Что мы сохранили от Вятичей

8 1032

Москва была последним из важных торговых поселений вятичей. Его создание можно отнести к моменту захвата киевскими князьями Старой Рязани (1096 г.), после чего главная торговая артерия вятичей Ока была заблокирована. Тогда-то и был найден обходной путь – из Москвы-реки волоком в Клязьму. Севернее Москвы возник поселок Горетный стан. Возможно, его название, как и притока реки Сходни (Всходни) Горетовки произошло от тяжелого крутого подъема, по которому вятичам приходилось волочить суда.

Но центральным поселением в этой местности, почти на век старше Горетного стана был Москов. Подтверждением, этому являются Спасские курганы вятичей XI-XIII вв. Это одна из самых поздних курганных групп, центром которой был курган Великая Могила (более 7 м в высоту и около 20 м в диаметре). При его раскопках в 1883 г. там был обнаружены завернутые в бересту останки старого воина с двумя конским удилами и двумя горшками в изголовье. В соседних курганах нашли женские украшения вятичей: семилопастные височные подвески, сердоликовые красно-белые бусы и т. п.

Из средневековых источников известно, что во времена Владимира Мономаха (10-20 г.г. XII века) на месте Кремля располагалось „село красныя боярина хорошаго Кучки Степана Ивановича“. В одной из летописей второй половины XII века его имя также упомянуто: „Москва, рекше Кучково“. Район Сретенки и Чистых прудов также до XV века именовался „Кучковым полем“. Кем был боярин Кучков неизвестно. Историк-исследователь Игорь Быстров предполагает, что это и был один из последних племенных вождей вятичей, которого казнил пришедший сюда Юрий Долгорукий. Но, не стоит исключать, что это был посланный сюда для наведения порядка посадник, не справившийся со своей задачей перекрыть торговые пути вятичей. После того как Юрий Долгорукий наводит в этом „медвежьем углу“ порядок и появляется известное приглашение князю Святославу Ольговичу датируемое 1147 годом: „Приди ко мне, брате, в Москов“.

К наследству от вятичей можно отнести и главное русское имя Иван. Вполне логично провести аналогию, к обычаю, существующему в период родовых общин, когда люди именовали себя по роду-племени. Например, у дулебов основное имя – Дуло, у Руссов-аланов – Руслан. Так и вантиты, ванты, ваны могли представляться: Я – ван. То, что это имя появляется среди потомков Рюрика уже в XII веке у детей Ростислава Владимировича и Изяслава Ярославича, говорит о том, что это славянское имя, ведь канонические имена у русских князей начали доминировать лишь веком позже. В ходу были Владимиры, Ярослславы, Светополки. Например, Владимир Красно Солнышко хоть и был наречен при крещении Василием, его никогда не вспоминал.

Косвенными подтверждениями славянского происхождения этого имени могут служить поговорка: „Хватит Ваньку валять“ – очень хорошо иллюстрирующая отлынивание вятичей от дани, а также известная игрушка Ванька-встанька, когда вроде бы положенный и покоренный Ванька, вдруг встает, как ни в чем не бывало. Вполне логично сюда же вписывается известный фразеологизм – валять дурака. Думаю, всем известен главный герой наших сказок Иванушка дурачок по сути только притворявшийся им. А вот в критических ситуациях Иван-дурак своим умом и смекалкой побеждает всех врагов.

До середины XII века у вятичей сохранялась языческая религия. Киевляне не раз пытались обратить своих соседей в православную веру, но вятичи выслушивали проповедников и даже соглашались, но отказываться от своих богов не собирались. В 1141 году вятичи убили монаха Кукшу и его спутника Пимена, пришедших на вятические земли распространять христианскую веру. Вот тогда и было использовано имя старого бога вятичей Луко для характеристики не только самих вятичей, но и всего противного христианской вере – лукавый. Киевляне оказались не первыми, кто заметил эту черту вятичей. Почти на тысячу лет раньше германцы свергли из своего пантеона вендского бога Луко, обвинив его в хитрости и умении приспосабливаться, действуя по обстоятельствам.

Действительно, к вятичам больше всех подходит определение – сам себе на уме. У них, явно проигрывавших своим соседям в организации и в военной мощи, смекалка всегда была в почете. Это очень хорошо иллюстрирует сказка, записанная в XIX веке Афанасьевым на вятической земле (Рязанская обл.). Маленькая девочка пошла с подружками в лес и там заблудилась. Наступила ночь, девочка залезла на дерево, стала плакать и звать дедушку с бабушкой. Подходит медведь: – Давай я тебя к деду с бабкой отведу. – Нет, отвечает девочка, – ты меня съешь. Подходит волк: – Давай я тебя к деду с бабкой отведу. – Нет, вновь отвечает девочка. Подходит лиса и тоже предлагает отвести ее домой – девочка соглашается. Дедушка с бабушкой обрадовались, похвалили лисоньку, накормили и приголубили. А та вдруг: – А вы мне еще курочку должны! Дед с бабкой, не долго думая, отвечают: – Да мы тебе и две дадим, – и кладут в один из мешков куру, а в другой собаку. Лисонька пришла в лес, развязала мешки, собака и прогнала ее, а потом вместе с курочкой вернулась домой.

Вот тут и подумаешь: если девочка была смекалистой, – на дерево залезла и на предложения волка и медведя не поддалась, если бабка с дедом были не лыком шиты, то, что уж говорить о взрослых. Кстати, выражение не лыком шиты, тоже вполне подходит к вятичам: хотя они и носили лапти, но провести их было довольно сложно. Потому и не любили их киевляне, не зная, что, в сущности, они одного рода-племени.

Упомянутый выше принцип вятичей прибеднятся, хорошо проиллюстрирован археологами, которые отыскали на земле вятичей огромное количество кладов. Академик Б.А. Рыбаков пишет: „Клады в земле вятичей составляют почти половину всех кладов на славянских землях“. Вот и подумаешь: не здесь ли кроется привычка наших людей копить все на черный день?

Сюда же можно отнести и привычку относить свои угодья – поля и огороды подальше от своего жилья – авось не найдут.Не буду утверждать, что именно потому в советские времена наши дачи были на достаточном отдалении от мест проживания, но какие-то интуитивные моменты в подсознании могли иметь место.

И, наконец, то, что наша историческая наука попросту игнорирует: вятичи принесли на русскую землю свиноводство. Как известно, одомашнивать свиней начали кельты. Началось это в центре Европы около 4 тыс. лет назад. Знаком кельтов был гребень, образующийся на холке кабана символизирующий боевой настрой. Похожей на гребень кабана они делали и прическу, смазывая волосы кабаньей кровью. Отголоском того далекого времени является знакомое нам слово колтун – означавшее комок запутанных волос. То, что это слово и его понятие принесли вятичи, – нет никаких сомнений, ведь и женские височные кольца с перевернутым гребнем внутри, назывались колтами.

Со временем инициативу в разведении свиней перехватили германские племена и венеты. Свинина является любимой пищей поляков, белорусов и украинцев. Весь этот путь и проделали в начале анты. Вятичи также занимались свиноводством и этому есть подтверждения в сочинениях арабских хронистов, писавших, что вятичи пасут свиней точно так же, как они овец.

proza.ru/

Как это будет по-русски?

Вчера Замоскворецкий суд Москвы арестовал отца азербайджанца Шахина Аббасова, который зарезал 24-летнего москвича у подъезда дома на Краснодарской улице в столичном районе Люблино. Во время ...

Почему валят грустноарбатовцы?

Сразу с началом Россией силового сопротивления Западу, над приграничными тропами поднялась плотная пыль от топота Принципиальных ПораВалильщиков. В первых рядах, как обычно, пронеслась ...

О дефективных менеджерах на примере Куева

Кто о чём, а Роджерс – о дефективных менеджерах. Но сначала… Я не особо фанат бокса (вернее, совсем не фанат). Но даже моих скромных знаний достаточно, чтобы считать, что чемпионств...

Обсудить
  • Семилучевое кольцо "боршевцев". Видимо боршевцы имели к вятичем непосредственное отношение. Да и орнамент на горшках и у тех, и у этих был одинаковым.
  • :thumbsup: :thumbsup: :smiley_cat:
  • Я все-таки полагаю, что Москва - это больше кривичи, чем вятичи. Те самые кривичи, которые сидели-стояли в Полоцке, Смоленске и восточнее, до самой Москвы. Это та территория, которая ранее звалась Белой Русью, то есть, территорией славян, которые жили и селились вдоль рек, текущих в "белую" сторону света - на север.