Одесские портреты Александра Васильевича Суворова (В.Головань)

1 868

В 2020 году исполняется 290 лет со дня рождения (13/24 ноября 1730) и 220 лет со дня смерти (6/18 мая 1800) выдающегося полководца генералиссимуса Александра Васильевича Суворова. На юге Украины особенно хорошо знают Суворова и бережно хранят память о нем.

Худенький i високочалий,

ти з рядового в сяйвi слав

генералiсiмусом став,

i за життя свого николи

в боях поразок ти не знав

В. Сосюра — А. Суворову

В «Истории городов и сёл Украинской ССР. Одесская область» он упоминается 8 раз. Его именем ещё до революции, а потом и в первые годы cоветской власти называлась волость в Одесском уезде и округе. Ныне Суворовский район есть в Одессе, а пгт Суворово, центр поселкового совета — в Измаильском районе Одесской области. В с. Андрияшевке Балтского района ещё в 1800 году был установлен один из первых памятников в честь русских войск под командованием А. В. Суворова, проходивших через село во время русско–турецкой войны 1787-1791 гг.

Место для возведения памятника было выбрано не случайно, ведь именно на юге страны полководцем были одержаны громкие победы, принёсшие ему всемирную славу: в сражениях у Кинбурна и Фокшан, в завоевании крепостей Бендеры, Очаков, Килия, и, наконец, Измаил. Об увековечении памяти великого полководца в нашем городе говорили давно. Выступая в Одессе с докладом, посвящённом 100-летию со дня смерти А.В. Суворова, украинский историк, член Одесского отделения Императорского Общества истории и древностей профессор А. И. Маркевич отметил, в частности: «…Его славными победами завоеваны были Предкавказье, Крым и Едисан (историческая область современной южной Украины в междуречье Днестра и Южного Буга — Прим. авт.). Он построил для защиты их ряд крепостей, и в том числе нашу Одессу… Этого совершенно достаточно для сохранения памяти о Суворове на юге России».

Об этом говорилось в юбилейные дни празднования 150-летия Одессы в освобождённом от фашистов городе. Наконец, в 1969 году — в дни празднования 175-летия Одессы, казалось, от слов перешли к делу. 5 сентября на площади 10 апреля состоялся многолюдный митинг, посвящённый закладке долгожданного памятника. На белой мраморной доске высокого гранитного камня золотом были высечены слова: «На цьому мiсцi буде споруджено пам`ятник засновнику мiста Одеси О. В. Суворову».

Но подули другие ветры, изменились обстоятельства, и на этом месте в 1985 году к 40-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне был сооружён обелиск в честь города–героя Одессы.

К образу Суворова в изобразительном искусстве в разные годы обращались многие художники и скульпторы. Пожалуй, ни один из видных российских деятелей второй половины XVIII века, сыгравших видную роль в судьбах Отечества, не волновал художественное воображение своих современников и потомков так сильно, как Александр Васильевич Суворов.

Образ великого русского полководца, его жизнь и громкие победы на полях сражений послужили темой для многочисленных произведений искусства: живописи, скульптуры, графики. Авторы настойчиво стремились найти свою трактовку его образа. Об этом написано несколько капитальных исследований: М. Б. Стремоухов и П. Н. Симанский «Жизнь Суворова в художественных изображениях», 1900 год; А. В. Помарнацкий «Портреты Суворова. Очерки иконографии», 1963 год; С. В. Козлов «Суворов в его изображениях» 1899 год; Н. М. Коробков «Суворов. Жизнь и деятельность полководца в изображениях», 1946 год.

В 1843 году в Санкт-Петербурге вышла книга Н. А. Полевого «История князя Италийского, графа Суворова Рымникского, генералиссимуса российских войск», претерпевшая до десятка изданий и менявшая названия.

При этом нельзя не отметить удивительную несхожесть изображений А. В. Суворова. Часто они отличаются не только художественной трактовкой и манерой исполнения, но и разнообразием его типажей. Он то худощавый и маленького роста, то дородный и одутловатый, то с орлиным носом, то курносый… Он являлся то ласковым и любящим, то раздражённым и грозным, то спокойным и серьёзным. «И все эти Суворовы не были похожи друг на друга, а представляли совершенно особые, своеобразные типы и характеры», — отметил знаток суворовской иконографии Д. А. Ровинский.

В экспозиции Одесского художественного музея при входе в первый зал справа у окна стоит небольшой, высотой 38 см, бронзовый бюст полководца на мраморном пьедестале цилиндрической формы.

Долгое время его автор был неизвестен, и только усилиями работников музея удалось установить, что это замечательное произведение искусства принадлежит Луи–Мари Гишару, который в 1804 году приехал в Россию и за десять лет создал значительное число портретных бюстов. Летом 1804 года Гишар принял участие в выставке, организованной Академией художеств в Петербурге. Журнал «Северный вестник» за 1804 год в статье «Об учёных обществах в России» сообщил, что «господин Гишар выставил четыре изготовленных из алебастра бюста, в том числе бюст генералиссимуса князя Суворова Италийского». При этом было высказано предположение, что именно с него и были отлиты несколько бронзовых бюстов. Исполнены они были вкоре после смерти генераллисимуса французским скульптором Луи–Мари Гишаром с маски, снятой с лица покойного. Их число и место нахождения до сих пор точно не установлены. Мы упоминаем два одесских бюста — в Суворовском музее в Измаиле и Одесском художественном музее, а также в Санкт-Петербургском Государственном мемориальном музее А. В. Суворова, в Варшавском Суворовском кадетском корпусе и в личной коллекции С. В. Козлова.

Этот скульптурный бюст Александра Васильевича — одно из наиболее ранних посмертных изображений полководца. Генералиссимус изображён без головного убора, по грудь, в анфас, в русском военном мундире с Андреевской лентой поверх него, нагрудным портретом императора Павла I, с одним Аннинским орденским крестом и многими другими наградами. Хорошо виден не закрытый орденами однобортный жилет с отогнутым верхним краем. Показательно, что автор, французский скульптор, своим творением выразил явное восхищение перед военным гением, не унизился до шаржированного изображения полководца, чем сознательно грешили иные художники. Пьедестал представляет собой невысокую круглую колонку желтоватого мрамора с ложчатыми вертикальными выемками, на квадратных плинтах с золочёными бусинками по краю плинта и колонки. В изданной в 1899 году книге полковника С. В. Козлова, женатого на правнучке знаменитого фельдмаршала — княжне Александре Александровне, последней урождённой светлейшей княжне Италийской, графине Суворовой–Рымникской, «Суворов в его изображениях» есть описание Гишаровского бюста.

Он принадлежал сыну полководца Аркадию Александровичу, затем «попал в чужие руки», но был выкуплен автором. Дальнейшая его судьба неизвестна. Гишаровский бюст не только замечательное произведение искусства, но и прекрасный портрет Александра Васильевича. Это достаточно убедительно подтверждает участник суворовских походов 1799 года, герой Отечественной войны 1812 года Денис Давыдов. «Не нравится мне ни один из его бюстов, кроме бюста Гишара, изваянного по слепку с лица после его смерти». В 1901 году Главный начальник военно–учебных заведений великий князь Константин Константинович подарил открытому в 1899 году Варшавскому Суворовскому кадетскому корпусу Гишаровский бюст Александра Васильевича, выразив надежду, что кадеты «никогда не забудут, какое славное имя носят». По воспоминаниям воспитанников корпуса бюст находился на мраморном основании в Белом зале, напротив портрета основателя корпуса императора Николая II.

В начале 1960-х годов в Ленинграде была неудачно отлита с браком на лице и подбородке копия Гишаровского бюста по размеру оригинала.

1815 год. Победоносные русские войска ещё находятся в Европе. Наш земляк генерал И. В. Сабанеев, командовавший тогда дивизией в южной Германии, в письме своему другу графу М. С. Воронцову от 15 мая сообщает о посылке ему портрета «Генералиссимуса Александра Васильевича Суворова, графа Рымникского и князя Италийского», исполненного известным тогда французским живописцем Карлом Штейбеном.

В портрете он находил удивительное сходство с Суворовым, которого хорошо знал и любил. Переписка двух генералов даёт основание считать, что этот портрет остался в коллекции Михаила Семёновича. Это подтверждает и полковник С. В. Козлов в каталоге «Изображения Суворова». На портрете полководец представлен в полный рост с обнажённой головой в мундире Павловского времени, стоящим у пригорка, на котором развёрнуты планы неприятельских крепостей. В глубине — северо–итальянский пейзаж, окружённая горами равнина с двигающимися по ней колоннами войск. Художник сумел показать на портрете нервную сухощавую фигуру Суворова. Но, пожалуй, особый интерес представляет его лицо, улыбка, поворот головы, причёска — всё, что хорошо знакомо и узнаваемо. Это убедительное свидетельство того, что художник совместил в портрете черты полководца, заимствованные у нескольких его предшественников. К сожалению, судьбу этого портрета из коллекции М. С. Воронцова нам проследить не удалось.

В начале ХХ века к образу Александра Васильевича Суворова обращается знаменитый одесский скульптор Борис Эдуардс. Над своими скульптурами он работал более десяти лет. Воссозданный им образ великого полководца по праву считается вершиной творчества скульптора. Очевидцы юбилейной выставки художника, устроенной в Одессе летом 1918 года, отмечали, что «самой грандиозной и фундаментальной работой юбиляра является статуя «Генералиссимус А. Суворов», находящаяся в Очакове. Ещё раньше это произведение было названо «самым талантливым военным памятником России».

Инициатором установки памятника в Очакове выступило командование Одесского военного округа. 10 июня 1903 года император Николай II разрешил его установить напротив крепостного собора. Памятник посвящён Кинбурнскому сражению 1 октября 1787 года, сорвавшему планы наступления турок и блокирование русских войск в Крыму. К этим событиям относится установленный ещё ранее на Кинбурнской косе памятник Суворову. По свидетельству современников, это была четырёхгранная пирамида, увенчанная железным решётчатым крестом. На одной из сторон памятника была вделана под стеклом выполненная на белом холсте картина, изображающая Суворова во время молитвы. Памятник был разрушен английским десантом в 1854 году, а картина взята генералом Гербертом Спенсером, командовавшим десантом. В середине декабря 1903 года специальная военная комиссия во главе с командующим войсками Одесского военного округа генералом А. С. Мусиным–Пушкиным осмотрела в мастерской скульптора макет этого памятника, одобрила работу и разрешила приступить к его возведению.

При изготовлении памятника Борис Эдуардс применил новый способ отливки этой высокой статуи. Она была отлит из одного куска, без приделок и прилепок отдельных частей (рук, ног и т. д.), что практиковалось многими скульпторами. Памятник представлял собой двухметровую фигуру полководца на постаменте из розового гранита, состоящего из трёх вертикально установленных глыб неправильного скола. Скульптор изобразил раненного под Кинбурном Суворова, который, закрыв рану на груди левой рукой, правой показывает направление главного удара наступающим на турок войскам. За сооружение этого памятника Борис Эдуардс был представлен военным ведомством к награждению орденом св. Владимира 4 ст., дающим ему право на получение дворянства.

Вполне готовый к отправке в Очаков памятник погиб от пожара в Одесском порту во время известных событий летом 1905 года. Второй памятник скульптору пришлось изготовить за свой счёт. 1 сентября 1907 года, в 120-ю годовщину Кинбурнского сражения состоялось торжественное открытие памятника в сквере около Свято–Николаевского собора. Газета «Утренний курьер», описывая торжества, отметила «эффектно декорированную Соборную площадь», «специально сооружённую триумфальную арку», «почётный караул возле закрытого покрывалом памятника», «присутствие приглашённых делегаций от полков — участников русско–турецких войн», «открытие торжественного собрания командующим войсками Одесского военного округа генералом от кавалерии бароном А. В. Каульбарсом».

После торжественной литургии в военном соборе прошёл парад войск гарнизона. Завершились торжества солдатскими играми и любительским спектаклем.

Изначально возле памятника стояла крепостная пушка и бронзовая копия знамени Фанагорийского генералиссимуса князя Суворова гренадёрского полка. Со временем пушка была утрачена. В ходе реставрационных работ после Великой Отечественной войны было восстановлено увезённое оккупантами бронзовое знамя, закреплены две памятные доски с надписями: «Храни в памяти имена великих людей и руководствуйся ими в походах и деяниях» и «Доброе имя должно быть у каждого человека. Лично я видел это доброе имя во славе своего Отечества, мои успехи имели исключительной целью его благоденствие. А. В. Суворов». У подножия памятника был поставлен якорь и с четырёх сторон ограждён якорной цепью. Её опорами служили вкопанные в землю стволы артиллерийских орудий. Позднее у памятника были высажены деревья и кусты, установлены четыре колонны с такими же светильниками, как у Одесского оперного театра. «Одесские новости» сообщили в марте 1904 года, что Б. Эдуардс «принёс в дар Одесскому городскому музею слепок изваянного им для Очакова памятника А.В. Суворову». Скульптура и сейчас хранится в музее и составляет его гордость.

Второй памятник Суворову Б. Эдуарде изготовил для города Рымника, где полководец в сентябре 1789 года разгромил вчетверо превосходящие по численности войска турок. Осмотрев проект памятника, император Николай II 9 декабря 1909 года повелел приступить к его постройке, выделив 120 тысяч рублей. Военное ведомство отпустило «лом латуни от ружейных и револьверных гильз в количестве 4920 пудов». 27 мая 1911 года газета «Одесский листок» сообщила: «26 мая сего года в мастерской художника–скульптора Б. В. Эдуардса состоялась торжественная закладка памятника генералиссимусу Суворову, который будет воздвигнут на Рымникском поле сражения». Осенью мастерская художника в Одессе была открыта для массового осмотра созданного им монумента. За короткое время конную статую Суворова осмотрело более 9 тысяч человек, сообщили газеты.

6 ноября 1913 года в присутствии российской и румынской военных делегаций состоялось торжественное открытие памятника на Рымникском поле у села, носящего ныне имя Суворова. В исторической записке П. М. Андрианова «Суворов в Рымникском сражении. По поводу открытия памятника генералиссимусу А. В. Суворову на Рымникском поле сражения», изданной в Одессе в 1913 году, отмечено: «Памятник стоит на бетонном фундаменте, заложенном в твердом суглинковом грунте, исследованном бурением на 21 метр глубины. Поверх фундамента уложен цоколь и установлен пьедестал из розового финляндского гранита с полированным на главном фасаде крестом. Памятник увенчан огромной бронзовой статуей Суворова на донском коне. Общая высота памятника от горизонта 10,8 метра». Памятник окружала кованая, выполненная с художественной утончённостью, решётка и бетонный бордюр с цветочными клумбами.

Полководец изображён привставшим на стременах своего осажённого дончака в самый ответственный момент боя. С зажатой в правой руке треуголкой он подаёт знак войскам к решительной атаке. На постаменте памятника были размещены три бронзовых барельефа, рассказывающих об основных этапах исторической битвы. На передней грани пьедестала, выше варяжского щита, был высечен крест как вечное напоминание о деревянном кресте — самом первом, незатейливом памятнике, установленном сразу после победы над турками. Сзади была установлена бронзовая доска с перечислением участвовавших в сражении полков. За «превосходное искусство и отличное мужество во всяком случае, наипаче же при атаке многочисленных турецких сил, верховным визирем предводимых в 11 день сентября на реке Рымнике», Александр Васильевич награждён орденом св. Георгия 1 ст., возведён в графское достоинство и стал именоваться «Суворов–Рымникский».

Со временем памятник был передан в дар Румынии, а в годы Первой мировой войны бесследно исчез.

Борису Эдуардсу выпала честь изготовить ещё один памятник А.В. Суворову — теперь в легендарном Измаиле. Впервые о сооружении там памятника заговорили ещё в декабре 1890 года в дни празднования 100-летия штурма крепости суворовскими чудо–богатырями. Общественность даже организовала на это сбор средств. Однако дело сдвинулось с мёртвой точки только после активных действий образованного в ноябре 1909 года Одесского отделения Императорского Русского военно–исторического общества и решения «отметить великий подвиг Суворова постановкой памятника на берегах Дуная» в Измаиле. Идея встретила сочувственный отклик среди жителей города, а дума выделила 200 рублей на установку памятника. Почин измаильцев поддержал весь Южно–Русский край. Так, Одесский земский банк пожертвовал 500, а Херсонский — 100 рублей.

15 июня 1914 года на Соборной площади города состоялась торжественная закладка фундамента под будущий памятник. В выступлении городской голова Измаила Д. Ф. Тульчианов отметил, что «сегодня мы переживаем торжественный момент закладки грандиозного памятника — одного из лучших в России, памятника, который навсегда станет гордостью и украшением нашего города».

Но довести дело до долгожданной установки памятника помешала Первая мировая война. Долгое время после эмиграции скульптора Бориса Эдуардса в 1919 году памятник находился в его мастерской в Софиевском переулке. «Во дворе была когда–то скульптурная мастерская. И до сих пор стоит посреди жилтоварищеского дома конная статуя Суворова...» — читаем в «Записных книжках» Ильи Ильфа за 1928 год. Потом он был поставлен на деревянной площадке у входа в Художественный музей.

