О разжижении мозгов

1 235



Последнее время мы, сторонники Программы Сулакшина, всё чаще слышим такое выражение — «разжижение мозгов». И, надо признать, сталкиваемся с ним постоянно.

Что такое, это самое «разжижение»?

Если уклониться от попыток теоретизирования, а сразу перейти к конкретным примерам, то отошлю читателя к событиям начала девяностых годов прошлого столетия. Когда над Кремлём ещё развевался красный флаг, страна теоретически ещё продолжала строить социализм, на местах ещё пользовались каким-то авторитетом органы советов, а на самом деле происходили совершенно иные процессы.

Верхушка «руководящей и направляющей» — КПСС — полным ходом готовила для себя новую почву, нарезали новые вотчины как в лице независимых государств, так и здравствовавших предприятий и даже целых отраслей. Они знали что делали. И делали это весьма последовательно.

А фоном для падения Страны Советов и её разграбления выступали те самые «разжижатели» мозгов, которые фокусировали внимание общества не на готовящихся трагедиях для целых народов, а на каких-то совершенно потусторонних вещах. Кашпировский с экрана ТВ рассказывал, что мы все больны, и избавлял нас от всех недугов сразу и скопом. Чумак в телевизоре заряжал воду — спасение от всех болезней.

Что ещё? Бывшие советские газеты и журналы массово перешли на тиражирование всевозможных сплетен, слухов или, как сейчас говорят фейков, о десятках миллионах жертв сталинских репрессий, о страшных оккультных тайнах ленинского мавзолея, о пришествии на землю сатаны, о Нострадамусе, Ванге-прорицательнице и других медиумах. По стране колесили сотнями целители, знахари, эзотерики, гипнотизеры и непонятного происхождения бизнес-тренеры, рассказывавшие как за месяц можно стать миллионером.

В эфирах как центральных каналов, так и только-только открывавшихся местных, мелькали какие-то «мутные» товарищи, рассказывавшие о мировых заговорах, о грядущем новом царстве-государстве, о возвращении монархии и коммунистах-кровопийцах, о серийных убийцах, маньяках, белогвардейцах, махновцах, вампирах, упырях и, конечно же, о том, как хорошо живут на Западе и как плохо живут у нас.

Немногие люди, не впавшие в это воцарившееся в стране безумие, понимавшие, что делают со страной и какие последствия могут быть, оказывались в явном меньшинстве. Их не слышали, с них смеялись, их отторгали. Это явление, по сути, в тот период было тотальным. Любая новая идеология, которая могла бы явить нашему Отечеству иной вектор развития страны, остановила бы её развал, отвергалась самим обществом, которое оказалось на пересечении мощных геополитических и внутренних течений. В стране появились люди с либерально-космополитическими и националистическими взглядами, но носившими значки членов компартии, сознательные комсомольцы, но мечтавшие уехать на Запад, анархисты, мечтающие о новом монархе и монархисты — сторонники «красной империи».

Идеологический винегрет, как нужно полагать, не являлся продуктом мыслительного процесса и творчества народных масс. Это была своего рода диверсия.

Как со стороны хозяев зарождающего нового феодализма, так и тех, кто за пределами СССР этих хозяев «ставил на счетчик». Финансовый и углеводородный.

Когда государство теряет свой идеологический стержень, когда теряются ориентиры движения, когда бывший достаточно прочным и идейно монолитным советский народ вдруг утратил понимание смыслов существования своего государства, его ценностей, когда каждый оказался сам за себя, то беда не заставила себя долго ждать. Союз рухнул, а последствия этого события оказались сокрушительными для экономик и социальных систем всех молодых государств, для гражданского мира и этнической терпимости.

НОВОРОССИЯ

События в Донбассе — это мина замедленного действия, которая была заложена ещё в раннесоветскую эпоху, но заведена и включена именно в тот всем известный период всеобщей деидеологизации. Поэтому довольно любопытно, но в то же время тревожно, читать некоторых донбасских авторов, рассматривающих локальный конфликт на берегах Кальмиуса и Северского Донца как нечто глобальное и само по себе идеологически привлекательное для всех атомизированных частей бывшего советского пространства.

Один и донецких редакторов популярного паблика в сети задаётся вопросом: «Как не стать послушной жертвой размышлений?». О чём речь?

Автор пишет: «ДНР — как идея, как Мечта, как нечто, что уже поглотило много жизней и слез, зашла в тупик. Точнее, ее, Республику туда загнали давно известные персонажи. Это не новость, остро встает совершенно другая насущная проблема: что делать? (стадию кто виноват — пропускаем, осветили это весьма детально). Что бы выбрало большинство? Топтание под парами в „тупике“, бесконечное и беспощадное к душам и телам, или прорыв и в пропасть за тупиком, с минутной сладостью свободы?»

Это прелюдия, хотя и она наталкивает на размышление над вопросом: а является ли конечной целью всей Русской/Российской цивилизации (и Донбасса как её части) прорыв в пропасть и минута сладости свободы? А что потом-то, после полёта над пропастью и облизывания сладких губ? Потоп? Так мать-история приводит нам сотни примеров крушения как цивилизаций, так и государств, не говоря уже о молодых республиках с населением двух крупных городов, где разгулявшиеся стихии вгоняли в голод, в холод, междоусобицу и вымирание целые народы. А ведь тоже думали, что идут в прорыв.

Но продолжим цитировать автора: «Все размышление уперлось в одну простую вещь: может ли Идеология спасти положение дел? Идеология, по сути, та же религия или вера, как совокупность неоступных догм, а, значит, ограничений. Спасительный спускной клапан социального давления, позволяющий спускать давление и быть выгодным для власти воров и коррупционеров. Вот мы подковались идеологически, вот мы уже готовы спорить и убийственно доказывать свою правоту оппоненту? И что дальше? В то время как подлый оппонент обладает силой и деньгами. И что сделает идеология? Будет плеваться словами, статьями. Огрызаться фактажом на нацеленную пушку…

На мой взгляд — конечно, он может быть оспорен, — уже нет необходимости в какой-либо ультраразработанной идеологии или Идее. Ее, настоящую, живую, тлеющую в умах и сердцах, мы уже вкусили с молоком советской матери: теперь наша тяга к справедливости и правде, равенству и благородности УЖЕ СТАЛА ИНСТИНКТОМ, а не оправдана словом, актом, законом! За что нас и ненавидят, понимают враги, что не выветрить и придется убивать. Так чем тут поможет новомодные словеса и многоречивые статьи? Пришло время со злостью и невиданным напором реализовывать свою природу, свой единственный божественный дар и внутреннее неуемное желание жить и жить по справедливости. Мы — такие как есть и меняться не будем. Даже если нас обстреливают со всех сторон. Шесть с половиной лет доказательств Донбасского характера. Осталось только довести дело до конца!»

Конец цитаты.

Ощущение, что читаешь опус молодого писателя-фантаста, удовлетворяющего пустоты своего стола красотой слова без прозаичности мысли, исходящей из насущных необходимостей большинства людей.

Для начала, что такое Идеология. В понимании сторонника Программы Сулакшина это хорошо известно высказывание Ф. М. Достоевского о невозможности существования без высшей идеи ни человека, ни нации. Таким образом, постановка автором вопроса — «что против силы денег может сделать идеология?» — становится абсурдным. Здесь уж каждый волен выбирать-либо подчиниться воле денежных хозяев, либо следовать высшей идее. Если она, конечно, есть. Если её нет, если речь идёт только о войне, о выживании, то о какой тогда, простите, идеологии можно спорить?

Идеология — это нечто больше, без неё и общенациональные ценности не могут быть сформулированы, а без их формулировки не могут быть выдвинуты и цели государственных политик. Если нет идеологического проекта в числителе, то в знаменателе мы получим разваленный СССР 2.0, разваленную Украину 2.0 и, боюсь представить, разобранное на части «долгое государство Путина». То есть проекты, которые не могут существовать в длительной перспективе.

Какая национальная идея была у Донбасса в 2014 году? Кто-то может её представить в виде программного научно-обоснованного документа? Взглянем на гербы двух республик — у ДНР двуглавый орёл, у ЛНР — звезда в обрамлении колосьев. Вот уже две идеи. Или Донецк чем-то отличался от Луганска, Шахтёрск от Антрацита, а Енакиево от Алчевска? Чем, если экономическое пространство, бизнес-кооперация, даже семейное поле было единым? До 1938 года это вообще была одна область, которую разделили исходя из партийной целесообразности.

А что представляли собой подразделения ополченцев? Здесь были и казаки Дона, и коммунистические бригады, и националисты, и национал-большевики. У каждого была своя идея. Коммунисты Горловки мечтали о социалистическом Донбассе, а казаки Перевальска — о возрождении Области Войска Донского. Какие призывы были на митингах? «Против хунты», «Против госпереворота», «Против бандеровцев», «Против нацизма», «За воссоединение с Россией», «За Новороссию», «За федерализацию Украины», «За СССР», «За советскую власть», «За независимый Донбасс», а дошло до обустройства госграницы между двумя республиками.

В смыслах Программы Сулакшина само понятие идеология даже в тех случаях, когда осуществляется активное государственное идеологическое строительство, может и не использоваться. Но это не означает отсутствия соответствующей компоненты в государственной политике. Одни современные государства публично, на уровне официальных документов заявляют, что государственная идеология у них существует, и определяют ее содержание. Другие государства, не используя понятие идеология, оперируют идеологическим инструментарием.

Государственная идеология — это не подкова, как считает автор, которой можно подковаться и с умными словами идти на оппонента. Это, во-первых, мобилизационная функция — формулировка целей и мобилизация народа на ее достижение. Во-вторых, мировоззренческая, посредством которой задаются смыслы бытия соответствующего социума. В-третьих, идентификационная функция, дающая ответ на вопрос — «кто есть мы». В-четвертых, интеграционная функция — создание скрепы социума, объединяющие индивидуумов в единый народ. В-пятых, функция социализации, через реализацию которой индивидуумы становятся гражданами.

Свобода личности зачастую противопоставляется государственной идеологии. И донбасский автор поэтому считает, что «Идеология, по сути, та же религия или вера, как совокупность неоступных догм, а, значит, ограничений. Спасительный спускной клапан социального давления, позволяющий спускать давление и быть выгодным для власти воров и коррупционеров». Но в действительности противоречия нет. Формирование личности является одной из приоритетных задач государственной идеологии.

В работах Центра Сулакшина, направленных на переформатирование России в государство справедливости обозначено, что государственная идеология формирует ценности, цели, средства и результат. И этот результат должен быть востребован здоровым большинством нашего общества. Если нет ценностей, не может быть и целей, а если нет целей, не может быть результата. Если нет ценностей, происходит латентное ценностное замещение.

В донбасском случае — это либо ценности путинской России с её либерализмом и расчеловечиванием, либо локально-инстинктивные ценности, порождённые последствиями военного конфликта, лишениями населения, обострением чувств, обидой или наоборот чрезмерной пассионарностью и духовитостью. Когда цель размыта, её заменяют мишенью.

Но это не национальная идея, как идея общего блага нации, это не востребованный обществом результат и образ будущего нашего Отечества. Сущностью национальной идеи является существование самой страны, Родины и её огромного народа. Анализ, который провёл Центр Сулакшина, показывает историческое сохранение единой смысловой основы. Менялся в соответствии с духом времени только политический язык. В этом отношении можно говорить о едином российском идеологическом проекте и его множественных исторически конкретных воплощениях.

Здесь и «молоко советской матери», и гордость за Невскую битву и Бородино, и тяга к справедливости и правде, равенству и благородности, и Русская весна. И не только Донбасс стремится к соединению исторических воплощений нашего Отечества, катализируя внутрироссийские объединительные процессы. Это идея каждого не испорченного путинским либерализмом гражданина и патриота.

Жить по-справедливости — это ведь не просто эмоциональная мыслеформа, горячий призыв, мантра для аутотренинга. Жить по- справедливости, жить в справедливом государстве — это не только удовлетворить биологическое начало наиболее сильных особей рода. На этой основе построить справедливое государство и общество невозможно.

Основанием представлений о справедливости является императив фактического социального равенства, равенства достоинства человека. Справедливо то жизнеустройство, которое максимально приближено к идеалам этого равенства. Но, как пишут, проф. С.С.Сулакшин и В.Э.Багдасарян, это не итог ни социальной эволюции, ни антропологического развития. На стадии перехода к человеку духовному возможной становится артикуляция запроса на создание государства справедливости в его интегративном смысле, не ограниченном вопросами справедливого материального распределения. Идеологическим основанием такого государства становится новая идеология грядущего человечества. Она преемственна идеологии социализма и коммунизма, но представляет собой следующий шаг в мегаэволюционной истории человечества.

Разве Донбассу не по душе такая идея? Большинству жителей Донбасса? Разве не за это лучшие мужи шахтёрского края и российские добровольцы пошли на смерть против превосходящих сил врага? Врага не в кровном, а в идеологическом плане. Именно за это! Все остальные «идеи» — иногда яркие, эффектные, интригующие, завораживающие, возбуждающие, практичные, удобные, самоуспокаивающие, выгодные, сногсшибательные — ничего общего с идеологией государства справедливости не имеют.

Они из другого ряда, из того, которым разжижают мозги. Причём делают это именно в тот момент, когда «руководящая и направляющая» (по выражению донбасского автора, «давно известные персонажи») готовит для себя новую почву, возможно, в Земле Обетованной, возможно, где-то дальше, ближе к оффшорам. Но однозначно — не связанную с российским народом и его вековыми ценностями. У них свой прорыв. У нас свой. И не в тупик, а на новые рельсы развития — чтобы после нас остался не потоп, а Великая, успешная страна и счастливый народ.

Автор Владимир Викторович Волк — публицист, Союз народной журналистики, команда поддержки Программы Сулакшина.

http://rusrand.ru/forecast/o-r...

Отважные зачистили Очеретино и освободили Новобахмутовку, штурмуют Новокалиново, Семеновку и подходят к Керамику

Украинские военные аналитики публикуют новые карты, признавая полный провал ВСУ на Авдеевском направлении:➖«ВС РФ взяли Очеретино и Новобахмутовку, имели успех в направлении Керамика и в Семеновке».➖«...

Замминистра обороны Иванова подозревают в получении взятки «космической суммы»

Заместитель министра обороны России Тимур Иванов, по некоторым данным, получил «космическую сумму взятки» от строительных компаний за то, чтобы они получали подряды от военного ведомства, пишет Telegr...

Украинский сепаратизм как катализатор русского национализма

В последнее время в просвещённых кругах с тревогой заговорили о мигрантофобии. С моей точки зрения, это в корне неверное определение проблемы.Мигрантофобия существовала тогда, когда час...

Обсудить
  • против ГРИБА луного поразита за СОЛНЦЕ И ВОДОРОД .