Нововведение в редакторе. Вставка видео с Rutube и VK

«Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен!»

10 1971

«Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен!», 1964 год, СССР.

Постеры к фильму
Постеры к фильму
Постеры к фильму
Постеры к фильму

Название «Добро пожаловать!» и «Посторонним вход воспрещён!» родилось случайно при подъезде группы к месту съёмок к детскому лагерю «Орлёнок» спутали поворот и упёрлись в эти надписи на заборе.

Создание этого киношедевра отчасти напоминает мне историю появления на свет новогоднего «Голубого огонька». Когда в 1962 году руководство ЦТ поручило создать новую праздничную новогоднюю телепередачу, то ответственный до последнего момента откладывал. И вот, вызванный на итоговый отчет к руководству, которое находилось на 2-3 этажа выше, он лихорадочно придумывал идею на ходу. Находясь между этажами, родилась идея аналога телевизионного кафе, а именно расставить столы и стулья и пригласить известных артистов, героев труда, космонавтов и других известных людей. «Добро пожаловать или посторонним вход воспрещен» была отснята в рекордно короткие сроки, точнее даже раньше на полгода запланированной даты окончания съёмок. Картина находилась с момента начала на грани закрытия. Климов спешно тратил деньги, ежедневно сверяясь с бухгалтерией, надеясь что проект будет труднее закрыть. Но находившаяся в Туапсе в пионерлагере «Орлёнок» съёмочная группа всё-таки получила телеграмму из «Мосфильма» сворачивать съёмки и возвращаться в Москву. Директор картины пошел на отчаянный шаг - разорвал телеграмму и сказал Климову: «А мы этой телеграммы не получали». Для молодого режиссера было важно закончить свою дипломную работу и съёмки продолжились.

Евгений Евстигнеев

Евгений Евстигнеев в роли тов. Дынина

Климов буквально ночевал в театре «Современник», в роли товарища Дынина он видел только Евгения Евстигнеева. Но худсовет «Мосфильма», пользуясь тем что молодой режиссёр еще не обладает весомым авторитетом,  продвигал своего кандидата (М. Пуговкина). Не малых усилий было приложено, в плоть до ультиматума не снимать картину, но кандидатуру Е. Евстигнеева удалось утвердить. Отмечу, что сам Е. Евстигнеев снимался параллельно в другом фильме и мог спокойно отказаться от роли, как это сделал Леонид Куравлёв.

Вспоминает Э.Климов: «Я уперся: «Не хотите утверждать Евстигнеева, тогда снимайте сами». Студийных начальников тогда просто передернуло: «Ничего себе мальчик к нам пришел работать! Его, можно сказать, осчастливили: дали без диплома снять полнометражный фильм на главной студии страны, а он нам такие ультиматумы лепит…»»

Позднее режиссеру припоминали всё, его фильмы убирали на полку. А ведь открытию гения актеров Андрея Мягкова и Алисы Фрейндлих мы обязаны именно ему. Мы почти не знаем о таких работах как: «Похождения зубного врача» (А. Мягков и поёт А. Фрейндлих), «Спорт, спорт, спорт …». Последним фильмом Климова стал еще один шедевр «Иди и смотри» о юном партизане Флёре в исполнении 15-летнего Алексея Кравченко. Этот фильм рассказывал о войне так жестко, что его не могли досмотреть многие взрослые зрители.

Виктор Косых

Витя Косых в роли Кости Иночкина. Так зажглась новая звезда.

Но вернёмся на площадку. На главную детскую роль был утвержден Витя Косых (Костя Иночкин). Будущий неуловимый мститель и герой многих поколений советских мальчишек, а пока это его дебют. Ассистенты из «Мосфильма» поймали его в одной из близлежащих к киностудии школ и пригласили на собеседование. Витя плавать не умел (а должен по сценарию), но конкурсный отбор прошел благодаря умению читать стихи. Иночкин в картине предстаёт в образе «диссидента», в начале фильма попав в немилость к руководству лагеря, которое прочно ассоциировалось с руководством страны, из-за инцидента переправы на запрещенный остров.

Несмотря на то, что товарищ Дынин говорит «дети - хозяева лагеря», через которого режиссёр тонко и умело высмеивает пороки и самодурство тогдашних руководителей, население лагеря живёт что называется «по свистку». 

А сцена с переливанием редкой 33 группы крови, как бы говорит нам о необходимости прилива свежей крови в политическую жизнь страны, ведь хрущевскую партноменклатуру критиковать было модно и можно. Позже Виктор Косых и Екатерина Мазурова (бабушка Кости), снялись вместе еще в одном фильме — драме из школьной жизни "Мимо окон идут поезда".

Слава Царёв

А вот роли мальчугана «А чё это вы тут делаете?» изначально в сценарии не было. Появилась она благодаря случаю. Как-то Элем Климов с женой побывал на очередном детском празднике во Дворце пионеров на Ленинских горах. На обратном пути в троллейбусе он увидел Славу Царёва: «Такого лица я не видел, — вспоминал режиссёр. — От улыбки удержаться невозможно. Как такого упустить! Думаю: ну, раз нет такого персонажа в фильме — надо его придумать». В сценарии его назвали «мальчик с профилем Гоголя». К сожалению, биография Вячеслава Царёва сложилась драматично — он снялся в пяти картинах, но профессией кино для него не стало. Он был разнорабочим, злоупотреблял алкоголем, скончался в 2006 году.

Слава Царёв в роли характерного мальчугана

Алексей Смирнов

Любой выход актёра на сцену сопровождался восторгом и весельем зрителей, в нашем замечательном фильме он сыграл завхоза и любимца пионерского лагеря.

Алексей Смирнов в роли завхоза
Алексей Смирнов в роли завхоза

Алексей Макарович пробовал знакомиться с женщинами, но не преуспевал в этом деле, поскольку сильно стеснялся своей внешности и комплексовал из-за неспособности иметь детей. Семью он так и не завёл, однако маленьких сорванцов очень любил и, по воспоминаниям актёра Виктора Косых, даже наловчился мастерить для них деревянные игрушки, которые относил в дом для детей-инвалидов. Смирнов пытался усыновить мальчика из этого интерната, но не получил на это разрешение властей.

Зато у актера появилось хобби – он начал коллекционировать насекомых и пресмыкающихся - бабочек, скорпионов и ядовитых змей. Пойманные экземпляры он хранил дома, заспиртовывая или накалывая на булавки. Коллега по театру о Смирнове рассказывал: «На гастролях в Симферополе мы выступали в Доме офицеров. Художественный руководитель Дома офицеров, молодая девушка, призналась мне, что давно влюблена в Смирнова. Я организовал им встречу. Кстати, в тот вечер она специально отправила маму к подруге, чтобы затащить Смирнова к себе домой. Вернулся я через три часа. Подхожу к нашей гостинице и слышу голос Лешки: «Строение колорадского жука интересно тем, что...» Как выяснилось позже, все три часа Смирнов рассказывал девушке про свою коллекцию насекомых. Заметив меня, она обрадовалась. «Владимир, проводите меня до дома!» - буквально закричала она. У меня складывалось впечатление, что он никак не мог понять, чего женщины от него ждали… На всех гастролях он то и дело собирал жучков или бегал по книжным базам, чтобы подписаться на редкое издание. Однажды в Кутаиси наши девчонки заметили у себя в номере скорпиона, с визгами прибежали к нам. Так Лешка забыл про все и бросился к ним в комнату ловить «экземпляр». Девушки орали как сумасшедшие, показывали на Леху пальцем и крутили у виска. Ну как в такого чудака можно влюбиться?! Да и одевался он неважно. Гастроли длились по полгода. В его гардеробе был один спортивный костюм. Так он его заносит до дыр, потом заплатки пришьет - и дальше носит».

Девочка по фамилии Митрофанова 

Невидимая осведомительница товарища Дынина с кривыми ножками в сандалиях. Ранее она снялась в роли девочки-соседки у самого Андрея Тарковского в картине «Каток и скрипка». Дальнейшую судьбу отследить не удалось.

Митрофанова
Где Митрофанова? Сейчас всё будет!

Лидия Смирнова

Вспоминает Лидия Смирнова: «Я более профессионального сценария не помню», — писала в своей книге "Моя любовь" Лидия Смирнова, исполнившая в картине не характерную для нее комедийную роль доктора. 

Лидия Смирнова в роли докторши

– «Его издали отдельной книжечкой. Здесь было выписано все: и как крапива жжет, и как говорит директор пионерского лагеря, которого блестяще сыграл Евстигнеев. Я просто влюблена в этот текст до сих пор. Можно не смотреть картину, только прочесть сценарий и получить почти такое же удовольствие, какое потом получили зрители от самой картины. Режиссеру Климову просто крупно повезло, потому что это его первая картина, даже вроде дипломная работа».

В 1964 году в стране происходили политические сдвиги. Октябрьский пленум ЦК 1964 г., организованный в отсутствие Хрущёва, находившегося на отдыхе, освободил его от партийных и государственных должностей «по состоянию здоровья». Никита Сергеевич как раз был на тот на правительственной даче, где и состоялся просмотр и утверждение киноленты в широкий прокат. Чиновники кино были настроены против ленты, и она пошла в прокате, как сейчас модно говорить не в «прайм-тайм», но не смотря на все препоны она получила всесоюзную любовь и была отмечена даже в 1967 году Специальным призом на Фестивале фильмов для молодежи в Каннах.

Цензура резко отреагировала на фильм и обличила как «антисовентский» и «антихрущевский». Сцена с «похоронами» бабушки Кости и недвусмысленный портрет, намекающий на Хрущева.

Диалоги и сценки с кукурузой – царицей полей. Хрущев, говорят, вроде бы не заметил подвоха, но он и многое позволял, фильмы тех лет особенно ярко высмеивали пороки партноменклатры.

Кукуруза - царица полей

Съемки фильма проходили летом 1963 года в пионерлагере ЦК ВЛКСМ "Орленок" в Туапсе и в пионерском лагере треста "Воркутауголь", расположенном в микрорайоне Алексин-Бор города Алексин Тульской области.

Вспоминает Игорь Муссинский: «Пионеры там много маршировали, но зато у них были свои лодки, парусники, моторка и трехэтажная гостиница, которую и заняла съёмочная группа. Здесь очень хорошо кормили. Дети жили на первом этаже. Воспитательницы должны были за ними присматривать. Вскоре Климов и его помощники стали замечать, что юные артисты что-то очень уж вялые. Утром их никак не поднимешь, на грим они не хотят идти, зарядку делают полусонные, с закрытыми глазами, плохо завтракают. Вскоре обнаружилось, что у многих сотрудников стали пропадать фонарики. И тут морские пограничники засекли ночью какие-то мигающие огоньки и поймали одного из мальчишек. Все раскрылось. Дети признались, что вылезали ночью в окно и играли в войну. А воспитательницы старались пораньше уложить их спать, чтобы самим пойти погулять.»

Сейчас Всероссийский детский центр «Орлёнок» проходит реконструкцию и расширение. Появляются новые корпуса и общественные центры.

Семён Лунгин и Илья Нусинов написали сценарий с забавным сюжетом, остроумным текстом и меткими наблюдениями. Климов снял безусловно фильм-шедевр на все времена и смотреть его можно в любом возрасте!

Вспоминает киновед Писаревский: «Точные, бьющие в цель режиссёрские детали, эксцентризм, остроумное озорство снов-фантазий Иночкина, весёлая каскадность сцен, наконец, на редкость удачный подбор и юных, и взрослых актёров (вспомним хотя бы, как удачно выступила в неожиданной для неё комедийной роли докторши Лидия Смирнова) – все это обеспечило фильму заслуженную славу отличной комедии. Смешной. Остроумной. И, что особенно радостно, – сатирической».


Украина: «скандальный» закон о мобилизации

Постоянно сталкиваюсь с тем, что на украине приняли якобы скандальный закон о мобилизации, в котором, в частности, ничего не говорится о демобилизации. Это странно. Однако странно не то...

Сегодня 18 апреля вблизи ЛБС было…

Несмотря на то, что удары по тыловым городам Украины почти сошли на нет, по городам, которые не далеко от ЛБС прилетает с завидной регулярностью и хорошими итогами.Херсонское направлени...

Обсудить
  • Бодры надо говорить бобрее, а веселы? :smile: https://www.youtube.com/watch?v=SHc-retU-6M
  • :laughing: :thumbsup:
  • попав в немилость к руководству лагеря, которое прочно ассоциировалось с руководством страны _ _ ___ Вот только не надо видеть в фильме то, чего там не было совсем.
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: :blush: Первый раз я этот фильм посмотрел лет в пять, пускай не понял тогда всего юмора, но он мне всё равно понравился!
  • :thumbsup: :blush: