Первая подготовительная неделя к Великому посту.
В эти дни, когда православные готовятся к приближающемуся Великому Посту, Церковь вспоминает притчу о Мытаре и Фарисее. Эта короткая, всего в несколько фраз притча находится в Евангелии от Луки:
"Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.
Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!
Сказываю вам, что сей пошёл оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится" (Лк 18:11—14).
*****
Прочла в паутине.
– Плачешь ли о своих грехах как мытарь, смирен ли?
– Да плачу и смирен, не то, что некоторые, вон стоят впереди и бахвалятся своими добродетелями, а сами суть фарисеи.
– Значит, мнишь себя мытарем?
– Что значит, мню. Мытарь и есть, смирен и плачу, а эти вон, ты только погляди, фарисеи.
– А если я тебе скажу, что ты и есть фарисей, что мне ответишь?
– Со смирением отвечу, что ошибаешься, мытарь я, мытарь.
*****
Лука вообще более других евангелистов склонен делать акцент на сострадании Господа к потерянным и заблудшим, к тем, кого осуждает и отвергает «приличное общество».
Мы, современные читатели, видим здесь, прежде всего, осуждение фарисея – для нас само это слово означает «религиозный лицемер». Но во времена Господа фарисеи – это просто люди, которых отличала особенная набожность, у кого-то – фальшивая и показная, у кого-то – вполне искренняя. И здесь Господь не говорит, что фарисей осуждён – он говорит, что мытарь «оправдан более».
Мытарь для слушателей Господа Иисуса – пример явно дурного человека. Это коррумпированный сборщик налогов на службе у римских оккупантов. Его презирают и ненавидят все честные люди. И именно он идёт в свой дом «более оправданным».
Почему? Потому что он знает за собой, что он дурной человек, которому не на что рассчитывать, кроме незаслуженной милости Божией. Поэтому он и готов её принять.
Почему важно не считать себя достойным? Чтобы открыться милости Божией. Церковь говорит о Боге: «Его же благость безмерна и человеколюбие неизреченно».
Французский писатель Жорж Бернанос в «Дневнике сельского священника» пишет:
«Достаточно знака, взгляда, немого зова, чтобы прощение ринулось на нас с небесных высот, как орёл».
Господь готов помиловать и самого дурного человека. Беда в том, что человек по гордыне и неверию сам отгораживается от милости Божией.
Невозможно помиловать того, кто полагает, что не нуждается в милости, как невозможно накормить того, кто не голоден, или исцелить того, кто не болен. Поэтому в Церкви молятся на неделе о мытаре и фарисее:
«Потщимся (т. е. постараемся) подражать фарисеевой добродетели и мытареву смирению».
Оценили 10 человек
19 кармы