Александр Черных: Российское кино в 2020 году, от «Холопа» до «Зулейхи»

1 331

Достаточно хороший обзор кинорынка. Особо обращаем внимание на те абзацы, которые посвящены «Зулейхе».

С точки зрения кинокритика, в «Зулейхе» обычное киношное праведное попытались совместить с политическим грешным. Вышло, как всегда, не очень.

Кино сейчас закрыто, и когда будет открыто – неясно. Тем не менее, давайте поговорим о нашей и не нашей киноиндустрии, чем отметился текущий год, были ли успехи и что можно ожидать в будущем.

Российское кино в первом квартале 2020 года выступило очень хорошо. 51% сборов в кинотеатрах России взяли отечественные фильмы. В первой десятке 5 российских фильмов – “Холоп”, “Лед-2”, “Вторжение”, “Союз спасения”, “(не)Идеальный мужчина”. Помимо этого еще ряд фильмов в десятку 2020 года не вошел, но в целом собрал деньги – “Отель «Белград»”, “Иван Царевич и серый волк-4”, “Фиксики против кработов”, “Полицейский с Рублевки. Новогодний беспредел-2” (эта лента много собрала в 2019 году, в 2020 остатки), “Марафон желаний”.

Помимо лент, на которые зритель пошел, вышел еще ряд отечественных лент, которые частично или полностью провалились. “Кома”, “Один вдох”, “Калашников”, “Яга. Кошмар темного леса”.

Кроме того, вышли итоги 2019 года по российскому кино в зарубежном прокате. Итоги рекордные за последние 20 лет – 52 миллиона долларов. Сумма, на фоне голливудских сборов, вроде бы небольшая, но раньше и близко к такой сумме не подходили. Почти треть этой суммы – это “Движение вверх” и его прокат в Китае.

Плюс есть успехи и у телепродукции. Очень много писали о том, что российские сериалы продавали крупнейшим западным стриминговым сервисам – “Лучше, чем люди”, “Содержанки”. Намного меньше писали о продажах мультсериалов, но и там были продажи – в Китай, например.

То есть, определенные успехи у отечественных киноделов безусловно есть. Это заметно и по кино, и людей стало больше смотреть, и сами фильмы даже визуально выглядят очень хорошо, картинка красивая. Это заметно по сериалам – на отечественном рынке западных конкурентов наши деятели кроют регулярно. Это заметно по количеству контента. Его становится больше, потому что он востребован, потому что деньги на нем можно заработать. Тем не менее, имеет смысл чуть подробнее рассмотреть, что получается, и что нет.

Однозначно не получается самый кассовый сегодня в мировом прокате жанр. За последнее время вышли два попытки крупнобюджетную фантастику снять – “Аванпост” и “Кома”. Обе провалились. “Вторжение” вроде б собрало неплохо, но ждали гораздо больше от фильма все-таки. В этому ряду также “Тайна печати дракона” – попытка под Китай сделать фантастику, неудачная попытка, хотя создатель картины и писал, что якобы она отбилась за счет китайских онлайн-кинотеатров. Тем не менее, в нашем прокате зритель не принял. 4 достаточно дорогих фильма – 4 результата или “не очень” или “совсем не очень”.

Исторический фильм “Союз спасения” был очень дорогим и тоже не окупился. В битве новогодних фильмов картина проиграла легкому жанру. Были исторические фильмы калибром поменьше (“Ленин. Неизбежность”, например), и тоже внимания зрителей не привлекали.

Выходили байопики, фильмы-биографии – “Лев Яшин”, “Калашников”, “Один вдох” – тоже интереса у зрителей не было. Вроде б громкие имена, и/или интересные истории , но и фильмы просто “не дожимали” зрителя, и маркетинг был слабый. Очевидно, если снимать такое, то с большим бюджетом и несколько другим подходом к сценарию. “Небо измеряется милями” – даже посмотреть не смог, неимоверно скучно. Ну нельзя так снимать в 2020 году от Рождества Христова.

А кто в выигрыше был? Комедии. Романтические комедии. Фантастические комедии. Мелодраматические комедии-мюзиклы. Все на современном материале, кода дело происходит в настоящем или ближайшем будущем. Или зритель хочет увидеть нашу жизнь или другие жанры просто не научились пока правильно снимать. Или на других жанрах проигрыш Голливуду идет – фантастика, комиксы, фильмы с большим количеством рисованной клюквы. Ну или надо снимать что-то, совсем не как в Голливуде, брать оригинальностью. "Холоп" просто огромную кассу взял, да и "Лед-2" первую часть в целом превзошел – обе ленты о современных людях и современной России.

Теперь несколько слов о сериалах. Сериалов российских в последние годы было очень много, и с запуском стриминговых платформ стало еще больше. Качество выросло очень сильно. Качество в самом прямом смысле этого слова – дорогие декорации, красивая картинка, качественные эффекты, актеры играют так, что веришь. Я попробую на нескольких работах из последнего увиденного разобрать, что получается и что, на мой взгляд, нет.

“Секта” – прошлого года сериал, я только в этом глянул. Люди выписали в режиссеры человека, в Голливуде работавшего (пусть и не очень успешно). Ведущая российская актриса в главной роли. Все очень-очень мрачно, у всех героев все трагично. Мне очень зашло.

“Содержанки” – два сезона. Этот сериал, как я упоминал, успешно на запад продали. У зрителей тоже успех имел. Тут люди грамотно, на мой взгляд, тему ухватили. Содержанки – это вроде бы интересно. Много голых женщин (красивых и не очень), достаточно сцен секса. Смотрится неимоверно скучно. Я не смог дальше первой серии посмотреть. Но в главной роли жена известного отечественного теледеятеля. Режиссер – муж другой известнейшей отечественной теледеятельницы. В другой главной роли – бывшая жена этого режиссера. Которая играет роковую красавицу, но таковой откровенно не выглядит. Пресса у фильма была очень хорошая. “Умный тонко чувствующий режиссер снял умный глубокий фильм” – при таком уровне связей творческой группы эти люди могли б и “Броненосец Потемкин” раскрутить, нимало не сомневаюсь, хотя этому фильму и больше 100 лет. Тем не менее, сериал посмотрело очень много людей, тема горячая, так что может я и не прав, и сериал хороший.

“Колл центр”. Есть устаревшая американская формула, что “секс, наркотики и рок-н-ролл” – это выбор нового поколения. Есть известная советская формула, что надо в хорошем стихотворении поднять проблему повышения яйценостности кур и дать отповедь румынским боярам (Ильф и Петров). А тут российский вариант ужаса “Пила”. И люди явно решили охватить разом все актуальные вопросы российской повестки дня. В сериале есть секс (традиционный, намек на нетрадиционный и совсем альтернативный – БДСМ). А также отражены: конфликт в Сирии, конфликт на Донбассе, проблемы мигрантов в России, конфликт отцов и детей и даже проблема сериалозависимости. И все довольно органично в одном едином сюжете! Очень понравилось. Буквально вот на одном дыхании посмотрел.

Ну и нельзя не упомянуть “Зулейха открывает глаза”. Поскольку сериал вызвал просто неимоверный хайп и хейт – ну нельзя о нем не сказать. Поскольку историческая тема очень спорная - о ней я говорить не буду. Скажу лишь о сериале как о коммерческом продукте, который должен своим создателям деньги принести. Что сказать с этой точки зрения?

Сериал, безусловно, очень успешен. Рейтинги просмотра высокие, не говорит о нем только ленивый, благодаря скандалу о сериале узнали те, кто в жизни продукцию канала “Россия” не смотрит. Ну и просто на уровне картинки снято дорого. Декорации, локации, лес, река, сцены затопления парохода и рубки леса – дорого и не без красоты.

По фильму главная героиня татарская девушка явно молодая, лет 20 с небольшим, судя по сюжету. Играет ее татарская дама на пятом десятке. Смотрится несколько комично. Но, во-первых, не так много успешных известных молодых татарских актрис у нас, во-вторых аудитория канала “Россия” судя по всему и есть немолодые весьма люди (женского пола). Сериал называется “Зулейха открывает глаза” и актриса как-то буквально это поняла – пол-ленты она просто глаза выпучивает, что напоминает неудачные последствия пластической операции.

Что же касается сюжета, то как это не парадоксально, сюжет для канала “Россия” и кинокомпании “Русское” (те, кто снял это) – очень традиционный. Люди сняли никак не меньше сотни сериалов ровно аналогичного содержания. Есть некая героиня. Живет она плохо, но не совсем плохо. Потом у нее внезапно становится плохо все совсем – ее выгоняют с работы, отжимают квартиру, ее парализует или она заболевает раком, у нее умирают родители и/или муж, ее сажают в тюрьму или выгоняют из дому, у нее отбирают ребенка или ребенок заболевает. Люди вокруг – поголовно сволочи, героиню предают, кидают, подставляют, гадости про нее говорят и жилье отжимают. Но постепенно героиня находит в себе внутренние силы, поднимается, а потом встречает хорошего мужчину, и хеппи-энд, семья, ребенок, жилье и достаток.

Все ровно тоже мы и в этом сериале видим – героиню посадили, муж скончался, кушать нечего, но она нашла внутренние силы, а потом ее мужчина хороший полюбил. Когда такой сюжет снимался на современном материале никто не кричал, что это очернение современной российской действительности. Сняли все тоже, но на исторических декорациях и получили грандиозный пиар. Не хочу углубляться, скажу банальность – зритель канала “Россия” любит такой материал и именно такого ждет. Ровно так же как канал “НТВ” несколько десятилетий снимает сериалы исключительно про бандитов и ментов – их зритель готов смотреть именно такое. Всю тему бандитских сериалов очень хорошо закрыл когда-то “Физрук” на ТНТ – сериал вроде и про бандита, но о том, что бандитские времена кончились. “Зулейха”, наверное, пытается закрыть тему на “России” – тоже про потерю жилья, мужа и свободы, но все это было когда-то давно, а не сейчас. А об исторической правде – об этом не буду говорить .. скажу только, что достаточно немного зрителей смотрят сериалы ради исторической правды. Современная правда в том, что люди в России в 2020 году обсуждали российский сериал “Зулейха”, а не американский “Мир дикого Запада-3” или “Видоизмененный углерод-2”.

Ну и тогда уж два слова об американском кино. Хотел бы о китайском написать, но китайцы кинопрокат в начале года закрыли. А у американцев кое-что вышло. У них кино работало два с небольшим месяца в этом году. Было ровно два успешных фильма – продолжение фильма двадцатилетней давности о двух полицейских афроамериканцах “Плохие парни-3”. И экранизация игры многодесятилетней давности “Соник в кино”. Еще пара экранизаций комиксов выходила – и провалилась. В целом это очень плохо.

А в телеформате у американцев я смог посмотреть ровно один сериал. Скачивал что-то еще, но смотреть было невозможно просто. А вот “Мир дикого Запада - 3” я посмотрел, и скорее понравилось. Создатели – талантливые люди, и снято очень дорого, чувствуется бюджет во всем. Даже в музыкальной сопровождении.

Но, даже в самых дорогих сериалах надо показывать некие актуальные темы. Актуальные темы – борьба женщин и афроамериканцев за свои права, и против угнетения разными расистами и нацистами. Тут люди творчески подошли и показали буквально. Немолодая афроамериканка смело рубит мечом фашистов-гитлеровцев. Два раза рубит, в двух разных сериях. Фашисты – это роботы, и афроамериканка тоже, но дань повестке дня отдана.

И очень поразил еще один сюжетный поворот. Герой – американский спецназовец, и борется в Крыму (!) с русскими повстанцами, и даже их лидера ловит. Но потом оказывается, что героя обманули – дело было не в Крыму, и поймал он не русского повстанца, а американского фармацевта. Или это намек, что русофобия – это борьба американцев самих с собой, ну или я что-то не понял. Если линию с пожилой афроамериканкой выкинуть, то сериал выходит очень смотрибельный. Беда в том, что смотрибельна ровно половина ленты получается. И это лучшие из лучших в США снимали. Сериалы калибром поменьше просто тонут в политоте.

А теперь еще два слова о том, почему я верю в будущее российской кино-теле-индустрии, и не очень верю в будущее американской. Одну причину я уже упомянул – у нас меньше догм сейчас и больше творческой свободы. Грубо говоря, у них есть темы, которые надо освещать только так и никак иначе. Надо показать афроамериканцев и борьбу за их права, и никак эту тему не обойти. А у нас в том же “Колл центре” вроде бы и начинают разговор о судьбе гастрабайтеров-среднеазиатов, но сюжет буквально через 5 минут так поворачивает, что смотришь за приключениями гастрабайтерши открыв рот.

А второе, наши стали хорошо работать. Вот простой пример из современной реальности. Сейчас Россия сидит на карантине – как и весь мир. Вопрос: «Сняли ли большие американские каналы сериалы про карантин?». Нет, пока не успели. Вопрос: «Сняли ли большие российские игроки сериалы про карантин?». Лично я уже три сериала увидел, и вроде еще анонсировали: “# Сидя дома”, “Безопасные связи”, “Безумие”. Комедия, драма и еще одна комедия. И вроде что-то еще было анонсировано. То есть, вот реально люди за пару недель написали сценарий, утвердили проект и бюджет на студиях/телеканалах, в сетку вещания поставили и сняли. Понятно, что снимать на камеру ноутбука/телефона это не так сложно, как затопление Титаника, однако все равно темпы работы вызывают уважение. Я посмотрел по паре серий всех трех: везде сценарий есть. “Безопасные связи” снял ранее обхаяный мной за “Содержанок” Богомолов (нынешний муж Собчак), ну вот, а этот сериал у него вышел, как не странно, интересным (первые серии, по крайней мере). Да, даже на телефон людей одним планом можно интересно снять если есть идея и сюжет.

Ну и, наверное, я в своей статье попытался ответить, а зачем нам российское кино. Да вот примерно затем. Затем, что на создателей “Зулейхи” российское общество может повлиять. И в следующий раз, они, возможно, снимут что-то менее спорное (ну там во времена Ивана Грозного свой единственный сюжет перенесут). На создателей же сюжетов о том, как бравые американские спецназовцы ловят российских повстанцев – наша страна не может повлиять никак. Просто вот никак. И, наверное, это очень прекрасно, что российское творчество отвоевывает культурное пространство у нашего зрителя, и что не “Мир дикого Запада-3” вызывает общественную дискуссию, а вполне себе отечественные, пусть и спорные продукты. Что в кино больше зрителей пришло на “Холопа”, чем на “Звездные войны номер такой-то”. И что времена, когда любой Ван-Дамм одной ногой уделывал все советское высокодуховное кино в грязных видеосалонах давно прошли.

Если б я знал, чем это кончится, сержант,

Я б лучше телек выкинул в окно,

Да лучше б я из дома убежал

В ДэКа на элитарное кино!

Данный обзор достаточно деидеологизирован, что в разрезе упоминания приснопамятной «Зулейхи» делает его особенно ценным. Именно слова профессионального критика по подводу «кинокакашек», где Чулпан Хаматову выставляют жалким подобием 72-летней Любови Орловой, игравшей 20-летних колхозниц.

«Зулейха открывает глаза» - это обычная киноподелка, которые на n-ном количестве каналов крутят круглые сутки. Единственный минус всего этого – это то, что создатели фильма попытались совместить обычную киношку для скучающих теток с попыткой плюнуть на могилу создателя государства-цивилизации – СССР – Иосифа Виссарионовича Сталина. Это им не прошло даром. Причем всплеск в сторону кинопрохвостов был такой силы, что волной негодования даже смело с политической арены так и не сумевшего почувствовать себя политиком такого ремесленника от литературы, как Захар Прилепин.

Рыбка почти заглотила наживку

Ин Джо ви траст Опять громкие заголовки из серии «США конфисковали российские активы, чтобы отдать их Украине». И теперь мы все умрём. Опять. Как уже много раз бывало. Во-первых, е...

«Меня все равно отпустят». Вся правда о суде над Шахином Аббасовым, которого обвиняют в убийстве русского байкера

Автор: Дмитрий ГоринВ понедельник 22 апреля решался вопрос об избрании меры пресечения для уроженца Азербайджана Шахина Аббасова, которого обвиняют в убийстве 24-летнего Кирилла Ковалев...

Как Набиуллина ограбила Лондон

Запад потерял огромное количество российского золота, особенно не повезло Лондону. Такими выводами поделились журналисты из КНР. Есть смысл прислушаться к их аргументам:В последнее врем...

Обсудить
  • Насчет деидеологезированности этого обзора я бы поспорил. Автор обзора просто либеральный пай мальчик.