• РЕГИСТРАЦИЯ

«Торговая кабала»

Алёна Фроловна
29 июля 22:17 0 262


Представляя к публикации малоизвестную многим соотечественникам статью Николая Семёновича Лескова (1831–1895) «Торговая кабала» (1861), выражаю уверенность, что это произведение не только не утратило своей злободневности, но – наоборот – звучит с каждым днём всё более и более актуально.

В заглавии лесковской статьи – универсальное название сегодняшних социально-экономических отношений в России, официально и открыто поименованных «рыночными». Метастазы этого торжища гипертрофированно разрослись и поразили насквозь государство и право, политику и экономику, науку, культуру и искусство, образование и здравоохранение – все без исключения сферы жизни, в том числе духовно-нравственную. Торгашество и продажность стали «нормой», устойчивым атрибутом, основной приметой нашего «банковского» (по лесковскому слову) периода. Пресловутый всепроникающий «рынок» гротескно персонифицировался, превратился в некий идол, адское чудовище. Оно заглатывает и пожирает людей, перемалывает в своей ненасытной утробе всё здоровое и живое, а затем извергает вон и снова питается отработанными продуктами своей жизнедеятельности в этом нескончаемом круговороте «торгового дерьма в природе».

Торговые центры, рынки, магазины, развлекательные заведения – с их непременным «мочемордием» (выразительный словообраз, употреблённый Лесковым) – множатся безостановочно. Быть «хозяином»: магазина ли, а лучше – нескольких, развлекательно-питейного ли заведения или хотя бы захудалой лавчонки, но только чтобы наживаться и помыкать другими, – норма жизни, современная идея-фикс. Человек, наделённый Господом высшим даром свободной духовности, рассматривается в торгово-рыночных отношениях как «кабальный холоп хозяина, лакей и помыкушка».

Между тем отношение к «торгашам» в истинно русском народе исконно было негативным. Остатки такого народного отрицания духа торгашества редко, но пока ещё можно отыскать в русской деревне, в самой глубинке, где доживают свой век немногие старики. В одной такой деревушке, запрятанной вдалеке от дорог среди лесных заповедников, в настоящем «медвежьем углу» Вера Прохоровна Козичева – простая русская крестьянка, вдова лесничего, в юности – связная партизанского отряда – категорически не захотела взять с меня денег за молоко. В ответ на мои резоны, что я уже покупала домашнее молоко у продавщицы деревенского магазина, Вера Прохоровна решительно ответила: «Я не торгашка! Ты меня с ней не равняй!».

Разбогатевшие в «сфере плутней и обмана» купцы-«пупцы» – «прибыльщики и компанейщики» (как именовал их Лесков) – на «ярмарке тщеславия» становятся «самыми мелочными и ненасытными честолюбцами», лезут во власть и в знать: «купец постоянно в знать лезет, он ’’мошной вперёд прёт’’».

Это «образец», к которому учат стремиться с младых лет и в нынешней школе, откуда сейчас изгоняется отечественная литературастолько ненависти у властей предержащих к честному одухотворённому слову русских писателей.

Возвышая голос в защиту детей от торгашеской заразы, Лесков в своей статье отмечал «ничем не оправдываемое жестокосердие иных хозяев в отношении к мальчикам и крайнее пренебрежение к их нуждам и цели, с которою они отданы в лавку родителями или вообще лицами, распоряжающимися младенческими годами детей, торчащих перед лавками и магазинами с целию закликания покупателей». Сегодня мы сплошь и рядом также встречаем их – зачастую продрогших и озябших – «торчащих перед лавками и магазинами с целию закликания покупа-телей», раздающих рекламные листовки и проспекты, шныряющих по подъездам, электричкам, организациям, – в надежде продать какой-нибудь мелочной товар.

С тревогой и возмущением писал Лесков об антихристианских отношениях деспотического подавления со стороны одних и рабской закабалённости других. Тяжёлая экономическая и личная зависимость угнетённого человека, его подневольное положение оборачиваются рабством духовным, неизбежно ведут к невежеству, духовной и умственной неразвитости, развращённости, цинизму, деградации личности. В результате «крепостного развращения», отмечал писатель в другой статье – «Русские общественные заметки» (1870), люди становятся жертвами «непроглядной умственной и нравственной темноты, где они бродят ощупью, с остатками добра, без всякой твёрдой заправы, без характера, без умения и даже без желания бороться с собой и с обстоятельствами».

Лесков вслед за Гоголем выступил обличителем «тёмного царства», изображая вечный конфликт добра и зла, воплощённый в современном мире буржуазно-юридических установлений. В пьесе «Расточитель» (1867) показан 60-летний торговец Фирс Князев – «вор, убийца, развратитель», который пользуется своим положением «первого человека в городе» и безнаказанной продажностью судебной российской системы. Антипод Князева – добрый и деликатный Иван Молчанов – предстаёт в роли мученика, жертвы тиранического произвола властей. Молодой человек, обращаясь к «хозяевам жизни» – своим истязателям, обличает беззаконие: «Вы расточители!.. Вы расточили и свою совесть, и у людей расточили всякую веру в правду, и вот за это расточительство вас все свои и все чужие люди честные – потомство, Бог, история осу-дят».

Хорошо было бы в современное капиталистическое время увидеть пьесу в репертуаре театров России. Например, в Туле не испугались властей предержащих, и с 2016 года спектакль «Расточитель» появился в репертуаре Тульского драматического театра, пользуясь заслуженным вниманием зрителей. А про гоголевского «Ревизора» в театрах сейчас, наверное, и не вспоминают. Неужели так силён страх постановщиков перед «властью тьмы»?

«Торговая кабала» была написана чуть ли не накануне отмены крепостного права – Манифеста 19 февраля 1861 года.

В современном обществе в юриспруденцию впору вводить эту якобы «хорошо забытую» новую отрасль права – крепостное право – наряду с гражданским, семейным, административным и прочим «правом». «Сохранившийся остаток кабального холопства древнекабальных времён» в модернизированном виде давно и прочно внедрён в нашу жизнь. Сограждане и сами не заметили, как стали крепостными холопами, влачащими «жизнь взаймы»: не можешь заплатить долги – не смей двинуться с места. Многие уже очутились и многие ещё окажутся в безсрочной долговой яме, были и будут запутаны в тенета сетевой торговли и маркетинга, ловушки кредитов, ипотек, ЖКХ, ТСЖ, ИНН, СНИЛС и прочего – число им легион...

«Ипотека на полвека» – один из таких популярных «банковских продуктов» кабального свойства – выдаётся с лукавым видом неимоверного благодеяния. Ограбляемый «должник», вынуждаемый ради крыши над головой покорно влезать в искусно расставленную долгосроч-ную западню, порой и сам не заметит, как эта «крыша» обернётся для него гробовой крышкой.

Новейший пик торговой кабалы, её ужасающая кульминация апокалипсического свойства: «венец творения», созданный по образу и подобию Божию, должен стать маркированным товаром, уподобиться бездушному предмету с его непременным штрих-кодом или безсловесному заклеймённому скоту – принять электронный документ с чипом, клеймо, метку, штрих-код в виде сатанинского начертания числа из трёх шестёрок на лоб или руку: «И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их» (Откровение. 13: 16). Иначе – властное устрашение буквально по Апокалипсису: «никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его» (Откровение. 13: 16 – 17). А без этого, уверяют нас сегодня, якобы остановится нормальная жизнь. Несогласные продать душу сатане окажутся «вне антихристианского, электронно-крепостного закона»; станут исторгнутыми из всеобщего торгового оборота гонимыми изгоями.

Господь же – напротив – торговцев изгонял из храма, уподоблял их разбойникам: «И вошед в храм, начал выгонять продающих и покупающих, говоря им: написано: “дом Мой есть дом молитвы”; а вы сделали его вертепом разбойников» (Лк. 19: 45–46).

Лесков пророчески утверждал: «Не знаем мы, когда прорвётся этот отвратительный круговорот опошления русского торгового люда, а думаем, что не скоро».

Алла Анатольевна Новикова-Строганова - доктор филологических наук, профессор, член Союза Писателей России

Н.С. Лесков. Торговая кабала [i]

Мальчик был он безответный:

Всё молчал, молчал;

Всё учил его хозяин —

Да и доканал…

А. Комаров [ii]

Грустное и тяжёлое чувство налегает на сердце по прочтении заметки, помещённой в одном из московских периодических изданий [iii], об угнетённом положении московских гостинодворских мальчиков и приказчиков. Это живо сохранившийся остаток кабального холопства древнекабальных времён нашего Отечества [iv]. Варварское обхождение хозяев-гостинодворцев с приказчиками и особенно с мальчиками, отдаваемыми им в кабалу, под видом приучения торговому делу, мы думаем, ни для кого не новость; но странно, что оно до сих пор как-то ускользало от внимания прессы и тех лиц, которые нашли нужным учреждение контроля над содержанием учеников фабрикантами и ремесленниками. Мы, по несчастию, никогда не смели сомневаться в полной необходимости распространения такого контроля и на мальчиков, отданных купечеству для приучения торговому делу, но до сих пор мы не решались высказать об этом нашего мнения только потому, что боялись погрешить, считая известные нам факты жестокого обращения торговцев с мальчиками, отданными им на выучку, общим мерилом отношений хозяев к вверяемым им детям. Теперь “Московский курьер” в 27 и 28 №№ этого года сообщает о быте московских гостинодворских мальчиков такие вещи, что, как мы сказали, сердце сжимается от ужаса и страха за эти несчастные создания, выводимые в люди путём холода, голода, бесприютности и затрещин.

Коротко знакомые со взглядом русского купечества на людей, служащих его торговым делам, мы, к несчастию, лишены всякой возможности заподозрить заметку “Московского курьера” хотя в малейшем пристрастии преувеличения фактов. Напротив, мы вправе думать, что, в частности, существуют факты более грустные и возмутительные, чем те, которые взяты на выдержку автором заметки; но так или иначе, довольно того, что не нам одним известно ничем не оправдываемое жестокосердие иных хозяев в отношении к мальчикам и крайнее пренебрежение к их нуждам и цели, с которою они отданы в лавку родителями или вообще лицами, распоряжающимися младенческими годами детей, торчащих перед лавками и магазинами с целию закликания покупателей.

В этой школе ребёнок не учится ничему полезному. Торговые соображения по выбытии им пяти лет у хозяина так же чужды его понятий, как неведомы ему понятия о чести, о долге, о нравственности. Развитие для него невозможно. Он кабальный холоп хозяина, лакей и помыкушка приказчика и “молодца”. Им всякий орудует в свой черёд, всякий требует от него услуг и слепого повиновения на свой лад. Мальчик ни у кого не может, то есть не смеет, спросить объяснения ни одному жизненному явлению, на котором останавливается его детское внимание; он не имеет никогда в руках ни одной книги, доступной его детскому пониманию и способной хоть мало-мальски осветить его разум объяснением самых простых явлений в жизни природы и человека. Коснение – это неизбежный удел, и разве только одна гениальность может выбиться из этой среды, не одурев в кругу исполнения тех обязанностей, в которых пять или шесть лет остаётся торговый мальчик, пока наконец получит первый чин торговой иерархии, то есть сделается “молодцом”. И во всё время службы до этого первого чина чего не переносит несчастный ребёнок! Бьёт его хозяин, но это, впрочем, ещё не велика беда, хозяин занят делом, так ему некогда бывает драться, разве иногда так “взвошит” [v] с сердцов или под пьяную руку, а то “взвошивает” его приказчик, взвошивают подручные, один и другой, взвошивает и молодец, и все эти колотушки достаются как-то зверски, не в привилегированное место человеческого тела, а по голове да под “вздыхало”. Спит мальчик кое-как, часто на полу, и то мало, потому что ложится позднее всех приказчиков и молодцов, а встаёт раньше их; вставши, он должен перечистить им платье, обувь, приготовить самовар, сбегать за булками, а иногда ещё за чем-нибудь для приказчика так, чтобы хозяин не сведал об этой закупке, и всё это живо, скоро, иначе “взвошат” так, что небо покажется с овчинку. В течение целого дня мальчик не смеет садиться (это обычай, освящённый временем и вошедший в силу закона); для отдыха от утомительного стояния, превосходящего трудность афонского бдения, мальчик посылается с одного конца города на другой “долги править” или разносить проданный товар, с секретною обязанностию занести иногда стянутый приказчиком из хозяйской лавки гостинец “матреске” [vi]. Но да не подумает читатель, что поверенничество мальчика в сердечных делах приказчика смягчает сколько-нибудь их взаимные отношения… Ничуть не бывало, это так уж устроено, что приказчик, употребляя его в качестве фактора [vii] по “матресской” части, не допускает и мысли, что мальчик может его выдать, – и мальчик действительно никогда не выдаст. Он знает, что, отомсти он приказчику или молодцу за побои, которые они ему наносят “пур селапетан” [viii], им ничего не будет, кроме потревожения памяти их покойной родительницы напоминанием о некоторой интимности с нею, а мальчика взвошит хозяин, “зачем-де шельмец ходил”, а потом уже пойдут взвошивать и тот, на кого сделан донос, и те, на кого таковые впредь учинены быть могут. А защита где? Нигде. Отец или опекун ещё порадуются, что вот, мол, парня уму-разуму учат, да ещё сами, пожалуй, набавят, не жалуйся, дескать, знай, что за одного битого двух небитых дают.

Такова-то вот жизнь, таково-то положение торгового мальчика у иного купца, доводящего его пятилетним взвошиванием до людей, то есть до способности обезмыслиться, обезличиться и завернуться в узкую рамку аршинной жизни прасольства [ix] или лабазничества [x]. И тянется эта страдальческая жизнь мальчика, пока наступит радостный день вступления его в сан “молодца”, и прежнее начальство уговорит его закинуть первых щенят, то есть пропить с компаниею первое жалованье, “во оставление сухомордия и в мочимордство вечное”[xi].

Со вступлением в сферу плутней и обмана, составляющих специальность молодца и приказчика, начинается новая, светлая полоса жизни мальчика. Изучая надувательное искусство и прикладывая его на практике к хозяину, он наконец выходит в люди, заводит лавочку, делается хозяином, устроивает порядок в своей молодцовской, по образцу того закона, в котором сам вырос, и “взвошивает” тех, кого вверит ему родительское благоразумие для вывода в свою очередь в люди.

Не знаем мы, когда прорвётся этот отвратительный круговорот опошления русского торгового люда, а думаем, что не скоро. Наверное можно сказать, что та генерация, которую теперь ещё “взвошивают”, ничего не даст хорошего, а она ещё молода, её век длинен, и кора её умственного застоя так крепка, что её не проймет никакая пропаганда. Дух религии и слова Христовы – чужды её понятиям. Люди эти ходят в храмы, но выносят оттуда воспоминание не о слове мира и любви, а об октавистых голосах, в подражание которым ревут дома долголетия и анафематства. От них нечего ждать, а между тем в силу обычного течения дел они выйдут в люди, то есть откроют лавки и в свою очередь замордуют ещё одно поколение.

Этому нужно положить конец бы, особенно теперь, при эмансипации крестьян, следовало бы русскому обществу подумать об улучшении положения торгового малолетнего люда.

ПРИМЕЧАНИЯ

[i] Статья с подписью «Н. Лесков» впервые была опубликована: Указатель экономический, политический и промышленный (Санкт-Петербург, 1857 – 1861; издатель и редактор – И.В. Вернадский). – 1861. – № 221. – 12 – 14 февраля.

[ii] Эпиграф взят из стихотворения А.М. Комарова «Выученик», в котором описана смерть ученика портного от побоев хозяина.

[iii] Н.С. Лесков имеет в виду послужившие поводом к написанию его статьи «Московские заметки» в газете «Московский курьер» от 3 – 4 февраля 1861 года.

[iv] Здесь и далее полужирным шрифтом выделено мной; курсивом выделено у Лескова.

[v] «Взвóшивать» – таскать за волосы.

[vi] «Матреска» – от искажённого французского слова «maitresse» – любовница.

[vii] Фактор – здесь в значении: посредник; доверенное лицо, выполняющее поручение.

[viii] “пур селапетан” – в значении: «для того чтобы пошевеливался, поторапливался» – от искажённого французского выражения с глаголом «sepatiner» – пошевеливаться, поторапливаться.

[ix] Прасольство – вид торговой деятельности; от слова «прасол» – оптовый скупщик мяса и рыбы для мелкорозничной торговли.

[x] Лабазничество – вид торговой деятельности; от слова «лабаз» – торговая лавка, мучной и крупяной склад; «лабазник» – торговец зерном, крупой, мукой.

[xi] «Сухомордие» («сухорылие») – трезвенность; «мочимордство» («мочемордие») – пьянство.



Настоящая свобода

                                                    &nbs...

Путин строит госкапитализм по "советскому" типу

Многие наши блогеры, в том числе и те кто публикуется на КОНТ, и одновременно на других ресурсах яростно критикуют Путина за то что "он не желает строить в России социализм", такой како...

Смена глобального регулятора. Начало.

Публикую репост статьи: "Стояние у Восточный Гуты: сценарий войны России и Запада". Статья была написана год назад и в ней показан переломный момент в Большой геополитической игре. Так ...

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    Загрузка...

    Виктор Павлов. Голубиная душа

    Вчера был день памяти Лучше, чем люди, его понимали птицы – с ними он отдыхал душой. В народе про таких говорят: голубиная душа. Не слишком приметная внешность, не слишком главные роли, но при этом огромная фильмография.Однажды Павлов объяснил жене все свои поступки одной фразой: "Птица поёт один раз". Он был внутренне свободным человеком...
    74
    Алёна Фроловна 20 августа 17:30

    Искусанный немец палил из автомата, моя бабушка прикрыла собой детей — реальная история про чудо на Медовый Спас

    В старой бабушкиной хате, на родине моего отца, на месте которой сегодня лишь густой бурьян растет да рядом заброшенный сад умирает, стоял в зале вросший в угол старинный шкаф для посуды. С полочками, ящиками и застекленными верхними дверцами. Посуда там находилась. Праздничная. Посуду эту только на Пасху да Рождество доставали и еще тогда, когда бабушкины дети, дядьк...
    130
    Алёна Фроловна 14 августа 17:02

    Успенский пост – крестный

    Успенский пост терпениемПусть веру укрепит,Божественным спасениемНам душу исцелит.«Снова по милости Божией вступаем мы в Успенский пост. Пост этот самый краткий и самый сладкий. Начинается он с освящения мёда, потом будет освящение плодов. И самый лёгкий этот пост, потому что Божия Матерь заботится о том, чтобы иго Христово было для нас лёгким. И заботи...
    43
    Алёна Фроловна 13 августа 12:37

    Рыцари клавиатур и картонных стаканчиков

    А сегодня с утра большая часть протестного электората разбредётся по уютным офисам. Снова замерцают экраны компьютеров, заплещется среднего качества кофеёк в бумажных стаканчиках, снова будет заказываться пицца, снова начнётся «креативный» процесс. Написание каких-то игр для мобильников, тяжкий труд модных дизайнеров, создание различных логотипов, работа с рекламой, н...
    103
    Алёна Фроловна 12 августа 21:54

    Тайна гибели «Пахтакора»

    40 лет назад, 11 августа 1979 года, в СССР произошла ужасная авиакатастрофа В газетах - только краткое сообщение ТАСС о столкновении в воздухе двух пассажирских самолетов и гибели 178 человек. Но вся страна ужаснулась - в одном из лайнеров летела узбекская футбольная команда «Пахтакор»…ЧУДЕСНОЕ СПАСЕНИЕТолько через 20 лет, обогнув грифы «секретно», в «К...
    208
    Алёна Фроловна 12 августа 05:08

    ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ

    12 августа 2000 года произошла трагедия, ставшая болью всего народа – в результате произошедшей во время учений катастрофы в Баренцевом море затонула атомная подводная лодка -141 «Курск». "Всякий, кто выбрал себе путь профессионального военного служения, — без колебаний должен принять в свое сердце и обязательное условие этого выбора — постоянную готовн...
    131
    Алёна Фроловна 11 августа 23:31

    ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ

    За гранью земной бытияСудить их не станут: как жили? –Ведь души за други свояПо заповеди положили.Протоиерей Андрей Логвинов9 августа было сорок дней со дня гибели.1 июля этого года на атомной глубоководной станции 14 морских офицеров ценой своей жизни спасли своих товарищей и сохранили глубоководный аппарат.СкорбьВетер гонит тучи лихо,И листву с деревь...
    132
    Алёна Фроловна 8 августа 23:48

    "Пожалуй, мы можем действительно потерять Дагестан"

    Завтра будет двадцать лет этому выступлению Степашина. Я тогда ещё сопляком был восемнадцатилетним, казалось бы, какое мне дело до большой политики, но сердце эти слова неприятно резанули. А потом появился Путин, который на фоне крупного, вальяжного и солидного Степашина смотрелся несерьёзно - мелкий, лысеющий, говорить хорошо не умеет, но своей фразой про то, что бое...
    293
    Алёна Фроловна 8 августа 13:36

    «Нам помогала Богородица»

    В память о чудесах, явленных Пресвятой Девой в Южной Осетии, написана икона Богородицы «Небесное утешение. Цхинвальская».Одиннадцать лет назад в ночь с 7 на 8 августа на спящий город Цхинвал напала грузинская армияВойну 08.08.08 здесь, в Цхинвале, именуют Священной. «Нам в прямом смысле слова помогали святые, являлась Богородица», – говорят цхинвальцы.С...
    108
    Алёна Фроловна 2 августа 14:33

    "Им доводилось видеть разное, Они по праву День свой празднуют"

    В ночь на 7 августа 2008 года в горах Урала освятили безымянный пик. Это восхождение было посвящено 100-летию со дня рождения Василия Филипповича Маргелова, создателя и первого командующего Воздушно-десантными войсками. В будущем ветераны намереваются официально закрепить за этой безымянной вершиной имя прославленного генерала. Генералам Василию Маргелов...
    148
    Алёна Фроловна 1 августа 12:44

    ВЕРНИ МНЕ ИМЯ, РОДИНА!

    День памяти героев Первой мировой войны Выполняя свои союзнические обязательства перед Сербией, Россия с 30 июля начала всеобщую мобилизацию. На следующий день Германия в ультимативной форме потребовала от России прекратить мобилизацию. Ультиматум был оставлен без ответа, и 1 августа Германия объявила России войну."Но пришёл день, и по всей великой стран...
    163
    Алёна Фроловна 28 июля 13:17

    Вы какую альтернативу стране предлагаете?

    По пунктам. Вы же хотите, чтобы я в ней жил. Ну, хорошо. Выходит такой Собянин из мэрии, берёт за плечо командующего оцеплением и говорит: "Дорогой, не надо. Убери своих ребят. Видишь, народ меня не хочет – ну, чего я буду навязываться". Поворачивается к протестующим: "Извините, если кого обидел. Я и сам понимаю, что делаю что-то не так. Через месяц сла...
    4758
    Алёна Фроловна 28 июля 12:07

    28 июля – День Военно-морского флота России

    С праздником!"У моряка нет трудного или лёгкого путиЕсть только один – славный!" ...
    428
    Алёна Фроловна 26 июля 12:42

    "Есть такая профессия – защищать Родину"

    Эти слова были сказаны министром обороны СССР Андреем Антоновичем Гречко. И это девиз всеми любимого фильма "ОФИЦЕРЫ", премьера которого состоялась 26 июля1971 года. Кадры чёрно-белого кино Вновь разбередили тихо сердце... Знаю этот фильм давным-давно. Первый раз его смотрела в детстве...Я тогда смогла понять слова: Истинная дружба, че...
    380
    Алёна Фроловна 25 июля 12:52

    "Из разных уголков земли идут к Пикету поклониться..."

    90 лет со дня рождения Василия Шукшина Над Чуйским трактом, на Пикете,Под шум, летящих вдаль, машин,Встречая Солнце на рассвете,Сидит, задумавшись, Шукшин.Здесь всё его, под небом Сросток,С тех пор, как был ещё подросток:Катунь, дом матери, трава.И он, донельзя в край влюблённый,Писал, в рассказах оживлённо,Понятные для всех слова.altay***"Добро – это до...
    389
    Алёна Фроловна 24 июля 19:46

    Сказка длинною в жизнь...

    Знакомьтесь, Таша Тудор - художник, иллюстратор, историк, сказочница, декоратор, садовница, повар, мама, бабушка... и целая эпоха. Она прожила долгую счастливую жизнь, которую она придумала сама себе. Жизнь в гармонии с собой и с окружающим её миром. Всю жизнь она была независимой и свободолюбивой, жила, так, как ей нравилось самой.Ей захотелось жить в 1...
    472
    Алёна Фроловна 20 июля 18:10

    Крести козла, или мы тебя расстреляем!

    Советское время. В одном из храмов только-только закончилось богослужение. Верующие подходят ко кресту. Вдруг распахиваются двери и в храм входят вооружённые чекисты, ведущие на верёвке… козла.Подходят к священнику и говорят:— Ну что, поп! Всё людей обманываешь? И не стыдно тебе! Нет? Тогда вот что — крести козла, или мы тебя расстреляем!Люди в храме ст...
    649
    Алёна Фроловна 19 июля 00:53

    Да, были люди...

    Да что вы вообще знаете о троллинге?! Почти всё время царствования Алексея Михайловича неотлучно находился при нём, служа по дворцовому ведомству, его ближний постельничий, а потом дворецкий и воспитатель (дядька) старшего царевича Алексея Федор Михайлович Ртищев."Некто Иван Озеров, некогда облагодетельствованный Ртищевым, стал его врагом. Ртищев был ег...
    471
    Алёна Фроловна 15 июля 21:42

    Дама с собачкой

    День памяти А.П.Чехова«Говорили, что на набережной появилось новое лицо: дама с собачкой»…Антон Чехов Сильна фигурой и нрав строптивыйФланирует дама, проходит мимо.Ее походка нетороплива,Гуляет дама, а с ней собачкаБежит впереди так сиротливо. Сказать бы хотелось, чтоПо-чеховски скромной и милойИдёт она в царство своё. ...
    642
    Алёна Фроловна 15 июля 20:56

    Почему не стоит пинать Путина

    Каждый раз, когда я позволяю себе пройтись по тому или иному спорному решению российской власти, каждый раз, когда я позволяю себе усомниться в компетентности или адекватности кого-нибудь из чиновников, из лагерей либеральных и вместолевых раздаётся стон, который у них песней зовётся: "Ну почему вы не "пинаете" сразу Путина?"Ранее я уже составлял подроб...
    473
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика