Нововведение в редакторе. Вставка видео с Rutube и VK

Масоны. Часть 10. Раскол Европы.

0 713

В прошлом материале мы дошли до событий 31 октября 1517 года.

В этот день доктор богословия Виттенбергского университета Мартин Лютер (его портрет вы видите вверху), прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви (это в Германии) свои «95 тезисов», в которых выступал против злоупотреблений, совершавшихся в католической церкви. Точнее, против того, что лично он считал злоупотреблениями. В частности, он протестовал против продажи индульгенций и власти Папы над отпущением грехов.

Лютер провозгласил, что церковь и духовенство не являются посредником между человеком и Богом. Он объявил ложными претензии папской церкви на то, что она может давать людям посредством таинств отпущение грехов и спасение души, в силу особых полномочий от Бога, которыми она якобы наделена.

Основное положение, выдвинутое Лютером, гласило, что человек достигает спасения души (или «оправдания») не через церковь и ее обряды, а при помощи веры, даруемой ему непосредственно Богом.

Кроме того, Лютер отрицал авторитет Священного Предания (то есть постановлений церкви и папские декреты), провозгласив единственным источником религиозной истины, Священное Писание (то есть Библию).

Так началась "Реформация" - процесс распада единой католической Европы.

Что же представлял собой Мартин Лютер? Кем был этот человек, имя которого обросло многочисленными легендами и даже стало условным наименованием религиозного течения (лютеране)?

Родился он в семье Ганса Лютера - бывшего крестьянина, который стал зажиточным бюргером, подзаработав деньжат на медных рудниках. В 1497 году родители отдали 14-летнего Мартина во францисканскую школу города Марбург. В то время Лютер и его друзья зарабатывали на хлеб пением псалмов под окнами горожан. В 1501 году по решению родителей Лютер поступил в университет в Эрфурте.

В те времена бюргеры стремились дать своим сыновьям высшее юридическое образование. В тот же период, не бросая учебы в университете, Лютер вопреки воле отца поступил в Августинский монастырь, в том же Эрфурте.

Существует несколько объяснений этого неожиданного решения. Одно ссылается на угнетенное состояние Лютера вследствие «сознания своей греховности». Согласно другому, однажды Лютер попал в сильную грозу и был так напуган, что дал обет монашества. В третьем говорится о чрезмерной строгости родительского воспитания, которую Лютер не вынес.

При этом Лютер водил дружбу с так называемыми "гуманистами" и участвовал в собраниях одного из их кружков. Попросту говоря, этот человек был своим в кругу диссидентов той эпохи.

Позже Лютер писал, что его монашеская жизнь была очень сложной. Тем не менее, он был примерным монахом и тщательно выполнял все предписания. В 1506 году Лютер принял монашеский обет, а в 1507 году он был посвящен в священники. В 1508 году его отправили преподавать в новый Виттенбергский университет. Лютер одновременно преподавал и учился, чтобы получить степень доктора теологии.

В 1512 году он получил степень доктора богословия. После чего занял должность профессора теологии. Лютер кропотливо изучал Библию, а помимо своих обязанностей преподавателя, являлся смотрителем 11 монастырей и проповедовал в церкви.

Раньше был в ходу анекдот-присказка о борцах за мир, которые готовы бороться за мир с таким энтузиазмом, что от мира может камня на камне не остаться. Есть на свете немало таких добрых людей, которые как бы из лучших побуждений, вполне способны выплеснуть с водой ребенка. Мартин Лютер был одним из таковых.

Нет, его никак нельзя назвать великой, выдающейся личностью. По большому счету, он был случайным человеком в церкви. До него (и после тоже) хватало вольнодумцев в рясах, которые были и умнее, и решительнее, и талантливее, и авторитетнее. Достаточно вспомнить того же Яна Гуса, но Лютеру повезло - он оказался в нужное время в нужном месте.

Германия, как известно, находится в центре Европы. Как и в наши дни, это была очень развитая во всех отношениях территория, с высоким процентом грамотного населения. Но именно территория. Единого монолитного германского государства, в ту эпоху не существовало.

Там было более трехсот микрогосударств - всевозможные княжества, герцогства, курфюршества, "вольные города", зависимые территории, владения испанской (и не только) короны, владения церкви, и так далее. И каждый князек-королек-герцог-граф-курфюрст, и вообще любой прыщ на ровном месте мечтал быть абсолютно самостоятельным, независимым правителем, с перспективой на полноценную королевскую корону. Чтобы никто не мешал ему быть полновластным господином, царем и богом в своей вотчине.

Но над всем этим муравейником, словно грозная угрюмая скала, возвышалась власть Римского Папы, который в любой момент мог взять каждого из князьков за шиворот и призвать к ответу. То есть, ситуация чем-то напоминала ту, когда многие князья средневековой Руси находились в зависимости от Золотой Орды. В целом, они были достаточно самостоятельными правителями, но лишь до определенной степени. Однако русским было, пожалуй, легче: ханы обычно требовали только дань, не особо интересуясь внутренними делами княжеств. Римский папа про дань не забывал, но при этом еще и очень активно вмешивался во внутренние дела, контролируя духовную жизнь и моральные устои на подвластных землях. А подвластными землями была почти вся Европа. Германия приведена только лишь как эталон.

Католические священнослужители в любой европейской стране были глазами и ушами Папы, практически не подчиняясь местным властям. Это были, если можно так выразиться, папские баскаки. Против любых возмутившихся мог быть организован крестовый поход.

Впрочем - недовольными "засильем" католической церкви были не только правители. Очень сильно возмущались рыцари, которых церковь постоянно била по рукам, не позволяя беспредельничать. Вплоть до того, что нельзя было лишний раз ограбить даже простого крестьянина. То есть грабили, конечно, но с оглядкой.

Недовольны были и крестьяне, которым надо было платить церковную десятину и, которым тяжело было конкурировать с монастырями, продукция которых не облагалась налогом.

И все вместе взятые (монархи, рыцари, крестьяне) зарились на обширные церковно-монастырские владения.

Вот в такой момент, когда недовольство "диктатом" Римских Пап на большей части Европы достигло своей кульминации, появилась горящая спичка, которой только и не хватало для возникновения пожара. Покатился вниз тот самый камушек, который иногда способен вызвать в горах целый обвал. Такой спичкой, таким камушком как раз и стал Мартин Лютер.

Сам по себе он ничего особенного не представлял. Так что даже поначалу на его выступление в Риме и внимания-то особого не обратили. А когда обратили, тогда просто-напросто попытались вразумить непутевое чадо уговорами. Пригласили его на диспут, но чадо закусило удила, а публичные выступления сделали ему дополнительную рекламу.

Один из курфюрстов укрыл Лютера в отдаленном замке Вартбург. Там Лютер занялся переводом сначала Нового Завета, а затем и всей Библии на немецкий язык. На это обстоятельство следует особо обратить внимание.

Дело в том, что после великого переселения народов в Европе образовалась куча-мала из смеси самых разных племен. Во времена Лютера, те европейские нации, которые мы знаем на сегодняшний день, только еще начинали складываться. В целом, везде господствовал один международный язык - латинский. И над всей Европой возвышался один духовный авторитет - Папа Римский. Впрочем, не только духовный - ослушников ожидала жестокая и быстрая расправа.

То есть, Европа того времени, вполне напоминала сегодняшний Евросоюз. И первое, что могло решительно нарушить единство этого самого союза - был переход на национальные языки, которые начинали формироваться на основе разных диалектических групп.

Тем временем, выступления Лютера всколыхнули всю Европу. Например, в Виттенберге развернулось бюргерское движение, во главе которого встали Андреас Карлштадт и Габриэль Цвиллинг. Бюргеры требовали немедленных радикальных преобразований, в частности осуждали католические мессы, одобряли ликвидацию монашеских обетов и выход монахов из монастырей, часто при этом прибегая к погромам католических храмов.

Перепуганный Лютер предложил идею «духовного мятежа», в противовес «телесному мятежу» Цвиллинга и Карлштадта, однако на его наивный лепет уже никто не обращал особого внимания.

Вслед за движением радикальной бюргерской группировки, сопровождавшейся стихийными выступлениями маргиналов, в стране произошло выступление имперского рыцарства. В 1523 году часть рыцарей во главе с Ульрихом фон Гуттеном и Францем фон Зиккингеном, недовольных своим положением в империи, подняло восстание, провозгласив себя продолжателями дела Реформации.

Задачи поднятого Реформацией движения, Гуттен видел в том, чтобы подготовить весь немецкий народ к такой войне, которая приведет к возвышению рыцарства и превращению его в господствующую политическую силу, в освобожденной от римского засилья империи. Впоследствии рыцарское восстание было подавлено, но на смену ему пришла Крестьянская война во главе с Томасом Мюнцером (его изображение ниже, на денежном знаке, марке ГДР), который проповедовал необходимость установления царства Божия на земле (хилиазм).

Мюнцер утверждал, что лишь тот, кто истерзан сердцем, кто в душевных бурях познал Бога - истинный Его избранник. Писание лишь убивает, но не оживляет. Собрав своих сторонников, он начал проповедовать установление на земле царства «святых»: «Израиль» (избранники) должен истребить безбожных «ханаанитов». Доведенные Мюнцером до безумия фанатики, уничтожали иконы и жгли церкви, как «пещеры дьявола».

Мюнцер на зависть любым большевикам выдвинул идеи, согласно которым, всюду должно водвориться равенство и братство, правители должны сравняться с последним христианином. В своих посланиях к властям и городам Мюнцер стал заявлять, что призван Богом к истреблению тиранов. "Право меча - у общин, а не у князей!" Прокламации свои, этот проповедник подписывал: "Мюнцер с молотом", и "Мюнцер с мечом Гедеона".

Лютеру и умеренной, чисто церковной реформе, был объявлен полный разрыв. Лютер называл Мюнцера «альштедтским сатаной», а Мюнцер Лютера — виттенбергским папой, архиязычником, льстецом князей, освободившим совесть только от папы, но держащим ее в плотском плену.

После новых странствий по южной Германии, где Мюнцер наладил связи с вожаками готовившегося крестьянского восстания, он обосновался в городе Мюльгаузене. Здесь он вместе с бывшим монахом Генрихом Пфейфером встал во главе простых горожан и заставил капитулировать зажиточных бюргеров и магистрат. Был избран новый «вечный христианский» магистрат, из «бедных» и «земледельцев». В городе обобществили имущество; сторонники Мюнцера конфисковали монастырские владения, в соседних землях захватили монастыри и замки дворян, не поддерживавших Мюнцера.

Сам Мюнцер официально не занимал определенной должности, а держал себя как пророк и вдохновитель. Отпустив длинную бороду, «как отцы-патриархи», он торжественно появлялся в народе и творил суд "на основании закона Моисеева"; перед ним носили красный крест и обнаженный меч. Его проповеди гремели против роскоши, золота, «идолов в домах и сундуках»; главной его темой было истребление тех, кто является врагом Христа, то есть выступает против раннехристианских идеалов равенства и братства.

Вскоре к горожанам примкнули крестьяне. Заполыхала значительная часть Германии. А Мюнцер призывал восставших к полному социальному перевороту и установлению народной власти. В конце концов, князья центральной Германии собрали военные силы для обуздания восставших крестьян и двинулись к центру влияния Мюнцера. А тот вывел навстречу княжескому войску при Франкенхаузене, 8 тысяч крестьян, большей частью плохо вооруженных и без конницы. При этом обратился к ним с горячим воззванием, уверяя, что Бог отклонит от них выстрелы.

Увы - обещанного чуда не произошло.

После битвы, кончившейся полным разгромом крестьян, Мюнцер скрылся в городе, но его нашли, пытали и обезглавили.

Тем временем Мартин Лютер в 1525 году, в возрасте 42 лет, женился на 26-летней бывшей монахине Катарине фон Бора. У них родилось шестеро детей.

Во время Крестьянской войны Лютер выступил с резкой критикой бунтовщиков, написав прокламацию «Против убийственных и грабящих орд крестьян», где назвал расправу с зачинщиками беспорядков, богоугодным делом. Очень скоро после начала реформации, Лютера перестали принимать всерьез и даже запрещали ему посещать некоторые наиболее важные собрания, во время которых принимались судьбоносные для реформации постановления. Хотя при этом, частенько прикрывались его именем.

Последние годы жизни Лютера были омрачены хроническими недугами. Он умер в Айслебене 18 февраля 1546 года.

Стечение обстоятельств и определенные силы иногда предоставляют удивительные шансы прославиться и войти в историю людям, которых трудно назвать особо мужественными, или гениальными. В случае с Мартином Лютером все происходило по определенной схеме.

Сначала определенные силы вели очень долгую и тщательную подготовку, морально разлагая европейцев и нашептывая в уши разным слоям населения именно то, что эти слои хотели услышать. Крестьянам внушались одни мысли, рыцарям другие, бюргерам третьи, князьям-королям-графам четвертые, а священнослужителям (среди которых тоже хватало морально неустойчивых) пятые.

Но в целом, все эти внушаемые людям мыслишки сводились к одному знаменателю: во всем виноват Папа Римский, который понадкусывал все яблоки и выпил всю воду из крана. Если избавиться от опеки Римского Папы и подвластной ему католической церкви, то сразу же все станет чрезвычайно хорошо, на деревьях станет расти прекрасная жирная колбаса, вино подешевеет, а потенция усилится...

Еще до Лютера имели место выступления во главе с людьми, которые никак не уступали Лютеру по части образованности, решительности и красноречия, но к тому времени разложение еще не достигло нужной кондиции, поэтому такие выступления худо-бедно подавлялись.

Например, было в конце концов подавлено движение гуситов (причем, руками умеренной части самих же гуситов). А вот Лютеру повезло: к началу его антипапских выступлений, почва была подготовлена очень хорошо. Но что же это за силы, которые смогли провести такую кропотливую, титаническую работу по разложению европейского общества?

А это все те же наши старые знакомые, которые и накануне 1917 года в Российской империи, равно как и накануне 1991 года в Советском Союзе занимались тем же самым. Понятно, что речь идет о разных людях и именах, но суть и принцип те же самые.

В мире всегда была и есть только одна сила, способная осуществлять такие громадные проекты - это мировое иудейство или попросту - еврейская мафия. Правда, незадолго до начала Реформации в Европе, еврейство потерпело жестокое поражение в России, но иудейский кагал очень хорошо учел этот урок и сделал из него соответствующие выводы.

В Европе мафия постаралась не оставлять следов и действовала предельно аккуратно, стараясь использовать в своих целях в первую очередь самих католических священнослужителей, из числа тех, которых занесло на духовную стезю случайным ветром. Например, таких, как Лютер, или Мюнцер.

Впрочем, в Европе евреям и было намного легче, чем в России хотя бы потому, что еще со времен тамплиеров сохранялось немалое, хорошо законспирированное подполье из масонов, которые не были евреями (как правило), но были прислугой иудейской мафии - "полезные гои".

Так называемые "гуманисты" эпохи Возрождения и Реформации, в первую очередь, как раз и являлись такими полезными гоями, то бишь - масонами.

Постепенно протестантские князья Германии сформировали оборонительный Шмалькальденский союз, который сразу же после смерти Лютера подвергся серьезному испытанию.

Император Карл V направил против протестантов свои войска. В результате последовавшей за этим Шмалькальденской войны, войска протестантов были разгромлены. В 1547 году войсками императора был захвачен Виттенберг, который уже почти 30 лет являлся неофициальной столицей протестантского мира (могила Лютера по приказу императора не была подвергнута разграблению), а лидеры протестантов оказались в тюрьме.

В итоге 15 мая 1548 года был объявлен ИНТЕРИМ - соглашение между католиками и протестантами, согласно которому протестанты были вынуждены пойти на значительные уступки. Однако воплотить свой план в действие, Карлу не удалось: протестантизм успел пустить на немецкой земле глубокие корни.

В 1552 году протестантский Шмалькальденский союз, вместе с французским королем Генрихом II, начал против императора вторую войну, закончившуюся их победой. После второй Шмалькальденской войны, протестантские и католические князья заключили с императором Аугсбургский религиозный мир (в 1555 году), который установил гарантии свободы вероисповедания для имперских сословий (курфюрстов, светских и духовных князей, свободных городов и имперских рыцарей). Но этот мир не предоставил права выбора религии подданным имперских князей и рыцарей. Подразумевалось, что каждый правитель сам определяет вероисповедание в своих владениях.

Сейчас больше всего внимания уделили Германии, а между тем реформация шагала по всей Европе.

Датчанин Ганс Таусен, после учебы в Виттенберге, начал проповедовать лютеранские идеи у себя на родине. Попытка церковных иерархов устроить суд над «датским Лютером» не увенчалась успехом, так как ему покровительствовал король, который сместил католических епископов и провел прихватизацию всей церковной собственности, в результате чего королевская земельная собственность возросла втрое: королю принадлежало больше половины земель в стране. В 1550 году на датском языке была издана Библия.

Церковная реформация в Норвегии была также проведена датским королем.

В 1517 году двое шведов, братья Олаф и Ларс Петри, сыновья кузнеца из Эребру, приехавшие в Германию для получения образования, стали свидетелями выступлений Мартина Лютера. В 1518 году Олаф вернулся в Швецию и стал дьяконом и учителем одной из церковных школ. Первоначально к выступлениям Петри отрицательно отнеслись не только церковные иерархи, но и обычные прихожане, которые кидали в проповедника камнями и палками. Негативно отнесся к проповеди нового учения и король Густав Ваза, который в 1523 году издал указ, запрещавший под угрозой лишения имущества и смертной казни, изучать произведения Лютера. Однако сложная внутриполитическая ситуация заставила короля искать, как новых союзников внутри страны, так и дополнительные источники доходов. Вдобавок в 1524 году возник конфликт между королем и Папой Клементом VII, по поводу избрания нового архиепископа. В результате отношения с папством были прерваны и больше не возобновлялись.

Реформа Церкви в Швеции осуществлялась постепенно. С 1525 года началось проведение богослужений на шведском языке, в 1526 году на нем же был издан Новый Завет, а в 1541 году вся Библия, и король обязал все церкви купить новые книги. В 1527 году на Вестеросском риксдаге, главой Церкви был провозглашен король, а имущество монастырей было конфисковано в пользу короны. Делами Церкви стали управлять светские лица, назначенные королем.

Реформация была проведена и в Финляндии, в то время являвшейся частью королевства Швеция. Первым лютеранским епископом в Финляндии стал Микаэль Агрикола, который составил первый букварь финского языка и перевел на финский язык Новый Завет и части Ветхого Завета.

В 1523 - 24 годах, были разгромлены основные католические церкви в Таллине и Риге - то есть, в Ливонии. Католическое духовенство было изгнано. Николаус Рамм перевел на латышский язык некоторые части Библии.

Активно распространялось новое учение и в Великом княжестве Литовском. В 1547 году Мартинас Мажвидас перевел на литовский язык Евангелический катехизис. Это была вообще первая книга на литовском языке, так что автору помимо собственно перевода, пришлось создавать литовский алфавит и основные правила чтения. На какое-то время вся Литва стала протестантской.

Тем временем в Германии после поражения в Крестьянской войне анабаптисты (одна из самых влиятельных группировок протестантов) долго не проявляли себя открыто. Тем не менее, их учение достаточно успешно распространялось, причем не только среди крестьян и ремесленников. В результате в 1533 году, власть в Мюнстере была захвачена анабаптистами во главе с Иоанном Лейденским. В городе была установлена теократическая диктатура, а Иоанн Лейденский (на гравюре ниже) объявлен царем.

Имущество горожан было обобществлено, а фактически его хозяином стал новоявленный "царь", купавшийся в своем дворце в немыслимой роскоши. Было легализовано многоженство. Например, у "царя" было 18 жен. Положение жителей Мюнстера, не составлявших окружение Иоанна, стало катастрофическим, в результате чего они посчитали для себя благом вернуть власть прежнего владыки - католического архиепископа, войска которого вступили в город в июле 1535 года. На этом история "Мюнстерской коммуны" была завершена.

С тех пор и по настоящее время, Мюнстер представляет собой один из оплотов католицизма в Германии.

После событий в Мюнстере, оставшиеся анабаптистские общины подверглись жестоким гонениям, как со стороны католических, так и протестантских властей. Большая их часть была разгромлена. Оставшиеся анабаптисты: меннониты на западе Европы (преимущественно в Нидерландах) и хаттериты на востоке (Моравия) стали проповедовать крайнюю форму пацифизма, включающую отказ от службы в армии, от владения оружием, непринятие присяги и т. д., что, разумеется, вызывало у властей недовольство против их образа жизни. В результате, в течение последующих нескольких сотен лет, они эмигрировали в Америку и в Россию.

В Швейцарии, которая всегда держалась особняком, к идеологии добавилась политика: местные рулевые стремились превратить конфедерацию независимых друг от друга кантонов, в федерацию, присвоить церковные земли и запретить военное наемничество, которое отвлекало рабочие руки от производства. Тесная связь политики и идеологии, как раз и породила движение Реформации в Швейцарии. Там главными смутьянами стали Ульрих Цвингли и Жан Кальвин.

Доктрина Цвингли имела черты сходства с лютеранством, но и немало отличалась от него. Как и Лютер, Цвингли опирался на Священное Писание и отвергал «Священное Предание», резко критиковал схоластическое богословие, отстаивал принципы «оправдания верой» и «всеобщего священства». Идеалом для него была раннехристианская церковь. Он не признавал того, что нельзя было, на его взгляд, обосновать свидетельством Священного Писания, и потому отвергал церковную иерархию, монашество, поклонение святым, безбрачие духовенства. В критике обрядов католической церкви он шел дальше Лютера. Главное богословское различие между ними состояло в разной трактовке причастия, носившей у Цвингли более рационалистический характер. Он видел в евхаристии не таинство, а символ, обряд, совершаемый в воспоминание об искупительной жертве Христа.

В то время как Лютер шел на союз с князьями, Цвингли был сторонником республиканства. Идеи Цвингли получили широкое распространение в Швейцарии при его жизни, но после гибели реформатора, постепенно были вытеснены кальвинизмом и другими течениями протестантизма.

Стержневым положением учения Жана Кальвина, являлось учение о «всеобщем предопределении», согласно которому Бог предначертал каждому человеку его участь: одним - вечное проклятие и скорбь; другим, избранным - вечное спасение и блаженство. Человеку не дано изменить свою участь, он способен лишь веровать в свое избранничество, прикладывая все свое трудолюбие и энергию, чтобы достичь успеха в мирской жизни. Кальвин утверждал духовный характер причастия, считал, что Божью благодать при его свершении получают лишь избранные.

Сегодня далеко не все знают, что современное швейцарское общество делится на касты. Швейцарцы не любят распространяться на этот счет. Нет точных данных, что швейцарская кастовая система возникла вследствие проповедей Кальвина. Скорее всего, что-то такое существовало в этой горной изолированной стране и раньше. Но, несомненно, что учение Кальвина очень сильно укрепило, "сцементировало" такое положение вещей.

Идеи Кальвина распространились не только в Швейцарии, но и за ее пределами, послужив основой для Реформации в Англии и для Нидерландской революции.

В Шотландии первоначальное проявление идей Лютера жестоко подавлялось: парламент пытался запретить распространение его книг. Однако влияние политического фактора (шотландские лорды путем поддержки английского протестантизма надеялись избавиться от французского влияния) узаконило Реформацию.

В Нидерландах распространился кальвинизм, так что к 1560 году большинство населения состояло из кальвинистов. Именно кальвинизм стал идеологической основой Нидерландской революции.

Во Франции, как и во многих других странах, Реформация возникла на почве, подготовленной так называемыми "гуманистическими идеями".

В конечном счете, этот приступ гуманизма привел к религиозным войнам и победе католицизма.

Реформация в Англии проводилась «сверху», по воле короля Генриха VIII. Церковь стала национальной и превратилась в опору абсолютизма, ее возглавил король, а духовенство стало подчиняться ему как часть государственного аппарата. Богослужение совершалось на английском языке. Отвергалось учение католической церкви об индульгенциях, о почитании икон и мощей, было уменьшено число праздников. Вместе с этим признавались таинства крещения и причастия, была сохранена церковная иерархия, а также литургия и пышный культ, характерные для католической церкви. По-прежнему взималась десятина, которая стала поступать в пользу короля и новых владельцев монастырских земель. Однако, в конце концов, католики опомнились, и кое-что поняли (или, по крайней мере, начали догадываться). Последовали достаточно решительные контрмеры.

В 1536 году Папа Павел III (на картине ниже) создал специальную комиссию, которая начала расследование злоупотреблений со стороны католического духовенства, в том числе, со стороны кардиналов.

Из Рима были изгнаны 113 епископов, незаконно оставивших свои епархии, а сотни монахов были отправлены в свои монастыри. Преследованию подвергались даже кардиналы, заподозренные в аморальности. Помимо этого были учреждены монашеские ордена нового типа — театинцы, капуцины, урсулинки и иезуиты.

Иезуиты занялись пропагандой католицизма, как в протестантских странах, так и на территориях, где до этого не было христианских миссионеров. Во многом благодаря деятельности иезуитов, удалось вернуть в состав католической церкви Речь Посполитую.

Также в итоге Контрреформации, католическими остались Италия, Испания, юг Германии, часть кантонов Швейцарии, Ирландия. В конце XVI века католицизм победил на юге Нидерландов (современная Бельгия). Франция оказалась государством, где государственной религией был католицизм, однако протестанты долгое время пользовались правом свободного вероисповедания.

Итак, к началу второй половины XVI века, единый католический "Евросоюз" распался. Европы как единого целого, больше не существовало. Это, кстати, очень хорошо ощущалось на Балканах, где резко усилился натиск турок, которым уже не угрожало сопротивление объединенных сил европейцев. А на Средиземном море осмелели арабские пираты, которые стали совершать систематические нападения на европейские города, расположенные в средиземноморском бассейне.

На карте Европы нарисовалась целая куча государств, которые не признавали авторитет Папы Римского. Связи между разными странами Европы резко ослабли, многие границы были перекрыты. И более того, европейцы стали систематически истреблять друг друга. Тут и там начались религиозные войны, восстания, мятежи, погромы.

Следует отметить, что сначала, во многих странах Реформация встречала лишь недоумение и даже возмущение. Иные князья и короли пытались этому процессу противодействовать. Но потом (чаще всего после чьей-то заботливой подсказки) призадумывались и начинали рассуждать примерно в таком духе: "А чего это я порю горячку?.. Конечно, эти самые реформаты - очень странные и даже подозрительные люди, которые часто несут откровенную ересь. Но ведь это очень полезная для меня лично ересь!.. Если я перейду на их сторону - значит я перестану зависеть от Папы Римского и мне будет наплевать на его указы, буллы, и все такое прочее. Я могу не отправлять никаких церковных сборов в Рим. Все церковники на моей территории, будут подчиняться уже мне, будут зависеть от меня, будут во всех храмах восхвалять мою власть, будут в сущности разновидностью моих чиновников. Все имущество монастырей, в том числе все их земельные угодья и финансовые накопления, станут моими. Все сокровища храмов - тоже достанутся мне. Храмы станут простыми, без роскоши, сугубо для исполнения богослужений, во время которых восхвалять будут мою персону, а вовсе не Папу... Это не говоря уж о том, что жениться-разводиться смогу хоть десять раз подряд, не спрашивая на то ничьих соизволений. И казнить-пытать смогу кого угодно. И мясо в посты есть, и вино пить до отвала, и в карты играть... Ну и чего я ерундой страдаю?!.. Конечно, в Риме это называют ересью. Но мы ведь ни в коем случае не от Бога отрекаемся, а всего лишь от власти Папы - разве не так?.."

Вот подобным макаром, играя на самых низменных человеческих инстинктах, страну за страной побеждала Реформация. При этом сами протестанты (то есть раскольники) вовсе не были чем-то единым целым - ни в коем случае! Некоторые из них именовались (и именуются) лютеранами, другие ушли от лютеранства очень далеко и забыли само имя Лютера. Они тоже грызлись между собой. Вплоть до полноценных боевых действий и сжигания на кострах тех, кого уже они, светлоликие, считали еретиками. Они называли и называют себя христианами, но немалая их часть отреклась от того, что делает человека христианином. В том числе, отреклись от икон, от почитания Святых и Богородицы, от освящения воды, от осенения себя крестным знамением, от многого иного. Конечно, не все поголовно, но.

А некоторая их часть забрела в такие дебри, что ударилась в чистой воды иудаизм, и даже сатанизм. Именно в странах победившей Реформации, евреи (за редким исключением) наделялись всеми правами обычных граждан (подданных) и, как правило, очень быстро пролезали на самые теплые, хлебные места. Именно в этих же, протестантских странах, стали постепенно нормой всевозможные извращения.

Если сегодня в католических государствах еще более-менее держится уважение к вечным ценностям и существуют многодетные семьи, то в государствах протестантских, официально заключаются гомосексуальные браки, а сами такие нации постепенно вырождаются и "заменяются" всевозможными "беженцами" из Азии и Африки.

Такое различие, разумеется, не в один день произошло, но началось именно с Реформации. Впрочем, тогда, в середине XVI века кому-то могло показаться, что ситуация постепенно стабилизировалась. Пусть и через кровопролитие, но в конце-концов все пришло в относительное равновесие и в Европе как бы снова воцарился мир.

Но, увы, те силы, которые подготовили религиозно-политический распад Европы, вовсе не собирались останавливаться на достигнутом. Не для того они разделяли европейцев, чтобы позволить им потом, после этого разделения, жить спокойно.

Реформация первой половины XVI века, которая в основном и описывается в данном материале, была только началом больших испытаний для Европы. Это были только цветочки.

Самые страшные потрясения, самые большие кровавые ягодки - ожидали европейцев впереди.

"Половина французов висят на деревьях". А "Правый сектор" вообще расформировывают
  • ATRcons
  • Сегодня 10:19
  • В топе

Когда утром 15 апреля хорошо прилетело в Славянск, куда накануне, по слухам, прибыло в районе 100 французов - "артиллеристов" и "консультантов", известный координатор николаевс...

"Евреи — нация львов". Израиль сбросил маску жертвы

Гилад Эрдан, постоянный представитель Израиля при ООН: «Эта атака пересекла все возможные красные линии, и Израиль оставляет за собой право ответить. Мы не лягушки в кипящей воде ...

"Это пустые полки, просто пустые" - прогноз для России уволенного сооснователя ВШЭ. Констатация "катастрофы"
  • Beria
  • Сегодня 12:05
  • В топе

Один  из  основателей  ВШЭ (с  2023 уволенный),  экономист  Игорь Липсиц,   свою  кандидатскую  защитивший  ещё   при Брежневе,  а ныне ...