Конфликт Армении и Азербайджана

В каком мире мы будем жить? Что недоговорил Путин

14 5975

Предупреждая недавно в интервью Financial Times (FT) о закате либерализма, президент России Владимир Путин остановился за полшага до самого интересного. Что, на его взгляд, идет на смену выдыхающейся идеологии и политической практике? Каким будет новый формирующийся на наших глазах "постлиберальный" миропорядок?

Это сейчас центральный вопрос, от которого во многом зависит будущее всех нас. Политики и историки, экономисты и политологи спорят о нем повсюду, включая Давос. Высказывания Путина задели этот нерв и вызвали резонанс, который, по признанию российского лидера, оказался неожиданным даже для него самого.

Глава московского бюро газеты Financial Times Генри Фой, редактор газеты Financial Times Лайонел Барбер и президент РФ Владимир Путин во время интервью Михаил Климентьев/пресс-служба президента РФ/ТАСС

Глава московского бюро газеты Financial Times Генри Фой, редактор газеты Financial Times Лайонел Барбер и президент РФ Владимир Путин во время интервью

Президент РФ не уточнял прогноза, видимо, потому что в идеале ответ очевиден. Москва давно и последовательно выступает за суверенное право всех стран и народов самостоятельно определять путь своего развития, за многополярность и подлинную демократию в мировых делах. Собственно, и против либеральной идеи как таковой Путин, по его словам, ничего не имеет. Он лишь против ее "агрессивного навязывания" тем, кто в том или ином контексте ее не приемлет.

Но идеал — это теория. А какой будет политическая практика, пока никто не знает. Ответ зависит от конкретных решений, которые принимают на развилках истории опять-таки сами страны и народы.

"С доминированием покончено"

Собственно, и кризис западной модели либерализма проявляется в таких решениях. Самые наглядные примеры, которые принято приводить, — голосование британцев за выход из Евросоюза (Brexit) и избрание популиста, националиста и волюнтариста Дональда Трампа президентом США. Но на самом деле, по общему мнению и критиков, и апологетов либерализма, борьба вокруг него идет по всему миру.

Та же FT в своем редакционном ответе Путину признавала, что "с установившимся после окончания холодной войны глобальным доминированием Америки, ЕС и той системы, которую они представляют, покончено".

Газета констатировала, что в плане отношения к либерализму у российского лидера имеются единомышленники не только, например, в Китае, но и на Западе — от Венгрии и Италии до Франции и Америки. Более того, по мнению издания, "можно утверждать, что президент США [Дональд Трамп] представляет более серьезную угрозу для сплоченности либерального Запада, чем его российский коллега".

Но при этом FT доказывала, что "западный либерализм себя не изжил", что его можно и нужно "обновить и вдохнуть в него новую жизнь". Для этого, на ее взгляд, западным правительствам необходимо внести определенные коррективы в социальную и налоговую политику, а главное — "осознать, что они неизмеримо сильнее и влиятельнее, когда объединяют свои суверенитеты в рамках институтов, основанных на правилах и ценностях".

А был ли мальчик?

Неуклюжий оборот про "объединение суверенитетов" использован здесь не случайно. "Суверенитет" — одно из ключевых понятий в политическом лексиконе действующего президента США и его единомышленников, настроенных на защиту национальных интересов. А для либеральных элит, согласно комментарию, и Brexit, и "изоляционизм Трампа" — суть историческое "движение вспять". Причем "тревожное", но отнюдь не обязательно необратимое.

Кстати, в той же цитате присутствовал и еще один понятный для специалистов словесный сигнал. О стремлении коллективного Запада подменить нормальное международное право неким "порядком, основанным на правилах", не раз говорил, например, министр иностранных дел России Сергей Лавров.

Используется такая подмена всякий раз, когда необходимо как-то оправдать нелегитимные действия наподобие односторонних санкций или недобросовестной конкуренции в разных областях — от экономики до спорта. То есть придать видимость законности тому самому "доминированию" в мировых делах, с которым Западу никак не хочется расставаться.

Это, между прочим, подтверждалось и самими западными специалистами. Еще год назад аналитик из вашингтонского института им. Катона Патрик Портер опубликовал язвительный комментарий "Воображаемый мир: ностальгия и либеральный порядок". Расхожее представление о том, будто стабильность и процветание в мире после 1945 года обеспечивались этим самым порядком, рассматривалось в публикации в духе горьковского вопроса: "А был ли мальчик?"

"Хотя либерализм и либеральные проекты действительно существовали, "порядок" — постольку, поскольку он вообще имел место, — опирался на имперские прерогативы сверхдержавы, которая пыталась навязывать этот самый порядок, выходя за рамки правил и пестуя антилиберальные силы", — утверждал автор.

Ностальгия по "дотрамповским" временам, на его взгляд, "антиисторична и вредна" — хотя бы потому, что мешает Вашингтону "приспосабливаться к переменам". В частности, — "сворачивать обязательства в сфере безопасности, перераспределять общую ношу между союзниками, осмотрительно избегать войны, ограничивать внешнеполитические амбиции" США.

Чем Трамп, между прочим, более-менее и пытается заниматься.

"Назад в будущее"?

А вот бывший вице-президент США Джозеф Байден, который сейчас борется за право представлять оппозиционную Демократическую партию на президентских выборах 2020 года, силится, судя по всему, "смотреть в будущее" через зеркало заднего вида.

На днях он выступил в Нью-Йорке с изложением своих представлений о том, какая внешняя политика понадобится Америке "для восстановления своей репутации и доверия к себе" после "катастрофического президентства" Трампа. Специалисты восприняли эту речь как призыв к возвращению в прошлое — как минимум к временам Барака Обамы. Хотя при этом некоторые — например, газета The Hill, — обратили внимание и на "оглушительное молчание" самого Обамы по поводу кандидатуры его бывшего "второго номера".

Байден считает, что Трамп позорил себя и свою страну, поддакивая Путину на недавнем саммите "Большой двадцатки" в Осаке, а до этого — на двусторонней встрече в верхах в Хельсинки. С принятым у американских претендентов на выборные посты апломбом он утверждал, что "при нем"… "повторений Хельсинки не будет".

В целом отличительной чертой перемен на международной арене за последнее время Байден считает "быстрый подъем авторитаризма, национализма и антилиберальных тенденций — причем не только в России и Китае, но и в таких странах-союзницах [США], как Турция, Филиппины и Венгрия". В ответ он, по его словам, готов был бы "в первый же год" пребывания в Белом доме созвать "глобальный саммит за демократию" для восстановления единства и сплоченности "стран свободного мира" и потребовать от участников принятия на себя конкретных обязательств.

Байден несколько лет возглавлял сенатский комитет по иностранным делам и считается знатоком внешней политики. Поэтому, собственно, он и взялся за тему, которая, по его же признанию, обычно "не определяет выбор американских избирателей".

Но понятно и то, что привлечь к себе таким образом внимание он попробовал не от хорошей жизни. По общему мнению специалистов, бывший вице-президент безоговорочно проиграл первый тур предвыборных дебатов между однопартийцами. Формально он остается лидером и фаворитом гонки среди демократов, но никакого "ореола непобедимости" вокруг него уже нет. Наоборот, ему все больше наступают на пятки преследователи, прежде всего, женщины-сенаторы Камала Харрис и Элизабет Уоррен.

Между прочим, 76-летний Байден с нескрываемой ностальгией говорит о своей принадлежности к "поколению, при котором мы [США] пытались быть мировым полицейским", — разумеется, с опорой на традиционных партнеров, прежде всего, по НАТО. Он также предупреждает, что в случае переизбрания Трампа на новый срок "лет через четыре-пять НАТО не станет". В поддержку Североатлантического альянса он высказывался и в своей речи, и в ходе дебатов. Но позже пресса писала, что на молодых американцев уже не производят впечатления ссылки на "институты, созданные в 1940-х годах".

В целом многие аналитики исходят из того, что Байден не в состоянии предложить ничего, кроме "повторения пройденного". По форме его речь "может быть направлена в будущее", но по смыслу это всего лишь попытка "вернуть былую славу, растранжиренную действующим президентом", — констатирует журнал Atlantic.

Шоры спали?

Есть и еще один признак того, что Байден со своими традиционными подходами — даже не вчерашний, а позавчерашний день американской политики. Со времени прошлогодних промежуточных выборов в Конгресс США одним из неформальных лидеров оппозиции считается 29-летняя социал-демократка из Нью-Йорка Александрия Окасио-Кортес. Сейчас, по свидетельству политологов и прессы, участники отборочного этапа предвыборной гонки в Демпартии наперебой добиваются ее одобрения и поддержки.

Конечно, никто пока всерьез не допускает, что "постлиберальное будущее" Америки может стать социалистическим. Наоборот, Трамп и республиканцы даже нарочно стращают избирателей подобной перспективой для мобилизации собственного электората. Но все же сам факт "дискуссии о социализме" в предвыборном контексте в США знаменателен; лично меня он наводит на мысль о том, что после окончания холодной войны былые идеологические шоры спали с глаз не только у россиян, но и у американцев.

В целом, на мой взгляд, будущее за конвергенцией, которую в свое время предсказывал академик-диссидент Андрей Сахаров. За некой новой моделью, совмещающей лучшее из того, что создано социалистической и капиталистической системами, — чтобы не только как можно быстрее и эффективнее производить материальные блага, но и более-менее справедливо их распределять.

И если уж вести дискуссии о "постлиберальном мире", то надо, видимо, стараться объективно оценить, кто лучше решает такие задачи — Америка и Запад в целом, Россия или, скажем, социалистический Китай, который, по оценкам Всемирного банка, менее чем за полвека вывел из состояния крайней нищеты около 800 млн человек. Есть и другие вопросы — например, о том, как различные векторы и модели развития должны отражаться в деятельности международных организаций, включая МВФ и ВБ, традиционно считающиеся инструментами либерального "вашингтонского консенсуса".

Подробности на ТАСС




В Коми надеются на освобождение Максима Шугалея

Накануне состоялись телефонные переговоры между замминистра иностранных дел РФ Михаилом Богдановым и председателем палаты депутатов Ливии Акбаром Салехом. Обсуждалась ситуация в африкан...

Путин через "Эхо Москвы" помогает Тихановской свергать Батьку

                                                   &nbs...

Соболь настолько опозорилась, что про Госдуму не может быть и речи

Любка Соболь, одиозная шавка Навального, жестко обломалась с мечтой попасть в Госдуму в 2021 году. «Яблоко» послало истеричку на три буквы и отказалось с нею связываться, а на поддержку...

Обсудить
  • В годы 2й мировой войны в США выпустили одну любопытную карту с подзаголовком:Новый Мировой Моральный Порядок.Весь мир был разделён на зоны влияния,а малые страны на всех континентах объединены и превращены в федерации и конфедерации.Предполагалась мирная жизнь,окончание войн, объединение мировой торговли.В этом случае роль ООН могла бы быть максимально увеличена и организация имела все шансы превратиться в Мировое Правительство на благо всего человечества. Но всё пошло не так...Для начала из лексики глобалистов исчезло слово "Моральный" и не просто исчезло,а было заменено на слово "либеральный". Каковы его корни,кто они-либералы? Смотрим википедию: Либер (Liber) — в римской мифологии древний бог плодородия и оплодотворяющей силы, затем виноградарства, отождествлявшийся с Вакхом-Дионисом. Его женская параллель — Либера, иногда отождествлявшаяся с Ариадной. Либер и Либера считались чисто италийскими божествами, и лишь позднее культ Либера смешался с культом Диониса, а с Либерой приводили в связь Персефону. В культе имя Либера неразрывно с Либерой; праздники либералии и цереалии равно касались обоих божеств. Первоначально Либер олицетворял собою производительность природы, радость и изобилие, что сблизило его с Дионисом. Атрибутом или символом его власти был fascinum (фаллос), который во время сбора винограда провозился по стране в торжественной и весёлой процессии. В связи с fascinum находились так называемые versus fescennini — грубые, вольные песни весёлого характера, оживлявшие время сбора винограда. Культ Либера появился в Риме в первые десятилетия существования республики. Сам культ элевсинских божеств, а вместе с ним и элевсинские мистерии, был заимствован Римом из Сицилии. В. Буркерт среди греческих праздников Диониса различал «по меньшей мере, четыре типа», назвав один из них «крестьянскими "дионисиями"», для которых было характерно принесение в жертву козла и фаллические процессии.. Именно такой вариант греческих дионисий утвердился в Риме как культ Либера. М. Элиаде, впрочем, полагал, что «повсеместно распространённая в мире и по существу архаичная, "фаллофория", безусловно, старше культа Диониса». О чём "вики" стыдливо умалчивает,так это о том,что во время празднества практиковались массовые сексуальные оргии,а сам Либер считался не просто поровителем свободы,а именно свободы от всех законов и прежде всего-моральных.Нынешние"прайды"-гей парады,это просто восстановленные либералии Рима.
  • Путин называл себя либералом, но помимо этого он всегда был и остается реалистом. А реальность подсказывает, что западный либерализм (как идея) превратилась во флаг, развивающийся над головой полчищ алчущих негодяев, которые пытаются под либерализмом представить свое частное видение. И вот уже право одного превращается в насилие над правами другого. Набор либеральных прав на Западе превратился в парадоксальное ущемление прав одних категорий и возвышение прав других. Обвинение кого ни попадя в домогательствах, защита прав нетрадиционно ориентированных лиц с усечением прав ориентированных традиционно. Все это ТАМ называют триумфом либерализма. Но на поверку это его могила, полностью отторгающая его от жизни любого общества. В России подобных явлений НЕТ, и слава Богу, даже не предвидится. Поэтому говорить о том, что и в России либерализм умирает вряд ли можно. На смену ему не предлагается что-то из ряда вон выходящего. Защита прав меньшинств, без ущерба правам большинства, сохранение политических свобод, не замаскированных под маской псевдо-процедур и элитарных сговоров, наличие экономических возможностей предпринимательства, без искусственных попыток делать бизнес за счет интересов общества – все это реальности нашей политической жизни. Сами идеи либерализма совсем не плохи и не утратили актуальности и не сегодняшний день, и многие ценности либерализма, выражающиеся, например, в свободе творческой (в том числе предпринимательской) деятельности, отсутствие излишних препон на пути частной инициативы и ряд других, весьма актуальны. И если их брать в отрыве от реальности, то в «умеренно-умозрительном» виде либерализм большинство читателей скорее всего могли бы воспринять как вполне себе приемлемое направление: ИДЕОЛОГИЯ 1. Общее благо. Если государство защищает права и свободу личности, а также оберегает народ от различных угроз и контролирует соблюдение исполнение законов, то такое устройство общества можно назвать разумным. 2. Равенство. Многие кричат о том, что все люди равны, хотя очевидно, что это совершенно не так. Мы отличаемся друг от друга по разным аспектам: интеллект, социальный статус, физические данные, национальность и так далее. Но либералы подразумевают равенство в возможностях человека. Если личность хочет чего-то добиться в жизни, никто не вправе помешать этому на основании расовой принадлежности, социальной и прочих моментов. Принцип таков, что, если ты будешь прилагать усилия, ты достигнешь большего. 3. Естественные права. идея принадлежности человеку трех прав с самого рождения: на жизнь, на собственность и на счастье. Растолковать это для многих не составит труда: никто не имеет права забирать у человека жизнь (только государство за определенные проступки), собственность рассматривается как личное право владения чем-либо, а право на счастье и есть та самая свобода выбора. ЭКОНОМИКА Основной концепция это идея равенства между экономическими законами и природными. 1. для толчка экономического развития нужна личная заинтересованность; 2. необходимость государственного вмешательства в экономику. Рынок должен быть защищен от возможного появления монополий, а конкурентоспособная среда и свобода обеспечены; 3. протекция демократических принципов и справедливости. Все граждане должны быть задействованы в политических процессах для поддержания нужной демократической «погоды»; 4. правительству следует поддерживать существование разных экономических программ, связанных с финансовой поддержкой социальных слоев с маленьким доходом.
  • Но каким же он будет пост-либеральный мир? Давайте скажем честно-глобализма в той или иной степени не избежать.Перед человечеством возникло столько проблем глобального характера,что их решение невозможно без какого-либо сближения всех стран планеты и мирного преодоления противоречий между ними,какой бы острый характер они не носили. В статье упоминается теория конвергенции,которая провозглашает мирное вростание любых режимов и типов государств с различной идеологией в Единое Мировое глобальное государство.Существующие глобальные проекты, типа "Цайтгайст"(Дух времени), "Проект Венера"(Жак Фреско‎)и другие опираются именно на эту теорию,как и популярная идея общества,где будет господствовать Меритократия («власть достойных»),которая должна прийти на смену нынешней либеральной демократии. Однако критики всех этих проектов назывют нелиберальное общество будущего- "фашизмом с человеческим лицом".
  • А-ха-ха... усцацца и не жить. Оказывается даже балаболы их ТАСС знают, что НЕ договорил Путин. А если знают двое, то знает и свинья, и враги тоже. Это провал!
  • ЛЮБАЯ социально-экономическая формация опирается на реальную экономику, а та в свою очередь на достижения науки и НТП. Поэтому нынешняя глобальная экономика по западным правилам и все что с ней связано от глобальной цифровой сети до ТНК и мировой финсистемы обеспечивающих продвижение Пакс Американа работали ТОЛЬКО пока позволяла реальность. Сейчас уже не работают потому что модель экономики существующая уже более полувека и основанная на ссудном проценте себя полностью исчерпала. Смысл экономики ссудного процента - постоянное расширение производства и потребления, потому что отдавать всегда надо больше чем взял. А расширяться уже некуда, а устроить мировую войнушку для резкого снижения уровня жизни наиболее развитых и богатых стран мешают ЯО и русские. А от войнушек на периферии необходимого эффекта нет. Все -тупик. Поэтому мировой кризис системный и как западные элиты не пытаются его купировать все равно развал существующей системы НЕИЗБЕЖЕН. А значит и крушение всей мировой политики и идеологии. И выхода тут ровно два - или мир допустит мировую ядерную с откатом в феодализм/рабовладение, или будет его кластеризация с последующим построением сначала в одном, а потом и в остальных того самого НАСТОЯЩЕГО социализма где заводы в СОБСТВЕННОСТИ у народа, а не государства и где получают по труду в виде дивидендов от владения этими самыми заводами-пароходами, а не сколько назначит частник или государство.