Ахиллесова пята белорусских патриотов

0 117

В Беларуси нет общепризнанной национальной идеи, потому что та идея, которая подходит широким массам населения, не устраивает ее управленческую и интеллектуальную элиту. Белорусские патриоты пытаются переделать народ, вместо того, что прислушаться к его мнению.

Дела с белорусским патриотизмом обстоят сложнее, чем с русским. Это связано с тем, что белорусская культура и наука в узком смысле, то есть то, что было создано на ее территории именно белорусами по национальности или по духу, намного беднее культур многих других народов. Например, белорусские классики литературы писали, в основном о любви к родине, природе, партизанах, а множество культурных и нравственных проблем в обществе они никак не затрагивали, или же делали это так, что читать их совсем не интересно. То же самое касается философов, политиков и общественных деятелей.

То есть, в белорусских национальных традициях, понимаемых в узком смысле, имеются значительные пробелы. Впрочем, особых проблем жителям Беларуси это не создает, так как пробелы заполнены, в основном, русскими традициями – произведениями литературы, идеями людей, которые считали себя русскими и жили на территории России. А что касается народных белорусских традиций, то они и без заимствования весьма близки к русским.

Поэтому в целом по культуре и национальным традициям белорусы – это русские. Конечно, имеются некоторые отличия обычаев и менталитета, но они находятся в пределах отличий разных групп населения одного народа. Точно так же, имеются особенности менталитета у сибиряков или казаков. Самое значительное отличие – язык. Но он сам по себе мало что меняет, так как он не определяет поведение человека.

Беларуси не хватает национальных традиций

Поэтому настоящим белорусским патриотам надо было бы признавать, что белорусы – это русские, а белорусский патриотизм – разновидность русского патриотизма.

Но, естественно, такая ситуация не нравится белорусской элите, так как снижает ее статус в обществе. Это не упрек элите: почти любой человек хочет быть, например, главой собственной семьи и отселиться от родителей, а не вечно жить в статусе ребенка. Такова природа человека. Поэтому и белорусской элите хочется быть главной, а не какими-то местными органами власти. Для народа стремление быть главным не имеет такого значения, поэтому русский характер белорусского патриотизма создает риск ухода белорусского народа в Россию, если собственная элита народ перестанет устраивать, а российская, наоборот создаст хорошие условия для жизни в РФ.

Поэтому значительная часть белорусской элиты, как интеллектуальной, так и экономической в виде представителей власти и бизнеса, белорусским народом недовольна, и постоянно пытается как-то его переделать и заменить русские элементы в культуре и менталитете жителей Беларуси чем-то другим.

Но тут возникает другая проблема: если отказаться от русских традиций в сфере культуры, образования, науки и т. п., образуется пустота, которую надо чем-то заполнить. А подходящего белорусского контента в природе просто не существует! И создать его сложно – нужны не только желание и время, но и способности. Поэтому вместо русских элементов многие люди, считающие себя белорусскими патриотами, предлагают элементы традиций других национальностей – поляков, англичан и т. д. Но такие патриоты не понимают, что это означает не возрождение белорусского народа, а его уничтожение.

Впрочем, часть белорусских патриотов пытается изобрести что-то свое: ищет новых героев, конструирует новые традиции и пр. Но выглядит все это часто довольно странно. Характерный пример – Александр Лукашенко, который в качестве национального героя предлагает белорусскому народу самого себя. Например, на встрече с активом Витебской области 15 декабря 2021 года он сказал, что «… это ваша страна, мы с вами ее выпестовали за четверть века и никому не должны отдать». Получается, что до его прихода к власти, в Беларуси как будто и не было национальных героев. И это его принципиальная позиция. Поэтому в своих выступлениях он, как правило, не называет никаких имен белорусских деятелей.

Правда, изобретаемые им новые традиции Александр Лукашенко иногда пытается представить как старые. Например, в ходе одного из обсуждений проекта изменений в Конституцию он отметил, что «Как я не раз говорил, ВНС - это наше вече. Считаю, что данный институт народовластия соответствует вековому национальному укладу жизни белорусов».

Почему он так считает, Александр Лукашенко не сказал. Однако в национальном укладе жизни белорусов обнаружить признаки вече весьма непросто. В древние времена белорусами управляли (бело)русские князья, в литовские – руководители Великого княжества Литовского, затем была эпоха главенства белорусской и польской аристократии, и даже права – Конституции в виде Статута ВКЛ, после чего в Беларуси действовали законы Российской империи. Так что, вековому национальном укладу жизни белорусов соответствует исполнение законов государства. Что, кстати, по-видимому и привело к особой законопослушности белорусов.

То есть Александр Лукашенко пытается приписать белорусам качество, которого у них нет, и собирается их перевоспитывать. В этом он не одинок.

Например, доктор экономических наук, профессор, бывший посол Беларуси в Китае, бывший экс-помощник президента РБ по экономическим вопросам Кирилл Рудый в книге «Потому что так решили мы: поведенческая экономика Беларуси и ее раскодировка» указал на такие негативные, по его мнению, черты жителей Беларуси как страх, снижающий аппетит к риску, слабое ощущение частного предпринимательства, патернализм, ориентацию на прошлое и т. п. Он считает, что менталитет жителей страны нужно менять, повысив спрос на новые ценности, которые ведут к экономической свободе.

Виктор Бабарико задолго до того, как стать кандидатом на пост президента РБ, выдвинул тезис о том, что Беларусь – это страна выученной беспомощности. То есть, у белорусов выработался комплекс, когда человек считает, что чтобы он не делал, у него не получится, и поэтому он ничего не будет делать, ожидая пока ему скажут, как надо поступать.

А кто найдет умных людей?

Это верно, такой комплекс у жителей Беларуси, наверное, есть, но вряд ли он имеет существенное значение на фоне других проблем, препятствующих развитию страны, на которые Виктор Бабарико не указал. В частности, гораздо важнее проблема, связанная с отсутствие национальных традиций эффективного управления государством. Что проявилось и в действиях Виктора Бабарико. Так, уже будучи кандидатом, он сообщил о намерении в случае победы на президентских выборах нанимать умных людей, которые подскажут ему, что делать. Это та же идея, что и у русских патриотов, предложивших в качестве национальной идеи России принцип меритократии – власти умных и талантливых людей (см. «Ахиллесова пята русских патриотов»).

При этом Виктор Бабарико уверен, что он может отбирать умных людей. Возможно, это действительно так, и у него все действительно получилось бы. Но его действия в принципе являются неудовлетворительными: ведь следующий после него глава государства может набрать во власть людей неумных, которые разрушат все, что создадут умные люди Виктора Бабарико. Поэтому нужны какие-то принципы, независимые от конкретной личности, позволяющие отбирать именно умных людей в управление страной, а также минимизировать ущерб от деятельности во власти людей непорядочных, неумных и неталантливых, если они туда все же попадут (а это непременно произойдет, так как именно такие люди наиболее активно стремятся получить власть).

В России данную проблему пытались решить многие люди: Федор Достоевский, Петр Столыпин, Петр Струве и т. д. В Беларуси над проблемой работал Лев Сапега, но это было очень давно. А современные белорусские патриоты данной проблемы, как мне кажется, вообще не осознают, и наличия пробела в данном отношении в белорусских национальных традициях не замечают. Они все почему-то уверены, что уж они-то сами могут отличить умных людей от неумных.

Белорусская элита просто не понимает, что задача власти состоит не в перевоспитании и переделке народа под какие-то идеалы, а в организации системы управления, которая позволяет использовать лучшие качества народа и нейтрализовать худшие. То есть, служебной обязанностью человека, который работает президентом Беларуси, является, в первую очередь, не отбор умных людей, а организация такой системы управления.

Мысль вроде бы, очевидная, но, к сожалению, не распространенная. В национальной истории Беларуси почти не было ученых, которые пытались бы объяснить политикам, в чем состоят служебные обязанности власти. Да и политиков, которые слушали бы ученых, за исключением Льва Сапеги, что-то не припоминается.

Владимир Тарасов.

«Крокус-покус» Агаларовых: здание в кадастре не числится, а работали дети и самозанятые

Многие наверняка обратили внимание на школьников, выводивших людей из «Крокус Холла» в ходе теракта 22 марта. Они прославились на всю страну и получили уже немало наград. Правда, юридич...

Русская ракета попала "куда нужно". Варшава спешно отправила в отставку инструктора ВСУ после смерти генерала
  • ATRcons
  • Вчера 20:06
  • В топе

Решение об отстранении было принято на основании данных контрразведки Польши. Кадровые перестановки в "Еврокорпусе"  Пресс-служба Министерства обороны Польши сообщает об уволь...

Наши спортфедерации потоком отказываются от Олимпиады

"Слать команду бомжей не будем!" Федерации одна за другой посылают Париж-2024 лесом.История с допуском-недопуском наших спортсменов на парижские ОИ уже изрядно приелась. Столько было сл...