Если нет Бога, то кто бог? Мысли по следам казанской трагедии.

0 134

Вы можете быть сколько угодно материалистом и прагматиком, чуждым мистической религиозности, но это не значит, что вы теперь можете дергать двери в инфернальный мир и чувствовать себя в безопасности. Аду не нужно специальное приглашение для визита в вашу жизнь, ему хватит вашего безразличия к нему.

Проблема нашей религиозности – ее условность. Мы не верим в реальное значение мистики. Она для нас условна, нереальна, только символична. Но даже символы в самой материалистической психологии имеют огромное значение и способны привести к безумию.

Нельзя игнорировать факт проведения в центре Москвы выставки с инсталляциями из расчленённых человеческих тел, на которую толпою идут родители с детьми, и ожидать, что в обществе будет сохранено трепетное отношение к человеческой жизни.

Нельзя на государственном канале рекламировать болгарскую ведьму-предсказательницу, вещавшую по указке демонов, и ожидать, что демоны не придут в дома телезрителей, которых заманили к экрану этим фильмом.

Нельзя убивать полмиллиона нерожденных детей в год, и ожидать, что ни у кого не поднимется рука на детей рожденных.

Нельзя высмеивать религиозные основы народа на государственных каналах, включая каналы госкорпораций, а потом сетовать на дефицит воспитания и духовности у подростков.

Есть вещи, которые всегда основаны на мистике и только на ней. Любовь к чужим людям – это не абстрактная этическая норма. Это мистика уподобления Богу. Без Него мы скатываемся в готтентотскую мораль: «я украл корову – это хорошо, у меня украли корову – это плохо». Тертуллиан говорил, что человеческая душа по природе – христианка. Можно сказать больше – душа остается человеческой, только пока по природе – христианка. Даже если этого не осознает. Но если любовь без причины – мистика, то ненависть без причины – тоже мистика. Только совершенно другой природы.

Мы никогда не поймем, почему Ильназ Галявиев совершил это страшное и мерзкое преступление в Казани, если будем искать ответ в мире сугубо материальных причин. А Достоевский понял давно: «…уничтожьте в человечестве веру в своё бессмертие, в нём тотчас же иссякнет не только любовь, но и всякая живая сила, чтобы продолжать мировую жизнь. Мало того: тогда ничего уже не будет безнравственного, всё будет позволено…» (Братья Карамазовы), «Если нет Бога, то я бог» (Бесы).

В словах Гилявиева адская правда: он бог. Если нет Бога.

Трагедия в Казани не первая, и, к сожалению, не последняя. Мир от Америки до России регулярно содрогается от подобного ужаса. И сейчас важно понять не то, безумен ли убийца. Его безумие очевидно вне зависимости от психиатрического диагноза. Гораздо важнее – безумны ли мы? Способны ли мы поверить всецело, закрыть дверь в ад, распахнутую в наши дома и души, повернуть взгляд от мерцающего экрана к Царским вратам?.. Иначе у этой трагедии не будет конца.


#Субъективно_Павел_Даровский

«Меня все равно отпустят». Вся правда о суде над Шахином Аббасовым, которого обвиняют в убийстве русского байкера

Автор: Дмитрий ГоринВ понедельник 22 апреля решался вопрос об избрании меры пресечения для уроженца Азербайджана Шахина Аббасова, которого обвиняют в убийстве 24-летнего Кирилла Ковалев...

Российско-китайские отношения и "иксперды"

Ща по рюмочке и пойдём, ты мне будешь ножи в спину вставлять Ремарка для затравки. Я очень уважаю Анну Шафран, особенно после её выступления на прошлогодней конференции по информационной безопаснос...

«Шанс на спасение»: зачем Украина атакует атомную электростанцию

Политолог, историк, публицист и бывший украинский дипломат Ростислав Ищенко, отвечая на вопросы читателей «Военного дела», прокомментировал ситуацию вокруг украинских обстрелов Запорожс...