«Старый дом на Софийской улице. Когда–то здесь жила графиня Нарышкина. Сейчас музей. Против здания, прямо на земле, без цоколя довольно странный памятник. Подходя к нему в первый раз, я подумал: "Мюнхгаузен?" И через секунду ответил себе: "Нет, Суворов". На весёлой, иронически улыбающейся лошади сидит маленький человечек, крепко вжавший худые колени в рёбра зверю. В правой руке его поднятая навстречу невидимой толпе треуголка, левая накрутила на кулак удила. Лицо металлического человечка полно вызова, дерзости и смеха. Когда я подошёл ещё ближе к конной статуе, то заметил около неё группу красноармейцев, которые пришли, очевидно, осматривать музей. Но статуя надолго задержала их внимание. Они с видимым удовольствием и уважением оценивали посадку седока и конские стати бронзовой лошади». Вот какое впечатление о памятнике осталось у бывавшего в Одессе прозаика Сигизмунда Кржижановкого. В августе 1928 года на памятник, «находящийся без всякой охраны и имеющий художественное значение», обратила внимание пресса, указывая на «недопустимость такого отношения к произведению искусства» и предлагая «поставить его в одном из музеев города».

Спустя 11 лет газета «Большевистское знамя» 29 июля 1939 года сообщила: «В Одессе есть прекрасный памятник великому полководцу Суворову, в своё время талантливо исполненный скульптором Эдуардсом. Но, заброшенный и запущенный, он находится вдали от центра, во дворе музея по улице Короленко. Вместо пьедестала под ним перекошенные деревянные доски. О памятнике никто не заботится, время и непогода оставили следы на бронзе». Автор завершил заметку риторическим вопросом: «Почему бы не реставрировать памятник Суворову и не установить на красный пьедестал в одном из центральных мест?»

Так и стоял памятник, пережив лихолетье фашистской оккупации. На удивление, его не тронули румыны, вывозившие из Одессы даже трамвайные рельсы... И только в 1945 году по решению Совнаркома УССР это замечательное архитектурное творение по праву было перевезено в Измаил, где заняло подобающее ему место в центре города, рядом с древним собором. 26 августа в день первой годовщины освобождения измаильщины от фашистских захватчиков состоялось его торжественное открытие. «Это было незабываемое зрелище. Не отрываясь, смотрели тысячи людей на приветствующего их бронзового всадника, горделиво высящегося над застывшей в восторге толпой», — писала в те дни «Придунайская правда». В момент падения покрывала с монумента для большего эффекта сработала дымовая шашка.

26 августа 1945 года, в годовщину освобождения Измаила от немецко–фашистских захватчиков, конная скульптура А. В. Суворова заняла своё место в нашем городе на новом постаменте, изготовленном на киевском заводе «Ленинская кузница».

7 ноября 1947 года в Измаиле был открыт музей А. В. Суворова. По богатству фондов он занимает второе место после Государственного мемориального музея А. В. Суворова в Санкт-Петербурге. В списке наиболее ценных экспонатов музея значится скульптурный портрет Александра Васильевича Суворова, выполненный Луи–Мари Гишаром, о котором мы говорили.

Выразительность образа великого полководца усиливают исторические подробности: сверкающий военный мундир, усыпанный наградами, пышная Андреевская лента, перекинутая через правое плечо. Довершает торжественный характер изображения эффект развевающихся на ветру волос, напоминающий о тенденциях романтизма. В музее находится также авторская модель первого конного памятника Суворову скульптора Бориса Эдуардса, открытого в 1913 году на реке Рымник.

Заметное место в суворовской иконографии принадлежит пастели на пергаменте, написанной саксонским художником Иоганом–Генрихом Шмидтом в январе 1800 года в Праге. Полководец возвращался из легендарного Швейцарского похода. Он изображён в белом австрийском мундире с явной ошибкой в расположении орденской Андреевской ленты через левое плечо. В 1900 году, когда отмечалось столетие со дня кончины Александра Васильевича, по повелению Императора Николая II был изготовлен и размножен цветной портрет А. В. Суворова, в основу которого был положен этот рисунок И. Шмидта. Над портретом надпись: «Всемилостивейше пожалован всем воинским частям Армии и Флота».


Пополняя созданную в 40-х годах ХIХ века галерею портретов исторических личностей, «чьи заслуги перед Отечеством не вызывали сомнения», Одесское общество истории и древностей вело деловую переписку с Императорской академией художеств в Петербурге по созданию серии интересующих общество портретов: Петра I, Александра I, Б. Х. Миниха, А. В. Суворова, М. И. Кутузова, И. Н. Инзова. Академия художеств поручила написать портрет Суворова другу Т. Г. Шевченко художнику-копиисту Григорию Честаховскому.

Портрет был написан с оригинала, выполненного художником Никола–Себастианом Фросте (1790-1856). В правом нижнем углу портрета надпись: «Честаховск... 1850», а на обороте холста — «Князь Александр Васильевич Италийский, Граф Суворов–Рымникский». В следующем году портрет был установлен в музее Одесского общества истории и древностей, затем хранился в Одесском археологическом музее. Сейчас он экспонируется в историко–краеведческом музее в составе выделенного из раздела экспозиции суворовского комплекса. Расположен он над камином. Ниже портрета Суворова на каминной полке находится модель уже описанного памятника Суворову в Очакове, выполненная Б. Эдуардсом. Над ним — принадлежавшая полководцу сабля. К решётке камина прислонена плита с посвящённой «памяти великого Суворова» надписью от воинских частей, датированная 6 декабря 1907 года.

Долгие годы многострадальный памятник–колонна императору Александру II в парке Шевченко, торжественно открытый 10 июня 1891 года, стоял безымянным. Дело дошло до его демонтажа. Чтобы спасти памятник от окончательного уничтожения, в 1978 году он был реконструирован по проекту архитектора П. И. Кравченко. На боковой стороне пьедестала колонны была прикреплена мемориальная доска с барельефным изображением великого полководца А. С. Суворова, с именем которого связано основание нашего города.

На памятнике был воспроизведён план крепости и доска с надписью: «На этом месте с 1793 по 1811 год находился Андреевский бастион, построенный под руководством А. В. Суворова». Колонну в народе стали именовать Суворовской. Просуществовал памятник в таком виде недолго — современные вандалы не обошли и его стороной. Исчезла доска и многие его атрибуты, со всех сторон он был исписан и разрисован, нередко непристойностями. Так и простояла в центральном парке культуры и отдыха города обезглавленная, безликая и обезображенная колонна до полной реконструкции ко дню города в 2012 году.

С творчеством П. И. Кравченко связаны ещё несколько памятников Суворову. Много лет назад для Суворовского района города он выполнил гипсовый бюст полководца. Скульптор надеялся на то, что со временем удастся продолжить работу и сделать памятник, подобный Де–Рибасу и Де–Волану, чтобы он занял подобающее ему место. Но осуществить этот план не удалось.

К идее установки в городе памятника Суворову периодически возвращались — в 2004, 2008, 2010 годах. Объявляли конкурсы, награждали победителей. Наконец, 24 июля 2012 года депутаты городского совета единогласно проголосовали за установку памятника. А уже 29 сентября состоялось знаменательное событие в истории города — театрализованная церемония открытия долгожданного памятника в Суворовском районе города у всеукраинского детского центра «Молодая гвардия», на пересечении Николаевской дороги и проспекта Добровольского.

Виктор Головань

https://timer-odessa.net/statj...

«Крокус-покус» Агаларовых: здание в кадастре не числится, а работали дети и самозанятые

Многие наверняка обратили внимание на школьников, выводивших людей из «Крокус Холла» в ходе теракта 22 марта. Они прославились на всю страну и получили уже немало наград. Правда, юридич...

Русская ракета попала "куда нужно". Варшава спешно отправила в отставку инструктора ВСУ после смерти генерала
  • ATRcons
  • Вчера 20:06
  • В топе

Решение об отстранении было принято на основании данных контрразведки Польши. Кадровые перестановки в "Еврокорпусе"  Пресс-служба Министерства обороны Польши сообщает об уволь...

Наши спортфедерации потоком отказываются от Олимпиады

"Слать команду бомжей не будем!" Федерации одна за другой посылают Париж-2024 лесом.История с допуском-недопуском наших спортсменов на парижские ОИ уже изрядно приелась. Столько было сл...

Обсудить
  • :thumbsup: