«Аум, аум, ом, ом, ом!» – вся Индия шепчет это слово; днем и ночью; его произносят горожане и крестьяне, брамины и парии, мудрецы и простаки, рикши и гуру, йоги и факиры, от Цейлона до Гималаев и за ними, равно как и от Бенареса до арабской Чабы. Нет в языках людей слова, которое бы люди чаще произносили, а меньше понимали.
Древним толкователям Веданты, пожалуй, известно было значение этого слова. Ману и Валмики должны были его знать. Так же, как и Будда, проводивший дни и ночи, произнося это «аум (ом)», и учивший своих учеников, как регулировать дыхание при произношении «ом». Но река времени, которая стремительнее всех иных рек, топит в своих омутах или относит в недосягаемые края и смысл многих слов человеческих. Люди продолжают их произносить, но без смысла, используют как магию, как талисман; скорее как звук, нежели как слово, чтобы этим звуком, будто бы, привлечь к себе счастье или прогнать несчастье. Так вот теперь большинство индийцев пользуется словом «ом». Но индийские философы и современные толкователи Веданты дают ему особое толкование. Вот какое:
А – обозначает любое существо.
У – обозначает личность человека; Я, Эго.
М – обозначает отрицание, негативное отношение.
Следовательно: Это – Я – Не есмь. На что бы я ни посмотрел и чего бы ни коснулся чувствами, это – не я. И о своем теле я говорю: «Это – Я – Не есмь». Ведь тело – Пракрти, материя, прах. А я не отношусь к праху. Я состою в основе из того, что на санскрите называется «Жива, Атма, Прана», т.е. Душа, Дух и Ум. «Я» не умирает со смертью тела. Когда тело умрет, душа уходит в другое тело, соответственно своей Карме, т.е. соответственно делам, желаниям и страстям в прежнем теле. И так одна душа появляется в бесчисленном количестве тел и живет, так сказать, вечно в этом вечном мире. Ведь мир этот беспределен во времени и пространстве. А так как в лабиринте этого мира нет ни дверей, ни окон, то душе человеческой не остается ничего иного, как только переходить из тела в тело до бесконечности. Сам Будда о себе говорил, что его душа являлась и жила в этом мире 80000 раз! Единственный способ избавиться душе от этой Самсары, этого процесса в сем мире переселения и существования, связанного со столькими горестями и страданиями, по учению Будды, заключается в том, чтобы человеку опротивела жизнь и чтобы он убил в себе всякое желание жить, в каком бы то ни было теле и в каком бы то ни было облике. Если кому-либо удастся погасить в себе огонь страсти жизнелюбия и вырвать с корнем росток желаний чего бы то ни было в этом мире, только тогда душа его переходит в Нирвану, т.е. в бессознательное ничто. Это называется Мокша или Мукти, что значит Освобождение. Освобождение от жизни. К такому освобождению приходят через жесточайший аскетизм, неслыханный и невиданный в любом ином краю света, в любой иной системе религии или философии. Ради чего же эти столь жестокий аскетизм и такое ужасное факирское самоистязание? Говорят, ради Мокши, ради Освобождения. А Освобождение это есть освобождение от жизни, есть вечное ничто, вечная смерть.
Дай мне, Теодул, одну ореховую скорлупу, и мы поместим в нее всю человеческую мудрость Индии за тысячи лет, все Веды, весь Буддизм, и все Тантры и Мантры, и всю Махабхарату и таинственное слово «А-У-М». В одной ореховой скорлупе могут поместиться все индийские премудрости, а именно:
1. душа – не прах и не от праха, а особое бессмертное существо в прахе тела;
2. мир сей безграничен во времени и пространстве; в нем все души, все тела, все духи и все боги; из этого мира, значит, некуда деться;
3. карма определяет будущую судьбу души;
4. аскетизм есть необходимое условие создания новой Кармы и улучшения будущей жизни души, и ее окончательного освобождения от тела.
Вся значимость индийской мысли состоит в настойчивом утверждении, что человеческая душа – не прах, что она, как носитель жизни, властвует над прахом. Само санскритское название души – Жива – указывает, что жизнь заключена в душе, а не в телесном прахе. Это индусское представление, носителями которого до наших дней были миллиарды человеческих существ в Индии, может устыдить тех христиан-европейцев, которые душу с прахом уравнивают. Но индийское учение о вечности и бесконечности этого мира представляет собою мрак, вызывающий разве что плач и рыдания. Это основное заблуждение предопределило и все другие ужасные заблуждения индусов. Ведь если мир сей вечен и бесконечен, тогда нет места миру иному. Тогда и бессмертной душе из этого мира деваться некуда, кроме как переходить из тела в тело, и так без конца. Это заблуждение – камень преткновения для Будды, оно же – мать буддизма. Но ведь его-то даже современная наука разбивает утверждением, что вселенная ограничена и во времени, и в пространстве, т.е. что она когда-то возникла и когда-то перестанет существовать. Из этого рождается надежда, что лабиринт сего мира может иметь двери и окна в какой-то иной мир, в который бы души людские, расставшиеся с телами, отправлялись из этой мировой Самсары.
Люди и боги как скоты
Теодул, человек не может унизить себя, не унизив Бога своего, как не может унизить Бога, не унизив себя самого. Кривая мотыга – позор кузнецу; замутнен родник – мутен и ручей. У языческих народов унижены и люди, и боги до уровня скотов. Людей закалывали и сжигали, как скот, в жертву злым богам, а змей, быков, обезьян, птиц обожали, как настоящих богов. Редкие исключения из этого можно найти у какого-либо из народов земного шара до явления Христа. Даже мыслящая Индия в этом не является исключением. Страна самой глубокой в мире философии, самой тонкой психологии и самых мощных человеческих устремлений – интеллектуальных, интуитивных и нравственных – Индия кипела и пенилась заблуждениями многобожества не меньше, чем мрачный Египет или поверхностная Эллада, или грозные Сирия и Халдея.
Нигде люди не могли подняться до сознательных представлений о Едином Всемогущем и Человеколюбивом Боге. Если где-нибудь и замерцала вера в такого Бога, сразу же создавался ему равномогущественный противник, бог безнравственности и разрушения, злодей и человеконенавистник, от которого люди были вынуждены откупаться большими жертвами. Так в Индии появляется Шива, бог разрушения, как равноправный член триумвирата: Вишну, Брама и Шива. В Египте Осирис и Изида были в ссоре из-за преступления против Гора. В Элладе Зевс часто оказывался бессильным перед целой стаей аморальных и пакостных божков. Он еле удерживал власть в условиях интриг олимпийских склочников. В Персии Ормузд вел жестокую борьбу против своего соперника Аримана. В Сирии чудовищный Молох ненасытно пожирал человеческие жертвы. На американском континенте и на островах Тихого океана имелись подобные божества с подобными же аппетитами. Обожествление змеи – явление общее для всех языческих народов. Тот, что в облике змея явился праматери Еве, смог – при Божьем попущении – навязать себя роду человеческому как необходимое божество. Он научил людей магии и колдовству. Сам униженный, он делал все, чтобы унизить Бога и людей.
Люди принимали злобные внушения змея преисподней и возлюбили мрак больше, чем свет, ложь – больше, чем истину, колдовство – больше, нежели дела добрые, уверовали больше в жертвы, чем в милость, и в каменные и деревянные идолы больше, чем в Бога Всемогущего, и в змей и иных скотов больше, чем в своего Единого Творца и Отца.
У некоторых народов в круг божеств возводились (если это можно считать возведением) и люди, особенно земные властители и герои. Ведь не было ни одного языческого пантеона, в который не могли бы вводиться новые божества. Куча сора не протестует, когда к ней подбрасывают новый сор. Только истина не терпит добавлений и изъятий. Так, некоторых кесарей Рима сенат провозглашал богами и возводил в римский пантеон. Богдыхан, китайский император, всегда считался сыном неба, божеством. Микадо и поныне в Японии считается существом божественного происхождения. Так же и многих знаменитых самураев, как патриотов, включали в сонм богов, с храмами и жертвоприношениями над их могилами. И хотя обоготворение людей выглядит несколько пристойнее, чем обоготворение змеи, оно так же, как и все остальное – от «отца всякой лжи» и всякого насилия. Все рассчитано и направлено на помрачение человеческого ума, на развращение сердца и на преступление; в конечном же счете – на отчаяние и помешательство всего человечества.
И в самом деле, ко времени явления Мессии сей мир напоминал темницу и дом умалишенных, причем не просто был похож, а действительно являл собой темницу отчаявшихся и больницу для умалишенных. Весь «мир лежал во зле». А о существовании лучшего мира не знали. Ведь ни индийская Нирвана, ни эллинский Хадес вовсе не были для отчаявшихся людей утешением. Потому-то и говорили некоторые эллинские философы, соглашаясь с сивиллами, пророчицами римскими: «Лишь некий бог может спасти мир».
Семя и семя
«Семя есть слово Божие» (Лк.8:11)
В тишине зимней звездной ночи, в глухой тишине пещеры подземной родился Мессия, Спаситель мира.
На Востоке звезды кажутся более близкими по отношению к земле и духовный мир более близким по отношению к людям, нежели на Западе.
От какого семени родился Христос? Если от человеческого, Он бы не мог быть ни Спасителем людей, ни исцелителем больных. Ведь в семени кровь, а в крови душа. Душа же человеческая была заражена злом, а от злой души злая кровь, злое и семя. Господь «от одной крови произвел весь род человеческий» (Деян.17:26). Значит, все семя Адамово в крови человеческой было испорченным и больным. Мессия от такого семени был бы больным, который приходит в больницу лечить больных, и умалишенным, который приходит в психбольницу врачевать умалишенных. Подобных лжемессий являлось бы в мире много. И как чумным среди чумных им можно было бы крикнуть: «Врач, исцели себя сам».
Мессия должен быть здравым; более того, быть самим здоровьем и источником здоровья. Ни в крови его, ни в душе его не должно быть никакого гнилого наследия, никакого Адамова и Каинова бремени зла, преступления, братоубийства, богоборчества, лжи и насилия, никакой ответственности за родительские и прародительские грехи. От дыхания Его здоровья должны исчезать болезни, от чистоты Его души должны бежать нечистые духи, от озона всего Его существа – освежаться вся зачумленная атмосфера, в которую Он спустился, склонив небеса к земле.
Так от какого, Теодул, семени родился Христос? Без сомнения, не от человеческого и не от земного. Кто бы из земных больных мог знать и предположить это, по лености ума человеческого, если бы небесный вестник Гавриил не объявил и не объяснил?
Когда испугалась Святая Дева при появлении сияющего архистратига небесного воинства в Назарете, в доме старого Иосифа, сказал ей Гавриил: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего..., и будет царствовать..., и Царству Его не будет конца»(Лк.1:30–33).
А когда невинная и наивная Мария по-детски спросила: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?», ответил ей вестник небесный: «Дух Святый снизойдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя..., у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лк.1:34–37).
Теодул, разве всякое семя – и растительное, и животное – не по слову Творца возникло? Собственно, праисконное семя и есть слово Творца. В силу Его слова возникло и человеческое семя в первом человеке, праотце рода человеческого, в Адаме. «И сказал Бог... И стало так», – написано на первой странице Книги Бытия, которая единственно светится в грудах мрачной испещренной бумаги.
Как сказал Бог, что Святая Дева Мария родит Христа, и стало так. Что может противопоставиться слову Божию? Ему не смог противостоять мрак, когда Бог сказал: «Да будет свет»; и стал свет. Ни земля не могла ему противостоять, когда ей Бог повелел, чтобы пустила из себя траву и растения с семенем. Ни мрачное вселенское пространство не могло противостоять ему, когда Бог повелел, чтобы в этом пространстве засияли солнце, луна и звезды. Ни вода и воздух не посмели сказать: «Нельзя», когда Бог наполнил их рыбами и птицами. Ни прах земной не воспротивился, когда зазвучало повеление Божие, чтобы из него возникли животные, и весь скот, и все звери земные по видам их. Не уклонился прах земной и тогда, когда Художник над художниками взял его как материал для человека, самого возвышенного создания Своего на земле.
Воистину так, ничто на небе и на земле не могло противостоять слову Божию: Да от Пречистой Девы Марии родится Иисус Христос, Спаситель мира. Но как Бог сказал, так и стало. И зачала Мария по слову Божию, и родила Сына, и дали ему имя Иисус. Без похоти телесной и без воли мужа родила от Бога.
О Теодул, какой прок от семени без силы и воли Божьей? Подумай, сколько в мире женщин бесплодных – не из-за отсутствия семени, а из-за отсутствия Божьего благословения, Божьей силы. Разве родилась бы Дева Мария от старых родителей Иоакима и Анны без силы слова Божия? И разве появился бы на свет великий Иоанн Креститель из престарелого и высохшего тела Елисаветы без силы слова Божия? Никогда. А сколько семян на нивах остается без плода, ежели нет на то слова Божия, Божьего повеления. Когда Бог повелит, тогда любое семя – и растительное, и животное, и человеческое – дает плод. А когда Бог не повелит, тогда нет проку от любого семени, и постыжен всякий сеятель. Семя, значит, без слова Божия не дает плода. А слово Божие и без семени приносит желаемые плоды. Слово Божие сильнее всякого семени. Ведь единственно оно может неодолимо действовать и через семя и без семени. Слово Божие – настоящее семя, которое никогда не остается бесплодным.
И так, значит, в тишине зимней звездной ночи, в глухой тишине подземной пещеры родился Мессия, Спаситель мира, по всесильному слову Божию, от Духа Божия и Пречистой Девы Марии.
А было это во время римского кесаря Августа, одного из «богов» языческого Рима, когда Сирией правил Квирин, а Иерусалимом – Ирод Кровавый, Идумеянин.
Бог от Бога
«Доведу ли Я до родов, и не дам родить? говорит Господь. Или, давая силу родить, заключу ли утробу? говорит Бог твой» (Ис.66:9.) «Лишь некий бог может спасти мир»! Это последний крик философов и пророков древнего времени. Это крик человечества в кандалах «князя мира сего», в лабиринте без дверей и окон, в жизни, которая впадает в Нирвану или Хадес.
Если бы этот крик ранее послышался, ранее бы и Бог явился миру. Но люди надеялись на себя, на свой ум и на свою силу. Они и не подозревали, что их умом управляет сатана и что он ставит их силу на службу себе. Весь ум и вся наука, и все умения, и все силы людей использованы были на возведение храмов демонам, на возвеличение демонов как богов. Человек должен восхищаться величественными пагодами в Индии, пирамидами и храмами в Мемфисе и Карнаке, святилищами в Ассирии и Элладе, а также на островах Индийского и Тихого океанов, равно как и теми, что в Америке; должен восхищаться ими как несравненными и монументальными произведениями искусства людей. Но человек должен заплакать от досады и стыда, когда слышит, кому эти святилища посвящены. Змеям и крокодилам, обезьянам и быкам, фантазиям и басням.
Все искусство и вся культура могут быть на службе лжи так же, как и истине, на службе сатане, так же, как и Богу. Все искусство и вся культура до Христа служили сатане. Сейчас тому же, что и когда-то, они служат у языческих народов. А потому знай, Теодул, что искусство и вся культура любой эпохи ценность имеют не сами по себе, а по божеству, которому они служат. И смотри, не в каком-то из тех величественных святилищ языческих, столь искусно и богато украшенных, явился Спаситель мира, предреченный Мессия, а в пещере. Но эта пещера, подземная и мрачная, убогая и простая, все-таки привлекательнее всех пагод и храмов языческих. Ибо ее создал в начале творения мира Тот, Кто и родился в ней. Пещера эта неизменна и прочна, как мир, тогда как пагоды и святилища языческие, сколь бы величественными и дивными они ни были, подвержены воздействию времени и, пусть даже постоянно поддерживаются, все равно ветшают в дреме своей и являют признаки разрушения и смерти. А вот Вифлеемская пещера и сейчас такая же, какой была 2000 лет назад; она сохранилась так же, как Гималаи и Арарат. Ибо она – творение рук Божиих, а не человеческих.
В этом праисконном храме Божием, который древнее всех остальных рукотворных храмов и прочнее всех, в этом загоне для овец и ягнят, явился Тот, Кто сильнее людей, сильнее мира и сильнее Хадеса и всех адских сил и всех зол.
Явился, мой Теодул, Бог. Сын Божий, или Бог от Бога.
Пусть умолкнет всякое свидетельство людское, и пусть замрет слово в устах моих, Теодул. Слушай, Теодул, Его свидетельство, Его слово:
Я сошел с неба.
Я пришел во имя Отца Моего.
Пусть все почитают Сына, как почитают Отца.
Не сам Я, но Я и Отец, Который Меня послал.
О Мне свидетельствует Отец, Который меня послал.
Я не принимаю свидетельства от человека.
Отец, Который меня послал, свидетельствует о Мне.
Не Сам по Себе я пришел, но есть Истинный, Кто Меня послал, Которого вы не знаете; Я знаю Его, Я от Него и Он Меня послал.
Я не ищу воли Своей, но воли Отца, пославшего Меня.
Посмотрите Писания, и Они свидетельствуют о Мне.
Сын не может творить ничего Сам от Себя, но что видит, что Отец творит; ибо что Отец творит, то и Сын творит так.
Не от Себя Я говорю.
Как меня знает Отец, и Я знаю Отца.
Пославший Меня со Мной есть.
Я всегда творю то, что Ему угодно.
Вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от мира сего.
Кто ненавидит Меня, тот ненавидит Отца Моего.
Отец, Который во Мне, Он творит дела.
Никто не придет к Отцу, как только через Меня.
Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе.
Кто верует в Меня, видит Отца.
Я в Отце и Отец во мне.
Я – Врата.
Я – Пастырь добрый.
Я – Свет миру.
Я – Путь, Истина и Жизнь.
Кто видит Меня, видит Того, Кто послал Меня.
Еще Он сказал, что Он – Путь. А люди скитались по беспутицам и распутьям из поколения в поколение.
Еще Он сказал, что Он – Истина. А род людской был отравлен пилюлями лжи от того, кто назван «отцом всякой лжи».
Еще Он сказал, что Он – Жизнь, не бессознательная и ничтожная жизнь в индийской Нирване, не погружение собственной жизни в безличную жизнь некоего всеобщего безличного стоического божества, а именно настоящая жизнь, какой жаждет каждое человеческое сердце, в объятиях Отца своего небесного, в Раю милом, где праведники сияют, как светила.
Еще Он сказал, что Он – Пастырь. Волки с сатанинским духом, но в человеческом обличье, предлагали себя пастырями народам земли – не для того, чтобы их сохранить, а для того, чтобы их устрашить, смутить и растерзать. А Он, как пастырь добрый, пришел, чтобы и сотой овце не дать потеряться, наоборот, чтобы ее искать и спасать.
Еще Он сказал, что Он – Врач и что пришел к больным, а не здоровым. По самой сути здоровых и не было в мире, а было много таких, которые, как тяжелобольные, в горячке воображения считали, что они здоровы.
Еще Он сказал, что Он – Сын Божий, что Он старше праотца Адама и что имя Его – Начало. Пришел Он к людям как посланник Отца Своего Небесного, Единого Живого Бога, имеющего отеческую любовь к людям и желающего через Него, Своего Превечного и Единородного Сына, усыновить всех людей по их вере и свободной воле и ввести их в Свое бессмертное Царство Небесное.
Еще Он сказал: кто в Него верует, имеет жизнь вечную; кто Его принимает, принимает и Отца, пославшего Его, и кто за Ним идет, тот спасает душу свою. А кто не почитает Его, тот не почитает и Отца Его, ибо говорит: Я и Отец – едино.
Я и Отец – едино.
Пока свет дневной имеете, веруйте свету, чтобы быть сынами света.
Без Меня не можете творить ничего.
Я иду к Тебе, Отче.
Ты Мне дал власть над всякой плотью.
Дана Мне всякая власть на небе и на земле.
Вот свидетельства Мессии о Самом Себе, свидетельства словами, которые в полной и преполной мере подтвердились делами Его.
Никогда ни один человек в истории мира не говорил с такой силой и властью, как Он. И никогда ни один человек испокон веков не явил столь мощных дел, как Он.
Ни ангел, ни человек, а Сын Божий и Бог от Бога. Ибо, если бы ангел, то разве бы великий архангел Гавриил, предводитель ангелов, спускался, чтобы благовестить его рождение? А если бы человек, то разве Иоанн Креститель, наибольший из людей, «от женщины рожденных» (Мф.11:11), был бы его предтечей и слугой?
читать книгу Николая Сербского "Стеклянные глаза Индии"
Оценили 15 человек
35 кармы