Заглядывая в будущее

17 2890

Сознательный и грамотный писатель-фантаст, «заглядывая» в будущее, описывал коммунистическое общество и показывал на конкретных примерах из жизни (областях производства, техники, технологии), какого расцвета достигли производительные силы коммунизма. На этой основе писатель разворачивал картину полного изобилия, правильной организации общественной жизни, показывал высочайшее состояние культуры будущего человеческого общества.

Что же в этом было плохого? Ничего плохого не было, поскольку в таких произведениях художественными средствами и живыми образными картинами давались те достижения производства, техники, науки, культуры коммунизма, к которым было необходимо стремиться советскому народу. Там же указывался и единственный путь к такому достижению – путь социалистической революции и коммунистического строительства. Там же давалось и идейное содержание фантастических картин будущего — марксизм-ленинизм, на который опираются герои произведения в своей борьбе и повседневной работе. Научная фантастика сталинского периода истории СССР пропитана политикой большевизма, она несёт в себе классовый характер победившего пролетариата, она насыщена передовыми идеями.

В фантастических произведениях сталинского СССР шла острейшая классовая борьба, которую герои вели против капитализма, фашизма, эксплуатации или остатков и пережитков капитализма в производстве, быту и сознании людей. Каждая победа героев над конкретными агентами мирового фашизма приближала общую победу коммунизма во всём мире.

В этом смысле нужно отметить многочисленные статьи в журналах «Техника — молодёжи», «Знание – сила» и т. п. изданиях 1930-1955 гг., а также произведения А. Беляева, в частности, его замечательный рассказ «Звезда КЭЦ».

По поводу советской, сталинской фантастики можно сказать и так: в начале 20-х годов предполагаемые итоги Плана ГОЭЛРО многим казались невероятными, далёкими, как звёзды на небе, но, тем не менее, В. И. Ленин называет этот План «второй программой партии», т. е. рабочим и конкретным документом, обязательным к исполнению партией и рабочим классом. В свою очередь, хорошие произведения советской фантастики, конечно, документами никто не считал, но эти произведения идеологически дополняли пятилетние планы и как бы переводили сухие политические и партийно-хозяйственные документы на язык художественных образов, литературно оформляя производственные вопросы, увлекая планами строительства социализма миллионы людей. При этом, показывая возможные черты коммунистического будущего, научная фантастика 30 – 50-х годов не отрывалась от практики, от достигнутого на тот момент уровня развития СССР, а опиралась на него. Писатели-фантасты той эпохи принимали за точку отталкивания тот или иной государственный документ, например, какую-то часть Плана преобразования природы, или последние открытия в той или иной области науки, или новейшие достижения в строительстве, машиностроении, авиации, медицине, сельском хозяйстве и т. д. В своих работах эти писатели развивали такое направление, используя своё художественное воображение, свой литературный талант и свои мечты о будущем страны.

Именно в мобилизации советских людей для ударного социалистического строительства заключалась главная роль сталинской научно-фантастической литературы.

Что касается ползучей контрреволюционной эпохи, 1953-1985 гг., и её завершающего этапа, 1985-1991 гг., то в эти годы советская научная фантастика постепенно «сползла» с политического, классово-общественного уровня на обывательский, «персонально-бытовой». Из романов и рассказов исчезает диктатура пролетариата и классовая борьба – необходимый стержень развития социалистического общества. Всё меньше и меньше становится в таких произведениях социального содержания, коммунистических идей, но всё больше пустой мещанской формы, окружённой всякими достижениями фантастической техники. Расцветает идеализм, в произведениях уже нет даже намёка на действительные исторические корни тех или иных художественных образов, помещённых автором в свою книгу. Бессодержательность часто выражается в форме формализма и футуризма – «внеклассовой» мелкобуржуазной «фантастики ради фантастики». На этом же фоне появляются элементы мистицизма и поповщины, которые проводятся в виде неких «высших энергий», «затаённого разума» и т. п. духовной сивухи. Предметом и содержанием многих научно-фантастических произведений позднего СССР становится сама техника, машина, которая начинает существовать сама по себе и подчинять себе человека. Всё реже в произведениях встречается указание на то, что фантастическая техника и производство будущего достигнуты коммунистическим обществом и работают для дальнейшего его развития. Всё больше разворачиваются всевозможные личные драмы героев, на фоне которых показываются достижения и иные «чудеса» будущего. На передний план выходит обыватель из будущего, который по сути своей был серым обывателем настоящего времени, увешанным невиданными плодами прогресса.

Ясно, что хрущёвско-брежневская контрреволюция не могла «рубить» и запрещать литературные произведения, несущие в массы мелкобуржуазно-мещанские идеи. Такая идеологическая политика была нужна социал-фашистам для подготовки условий реставрации капитализма в СССР.

Что касается конкретных произведений, содержавших идеи путешествия во времени и более-менее полезных в классово-политическом смысле, то среди них можно выделить роман К. Булычёва «Сто лет тому вперёд». По этому роману был снят фильм «Гостья из будущего». Действительно, в своей книге автор попытался показать некоторые черты коммунизма, его возможности. Например, если внимательно читать, то в будущем СССР показаны общее долгожительство и выдающаяся медицина, удивительные технологии быстрого строительства добротных домов и освоение других планет, торжество мичуринской генетики и огромная урожайность земли, натуральные продукты, дружба народов, расцвет и начало объединения национальных культур и языков, сверхскоростной транспорт и новые города, утопающие в зелени парков и садов и т. д. Есть в книге и какая-никакая линия классовой борьбы – борьбы землян, построивших коммунистическое общество, с космическими пиратами, прилетевшими на землю с той планеты, на которой ещё царствует эксплуататорский строй. Булычёв как бы показывает, что уничтоженное капиталистическое окружение СССР переносится с земных масштабов в космические, и уже не на Земле идёт борьба между коммунизмом и капиталом, а между планетами и даже звёздными системами.

Роман «Сто лет тому вперёд» также не был задержан цензурой, так как, в целом, никакой угрозы для контрреволюционеров не представлял. Основные события книги разворачиваются в Москве на рубеже 70 – 80-х годов, ничего политически острого и классового по сюжету не происходит. Показан столичный быт. Работает идеалистически-малополезный «Институт времени», каковых НИИ к концу 70-х было уже немало. Пираты показаны «обычными» уголовниками, о борьбе с которыми выпускались десятки фильмов и сотни книг. Советская школа получает новые, высокие ориентиры в обучении детей, проводятся идеи подросткового товарищества, взаимовыручки. В конце концов, абстрактное добро торжествует.

Фантазия,что на экране обрела бы жизнь

«Косморама»

Автор: Владимир Одоевский

Жанр: триллер-ребус про двойников и параллельные миры с элементами зомби-хоррора

Ключевая идея: Устройство, показывающее альтернативную реальность, руководит жизнью главного героя, о чем он сам, на свою и чужую беду, долго не догадывается.

Цитата: «В темной глубине косморамы я явственно различил самого себя и возле меня доктора Бина; но он был совсем не тот, хотя сохранил ту же одежду».

Повесть-головоломка Владимира Одоевского, писателя-фантаста и мистика, была опубликована в 1840 году в «Отечественных записках». По некой таинственной причине она не была включена в собрание сочинений, подготовленное самим писателем, долгое время оставалась известной лишь специалистам и была переиздана только в 1988 году, немало удивив поклонников научной-фантастики. В этом, пусть несколько ироничном смысле, «Космораму» можно также считать «поздней советской НФ». Точнее – это та русская фантастика, какой она могла бы стать в параллельном мире, где не было советской цензуры, запрещавшей само упоминание альтернативной реальности – излюбленной темы западных фантастов «новой волны». Первое знакомство с маленьким шедевром Одоевского сродни шоку, настолько визионерским оказался его сюжет, предвосхитивший целый тренд в фантастике новейшего времени. Сама косморама – устройство-игрушка – это виртуальная машина, проецирующая (и синтезирующая) различные сценарии развития Вселенной, неуловимый Убик Филипа Дика, супер-компьютер «Матрицы», перехитривший своего Архитектора. Герой, полагающий, что он управляет этим голографическим проектором, оказывается в результате одной из его проекций.

Аналоги: «Хронос», «Темный город» /Dark City/ (1997), первая часть «Матрицы» /Matrix, The/ (1999), «Господин оформитель» (1988), «Зеркала» /Mirrors/ (2008), «Доппельгангер» Киёси Куросава

«Аэлита»

Автор: Алексей Толстой

Жанр: космический ретро-футуризм

Ключевая идея: Как безумные русские оказались на Марсе раньше, чем американцы из «Марсианских хроник» Рэя Брэдбери, и что из этого вышло.

Цитата: «Гусев стал снижаться. И вот, его, очевидно, заметили. С площади снялся шестикрылый, сверкающий, военный корабль, – трепеща в лучах солнца, взвился отвесно. Вдоль бортов его стояли серебристые фигурки. Гусев описал над кораблем круг. Осторожно вытащил из мешка гранату».

Роман Алексея Толстого про русскую революцию на Марсе почти сразу после публикации экранизировал Яков Протазанов, однако виды нэпмановской Москвы интересовали режиссера много больше, чем приключения на другой планете, в конечном итоге превратившиеся всего лишь в дурной сон главного героя. Что весьма обескураживает зрителя, настроившегося на два часа футуристического шоу из авангардных костюмов и конструктивистских декораций, которое занимает в фильме какие-то 10-15 минут. Но именно благодаря им «Аэлита» стала классикой ретро-футуризма, которую хочется растянуть во что-то более продолжительное. Зачем воровать у Голливуда? У нас есть свой «Флэш Гордон» /Flash gordon/ (1980) и «Небесный Капитан и Мир Будущего» /Sky Captain and the World of Tomorrow/ (2004) – инженер Лось и его марсианская царица.

Аналоги: сплошь старые немецкие – «Метрополис» /Metropolis/ (1927) и «Девушка на Луне» Фрица Ланга

«Человек, потерявший лицо»

Автор: Александр Беляев

Жанр: киберпанковый экшн про пластическую хирургию

Ключевая идея: как поведут себя Красавица и Чудовище в эпоху стволовых клеток и силикиновых имплантантов?

Цитата: «У нас, в культурнейшей стране мира, совершенно иное. У нас наше лицо крепко спаяно с нашим кошельком. И, пока кошелек толст, нам не грозит потеря лица. Но горе тем, кто осмеливается его изменить. Тогда их лишают всего: денег, имени, дружбы, работы, любви. Да и может ли быть иначе в стране, где царит доллар?»

Александру Беляеву повезло с экранизациями не меньше, чем братьям Стругацким. Помимо «Человека-амфибии» (1961) киноверсиями обзавелись «Голова профессора Доуэля» (1984), «Остров погибших кораблей», «Ариэль» /Ariel/ (1983) и даже странная сюрреалистическая антиутопия «Продавец воздуха». Кажется, повесть про уродливого карлика-актера, изменившего внешность с помощью препаратов доктора Сорокина и отомстившего тем, кто его в результате не узнал, легко транслируется в жестокий мир современного гламура и может продолжить этот список. Должно получиться нечто среднее между «Без лица» /Face off/ (1997), «Олдбоем» /Oldboy/ (2003) по-русски и русским «Про уродов и людей» (1998) (если заставить Маковецкого обменяться физиономией с Бондарчуком).

Аналоги: «Без лица» /Face off/ (1997), «Человек-слон» /Elephant Man, The/ (1980) и экранизация романа Кобо Абэ «Чужое лицо» (1966, реж. Хироси Тэсигахара)

«Гипнотрон профессора Браилова»

Автор: Наум Фогель

Жанр: психоделический трэш-хоррор про дистанционную манипуляцию сознанием

Ключевая идея: что будет с миром, если аппарат, программирующий сны на расстоянии, попадет в неправильные руки?

Цитата: «У кого она видела такие глаза? Осьминог! Он выбрался из бассейна! Она борется изо всех сил, пытается вырваться, но отвратительный моллюск сжимает ее все сильнее и сильнее»

Если вынести идеологию за скобки, фантастический масскульт развивался примерно по одной и той же синусоиде, что у нас, что у американцев. В СССР тоже был свой палп-фикшн про безумных изобретателей и гениев-вредителей, только в отличие от Штатов с их Эдом Вудом он толком так и не перекочевал на большой экран. Последнее можно запросто наверстать, обратившись к залежам советской трэш-фантастики 50-х, в которых прячутся настоящие жемчужины. Гипнотрон профессора Браилова – прямой предшественник башен-излучателей «Обитаемого острова» (2008) – кажется порождением фантазии Филипа Дика, объевшегося мексиканских кактусов, или постмодернистским розыгрышем в духе Владимира Сорокина. Но нет же – это оригинал. Заметим, не требующий залихватских спецэффектов и астрономических бюджетов. Программингом галлюцинацией в кино еще никто толком не занимался, но такие идеи долго на дороге не валяются.

Аналоги: наша «Пыль» (2005) и аргентинская «Антенна» /Antena, La/ (2007) Эстебана Сапира – фантастическая ретро-стилизация в духе Гая Мэддина

«Сиреневый кристалл»

Автор: Александр Мееров

Жанр: шпионский детектив с участием инопланетян

Ключевая идея: Посланцы внеземного разума жили рядом с нами уже давно. Это камни. И они стали размножаться.

Цитата: «Дагир знал, что позади него никто не идет, и вдруг почувствовал толчок в спину. Быстро обернувшись, он увидел какой-то продолговатый темный предмет, напоминающий длинный прямой огурец. »Огурец« висел в воздухе. Неподвижно, пугающе».

Как и злополучный гипнотрон, «Сиреневый кристалл» тоже имеет отношение к творчеству братьев Стругацких. Его автор послужил прототипом «секретного ученого» Снегового из повести «За миллиард лет до конца света» (Мееров умер за год до того, когда она была закончена – в 1975-м). В отличие от похождений гипнотрона, «Сиреневый кристалл», хоть и звучит палпово, совсем не трэш, а твердая научная фантастика с витиевато закрученным, «бондовским» сюжетом, который, конечно же, требует некоторой модернизации. Фильмы про «контакт» с пришельцами-монстрами и гуманоидами-телепатами всем обрыдли и давно нуждаются в новом, свяжем взгляде на проблему. И взгляд Александра Меерова – как раз тот самый случай: его летающие кремниево-органические огурцы, замышляющие неизвестно что по команде с далекой звезды, выглядят действительно пугающе.

Аналоги: «Штамм »Андромеда«» /Andromeda Strain, The/ (1971), но очень отдаленный

«Час Быка»

Автор: Иван Ефремов

Жанр: приключенческо-философская антиутопия на злобу дня

Ключевая идея: экспедиция землян из далекого будущего прилетает на планету, представляющую собой копию Российской Федерации эпохи «суверенной демократии»

Цитата: «От какой мечты вы отказались сегодня?» (эпиграф и первый титр фильма)

Произведение построено по схеме «рассказ в рассказе». Действие начинается на Земле, в далёком коммунистическом будущем, в Эру Встретившихся Рук (ЭВР) — период, когда появление сверхсветовых звездолётов позволило достигать далёких миров в относительно короткие сроки и устанавливать прямой контакт с их разумными обитателями.

Пролог. В школе СП ШЦ-401 третьего цикла изучаются закономерности развития общества. По теории, общество в своём развитии должно перейти на высшую, коммунистическую фазу, либо погибнуть, самоуничтожившись. Ученики задают учителю истории вопрос о Тормансе — единственной известной им планете, где человечество не стало коммунистическим, но, тем не менее, выжило. Экспедиция землян на Торманс состоялась 130 лет назад. Учитель предлагает обсудить этот вопрос на отдельном занятии, которое проходит после посещения памятника участникам экспедиции на плоскогорье Реват (между Деканом и Индийским океаном). Ученики просматривают материалы экспедиции и узнают, что происходило на Тормансе больше века назад.

Космический корабль «Тёмное пламя», построенный с использованием новой технологии «прямого луча», позволяющей перемещаться (в нуль-пространстве) на гигантские расстояния за короткое время, отправляется к удалённой звёздной системе, одна из планет которой, как предполагается, была колонизирована землянами, бежавшими с Земли ещё в период кризиса, на заре космической эры. За тысячи лет на планете Торманс сложилось олигархическое общественное устройство, противоположное коммунистическому обществу на Земле.

Роман рассказывает о взаимоотношениях экипажа звездолёта с жителями Торманса и об их действиях по преодолению инфернального устройства общества планеты.

С точки зрения подрыва идеологических устоев, «Час Быка» – штука более опасная и сильная, чем приключения Мака Сима в Стране Отцов, хорошей космической редакции русской сказки про Ивана-дурака в гостях у Змей Горыныча. Если не превращать книгу в блокбастер (а для этого там тоже есть материал), и попытаться прочесть ее исходя из злобы дня, вероятность экранизации «Часа Быка» равна нулю. Наверное, это еще одна мечта, от которой нужно отказаться.

Аналоги: «Серебряная планета», «Через тернии к звездам» (1980), «Tykho Moon» Энки Билала

«Леопард с вершины Килиманджаро»

Автор: Ольга Ларионова

Жанр: футуристическая трагедия

Ключевая идея: Вернувшийся на Землю звездолет, опередивший время, доставил базу данных на всех умерших жителей планеты. Которые еще живы.

Цитата: «Вверх по крутому склону карабкался леопард. Он был уже мертв, но он все еще полз, движимый той неукротимой волей к жизни, которой наделил его человек взамен попранного инстинкта смерти».

Блестящий роман Ольги Ларионовой нисколечко не устарел, не отягощен борьбой с тоталитаризмом, и, что существенно для жанра, до сих пор захватывает дух у женской части аудитории, к научной фантастике и борьбе с тоталитаризмом довольно равнодушной. Представьте «Стар Трек» /Star Trek/ (2009), только про любовь: звучит, кажется, не менее интригующе, чем название романа.

Аналоги: близкие отсутствуют, отдаленные – «Гаттака» /Gattaca/ (1997), «Бессмертные: Война миров» /Immortel (ad vitam)/ (2004), «Взлетная полоса» Криса Маркера

«Корабли и Галактика»

Автор: Алексей Иванов

Жанр: космоопера

Ключевая идея: Космические корабли – разумные существа, живущие в симбиозе с людьми. Цель тех и других – повернуть вспять колесо вселенской энтропии.

Цитита: «Корабельщик вошел в каюту и молча кивнул Навку на выход. Навк, медля и не веря, сошел на валуны Олберана. Парусник бесшумно и легко поплыл в небо. Он поднимался выше и выше, превратился в облако, в птицу, в белую звездочку и исчез совсем».

Начав с 80-х, закончим 90-ми, но еще советскими. «Корабли и Галактика» Алексея Иванова – эпическая космоопера с героем-раздолбаем, написанная на самом излете великой эпохи – вобрала в себя все лучшее, что было в советской фантастике на эту тему, сплавив в один кусок идеи русского космизма, образы технократической утопии в духе Ефремова-Стругацких, диковатую терминологию «Розы мира» и бесподобный саспенс советского авантюрного романа для подростков. Будущий автор «Сердца Пармы» в глухих 90-х так и не сделал писательской карьеры, уступив первенство менее изощренному Лукьяненко. И, к сожалению, вообще отошел в дальнейшем от научно-фантастического жанра. Экранизировать «Корабли и Галактику», учитывая, что вкусы с тех пор стали более изощренными совсем чуть-чуть, пожалуй рановато. Разве что звать на помощь японских аниматоров – пока единственных, умеющих работать с таким ярким и сложным материалом.

Аналоги: космическое аниме 80-х, особенно фильмы Лэйдзи Мацумото («Прощай, галактический экспресс »999«: следующая станция – Андромеда», «Капитан Харлок», «Боевой звездолет Ямато») и Осаму Дедзаки («Приключения космической Кобры»), первые четыре серии «Лексс» /LEXX/ (1995) и чуть-чуть – «Миссия »Серенити" /Serenity/ (2005).

Почему же блестящий полёт мысли,направленный ввысь,так и не смог от земли оторваться?

Космос — дело затратное, оно было чрезвычайно затратным уже тогда, когда Юрий Гагарин более полувека назад совершил первый полёт человека в космос. Осталось оно затратным и по сей день, когда мы день ото дня слышим денежные суммы которые выделяются той или иной страной на все различные космические программы.

СССР был первым в космической гонке по простой причине, он не мерил эти затраты в денежном выражении. Когда нужны были ресурсы, материальные, человеческие, трудовые, временные, государство просто выделяло эти ресурсы на Космос, они тратились и благодаря этим затратам в итоге реализовывалось всё то, что было необходимо.

В США ситуация выглядела иначе, там выделялись не ресурсы, а деньги, которые уже в свою очередь тратились на эти самые ресурсы, попутно конечно разворовываясь и оседая в кармах ответственных за космические программы людей. Важно отметить, что деньги это было бюджетные, полученные благодаря налогом, в связи с чем у многих прагматичных Американцев, представителей буржуазии и просто капиталистов возникал вопрос:

А с какого рожна это мои налоги идут на Космические программы? Я лично в космос не полечу, и мне от этого Космоса не жарко и не холодно, я хочу жить, жить хорошо, причём прямо здесь и прямо сейчас, и мне этот ваш Космос к чёрту не нужен.

А никаким иным образом развивать космические программы капиталисты не могли, ведь Космос — не возможно превратить в бизнес, из которого можно извлекать прибыль, там вообще нет прибыли, одни только расходы и затраты, там ничего не производится и не продаётся, а значит из этого нельзя извлечь прибыль. Именно по этому СССР был первым в Космосе.

По той же самой причине в Современной России например предпочитают строить торговые центры вместо Атомных Станций, ГЭС, Дворцов Культуры, Театров, Музеев и так далее. Невыгодно. Не можем мы сейчас и представить строительство нового БАМа или иного масштабного проекта.

Потому что при капитализме всё меряется прибыльностью и рентабельностью. И та же ГЭС на самом деле, очень даже прибыльна и рентабельна, в долгосрочной перспективе, в расчёте этак лет на 50. Теоретически, даже Космос очень прибылен и рентабелен, в ещё большей временной перспективе, лет этак на 500 вперёд.

Но ведь капиталисты не хотят думать о будущем в ущерб настоящему. Лозунг капитализма, «live fast, die young». Или «После нас, хоть потоп». А развивать космос или энергетику в кредит под 24% годовых точно никто не будет, такие деньги просто невозможно отбить, чисто физически.

Вы вот посчитайте, сколько например стоит строительство ГЭС, предположим, 4ех турбинной, а после этого, что вы возьмёте кредит на эту сумму под 24% годовых, сможете отбить покрытие процента за счёт прибыли полученной с продажи электроэнергии? Риторический вопрос не так ли?

Человечество не умеет управлять собственными ресурсами в полной мере,даже не в рамках всего мира, даже в рамках отдельно взятой страны, КПД использование реально существующих ресурсов, труда и технологий — предельно низок.

Однако, в будущем всё то, о чём мы мечтали вчера, о чём мы рассуждаем сегодня — более чем возможно, главное построить такой экономический базис, настроить функционирование системы таким образом, дабы была возможность эффективно управлять свои ресурсами и реализовывать с их помощью самые сложные и кажущиеся невероятными сегодня задачи.

Человечество обязательно вырвется из им же созданной тёмной реальности!

Источники:

https://work-way.com/blog/2018...

https://www.film.ru/articles/m...

https://ru.wikipedia.org/wiki/...

http://red-sovet.su/post/4456/...

https://youtu.be/fQk8h4zVF5Y

«Крокус-покус» Агаларовых: здание в кадастре не числится, а работали дети и самозанятые

Многие наверняка обратили внимание на школьников, выводивших людей из «Крокус Холла» в ходе теракта 22 марта. Они прославились на всю страну и получили уже немало наград. Правда, юридич...

Русская ракета попала "куда нужно". Варшава спешно отправила в отставку инструктора ВСУ после смерти генерала
  • ATRcons
  • Вчера 20:06
  • В топе

Решение об отстранении было принято на основании данных контрразведки Польши. Кадровые перестановки в "Еврокорпусе"  Пресс-служба Министерства обороны Польши сообщает об уволь...

Наши спортфедерации потоком отказываются от Олимпиады

"Слать команду бомжей не будем!" Федерации одна за другой посылают Париж-2024 лесом.История с допуском-недопуском наших спортсменов на парижские ОИ уже изрядно приелась. Столько было сл...

Обсудить
  • Кроме того в СССР прибыли предприятий не уходили какому то одному буржуину, а использовались кроме повышения уровня жизни народа, ещё и на развитие различных технологий, науку. Сейчас все прибыли уплывают из страны, а прибыли очень большие, так как предприятия часто скрывают полную прибыль и вытаскивают эти прибыли по различным схемам в кеш буржуинов и управляющих страной, предприятиями. Чего стоит только разница в статистике по количеству экспортированной и проданной нефти РФ между данными ООН и теми которые показывают в нас.
  • Сейчас фантастика выродилась в фэнтези или в боевички-стрелялки, в полном соответствии с базисом
  • Спасибо за публикацию
  • Кстати, Булычев, он же Можейко, мимикрировал в антисоветчики. а может им всегда был. и имя подобным литераторам легион, тут и Рыбаков, и Стругацкие и т.д.
  • :thumbsup: