Две книги, показавшие честно и талантливо две стороны той войны, что мы зовём, как и прежде, Великой Отечественной.
О Великой Отечественной написана целая библиотека художественных произведений — от небольших рассказов до многотомных эпопей. Одни из них, несмотря на претензии на глобальный взгляд и участие в качестве персонажей крупнейших деятелей той поры, уходят в забвение, ибо идеологизированы до предела и состряпаны с оглядкой на сиюминутные политические веяния. Другие же, написанные без потуг на исчерпывающий охват событий, стали не только истинными документами эпохи, ее отображением глазами очевидцев и участников кровавых боёв, но и настоящими литературными памятниками подвигам и славе.
Две книги, о которых я хочу рассказать вам, написаны в разное время и очень разными людьми. И жанр их, и темы — тоже напрочь не похожи друг на друга. Но роднит их то, что обе написаны непосредственными участниками событий, боевыми офицерами, и обе — абсолютно честны и достоверны и в фактическом, и художественном плане.
Сталинград Виктора Некрасова
Эта повесть вышла в 1947 году в журнале «Знамя» по рекомендации Александра Твардовского. Первая книга фронтовика, капитана–сапёра, не вызвала восторгов у большинства литературных чиновников той поры. Ведь в ней не было ни громогласных и трескучих славословий партии и самому Отцу народов. Зато была правда о каждодневном подвиге ратного труда и простых солдат-сапёров, и офицеров, причём не «пролетариев от сохи и станка», но интеллигентов! И была та доверительность и откровенность, что и до наших дней позволяет сравнивать «В окопах Сталинграда» с лучшими книгами о войнах былого. К примеру, с романом «На Западном фронте без перемен» Ремарка... Более того, автор не скрывал ни тягот войны, ни трусости и карьеризма иных своих персонажей.
И произошло форменное чудо: повесть не только прочитал и одобрил сам Сталин, но и лично рекомендовал её на премию своего имени второй степени! Что бы ни говорили, но у вождя бывал действительно хороший вкус и чутьё на таланты!
Дальнейшая судьба автора книги, мгновенно изданной огромными тиражами и получившей истинное народное признание, была весьма непростой. Не распинаясь в любви к Сталину, Некрасов после его развенчания отказывался убрать из повести немногочисленные, но необходимые по сюжету упоминания вождя. Потомственный русский интеллигент из Киева, Виктор Платонович всегда не боялся отстаивать свои убеждения, вызывая и в тылу огонь на себя, как делал на фронте. В 1959 году он поднял вопрос об увековечивании памяти жертв геноцида в Бабьем Яру, сразу же став мишенью для доносов «бдительных товарищей» из числа местных партийных бонз и «пысьмэнныкив», обвинявших его в «потворстве сионизму и разжигании межнациональной розни». Нынешние адепты бендеровщины, все эти Драчи да Павлычки с Яворивскими тогда изображали правоверных коммунистов. И... норовили скрыть участие украинских националистов в уничтожении евреев.
Тогда Некрасов и его единомышленники победили, и мемориал на месте массовых расстрелов был создан. Но дорого ему это обошлось! Уже вскоре, не без участия всё тех же «бдительных», во время подсунувших Хрущёву книгу путевых очерков Виктора Платоновича о Европе, он стал объектом хамского выступления малограмотного Первого секретаря, обвинившего писателя в «низкопоклонстве перед гнилым буржуазным Западом», и, соответственно, кампании шельмования в услужливой прессе.
Да и дальше, уже при Брежневе, киевские «мытци» сделали всё для того, чтобы буквально выжить из родного города крайне неудобного Некрасова, смевшего вступаться за опальных украинских писателей и поэтов. И таки добились своего — после обысков и уличных нападений исключённый из партии израненный фронтовик–орденоносец вынужден был эмигрировать с семьей во Францию. Там он и умер, успев застать крушение Союза...
Его литературное наследие невелико, но каждая строчка в нём — настоящая! И небольшая книга о великой войне останется навсегда. А вспомнят ли опусы тех, кто когда–то писал на него доносы, чем занимаются и поныне, но только сменив «масть», — вопрос риторический!
Тайная война Владимира Богомолова
Книга Богомолова «В августе сорок четвёртого», имеющая и второе название «Момент истины», посвящена иной стороне Великой Отечественной. Той, что проходила в тылу, но была не менее опасна, чем бои на передовой. Только знали о ней немногие. О буднях военной контрразведки СМЕРШ, боровшейся с гитлеровскими диверсантами и недобитыми бандами нацистских холуёв.
Бывший десантник, ушедший на войну юным добровольцем, а потом и фронтовой офицер-контрразведчик, Владимир Осипович Богомолов хорошо знал, о чём писал. Ведь он имел, пожалуй, больше ранений, чем наград.
И его роман, где с документальной точностью показана рутинная, тяжкая и порой неблагодарная работа группы капитана Алёхина по поимке опаснейших диверсантов Абвера, стал истинным прорывом и в жанре военного детектива, и в литературе. Это была не очередная поделка о лихих чекистах, браво разоблачающих туповатых зверовидных агентов врага, но книга о противостоянии истинных профессионалов другим — прекрасно подготовленным и мотивированным ненавистью.
И герои романы: интеллигент, до войны учёный–селекционер, капитан Алёхин, ставший настоящим военным интеллектуалом и аналитиком, и бывший пограничник — отчаянный мастер рукопашного боя и стрельбы по–македонски, «волкодав» Таманцев, и их совсем юный стажёр, вчерашний московский школьник Блинов, выписаны живыми людьми, а не картонными фигурами в руках автора.
В этой книге есть всё: и скупо, но точно показанная жизнь только что освобождённой от оккупантов Западной Белоруссии, и ощущение невероятной сложности поисков диверсантов, заброшенных в наш тыл с целью покушения на Верховного главнокомандующего. Поисков, по сравнению с коими найти иголку в стоге сена — детская задача. И чувство сопереживания героям, идущим на ежедневную тяжкую и смертельно опасную работу, понимая, что никто кроме них её сделать не сможет.
В итоге же на свет в 1974 году вышла книга, переиздающаяся и доселе. Книга, впервые давшая нам истинное представление о том каторжном кровавом труде, который делали чернорабочие войны в её тылу.
Владимир Богомолов пережил многое. Он успел повоевать и на фронте, и за его линией, и сражался с диверсантами и бандеровцами в тылу. И, право, жаль, что не были им описаны бои с оставшимися на Сахалине после победы над Японией форменными головорезами спецназа императорской армии, в которых он принимал непосредственное участие!
Он написал, как и Некрасов, не много. Но след его в и в литературе, и в кино, весьма значим. Ведь его повесть о юном разведчике «Иван» блистательно экранизировал Андрей Тарковский, чей фильм «Иваново детство» — одна из самых пронзительных лент о Великой Отечественной. Да и кинолента белорусского режиссера Михаила Пташука «В августе 44-го» с Евгением Мироновым, Владиславом Галкиным и многими другими талантливыми актёрами, вышла вполне достойной первоисточника.
И когда сегодня иные «знатоки истории» пытаются очернить смершевцев, изображая их чуть ли не «сталинскими карателями и мастерами заплечных дел», мне хочется напомнить: средний срок службы в строю оперативников этой службы составлял... три месяца. Дальше — списывались они по причине либо гибели в бою, либо тяжелых ранений. А сама советская военная контрразведка СМЕРШ была признана самой эффективной спецслужбой времён Второй мировой войны!
Так что, друзья мои, рекомендую вам эти две книги, показавшие нам честно и талантливо две стороны той войны, что мы зовём, как и прежде, Великой Отечественной. Войны, в которой победили и два настоящих её воина, ставших настоящими писателями, — Виктор Некрасов и Владимир Богомолов.
Автор: Игорь Плисюк
Оценили 43 человека
52 кармы