Смерть

3 2478

Если бы кто-либо из жителей неба, никогда не бывавших на земле, явился на ней и обратил свое внимание на род человеческий, то — как вы думаете — что больше всего могло бы его поразить?

Мне кажется, что его прежде всего удивила бы и поразила наша ужасная смертность. В лице человека он тотчас бы узнал владыку земли, которому все подчинено и, волею или неволею, все ему служит; а в смерти он тотчас бы увидел лютого врага и тирана, которому этот владыка земли отдан в жертву наряду с последними из безсловесных. Ибо на земле не проходит ни одной секунды без того, чтобы кто-либо не умер. Почти четвертая часть людей для того только, по-видимому, и рождается, чтобы умереть, не оставив следа своего существования, разве только в растерзанном скорбью сердце родителей; для многих минута их рождения есть и минута их кончины; иные умирают, даже не выходя на свет, имея гробом утробу матери. Из остающихся жить едва третья часть достигает юношеского возраста и едва половина переходит за расцвет жизни в среднем возрасте, а доживающих до глубокой старости так же мало, как колосьев, которые ускользнули из-под серпа жателя. Никто не свободен от смерти! Войдите в полуразвалившуюся хижину — увидите гроб; на горах — смерть; на морях и реках — смерть. Всему есть времена и сроки, только не смерти. Она проходит зачастую мимо старца и похищает юношу; оставляет младенца и берет мать; один употребляет все средства, чтобы избавиться от незначительного недомогания, и все же от него умирает; другой же делает все, чтобы расстроить свое здоровье и сократить дни, и — живет Мудрец умирает, не довершив своих открытий, над которыми трудился весь свой век; полководец умирает накануне битвы, которая должна решить судьбу его отечества; возвращающийся с поля брани целым и невредимым умирает за час пути от дома; невеста или жених умирают, едва возвратившись из-под венца. Смерти нет никакого дела до чего-либо нашего человеческаго: это — скелет без сердца и души, с косою и серпом. И очень часто она любит предпосылать, как своего вестника и предтечу, различные недуги и болезни. И, как бы любуясь страданиями своей жертвы, замедляет свой приход. Но она же любит поражать и внезапно, «как тать в нощи». И сколько людей не встало от ложа ночного, возлегши на него сь замыслами на многие годы! Сколько уснуло за трапезой последним сном! Сколько не возвратилось в дом, выйдя из него лишь на несколько минут! Тщетно наука здравоохранения изощряет свое искусство и свои усилия: сила смерти — все та же, и та же ея свирепость и внезапность. Врачи, как бы в отмщение за покушение на невозможное, менее всех пользуются долголетием. Даже религия не спасает от смерти. Вот человек, который всю свою жизнь посвятил Богу, вере, добродетели и человечеству: все желали, как милости Неба, продолжения дней его. Но смерть не внимает ничему, и — праведник лежит бездыханен…

Глядя на все это, кто, вместе со св. песнописцем, не воскликнет от всей скорбной души: «Что сие еже о нас бысть таинство? Како предахомся тлению? Како сопрягохомся смерти?»

Вопрос — горький и неизбежный. Но кто из людей в состоянии разрешить его? «Нет гласа и ответа из могилы: «несть познан возвративыйся из ада» (Архиеп. Иннокентий, архиеп. Херсонский. Слово о смерти).

«Если бы не признавать безсмертия дѵши и вечности, то не справедливо ли было бы всю временную жизнь человека считать только непрерывною смертию, которая, наконец, рано или поздно, перевесив силу рождения, поглотила бы все человечество и всякую жизнь в мире? И было бы последним словом человека на земле его самоотрицание: «я жил и мыслил, я чувствовал и действовал: но все это — ничто, потому что я умру и буду ничто. Такое самоотрицание ставило бы нашу духовную жизнь даже ниже телесной, потому что и тело наше по смерти не уничтожается, а только разлагается и смешивается с другими элементами земли» (Иоанн, еп. Смоленский. Беседы на Успение Б. М.).

Происхождение смерти

Откуда смерть в людях? На этот чрезвычайно важный вопрос существует два противоположных ответа.

Неверующие всех времен, предоставленные руководству своего бедного разума, признают смерть естественною и неизбежною для человека по самой его природе: мы умираем потому, что такова именно была изначала и ныне есть природа человеческая.

«Случайно мы рождены и после будем, как небывшие; когда тело обратится в прах, — и дух разсеется, как жидкий воздух; и нет нам возврата от смерти» (Прем. Солом. 2:3-5). Умирая, мы отдаем неизбежную дань природе, наравне со всеми животными. Как пожелтевший лист спадает осенью с дерева, точно так же и человек, сраженный в свою осень неумолимою косою смерти, исчезает, подобно бедному листу, безследно и безвозвратно…

Таков взгляд на смерть неверующих: смерть — не что иное, как дань природе. К сожалению, и мы все безсознательно подтверждаем этот языческий взгляд, когда, желая сказать, что такой-то умер, говорим, что такой-то заплатил долг или отдал дань природе. Это выражение — языческое, перешедшее и в христианство.

Но — благодарение Богу милосердному, озарившему нас светом Своего Божественнаго откровения, «утаившему от премудрых и разумных и открывшему младенцам» (Мф. 11:25) великия истины и спасительныя тайны Царствия Божия. Теперь отрок и младенец знают о цели бытия человеческого и о жизни нашей за гробом больше, чем знали все языческие мудрецы. Теперь мы знаем не только начало, но, можно сказать, и конец, т. е. смерть самой смерти.

Божественное Откровение учит, что «Бог не сотворил смерти» (Прем. Солом. 1:13), «не сотворил человека для истления» (2:23) и что смерть вошла в мир завистью диавола (2:24). Следовательно, смерть есть дань не природе, а греху; она вторглась в нашу безсмертную природу случайно, из-за нашего отпадения от Источника жизни — Бога, через нарушение Его животворной заповеди. Вот единственно истинный ответ на вопрос о происхождении смерти.

Смерти как творения Бога, Существа Всесовершеннаго, не было и не могло быть во вселенной, в Царстве Божием. Она — произведение не Творца, а самих тварей, следствие злоупотребления ими свободой. Тут весьма понятно каждому, что существа разумно свободныя могли употребить и произвол, и волю, и силы свои, как хотели — на добро или на зло. Могли устремиться по пути правды и жизни вечной или, пойдя по противоположному пути зла и неправды, вопреки законам Своего Творца, — отделиться от Него, встретиться с падением и, наконец, со смертью. Где и как произошло это ужасное разлучение свободных существ с Источником жизни и безсмертия, с Богом? Слово Божие говорит нам, что это ужасное превращение произошло не на земле, а на небе, у самого престола Божия, и виновником был не человек, а один из первых архангелов.

читать далее

Как это будет по-русски?

Вчера Замоскворецкий суд Москвы арестовал отца азербайджанца Шахина Аббасова, который зарезал 24-летнего москвича у подъезда дома на Краснодарской улице в столичном районе Люблино. Во время ...

О дефективных менеджерах на примере Куева

Кто о чём, а Роджерс – о дефективных менеджерах. Но сначала… Я не особо фанат бокса (вернее, совсем не фанат). Но даже моих скромных знаний достаточно, чтобы считать, что чемпионств...

Обсудить
  • Очень важная тема, которую впрочем многие боятся и избегают. :blush:
  • :star: