Нововведение в редакторе. Вставка постов из Telegram

Почему ветераны Отечественной войны считали неправдой роман «Война и мир»

7 802

Роман «Война и мир» критиками назывался лучшим произведением художественной литературы о войне, многие писатели брали произведение за образец для подражания. Тем не менее сразу после выхода часть общества восприняла роман Толстого негативно. В первых рядах тех, кому «Война и мир» категорически не понравился, оказались непосредственные участники войны 1812 года, многие из которых тогда еще были живы.

Из числа самых известных критиков романа, был, конечно, князь Петр Андреевич Вяземский. Писатель, поэт, литературный критик, государственный деятель, основатель Русского исторического общества. В молодости он вступил в ополчение и был непосредственным участником войны 1812 года. За Бородино, где под ним была убита лошадь, а затем ранена вторая, он получил орден Святого Владимира 4 степени с бантом. Написанные Вяземским «Воспоминания о 1812 годе» были высоко оценены современниками за точность, и литературный талант автора.

Вяземский критиковал Толстого в первую очередь за недостоверное описание событий, и в целом, и в мелочах.

Вяземский обвинил Толстого в искажении образа императора Александра, так как вся сцена романа о кидании бисквитов в толпу народа выдумана. Лев Николаевич не согласился и сослался на то, что подобную сцену описал Сергей Глинка в своей книге «Записки о 1812 годе Сергея Глинки, первого ратника московского ополчения». А Глинка являлся непосредственным участником этого события. Но, посмотрев «Записки», легко убедиться, что ничего подобного там нет. И это лишь один из примеров.

Наибольшие претензии современников были связаны с описанием военных действий. Касалось это как деталей, так и общих взглядов Толстого на ход событий.

Бывший в то время министром просвещения Авраам Норов написал целую книгу «Война и мир 1805—1812 с исторической точки зрения и по воспоминаниям современника». По его мнению, все попытки Толстого давать описания военных действий, рассуждать о стратегии, описывать диспозиции и даже рисовать планы лишь вводили читателей в заблуждение. Сам Норов был участником Бородинского сражения, в котором лишился ступни, и, хотя ходил на протезе, продолжал военную службу.

Конечно, можно сослаться на то, что людям военным могут быть наиболее близки сугубо профессиональные моменты, а не литературный стиль. Хотя в ту эпоху военные как раз и составляли наиболее образованную и творческую часть общества. И многие эпизоды романа Толстого вызывали у них недоумение.

Такие, казалось бы, незначительные штрихи, как путаница в мундирах или деталях обмундирования и оружия, вызывали раздражение. Военными людьми, особенно того времени, подобные ошибки воспринимались крайне болезненно.

Касаясь сражения под Островно, Толстой описывает русских улан: «Между оранжевыми уланами на рыжих лошадях», и сражавшихся с ними французских драгун: «Видны были синие французские драгуны на серых лошадях». Но ни у русских улан, ни у каких-либо других не было не только оранжевых мундиров, но даже деталей такого цвета! Равно как и французские драгуны никогда не носили синие мундиры! Впрочем, в бою при Островно не принимал участие ни один русский уланский полк, как и Павлоградский гусарский, в котором служил Николай Ростов.

Видимо, подчеркивая характер Анатоля Курагина, Толстой пишет, как он шел во время представления в театре среди рядов, позвякивая шпорами и саблей. А ведь офицеры никогда не носили оружие и шпоры в театре.

Из подобных неточностей в романе «Война и мир» составлены целые книги. И пусть многое современному читателю покажется неважным, но у офицеров того времени, тем более воевавших с Наполеоном, взгляды были иные.

Как правильно указывал Авраам Норов, рассуждения Толстого действительно оказали влияние на читателей. Именно «Войне и миру» русское общество во многом оказалось обязано восприятием сражения под Аустерлицем. Толстой показал русскую армию как заранее обреченную на поражение. Кутузов откровенно спит, потому что не хочет слушать диспозицию непонятно откуда (по мнению Толстого) взявшегося австрийского генерала Вейротера, которому почему-то поручили составить план сражения.

В это трудно поверить в первую очередь тем, кто еще помнил этих людей. Еще был жив дух великого Суворова, многие солдаты служили под его началом не один десяток лет. Во главе русской армии стояли ученики Суворова: генерал Милорадович был дежурным генералом в Итальянском и Швейцарском походах, генерал Багратион был бессменным командующим авангардом или арьергардом, генерал Ланжерон брал с Суворовым Измаил, Великий Князь Константин Павлович прошел с Суворовым Итальянский и Швейцарский походы и получил от него высокую оценку за личную смелость. Ну а «никому неизвестный Вейротер» до этого составлял для Суворова планы в Швейцарском походе. И был высоко оценен Александром Васильевичем, потому ему и дали столь серьезное поручение. Как-то не вяжется это с унылой и сонной картиной общей обреченности и безнадежности.

Что же касается рассуждений Толстого о ходе войны 1812 года в целом и Бородинского сражения, то они никак не могли восприниматься их участниками. По их мнению, победой в войне Россия была обязана именно талантливым замыслам полководцев, расторопности и смелости исполнителей, от рядового до генерала. И конечно, идея Толстого о полной бесполезности каких-либо планов, о том, что способности полководцев не играли роли, а все зависело от случайного стечения событий и героизма маленьких людей, никак не могла быть принята.

Кирилл Шишкин

https://russian7.ru/post/poche...

Задержан нелегальный мигрант Азербайджана Шахин Аббасов убивший русского парня Кирилла Ковалёва в Москве

Кстати, азербайджанского убийцу задержали в Ростовской области. Говорят что бежал к границе. Скоро суд отправит его в СИЗО. Следственный комитет публикует фото двоих соучастников убийства Ки...

Обсудить
  • Что-то тут не то. Хотя... Любая интерпретацыя чужой интерпретацыи в отношении предыдущей интерпретацыи... ну, это как цепь испорченных телефонов. А спросить у тех, кто своими глазами видел всё, невозможно. Все уже умерли. Вот тут-то и начинают вылазить в инфопространство всякие интерпретаторы, да не по одному, а пачками. Так устроена жызнь. Простым людям надо это понимать и всегда помнить. И таки да, Л.Н. Толстой был самым обыкновенным интерпретатором чужых интерпретацый. Не более того. Писал кудряво буквы. И все дела. Мы тоже так можым. Тока неохота. . Грибы.
    • sergey
    • 8 октября 2019 г. 13:46
    Наверное я тоже тупой,но этот роман так полностью и не осилил и фильм не досмотрел,хотя историю люблю.А вот книгу другого Толстого ,,Петр Первый,, ,впервые прочел в 10 лет,когда историю еще не изучали, и после этого раз сорок.
  • Хорошее мнение, резкое, но... хорошее. И вызывающее еще одно, гм... нетривиальное мнение, даже не совсем по поводу Толстого либо Солженицына, собственно. И заключается оно в том, что та-акие вот фигуры - нужно, конечно, знать, помнить, что они были и высказались по поводу чего-то там... А потом их нужно - спокойно, как и положено с прежними, отработавшими свою жизнь людьми, - ЗАБЫТЬ. Умение забывать - очень важно, хотя почему-то многие талдычат, что следует наоборот - изучать, вчитываться, воспринимать все непосредственно и даже с теми акцентами внимания по тем временам, когда писалось, которые и зовутся аутентичным восприятием. С воссозданием окрасов, представлением нюансов именно той поры, чтобы впитать текст как бы... э... без потерь. Бред, конечно, потому что для всякого давнего текста именно обобщение восприятия при чтении, знание продолжения жизни, исходящей от изложенных событий - это спасение текста, а часто и единственная возможность его бытования в потомках. Романы и даже не романы, а воспоминания, к примеру, следует уже через поколение-два-три читать кусками, не целиком... Хотя при желании, можно и целиком, но таких - очень немного найдется везде и всегда, во всех коленах людского общества. А вот читать, гм... дайджест, выдержки, отдельные моменты, не очень даже большие по объему - это возможно, и это вполне дает ощущение и литератора, его таланта и стиля, и его успехов, и его личности в общей палитре национальной литературной школы (если не бояться больших слов и размашистых, несдержанных определений). Забывание - это прекрасное обозначение личности и трудов, допустим, литератора одним знаком, как бы иконкой на рабочем столе собственной жизни, который, конечно, выглядит гораздо важным элементом, чем формально-начетническое образование и чрезмерно-подробное погружение в чужие измышления-тексты-мнения-образы. Ну, потому есть собственные представления и свои наработки. Даже по поводу давно прошедших событий, таких как Отечественная война 1812 года и ее участников. Да и всего прочего - тоже. Вот как-то так, да-с.
  • :thumbsup: