Как снимали "Стрелы Робин Гуда"

53 1244

Однажды Владимир Высоцкий и Борис Хмельницкий приехали к своему приятелю - режиссёру Сергею Тарасову. И в разговоре режиссёр предложил снять романтическую картину о любви и о мужественных, смелых людях на основе баллады о Робин Гуде. Главную роль он сразу предложил Хмельницкому, а песни к фильму попросил написать Высоцкого.

Владимир Высоцкий, в одном из своих выступлений, говорил, что должен был в этом фильме играть роль Шута. Но что-то помешало (съёмки фильма совпали со сроками французской визы) и роль отдали Юрию Каморному

Юрий Каморный и Николай Ващилин после съёмок. 1975 год

А по идее не то Высоцкого, не то Хмельницкого, фильм должен был начинаться совершенно "по Тагански" - Шут в современной одежде сидит на развалинах замка и исполняет одну из баллад Высоцкого

На съёмках фильма "Стрелы Робин Гуда"

Фильм было решено снимать на Рижской киностудии. Сценарий был утверждён. Хмельницкий выбил в театре отпуск. Высоцкий по просьбе Тарасова написал шесть баллад на общечеловеческие темы: о любви, о ненависти, о времени и т.д. Приглашена группа каскадёров А. С. Массарского и Н. Н. Ващилина

Вот только 35-летний Хмельницкий от услуг дублёра отказался. Когда режиссёр спросил почему, он ответил: "Понимаешь, Робин Гуд побеждал не только за счет ширины своих плеч. Он побеждал за счет внутренней силы. И зрители будут чувствовать мою внутреннюю силу, пока я всё делаю сам". И под руководством Николая Ващилина ему действительно удалось блестяще выполнять трюки без дублёра

Юрий Каморный, видя такую самоотдачу Хмельницкого стал тренироваться метать ножи - ведь именно его герой в конце фильма ножом убивает главного злодея сэра Гая Гисборна. И натренировался до такой степени, что к концу съёмок мог попасть в любую мишень с двух рук восемью ножами

Каскадёр Николай Ващилин (дублёр сэра Гая Гисборна) в съёмках турнира рыцарей в "Стрелах Робин Гуда". Сигулда. 1975 год

Массарский и Ващилин поставили все трюки в фильме - схватки, битвы, погони. Но главное они обучили актёров пользоваться луками, копьями, мечами, топорам непринуждённо и достоверно. Сложность была в съёмках стрелковых сцен - как безопасно попадать в людей стрелами из лука? В некоторых сценах использовали голливудский приём, когда стрела летит в героя по леске, заранее закреплённой от лука до тела актёра, и попадает в дощечку под одеждой. Но этот приём невозможен в конных сценах. В итоге во время съёмки погонь Массарский, стоявший за кадром, сам обстреливал из лука каскадёров, которые обвешались деревянными дощечками как могли. Никто не пострадал только чудом

Часть съёмок продохило в Польше. И там работали польские каскадёры. Но у них не всё получалось, поэтому Тарасов некоторые трюки просил сделать "своих", которых взял в Польшу как "типажи". Например Н. Ващилин прыгал с крепостной стены в седло вместо Маленького Джона (Хария Швейца), в кровь сняв кожу с ладоней. Поляки был обижены на русских коллег - "отнимают хлеб". Они отомстили во время съёмок одной из погонь, когда Ващилин выполнил трюк, упав с лошади, поляки скакавшие следом пронеслись не снижая темпа, ударив лежащего на брусчатке каскадёра копытом по спине. Из за этой травмы ему пришлось оставить большой спорт и прекратить выполнять особо опасные трюки

Для съёмок фильма Владимир Высоцкий сделал черновую запись своих песен и они звучали из динамиков во время съёмок соответствующих сцен. Вот как вспоминал А. Массарский: "Под "Балладу о ненависти" снималось сражение рыцарей и воинов Робин Гуда. Мы входили в грязное, страшное, заросшее тиной болото. Сходилось сорок человек, и после жесточайшего, бессмысленного кровавого сражения в живых оставалось лишь семеро "победителей". Сидят эти семеро израненных, обездоленных, осиротевших людей, смотря с экрана прямо в душу зрителю: к чему, мол, это всё и к чему война? Жуткий, символический финал фильма. Посмотрели мы картину. Впечатление – мороз по коже..."

Ну а финальная запись песен делалась в Риге за несколько дней до начала монтажа. Но за день до сдачи картины, Высоцкий сказал режиссёру, что фильм в Госкино не примут. И не примут именно из за его песен. Вот как это вспоминает Сергей Тарасов:

"Мы картину сняли, вошли туда все шесть баллад. В Риге фильм приняли, хотя на меня как-то косо поглядывали. Приезжаем в Москву, показываем фильм ещё до сдачи в Доме кино. Володя там был, Марина Влади, из посольства французского пришли люди. Смотрели, – сказали, как всё хорошо и замечательно, а мне Володя на ушко говорит: "Завтра картину не примут". – "Да ты что?! Почему?!" – "Не примут".

Что-то там произошло... Короче, начинается просмотр, сидят все чины киношные во главе с зампредом Павлёнком. И только начался фильм, пошла первая баллада, уже шепотки пошли: "Опять Высоцкий!"

После просмотра – обсуждение. "Это полное безобразие. Хрип какой-то!" И все – как по команде. Я встал и из зала вышел. Они без меня пригласили монтажёршу вырезать баллады. И даже помощниц у неё не было, потому что девочки отказались участвовать в этом деле и вырезать баллады Высоцкого.

Раймонд Паулс быстро написал им музыку. Там иначе было нельзя, иначе изображение было бы пустое, ведь всё снималось под баллады. "Баллада о любви" – что там играть было? Там слова такие, что все вздрагивали. Как любовь играть под это? Зачем? Я до сих пор тот вариант фильма не видел, я принципиально не смотрел"

Всё было именно так - фильм перемонтировали без участия режиссёра, полностью вырезав баллады Высоцкого и вставив композиции Раймонда Паулса на стихи Льва Прозоровского. И именно в таком виде фильм увидели зрители в 1976 году. По слухам, именно поэтому Робин Гуд говорит голосом Александра Белявского - Хмельницкий отказался озвучивать роль (по официальной версии - роль переозвучили из за лёгкого заикания Хмельницкого)

Николай Ващилин и Борис Хмельницкий рубятся на мечах в болотах Латвии на глазах у оператора фильма "Стрелы Робин Гуда". Лиепая. 1975 год

Четыре из шести песни Высоцкого Тарасов всё же использовал в другом фильме - "Баллада о доблестном рыцаре Айвенго", снятом уже после смерти Высоцкого, где Хмельницкий также сыграл роль Робин Гуда.

А режиссёрскую версию "Стрел..." с песнями Владимира Семёновича зрители смогли увидеть только ближе к 90-м. Её восстановили благодаря единственной сохранившейся копии картины, которая долгие годы хранилась у режиссёра: "Её должны были смыть, но не смыли – мы её с монтажёршей по частям выносили со студии и клали в багажник моей машины".

Вот можно сравнить пару моментов из разных версий фильма:

"Баллада о Любви" из режиссёрской версии фильма

И из прокатной - "Над землей много белых птиц"

"Баллада о борьбе" - финал режиссёрской версии

"Когда к твоей мошне дырявой..." - финал прокатной


Виталий Дубогрей

источник



Обзор движения фронта с 15 по 21 апреля. Карты

Предупрежу, карта не отражает в точности реальную границу и всех ударов на фронте. Она для наглядности, насколько изменилась обстановка в СВО на апрель 2024-го года.У ВС РФ сохраняется стратегическая ...

Киев жалуется на российские дроны в тылу, которые наводят ракеты

Украинские эксперты отмечают, что ВСУ все чаще стали жаловаться на присутствие российских дронов разведчиков, в глубоком тылу. Порой, возникают странные ассоциации, заявляют эксперты, эти дроны летают...

ЗАПОМНИТЕ: ГИПЕРТОНИЯ — ЭТО ДОРОГА В МОГИЛУ! Я был на волосок от смерти

Но мою жизнь спасли А.Л. Мясников и Л.А. Бокерия. А вы можете спасти себя сами, пока не стало слишком поздно! Никита Сергеевич Михалков после долгих месяцев, проведенных в больнице в тяж...

Обсудить
  • Хмельницкий был секс символом своего времени, песни Высоцкого... Робин Гуд и Айвенго :blush:
  • :thumbsup: :sparkles: :yum:
  • Баллады Высоцкого -это шедевры.
  • :thumbsup: :sparkles: :sparkles: :sparkles:
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: великое и... неплохое проходное