потом появилась из ниоткуда самочка и тоже стала высоко подпрыгивать. Постепенно стало доходить - такое подпрыгивание объясняется только одним - сориентироваться на незнакомом ланшафте ровного пространства. Так до сих пор делают коренные народы в тундре, подбрасывая одного, держась остальными за большой круг из шкур. Пацаны не знали куда смотреть - на кортеж или на чудных оленей... Через несколько секунд я дико хохотал, пацаны в недоумении смотрели на меня. Держась руками за живот, я показал на кортеж и с трудом, сквозь смех, произнес - ему тоже только что рассказали про Белого Оленя, выпустили парочку...


источник




Стало известно, что ждет смелого тракториста за снос нелегальных торговых точек в Новосибирске

Все очень переживали за судьбу народного героя, который расчистил площадку от незаконных торговых точек. Рассказываем, что его теперь ждет.Сибиряк, который снес нелегальный блошиный рын...

"Евреи — нация львов". Израиль сбросил маску жертвы

Гилад Эрдан, постоянный представитель Израиля при ООН: «Эта атака пересекла все возможные красные линии, и Израиль оставляет за собой право ответить. Мы не лягушки в кипящей воде ...

"Половина французов висят на деревьях". А "Правый сектор" вообще расформировывают
  • ATRcons
  • Сегодня 10:19
  • В топе

Когда утром 15 апреля хорошо прилетело в Славянск, куда накануне, по слухам, прибыло в районе 100 французов - "артиллеристов" и "консультантов", известный координатор николаевс...

Обсудить