Таинство Крещения

0 1718

В Православной Церкви существует целый ряд священнодействий, в которых, по ее учению, искренно верующему человеку ниспосылаются определенные дары благодати Божией, являющиеся вспомоществующими средствами в получении спасения. Наиболее значимые из них, например, Крещение, Причащение, Покаяние и др., называются таинствами. Другие, как: монашество, водосвятие, освящение жилищ и т. д., не имеют такого наименования, однако в Церкви нет пустых священнодействий и в каждом из них верующий христианин таинственно (отсюда и название «таинство») получает особый дар благодати. Поэтому Церковь никогда строго не определяла числа таинств, а святые отцы называют их от двух до нескольких десятков.

Однако Римская церковь, всегда отличающаяся юридическим подходом в рассмотрении всех вопросов, определила называть таинствами только семь: Крещение, Миропомазание, Евхаристию, Покаяние, Священство, Елеосвящение, Брак. В силу определенных исторических обстоятельств это западное учение перешло и в Православие. Но оно не является для него догматическим учением, как в католицизме, и Церковь, даже указывая на бо́льшую значимость этих таинств, тем не менее, всегда продолжает учить, что во всех, без исключения, священнодействиях верующий при соблюдении необходимых условий таинственно приобщается определенному дару Божественной благодати.

Почему необходимо верить во Христа, а не просто в бытие Бога и что требуется для принятия Крещения?

Поверить в существование Бога не столь трудно, а уверовать во Христа означает необходимость изменить свою нравственную и духовную жизнь в соответствии с заповедями Его Евангелия. Апостол Павел писал: Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют (1 Кор. 6:9–10).

Первым и необходимым условием для христианской жизни и спасения верующего является принятие таинства Крещения. В нем происходит духовное рождение человека, он становится членом Церкви и может участвовать во всех других таинствах.

Но Крещение возможно только для уверовавшего во Христа — тогда оно имеет силу и является благом для крещеного. В противном случае, если человек принимает его формально, без решения изменить свою жизнь, оно может оказаться не только пустым обрядом, но и повлечь за собой многие скорби в жизни человека, ибо в таинстве он входит в непосредственный контакт с Самим Богом. А апостол Павел писал: Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет (Гал. 6:7). Пророк же Иеремия произносит еще более грозные слова: Проклят, кто дело Господне делает небрежно (Иер. 48, 10).

Что такое Церковь и что означает стать ее членом?

Церковь имеет две стороны, внутреннюю и внешнюю, различение которых очень важно для ее понимания. С внутренней стороны Церковь — это духовный Организм — «Тело Христово» (см.: Еф. 1:23), — представляющий собой единство в Духе Святом всех тех верующих во Христа, которые следуют в своей жизни Евангелию и учению святых отцов. Наиболее очевидным признаком, говорящем о том, что «здесь Церковь», является та любовь, которую заповедал Христос: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13:35). Она свидетельствует о причастности человека к Церкви. А где нет любви, там нет Христа, нет Бога, нет истинной веры — нет и Церкви.

С внешней стороны Церковь является обществом, имеющим свою организацию, соответствующую структуру управления, иерархию, преемственно идущую от апостолов. Членами этого общества являются все крестившиеся и не отлученные от нее, исповедующие (или не отрицающие) единую веру, одни заповеди, таинства, каноны независимо от степени их убеждения и характера жизни. Поэтому внешняя принадлежность человека к Церкви, какое бы положение он ни занимал в ней, еще не говорит о том, что данный человек действительно является христианином и членом Церкви.

Почему Церковь называет Иисуса Христа Спасителем?

Сын Божий в Воплощении соединяется со смертной природой человека, не приняв, однако, тех греховных страстей, с которыми рождаются все люди. Святитель Григорий Палама очень ясно это выразил: «Слово Божие приняло плоть такую, как у нас, и хотя совершенно чистую, однако, смертную и болезненную»[1].

Своей добровольной крестной Жертвой Христос исцелил в Себе эту смертность. Об этом говорит апостол: Бог вождя спасения нашего [Христа] совершил (по-гречески teλειώσε — телио́сэ — сделал совершенным) через страдания (Евр. 2:10). То есть Своими страданиями, смертью и Воскресением Он сделал совершенной, воспринятую Им в Воплощении человеческую природу, чтобы дать ее верующим и спасти их. Как пишет преподобный Максим Исповедник: «Непреложность произволения во Христе вновь вернула этому естеству через Воскресение бесстрастность, нетленность и бессмертие»[2].

И как от Адама произошел весь род человеческий по плоти со всеми последствиями его греха, так от Господа Иисуса Христа начался новый род людей, рождающихся от Него по духу в жизнь вечную. Это рождение совершается в таинстве Крещения.

Почему Бог не спас человека Своим всемогуществом?

Поскольку искажение природы Адама и Евы явилось следствием свободного принятия ими гордой мысли стать богами в сотворенном мире (см.: Быт 3:5), то и восстановление природы человека могло совершиться также только свободно. Поэтому Сын Божий берет на Себя природу человеческую (соединяется с ней), воплощается, чтобы в единстве с Ним человек смог сам добровольно пойти на подвиг страданий для своего исцеления. Это и было совершено Христом на Кресте. Святитель Василий Великий по этому поводу писал: «Почему в самом устройстве не дано нам безгрешности, так что нельзя было бы согрешить, хотя бы и хотели? …Богу угодно не вынужденное, но совершаемое по добродетели»[3].

Почему необходимо Крещение?

В Библии сказано, что первым людям в раю Богом была дана полнота власти над землей (см.: Быт. 2:19–20). Но Бог запретил им вкушение плодов дерева познания добра и зла (Быт. 2:17), означающего Божественное всеведение. Однако Адам и Ева, как метафорично сказано в Библии, сорвали плод этого древа — возомнили о своем богоравном достоинстве, увидели себя всезнающими и всемогущими богами (см.: Быт. 3:5).

В результате этого противопоставления себя Богу в духовно-телесной природе прародителей возникло своего рода «генетическое» необратимое повреждение. Из одухотворенной, нестареющей, не подверженной смерти она стала «страстной, тленной и смертной»[4]. Это изменение (первородное повреждение, или первородный грех — в отличие от личного греха Адама и Евы), приобрело наследственный характер. Оно передается всем потомкам, и никто не может освободиться от него. Люди стали смертными без какой-либо возможности возвратиться к жизни. В этой ситуации потребовалась помощь Того, Кто создал человека.

Как должно готовиться к принятию Крещения?

Взрослому человеку необходимо прежде всего прийти к твердому убеждению в том, что Иисус Христос является действительно Богом и Спасителем, а Его Евангелие — истинным путем жизни. Это требует серьезного ознакомления с Евангелием и прочими книгами Нового Завета, понимания основных положений православной веры и духовной и нравственной жизни.

Искренно верующий, готовящийся к Крещению может и должен посещать храм и молиться за богослужениями, совершать, по согласованию со священником, определенные утренние и вечерние молитвенные правила, осенять себя крестным знамением, прикладываться к святыням, помазываться святым елеем, вкушать благословенный хлеб. Все это он может делать, поскольку является верующим. Но, пока не крещен, не должен приступать к таинствам.

Для принятия Крещения необходимо раскаяние в совершённых поступках против совести, прежде всего, в отношении других людей, начиная со своей семьи. К таинству должно идти, примирившись со всеми. Покаяние и решение жить по заповедям Евангелия — это начало и основа принятия Православия. В противном случае Крещение будет бесполезным и даже опасным (о чём см. дальше) для человека обрядом.

Есть и внешние требования к готовящемуся креститься. Накануне принятия таинства необходим хотя бы однодневный пост, воздержание от посещения театров, кино и прочих развлечений, от просмотра телевизора, интернета, для состоящих в браке воздержание от супружеских отношений. И душа, и тело, и одежда должны быть чистыми.

Женщинам при Крещении необходимо одевать длинную светлую рубашку. Святитель Иоанн Златоуст писал: «наши отцы узаконили… к принятию таинства (Крещения)… после наших поучений, раздевать вас и разувать, и раздетых и разутых, покрытых только одною срачицею (то есть «рубашкой» — А. О.), препровождать к словам заклинателей»[5].

Что происходит в таинстве Крещения?

Как и во всех таинствах Церкви, принимаемых с верой и покаянием, в Крещении также происходит очищение от всех прежних грехов. Но исключительной особенностью этого таинства является то, что верующий в нем получает благодатное семя воссозданного Христом нового человека (Еф. 4:24).

Апостол Иоанн Богослов пишет: Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем (1 Ин. 3:9).

Апостол Петр напоминает христианам, что они — возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего вовек (1 Пет. 1:23). (Выражение «слово Божие» содержит в себе два смысла: слово — речь и Слово — Логос-Христос.)

Преподобный Григорий Синаит писал: «Принятое нами во святом Крещении о Христе Иисусе не истребляется, а только зарывается, как некое сокровище в землю… Посему, если искренне хотим раскрыть сокрытое в нас семя благодатное, то поспешим…»[6].

Святитель Тихон Задонский уподобляет это семя Христово живой вере: «Вера живая есть дар Божий, и есть аки семя некое Божественное, которое на Крещении всякому крещаемому всевается»[7].

Святитель Игнатий Брянчанинов, комментируя слова апостола Павла мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца (Евр. 3:14), называет это семя «зерном» по притчи Спасителя (см.: Мк. 4:31): «…здесь разумеется благодать Крещения, насаждаемая в нас при вступлении в сочетание со Христом подобно зерну горчичному»[8]. Это семя Крещения святитель называет Самим Христом: «Святой Исаак (Слова 1 и 84) согласно с прочими отцами научает, что Христос насаждается в сердца наши таинством святого Крещения как семя в землю. Дар этот сам собою совершен; но мы его или развиваем, или заглушаем, судя по тому, какое проводим жительство. По этой причине дар сияет во всем изяществе своем только в тех, которые возделали себя евангельскими заповедями и по мере этого возделания. См. прп. Марка Подвижника «Слово о крещении»; Ксанфопулов главы 4, 5 и 7…»[9].

Епископ (впоследствии Патриарх) Сергий (Страгородский) говорит о значении этого семени для верующего: «Дальнейшая жизнь человека… состоит в развитии того семени вечной жизни, которое положено в Крещении. Человек постепенно очищается от греха, постепенно совершенствуется и укрепляется в добре и восходит до возраста мужа совершенна»[10].

Почему и как нужно принимать Крещение?

Поскольку от первого, духовно поврежденного, плотского Адама по преемству рождаются смертными, тленными и страстными, то для исцеления необходимо новое рождение, духовно здравое, и от Такого Родоначальника, Который бы не был рабом плоти и не имел в себе греха. Ибо, — как пишет апостол Иоанн Богослов, — рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух (Ин. 3:6). Таким Новым Родоначальником, или, как называет Его апостол Павел, «последним Адамом» (см.: 1 Кор. 15, 45) является Христос. От Него и происходит новое духовное рождение в таинстве Крещения, если оно принимается человеком с верой и решением жить по-христиански. Тогда верующий получает семя возрожденной Христом бессмертной, нетленной, бесстрастной человеческой природы, которое и становится началом его духовного возрастания в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Еф. 4, 13).

Святитель Тихон Задонский объясняет, что в Крещении человек получает только второе, духовное, рождение: «Ибо в человеке, который христианскую веру и крещение воспринял… два рождения имеются; от этих двух рождений восстает в нем брань духа и плоти, или, как проще сказать, двоякая склонность, движение, побуждение и поощрение; потому что два эти рождения противоположны и свое свойство каждое из них имеет, и к тому человеческое склоняет и побуждает сердце, что каждому свойственно. О чем Апостол святой так говорит: Плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся (Гал. 5, 17). Плотское рождение склоняет христианина к плотскому мудрованию, духовное — к мудрованию духовному… Эта брань в одном и том же христианине есть… Ибо в христианине рожденном как два рождения, так два и человека с свойствами своими имеются, ветхий, то есть, и новый»[11].

Поэтому святые отцы строго предупреждают от необдуманного и чисто обрядового принятия Крещения.

Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Ни Крещение… и ничто другое не может принести нам никакой пользы, если мы не станем вести жизнь честную, строгую и чуждую всякого греха»[12].

Святитель Кирилл Иерусалимский подчеркивает: «Если лицемеришь, то люди крестят тебя теперь, а Дух не будет тебя крестить. А если пришел ты по вере, то люди служат в видимом, а Дух Святый дает невидимое»[13].

Преподобный Марк Подвижник обращает наше внимание на то, что «твердо верующим Дух Святой дается тотчас по крещении; неверным же и зловерным и по крещении не дается»[14].

Священномученик Фаддей (Успенский, +1937), говоря о реальном состоянии веры многих христиан, когда нередко крестят и крестятся формально, с горечью писал: «Правда, многих крещеных нельзя назвать воскресшими духовно, так как духовная жизнь их ничем не отличается от жизни некрещеных. Можно креститься водой, не восприняв благодати Духа Животворящего (см.: Ин. 3:5), ибо сия благодать ни в кого не вселяется помимо желания его. Чтобы благодать Крещения была воспринята (см.: 2 Кор. 6:1) крещеный должен привиться… к доброй маслине Христу через веру и любовь, которые обильно вселяют в душу человека жизнь Христову, а также через борьбу со страстями, мертвящими душу, мешающими ей ожить»[15].

Крещение — не магия

Чрезвычайно важно знать, что дар благодати и благословение Божие на последующую жизнь человек получает не просто в силу совершения обряда Крещения, но только при условии, что он верит, раскаивается в совершённых грехах и твердо решает начать жить по Евангелию.

Ибо благодатное семя, получаемое в таинстве, не есть еще ни спасение, ни «пропуск» в Царство Божие, а только начало спасительной жизни. Преподобный Ефрем Сирин говорит: «Крещение есть только предначатие воскресения из ада»[16].

Преподобный Макарий Египетский замечает: «А если говоришь, что пришествием Христовым грех осужден, и по крещении зло не имеет уже пажити в сердце для помыслов, — то посмотри, сколько крестилось с пришествия Господня и доныне: разве не помышляли они более лукавства?.. Стало быть, и после крещения разбойник имеет пажить и [может] входить и делать, что хочет»[17].

Святитель Игнатий Брянчанинов предупреждает: «Не поддерживающий приобретений, дарованных святым крещением жизнью по заповедям, утрачивает приобретенное»[18]. И более того: «…при посредстве языческой жизни все язычники, принявшие некогда христианство, оставили и оставляют христианство, возвращаются к прежнему совершенному неведению Бога и к служению демонам, хотя уже и не в форме идолопоклонства»[19].

Святитель Феофан Затворник объясняет: «Но надо…иметь в мысли, что в… умертвии греху через крещение ничего не бывает механически, а все совершается с участием нравственно-свободных решимостей самого человека»[20]. «Господь приступающего к нему с покаянием и верою приемлет, прощает ему все прежние грехи и, освящая таинствами, снабжает силою препобеждать живущий в нем грех, самого же греха не изгоняет, возлагая на самого человека изгнать его с помощью даруемой ему для того благодати»[21].

Преподобный Иустин Попович говорит: «Благодать, преподаваемая падшему человеку через Иисуса Христа, не действует механически, не дает освящения и спасения немедленно, в мгновение ока, но постепенно проникает все психофизические силы человека, соразмерно его личному подвигу и новой жизни»[22].

Что нужно знать готовящемуся принять Крещение?

В принятии всех таинств есть и обратная сторона. В случае формального их принятия без веры и благоговения, без намерения жить по-христиански, то есть оставаясь в своей жизни язычником, человека может постичь худшее. О тяжелых последствиях такого бездумного принятия церковных таинств предупреждает Сам Господь: Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (Мк. 16:16). Слова: «кто не будет веровать, осужден будет», — говорят о том, что принимающий таинство без веры во Христа, по каким-либо суеверным предрассудкам, или потому, что так принято, подвергается суду Божию. Христос объясняет это в таких словах: Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, — и бывает для человека того последнее хуже первого (Лк. 11:24–26).

Так и Крещение, принятое без веры во Христа, без решения начать жить по-христиански подвергает крестившегося (а если крестят ребенка, то и его родителей, и восприемников) гневу Божию, поскольку проклят, кто дело Господне делает небрежно (Иер. 48:10). Ибо Господь, заповедуя ученикам: Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, сказал при этом: уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь (Мф. 28:19–20).

Святые отцы постоянно подчеркивают опасность легкомысленного принятия Крещения.

Преподобный Симеон Новый Богослов так писал о крещении детей: «Ибо принявшие крещение Твое от младенчества и недостойно его прожившие всю жизнь будут иметь большее осуждение, нежели некрещеные, как поругавшие, по словам Твоим (см.: Евр. 10:29) святую одежду Твою»[23]. Апостол здесь (Евр. 10:29) пишет: сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?

Святитель Игнатий Брянчанинов предупреждает: «Необходимо тщательное приготовление перед принятием святого Крещения. В тщательном приготовлении заключается неотъемлемое условие того, чтобы великое таинство принесло обильно плод свой, чтобы оно послужило во спасение, а не в большее осуждение. Это говорится для объяснения таинства… Приготовление к святому Крещению есть истинное покаяние. Истинное покаяние есть неотъемлемое условие для того, чтобы святое Крещение было принято достойным образом, во спасение души»[24].

Жизнь свидетельствует, как нередко крещеные бывают хуже некрещеных. Поэтому Христос строго заповедует апостолам и их преемникам: Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас (Мф. 7:6). Этим драгоценным жемчугом является дар благодати таинства, который нельзя бросать кому попало, чтобы и дающий, и принимающий не подпали под Божие осуждение.

Крещение — это вхождение в Церковь, которое есть не простое внешнее действие, подобное вступлению в светскую организацию. Оно — акт глубоко нравственный, полностью зависящий от убежденности и совести человека и в огромной степени определяющий его вечную участь.

Как поступивший в институт должен учиться, чтобы не быть исключенным, так и в Церкви может оставаться только тот, кто следует нормам ее веры и жизни. В противном случае он также или канонически (анафематствуется), или внутренним опустошением души исключается из нее.

Блез Паскаль с горечью размышлял о том, как великое таинство духовного Рождения — Крещение — превратилось в его время для многих в пустой обычай. Ибо в древности в Церковь вступали только после больших трудов и долгих стремлений. Сегодня в нее вступают безо всякого труда, без забот и усилий. Тогда Церковь допускала к себе людей лишь после самых строгих испытаний. Теперь их допускают до того, как они становятся готовы к испытаниям. Тогда принимали только после того, как человек отступался от своей прежней жизни, отрекался от мира и плоти и дьявола. Теперь люди вступают в Церковь до того, как становятся готовы сделать что-нибудь из этого. Наконец, в былые времена нужно было уйти от мира, чтобы войти в Церковь, тогда как сегодня входят в Церковь и в мир одновременно.

По таким поступкам и узнавали тогда глубокое различие между миром и Церковью.

Очень важно знать, что Крещение само по себе не может быть гарантией ни здоровья, ни какого-либо земного благополучия, ни спасения. Только при правильной духовной жизни семя Крещения может прорасти в душе человека и принести добрые плоды.


О Крещении младенцев

Крещение, как и любое таинство, может быть спасительным только в том случае, когда сами родители и(ли) восприемники младенца крестят его с верой, с решимостью отречься от языческой жизни («от сатаны и всех дел его») и жить по заповедям Евангелия. Если же Крещение совершается просто по так называемой традиции или по каким-либо суеверным причинам: чтобы хорошо спал, «от сглаза», не болел и т. п., то оно не только не принесет никакого добра, но и может навлечь и на младенца, и на его родителей (и восприемников) гнев Божий. Ибо Крещение — это не пустой обряд и не магическое действо, которым можно заставить Духа Святого войти в человека. Оно ставит человека перед Самим Богом, Который как огонь испытает дело каждого, каково оно есть (1 Кор. 3:13) и поражает всякое нечестие.

Святые отцы пишут, что Бог не может спасти человека без воли самого человека, без его желания и согласия. Как писал преподобный Максим Исповедник: «не рождает Дух воли не хотящей»[25], а святитель Григорий Нисский: «Добродетель — вещь неподвластная и добровольная, а вынужденное и насильное не может быть добродетелью»[26]. Священномученик Фаддей (Успенский) предупреждал: «Можно креститься водой, не восприняв благодати Духа Животворящего (см.: Ин. 3:5), ибо сия благодать ни в кого не вселяется помимо желания его»[27]. В детском же возрасте человек не имеет ни воли, ни даже понимания того, что с ним делают. Поэтому младенец приобщается благодати Божией лишь в той степени, в какой родители (и восприемники), прежде всего, честно и ревностно подходят к совершению этого великого дела.

Преподобный Варсонофий Великий писал: «Если ты просишь семени для своего поля, то удобри прежде поле к принятию семени»[28]. Этим удобрением является вера и решимость родителей и восприемников ребенка, жить по заповедям Божиим. Если же этого нет, то вместо благословения родители получают осуждение, ибо проклят (человек) творяй дело Господне с небрежением (Иер. 48:10). Святитель Игнатий Брянчанинов указывает при этом на духовный закон, говорящий о прямой зависимости духовного состояния ребенка от духовного состояния родителей (и крестных, давших обещание за младенца): «Ваша добродетель будет привлекать благословение Божие на Вашего сына; а за согрешение Ваше может разразиться над ним гнев Божий»[29].

Преподобный Симеон Новый Богослов предупреждал: «Всякая душа тотчас, как окрестится человек, принимает в духе благодать Христову, по коей тотчас воображается в ней Христос. Но крещеные младенцами не чувствуют освящения, получаемого в Крещении, потому что такое чувство освящения есть умное дело, а младенцы еще не совершенны умом, чтобы разуметь принятую благодать. Посему с продолжением времени они мало-помалу изменяются и переходят на сторону худа; и благодать святого Крещения в иных погасает и совсем теряется, а в иных сохраняется малая ее искра, о которой потом великая сия милость опять в них воспламеняется, если прибегнут к духовным отцам и покаются… примут оглашение, восстановят веру, как следует, и возуповают на Бога»[30].

«Итак, когда мы крещаемся, будучи нечувствующими детьми, как несовершенные, мы и благодать принимаем несовершенным образом»[31].

Праведный Николай Кава́сила со скорбью пишет о том, что христиане, принимая Крещение и Миропомазание в бессознательном возрасте, остаются чуждыми даров Духа Святого, и даже не знают, есть ли Дух Святой: «А что сообщает миро каждому из христиан и к чему удобно всякое время — это есть дар благочестия и молитвы, и любви, и целомудрия, и иного, что благопотребно для приемлющих. Если же сие чуждо многим из христиан и сокрыто от них, не знают они, есть ли Дух Святый, сие от того, что они получили таинство в раннем возрасте и приняли дары его бессознательно и когда пришли в возраст, обратились к чему не должно и ослепили око души»[32].

Святитель Игнатий Брянчанинов сокрушался: «Какая может быть польза от Крещения, когда мы, принимая его в возрасте, нисколько не понимаем его значения? Какая может быть польза от Крещения, когда мы, принимая его в младенчестве, остаемся в полном неведении о том, что мы приняли?»[33].

Но многие по незнанию, без веры, без малейшего намерения изменить свою жизнь крестят ребенка, затем причащают его, не причащаясь сами, не понимая, что́ делают они тем самым. Ибо омытый в причащении ребенок тут же погружается в грязную атмосферу неочищенных родителей и таким образом его причастие не просто обесценивается, но и происходит то, о чем строго предупреждает апостол Павел: Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек… Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе… Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает (1 Кор. 11:27–30).

Святитель Игнатий в связи с этим особенно обращается к священнослужителям: «И на современных пастырях лежит священная непременная обязанность доставлять точное и подробное понятие о святом Крещении тем, которые приняли таинство в младенчестве, и потому не имеют о таинстве никакого опытного знания. Дар получен ими: отчет в употреблении Дара неминуем. Благовременное приготовление к отчету нужно, крайне нужно! Небрежное и невежественное владение Даром влечет за собою самые бедственные последствия» (М., 1993. Т.2. С. 393).

Поэтому и Крещение ребенка может совершаться только в том случае, когда родители (восприемники), во-первых, твердо решают и заявляют перед Богом, священником и своей совестью, что берут на себя полную ответственность за его христианское воспитание, и, во-вторых, причащают его, достойно причащаясь сами. Тогда и́х вера и решимость жить по заповедям Христовым (у ребенка этого еще нет) становится залогом действенности и спасительности Крещения ребенка. Святой Дионисий Ареопагит писал об этом: «Им [наставникам] угодно было допускать к крещению и младенцев под тем священным условием, чтобы естественные родители дитяти поручали его кому-либо из верующих, который бы хорошо наставил его в предметах Божественных, и потом заботился о дитяти, как отец, указанный свыше, и как страж его вечного спасения»[34].

Какова участь младенца, умершего некрещеным?

Существует расхожее мнение, пришедшее к нам с католическо-протестантского Запада, что «некрещеные младенцы попадают в ад». Оно не имеет под собой никаких оснований. Сам Господь Иисус Христос сказал о некрещеных детях: таковых есть Царство Небесное (Мф. 19:14). В древней Церкви крестились только в сознательном возрасте, крещение детей было редким явлением, и оно вошло в практику в Восточной Церкви только к IX веку.

Вот что говорят святые отцы.

Брат святителя Василия Великого святитель Григорий Нисский в специальной работе под названием «О младенцах, преждевременно похищаемых смертью» прямо утверждает: «Не искусившийся же во зле младенец, поскольку душевным очам его никакая болезнь не препятствует в причастии Света, пребывает в естественном состоянии, не имея нужды в очищении к восстановлению здравия, потому что в начале не приял в душу болезни»[35].

Замечательно писал о некрещеных детях святитель Феофан Затворник: «А дети — все Ангелы Божии суть. Некрещеных, как и всех вне веры сущих, надо предоставлять Божию милосердию. Они не пасынки и не падчерицы Богу. Потому Он знает, что и как в отношении к ним учредить. Путей Божиих бездна!»[36].

Известный своей подвижнической жизнью иеромонах Арсений Афонский (XIX в.), будучи спрошен об участи некрещеных младенцев, отвечал: «Касательно младенцев, о коих просят Вас узнать от нас, можно сказать то, что получившие святое Крещение будут радоваться и блаженствовать на небеси во веки, хотя бы кончину получили и нечаянную. Равно не следует отвергать и тех младенцев, которые родились мертвыми или не успели быть окрещены: они не виноваты, что не получили святого Крещения, а у Отца Небесного обители многи суть, в числе коих есть, конечно, и такие, в которых и таковые младенцы будут покоиться за веру и благочестие верных родителей своих, хотя сами, по неиспытанным судьбам Божиим, и не получили святого Крещения. Так думать не противно религии, о чем свидетельствуют и святые Отцы в Синаксаре в субботу мясопустную»[37].

Священный Синод Русской Православной Церкви 14 июля 2018 года утвердил специальное «Последование об усопших младенцах, не приемших благодати святаго Крещения».

В каком возрасте крестили в Древней Церкви?

О том, в каком возрасте люди принимали таинство Крещения в Древней Церкви, история свидетельствует однозначно. Один из наших крупнейших историков Церкви писал по данному вопросу следующее: «Состав христиан при Афанасии Великом (IV в.) был не особенно велик, так как многие принимали Крещение в зрелом возрасте, а некоторые откладывали до престарелых дней. Дети еще только готовились быть христианами, молодые люди находились в состоянии оглашения, и лишь лица зрелого возраста крестились, делались христианами совершенными, которые и присутствовали при Литургии верных» [38].

«В IV веке Христианская Церковь состояла из лиц, принявших Крещение в зрелом возрасте, и потому хорошо понимавших свое желание и свои мотивы при переходе в христианство»[39].

А вот, что он пишет о крещении святого Константина Великого: «…Константин откладывал свое крещение до конца дней и в то же время принимал в церковных соборах живейшее участие. Это обстоятельство могло показаться странным только писателям IX века, когда уже вошло в повсеместный обычай совершать Крещение в младенческом возрасте»[40].

«Григорий Нисский и сын благочестивых родителей Василий Великий крестились только по окончании светского образования; Амвросий Медиоланский, как и Нектарий Константинопольский, восприяли Крещение после избрания их на епископские кафедры. Святой Иоанн Златоуст, как и Иероним, хотя происходили из христианских семейств, крестились уже взрослыми, как и брат Амвросия Сатир (Satyrus) и сестра святого Григория Назианзинского, Горгония, несмотря на то, что были уже известны своим благочестием»[41].

«Такая же практика, т. е. не крестить детей очень маленьких, соблюдалась на Руси в XI в., по правилам киевского митрополита Иоанна I»[42].

Так готовились к Крещению и принимали его в Древней Церкви. Но с ослаблением в христианах духовной жизни Крещение из великого таинства духовного рождения человека постепенно все более превращалось в положеный обряд, который нередко исполняют люди далекие от веры, часто зараженные разными суевериями и не понимающие, какие тяжелые последствия могут быть и для них, и для детей при таком отношении к таинству. Если за халатность к родам телесным нередко приходится дорого расплачиваться, то по отношению к рождению духовному — в неизмеримо большей степени. А когда это совершается в широких масштабах, то по законам духовным происходит духовное вырождение народа, которое приводит к тяжелым семейным, социальным, экономическим, политическим и прочим катастрофам. Революция 1917 года — тому пример.

Кто может быть крестным?

Крестные родители, или восприемники, это те, кто берут на себя смелость и ответственность открыто заявить перед Богом, священнослужителем, людьми и своей совестью, что они сделают всё возможное, чтобы то «отречение от сатаны и всех дел его», которое произносят от лица ребенка, стало законом, как их, так и его жизни. Поэтому восприемником может быть только искренно верующий и знающий православную веру человек. В наше время воспитательные функции крестных фактически ложатся на родителей, поэтому всё сказанное о крестных относится в первую очередь к ним.

Таинство Крещения

"Падение такого мамонта в пропасть официального иноагентства, со всеми последствиями, - шаг заметный"

Переформатирование элит идет сверху донизу, обратно и во все стороны.  Если это правда - что Аллу Пугачёву признают иноагентом, то падет один из самых значимых "бастионов" отечестве...

Невоенный анализ-57. Десять поляков вышли погулять. 27 марта 2024

Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, ...

Опять обманули
  • pretty
  • Вчера 14:46
  • В топе

МАЛЕК  ДУДАКОВУкраина давно мечтала заполучить что-то от замороженных активов России. Сначала ей обещали сами активы - затем только набежавшую по ним прибыль. Но и это теперь отменяется. Бельгия,...