Предложения по белорусской Конституции

0 146

Чтобы решить проблемы, которые препятствуют развитию белорусского общества и обеспечить его устойчивое и эффективное развитие, необходимо привести белорусскую Конституцию в соответствие с принципами идеологии социального либерализма, что позволит реализовать в ней нравственное правило «Не причиняй другому того, что нежелательно тебе самому от других».

Предложения по Конституции

Речь идет, в первую очередь, об описанных ранее 4-х пунктах Конституции (см. "Либеральная конституция для Беларуси").

Пункт 1. Все люди рождаются равными и обладают неотчуждаемыми правами на жизнь, свободу, собственность и стремление к счастью.

Пункт 2. Свобода человека состоит в возможности делать все, что не причиняет ущерба правам (свободе) другого. Свобода основана на справедливости, а ее нравственную границу составляет следующее правило: «Не причиняй другому того, что нежелательно тебе самому от других».

Пункт 3. Государство основано на принципах гуманизма и социального либерализма, а его экономика – на представлениях теории социальной рыночной экономики, в рамках которых обеспечивается наилучшее сочетание экономической эффективности частной собственности, свободы и социальной справедливости, посредством создания общества равных возможностей и всеобщего благосостояния, в котором исключена бедность работающих.

Пункт 4. Государство обязано в целях защиты свободы членов общества осуществлять самый бдительный надзор над тем, как человек пользуется властью, которой оно дозволяет ему иметь над другими людьми, а также контролировать соответствие правил деятельности государственных и частных организаций принципам социального либерализма.

Кроме того, обязательными в Конституции являются положения о разделении властей, которые можно взять из Конституции 1994 года, где они были хорошо проработаны. Изменения должны предусмотреть формирование в Беларуси независимых от президента органов власти, позволяющих сохранить ее преемственность, а также стабильность в обществе в случае потери доверия к президенту.

Большую часть положений действующей Конституции можно оставить, так как они вполне соответствуют социальному либерализму. Но их следует уточнить в соответствие с правилами либерализма Джона Милля (см. «Принципы настоящего либерализма»).

Стоило бы сослаться на Статут Великого Княжества Литовского, разработанный Львом Сапегой, по крайней мере, в комментарии к новой белорусской Конституции. Статут был разработан, кстати, для тех же целей, для которых реформируется нынешняя – для ограничения власти монарха и защиты независимости страны.

Кстати, думаю, что Лев Сапега мог бы гордиться предлагаемой либеральной Конституцией Беларуси. Насколько я представляю его взгляды, она соответствует им.

Предложения по обсуждению указанных предложений по Конституции

Указанные 4 пункта, а также предложения по доработке Конституции надо обсуждать не в рамках механизма разработки предложений президента по изменению Конституции, а как альтернативный вариант этого документа.

Данные предложения нет смысла объединять с версией Конституции, предложенной Александром Лукашенко, так как последняя является монархической.

Нет смысла пытаться объединить их и с версией, предложенной оппозицией, так как та, насколько можно предположить, будет разработана в рамках идеологии рыночного фундаментализма.

Важно подчеркнуть, что данные предложения – это не предложения Владимира Тарасова, а нормы социального либерализма в применении к Конституции Беларуси, изложенные мною. Можно также еще раз отметить, что это предложения фактически от лучших в мире специалистов по конституциям – Томаса Джефферсона, Джона Милля и Франклина Рузвельта.

Предложения по белорусской идеологии: либерализм как национальный проект

Независимо от того, как будет идти обсуждение и принятие данных изменений Конституции, необходимо привлечь ученых для решения проблем, связанных с возможным внедрением идеологии социального либерализма в стране, и с созданием социальных институтов, которые будут продвигать данную идеологию. Это не менее важно, чем изменение Конституции, так как без создания таких институтов толку от нее будет немного.

Для этого надо выделить гранды белорусским ученым (в ВУЗах, министерствах и Академии Наук, частных исследовательских организациях, партиях) на проведение исследований о том, как надо реформировать страну в соответствие с принципами социального либерализма, и какой результат это может дать. Чем больше будет денег и грандов, тем лучше. В масштабах государства оплатить работу даже нескольких тысяч ученых и политиков – это копейки, ведь им не надо оборудование, только зарплата.

Пусть они подготовят предложения и планы реформ. Эти планы можно будет сравнить с существующими программами развития РБ (в рамках монархической идеологии, предлагаемой Александром Лукашенко, и в рамках рыночного фундаментализма, предлагаемыми международными финансовыми организациями и оппозицией).

Тут только не надо фантазировать: принципы социального либерализма уже воплощены в рамках теорий институциональной экономики, прогрессивного капитализма и социальной рыночной экономики. Их и надо использовать.

Хорошо было бы провести международный семинар, на который можно пригласить сторонников социального либерализма, например, Мишеля Барнье из ЕС, Джозефа Стиглица и Берни Сандерса из США. Можно пригласить кого-нибудь из партии «Справедливая Россия», политика которой близка к социальному либерализму. Кого конкретно, надо подумать, к сожалению, личностей масштаба Петра Столыпина и Евгения Примакова в настоящее время в высшей элите России нет. Но на среднем уровне варианты имеются. Пусть бы они на конференции порассуждали о либеральных путях развития цивилизации и месте Беларуси в этом процессе.

Государственное финансирование подобного проекта очень важно. Александр Лукашенко постоянно говорит о том, чтобы ему подавали конкретные предложения по реформам, но ведь подобные предложения не грибы в лесу, они сами собой не растут, и чтобы их подготовить, нужен значительный труд, который должен быть оплачен. Никто же ждет, что на своем дачном участке какой-либо умелец склепает ракету, на которой можно улететь на Марс. И кроме государства в Беларуси профинансировать подобные исследования, по большому счету, некому, так как необходимые исследования непосредственной выгоды частному бизнесу не принесут.

Можно сказать, что стране необходим национальный проект по развитию настоящего либерализма в обществе типа тех проектов, которые сейчас реализуются в России. Кстати, там тоже следовало бы реализовать либеральный проект.

Я уверен, что результаты подобного проекта сильно удивят: окажется, что страна может быстро развиваться без социальных и экономических потрясений (я кое-то на этот счет уже написал, например, «Американский рецепт для белорусской экономики»).

Стране необходимо разнообразие мнений, и будет лучше, если его профинансирует белорусское государство, а не зарубежные структуры.

И, что весьма важно, подобное исследование и обсуждение его результатов будет настоящим зрелищем для белорусского народа, которых в стране так не хватает. Белорусские ученые (гладиаторы) смогут сразиться на арене с заморскими учеными гладиаторами и политическими хищниками. Всем будет интересно.

Кроме финансирования подобной исследовательской программы необходимо организовать финансирование белорусских политических партий, причем не только пропрезидентских. Либо из бюджета, учитывая, что частный бизнес у нас слаб, а народ беден, либо посредством установления налоговых льгот для средств, направляемых на финансирование партий физическими и юридическими лицами. Это сделать необходимо, так как иначе они не смогут конкурировать с политическими силами, финансируемыми из-за рубежа.

То есть государство должно непосредственно финансировать различные политические течения, разделяющие определенные принципы, закрепленные в Конституции, либо создать условия для их финансирования за счет внутренних источников. Это принципиально важно.

Предложения по общественному мнению

Никакая Конституция Беларуси не поможет, если не произойдет серьезная трансформация общества: нравственная, культурная, мировоззренческая, идеологическая, обеспечившая введение в практику государственной, общественной и политической жизни правил социального либерализма, то есть нравственного правила «Не причиняй другому того, что нежелательно тебе самому от других».

Если этого не произойдет, то независимые президент, парламент, суды, партии и пресса, чего доброго, просто передерутся, не обращая внимания на Конституцию. Что, кстати, сейчас происходит в США, где политические силы постепенно отказываются от американских же либеральных принципов.

В мире подобная трансформация происходит: рыночный фундаментализм чахнет, а сторонники настоящего либерализма приобретают все больше влияние, как и их идеи. Я уже лет пять отслеживаю ситуацию со сменой идеологии в западном мире и в России на моем личном сайте (https://tarasovhroniki.wordpress.com/). Процесс идет: пять лет назад и представить было сложно, что такие представители западной элиты, как Мишель Барнье и Клаус Шваб скажут, что принятая в настоящее время идеология в западных странах нуждается в перестройке. Да и в России ряды рыночных фундаменталистов редеют: Дмитрий Медведев отправлен в почетную ссылку в Совет безопасности, а Анатолий Чубайс вообще выслан из страны (в ООН).

Что касается Беларуси, то происходящие в ней процессы с точки зрения настоящей либеральной идеологии я описываю в серии статей, которую публикует белорусский журнал «Директор». До сих пор Беларусь отставала от других стран, но изменения Конституции активизируют данный процесс.

В нашей стране хорошо было бы создать научно-исследовательский институт либерализма (типа института Конфуция), присвоив ему, например, имя Льва Сапеги. Нужна история Беларуси как история развития в ней либеральных идей. Именно она, на мой взгляд, может стать надежной основой для белорусской государственности. Правительству и частным лицам и компаниям хорошо было бы организовать финансирование ученых, работающих в сфере социального либерализма.

А всем партиям и общественным организациям стоило бы объявить о своей приверженности указанным принципам, предлагаемым в Конституцию, а также правилам социального либерализма. Это для них как знак качества, типа того, как сейчас происходит декларация приверженности патриотизму. Патриотизм – это хорошо, но его одного недостаточно для обеспечения успешного развития страны.

В целом в Беларуси нужно создавать некоторую систему социальных институтов (государственную и частную) по поддержке идеологии социального либерализма. Можно взять пример с США, где подобная система существует (в отношении Конституции). Или с Китая, где есть система поддержки конфуцианства. Есть и у нас подобные примеры, в частности, поддержка памяти о Великой отечественной войне. Нечто подобное следует создавать и по либерализму – его история, победы, герои, учебные курсы в ВУЗах, и т. д. Льва Сапегу следовало бы выводить на первый план – на мой взгляд, он и есть настоящий национальный герой Беларуси.

Все это позволит сделать так, чтобы, даже если указанные изменения в Конституцию сейчас внести не удастся, к тому времени, когда у Беларуси появится новый президент, если Александр Григорьевич не изменится (чего не бывает), у страны был конкретный план действий, позволяющий обеспечить развитие экономики и общества без обвала экономики и политических скандалов. Это, на мой взгляд, вполне реально.

Последние замечания

Я думаю, что будущий успех Беларуси как государства определяется тем, в какой степени белорусское общество может осуществить сделанные выше предложения, а вовсе не помощью Запада или Востока, или какими-то замечательными идеями о реформах из разных самых замечательных книжек, многие из которых, впрочем, стоит осуществить. Одно другому не мешает.

Если вспомнить роман «Властелин колец», то можно сказать, что реализация данных предложений позволит создать в Беларуси свой вулкан Ородруин. А это создаст возможность всем жителям Беларуси совершить свой путь к вулкану и уничтожить кольцо всевластия, по крайней мере, в себе. Этим ситуация в Беларуси отличается от романа. Там хоббит Фродо шел уничтожать кольцо почти в одиночестве, в то время как другие герои книги совершали подвиги, у нас же такой поход к Ородруину предстоит совершить каждому человеку, так как кольцо всевластия достается ему от рождения (хотя бывают исключения).

Ну и конечно, журналистам, политикам, ученым следовало бы и самим пытаться применять принципы либерализма для решения возникающих в государстве проблем, подобно тому, как на западе люди подобных профессий постоянно что-то говорят об американских, европейских и демократических принципах и традициях. На самом деле, это обычно как раз и есть принципы социального либерализма (напомню: в настоящее они постепенно подменяются принципами фундаментализма).

Сделать это в Беларуси совсем не сложно: при употреблении понятий типа «гражданское общество», «демократия», «право», «свобода» и т. д., можно попробовать использовать представления либеральной идеологии, в частности правила либерализма Милля. А когда Конституция будет изменена, можно будет говорить и об ее принципах.

Тем самым каждый человек может присоединиться к процессу создания цивилизационного Ородруина, в пламени которого удастся уничтожить стремление одних людей подчинять себе других людей, и сделать общество цивилизованным. Свой вклад в этот процесс внесли многие люди. Так, Лев Сапега написал первую либеральную Конституцию для Беларуси, Томас Джефферсон написал либеральную Конституцию для США, Джон Милль написал книгу «О свободе», в которой показал опыт применения правил либерализма, Федор Достоевский создал целый цикл романов о природе человека и о том, на что человек имеет право, а на что не имеет, Джон Толкиен написал книгу о том, как бороться с инстинктом к власти, Петр Столыпин попробовал создать средний класс в России, Евгений Примаков пытался продолжить дело Столыпина, Тадеуш Кондрусевич призвал следовать основному нравственному принципу, а Павел Усов – просто призвал быть человеком. Множество других людей во всем мире внесли свой вклад в распространение цивилизации. Присоединяйтесь, хорошая ведь компания.

Владимир Тарасов.

P.S.

Если говорить упрощенно, то суть моих предложений в том, что хорошим людям, как со стороны президента, так и оппозиции, надо объединиться в целях предотвращения прихода к власти плохих людей. И сделать это надо вокруг идеологии социального либерализма (в версии Джона Милля, Федора Достоевского, Джона Толкиена, и …).

А для этого необходимо:

а) научиться понимать, что такое хорошо, а что такое плохо в отношении распределения власти в обществе (это позволяют сделать правила социального либерализма),

б) создать экономические и социальные институты, в первую очередь, либеральную Конституцию, благодаря которым хорошие люди получили бы некоторую власть (формируя общественное мнение), позволяющую им контролировать традиционные ветви власти.

В Беларуси существует нечто подобное только в отношении патриотизма, связанное с памятью о Великой отечественной войне, что является положительным фактором для страны. Но одного патриотизма недостаточно, необходим еще настоящий либерализм, который обеспечит реализацию в обществе нравственного принципа: не делать никому того, чего не желаешь сам. Фактически речь идет о создании новой ветви власти в сфере общественного мнения.

Как все это организовать, неясно. Если у кого-то есть идеи или предложения, связывайтесь.

tarasov5858@mail.ru

Рыбка почти заглотила наживку

Ин Джо ви траст Опять громкие заголовки из серии «США конфисковали российские активы, чтобы отдать их Украине». И теперь мы все умрём. Опять. Как уже много раз бывало. Во-первых, е...

«Меня все равно отпустят». Вся правда о суде над Шахином Аббасовым, которого обвиняют в убийстве русского байкера

Автор: Дмитрий ГоринВ понедельник 22 апреля решался вопрос об избрании меры пресечения для уроженца Азербайджана Шахина Аббасова, которого обвиняют в убийстве 24-летнего Кирилла Ковалев...

Как Набиуллина ограбила Лондон

Запад потерял огромное количество российского золота, особенно не повезло Лондону. Такими выводами поделились журналисты из КНР. Есть смысл прислушаться к их аргументам:В последнее врем...