Самая загадочная роль Иннокентия Смоктуновского. Он играет Зло.

21 1270

В 1958 г. ленинградский кинорежиссер Владимир Шредель снял телефильм "Ночной гость" по одноименному рассказу Юрия Нагибина. Наиболее известной работой Шределя является телефильм 1978 г. "Поздняя встреча", также снятый по рассказу Юрия Нагибина. А "Ночной гость" - это первый фильм, самостоятельно снятый Шределем на киностудии "Ленфильм".

Фильм очень необычный, как по содержанию, так и по актерскому составу. Трех главных героев играют выдающиеся советские актеры. Все они только-только начинали обретать популярность. Николай Елизаров, Георгий Жженов и Иннокентий Смоктуновский. Николай Елизаров за год до этого сыграл роль Павла Давыдова в "Дом, в котором я живу". Георгий Жженов всего лишь пару лет назад полностью реабилитированный, вернулся из Норильска и работал в Ленинградском областном театре, ныне "Театр на Литейном". Несколько раз мелькнул в микроскопических эпизодах в кинофильмах и роль в "Ночном госте" первая такая большая его роль в кино. А Иннокентий Смоктуновский тоже только начинал играть в БДТ, и роль в этом фильме также была одной из первых его крупных ролей в кино.

Но не только вот это их практически дебютное начало связывало этих трех актеров. Актер театра Советской Армии Николай Елизаров в 1950 был необоснованно осужден, причиной послужило то, что во время войны он попал в немецкий плен, и отбывал наказание до 1955 г. В 1956 г.был реабилитирован. Георгий Жженов еще до войны был осужден в 1939 г., как агент американской разведки на 5 лет. После освобождения в 1949 г. был отправлен в ссылку в Норильск, где играл в местном Заполярном драматическом театре им. В. Маяковского, где преимущественно служили осужденные Норильлага. И в этом же театре в это же время играл и Иннокентий Смоктуновский, который также во время войны около месяца находился в немецком плену, бежал из него. Закончил войну в Германии. В 1946 г. Смоктуновский уехал в Норильск, где поступил в местный театр. Уехал потому, что его прошлое бывшего военнопленного могло привлечь внимание компетентных органов в родном Красноярске. А в Норильске, где находился один крупнейших ИТЛ Норильлаг и каторжный Горлаг для изменников Родины, ему было проще затеряться и не привлекать к себе внимания.

Вот так два бывших сослуживца по лагерному театру Норильлага Жженов и Смоктуновский, и бывший заключенный Сиблага Елизаров встретились в 1958 г. на съемках фильма "Ночной гость".

Действие фильма происходит на берегу Плещеева озера, знаменитого своими легендами и мифами, в первую очередь чудесами, которые творит находящийся на его берегу "Синь-камень", один из немногих уцелевших реликтовых объектов языческой Руси. На весеннюю рыбалку в крестьянскую избу, стоящую у озера, приехали двое городских жителей.

Художник Сергей Петрович. Играет Георгий Жженов. Ему 43 года, прошел Колыму и Норильск. Только-только начинает заново свою актерскую карьеру. Моложаво худощав и очень кудряв.

А Николай Елизаров играет Николая Семеновича, полковника в отставке, мастера спорта и консультанта общества "Рыболов- спортсмен." Очень немногословный, но очень сильный и авторитетный мужчина. Через экран чувствуется мощь этого человека.

Изба небольшая, а семейство в ней проживающее обширное. Мать, старшая дочь с двумя детьми и младшая дочь. Но постояльцам они рады и не из-за денег, что они заплатят за постой, а просто это душевные русские люди.

Это глава семьи бабка Юлия в исполнении Александры Пановой.

И вот как-то вечером хозяева и постояльцы сидели в избе. Каждый занимался своим нехитрым делом. И вдруг "распахнулась дверь, черный вырез ночи дохнул холодным ветром, метнулись по стенам тени, будто все предметы, находившиеся в горнице, враз качнулись от двери, и этим порывом ветра внесло его сухощавую, грациозную фигурку в коротком пальто и узеньких брюках в полоску. " Вот так в избушку на берегу волшебного озера нечистая сила занесла очень странное существо.

А пришелец приехал тоже половить рыбу. Вот только рыбацких снастей у него нет. Одежды соответствующей нет. Из съестных припасов только кулек карамели "Золотой ключик". Но он надеется на отзывчивость простых советских людей, которые должны его всем обеспечить.

И этот самый Пал Палыч начинает очень искусно манипулировать присутствующими, которым его обходительные манеры и обворожительные улыбочки напрочь отбили способность увидеть в нем эгоистичного, злого, самовлюбленного приспособленца и паразита. Только Николай Семенович его с первого взгляда раскусил, но молчит, ни во что не вмешивается. Понимает, что какой-то морок навел этот Пал Палыч на остальных окружающих, и никто не поймет его резкого выступления против нового гостя. Ждет развития событий, когда тот сам себя разоблачит.

Закончилась мирная пастораль в этом домике. Начинается хаос. Окружающие начинают исполнять все прихоти пришельца. И вроде ничего такого особо криминального в его действиях нет, все им совершается вежливо и с улыбочкой, но впечатление остается тягостное. Быстро заставил накормить его, всех согнав за общее застолье. Тут же ему дали рыбацкую снасть - удочку, острогу, одежду. И он отправился в ночь на браконьерскую рыбалку, несмотря на предупреждения полковника. При этом мягко так заставив Ваську прислуживать себе на этой рыбалке, хотя тому надо учить уроки и ложиться спать.

И вот на этой ночной рыбалке, когда он с удовольствием бил строгой рыбу, что запрещено, и выявилась его сущность. Видите, какое у него дьявольское выражение лица.

И вот на этой ночной рыбалке, когда он с удовольствием бил строгой рыбу, что запрещено, и выявилась его сущность. Видите, какое у него дьявольское выражение лица.

Это же тот, чьё имя называть нельзя, пожаловал в мирный сельский домик под видом некоего Пал Палыча. Зло в человеческом обличии. Вы же помните, как таинственно и неожиданно появилось это существо в домике на берегу легендарного озера. И становится понятным, что перед нами не бытовая зарисовка о мелком эгоисте, а философская притча о Зле, которое маскируясь под вежливого и культурного человека, незаметно проникает в дом, начинает манипулировать окружающими, превращать их жизнь в ад, получая при этом удовольствие от чужих страданий.

И вот этот самый Дьявол в обличии Пал Палыча начинает портить жизнь окружающим. Вернулся с ночной рыбалки, все спят, а ему рыбки свеженькой захотелось. Бесцеремонно будит бабку Юлию, та еле-еле просыпается, но откликается на его просьбу и среди ночи жарит рыбу. Пожарила, а Пал Палыч уже открыв рот спит. Нужна ему эта рыба. Главное его прихоть исполнили.

Понравилась ему младшая дочка бабки Юлии Любаша, а у той ухажер есть, сержант срочной службы Федор, что неподалеку служит.

Вот он Федор. Сержант-сапер. И не просто так он введен в число героев фильма. Открытое, простое русское лицо. Играет Игорь Ефимов, впоследствии известный киноактер, мастер эпизода. снялся более, чем в 100 картинах.

Вот он Федор. Сержант-сапер. И не просто так он введен в число героев фильма. Открытое, простое русское лицо. Играет Игорь Ефимов, впоследствии известный киноактер, мастер эпизода. снялся более, чем в 100 картинах.

Собираются они ехать после федоровой службы на целину. И стал Пал Палыч нагло ухаживать за Любашей - стихи простой девушке с выражением читать, заливаться соловьем:"Вам, такой красавице, надо жить в Москве". А та, простая сельская девушка, и восприняла это все за чистую монету. Про Федора забыла, как же, такой необыкновенный человек за ней ухаживать стал.

А тут Егор, бывший муж Кати, старшей дочки, от которого она из-за его измен ушла, забрав детей, заявился.

Егора играет Михаил Глузский. Роль - маленький шедевр.

И этот иезуит Пал Палыч решил их помирить. Хватанул принесенную Егором для мировой водку - "вот она, голубушка",- разлил по кружкам, стал всех заставлять выпить, особенно Любашу. Выпил только Егор. Иезуит пить не стал и давай Катю уговаривать помириться с Егором. В итоге пьяный Егор чуть не настучал по голове непрошенному доброхоту, а Катю тоже чуть не побил, но тут уже вмешался полковник, остановил дебошира.

И самое характерное - оба, и художник и полковник заняли позицию невмешательства и не пресекают все выходки этого "чертилы". Ведь могли его запросто за шкирку выкинуть вон, но не делают этого. Художник все занимается самообманом - мол, человек по-иному смотрит на мир, имеет право. А полковник, раскусивший с первого взгляда негодяя, только молчит и наблюдает.

И последней выходкой, переполнившей чашу всеобщего терпения, стал случай с ножичком Пал Палыча. Потерялся у него перочинный ножичек. Не мог он такого стерпеть, так как вещь его личная. Заставил бабку Юлию и всех домашних ножичек искать. Нашелся он в кармане у маленькой Машеньки. Бабка Машеньку отхлестала по щекам:"Не смей брать чужое." А Пал Палыч после того, как девочку отхлестали, решил сыграть в благородство:" А Машина курточка висела рядом с моим плащом, и, возможно, я по ошибке туда ножичек положил." Любаша сразу выскочила из дома, побежала к Федору. И все как-то сразу переменились в отношении к Пал Палычу.

Вот! Наконец-то Зло названо своим именем и больше не имеет силы. Оно спокойно восприняло это. Что ж не получилось. Надо удаляться. Попробуем в другом месте.

Но на улице ночь, идет дождь, поезд будет только утром. И Пал Палыч остается на ночлег. Все имеют право на постой. Нагло заваливается на кровать и начинает вызывающе курить. И кто-то же должен победить Зло. Да, конечно же, как в сказках, простой русский солдат. Любаша пожаловалась Федору, и он в дождь пришел в ее дом.

"Здесь вагон для некурящих. На выход." И еще замахнулся угрожающе на этого наглеца. "Только без рук",- испугался тот.

Вот так простой русский сапер "разминировал" этот дом от пришлого Зла.

Небольшой, меньше одного часа, телевизионный фильм. но оставляет очень сильное впечатление, в первую очередь, филигранной игрой Смоктуновского. Вроде слова он говорит правильные, намерения у него добрые, улыбочки строит обворожительно-детские, вызывающие доверие. А впечатление ото всего этого, что видишь что-то грязное и страшное, которое необходимо немедленно уничтожить, после чего тщательно вымыть руки.

Старое кино от Хозяина тайги


Наталья Гундарева с рабочими Московского завода автоматических линий в гримерной Московского драматического театра имени В. Маяковского. Март 1986 года. Фото Эттингера /РИА Новости/


Писатель-фантаст Аркадий Стругацкий и художник-фантаст Андрей Соколов. Октябрь 1967 года. Фото А. Моклецова /РИА Новости/


Вениамин Смехов и Владимир Высоцкий в Измаиле во время съёмок фильма режиссёра Евгения Карелова «Служили два товарища». Фото 21 сентября 1967 года




Российско-китайские отношения и "иксперды"

Ща по рюмочке и пойдём, ты мне будешь ножи в спину вставлять Ремарка для затравки. Я очень уважаю Анну Шафран, особенно после её выступления на прошлогодней конференции по информационной безопаснос...

Они ТАМ есть: «Солнышко моё…»

Ни Марина, ни муж ее Виталий не поддерживали майдан. Это было бы смешно, живя в русском городе, имея нормальное образование, верить в секту, носящую кругами гробы на майдане. Они, как и...

«Шанс на спасение»: зачем Украина атакует атомную электростанцию

Политолог, историк, публицист и бывший украинский дипломат Ростислав Ищенко, отвечая на вопросы читателей «Военного дела», прокомментировал ситуацию вокруг украинских обстрелов Запорожс...

Обсудить
  • Талант!!! :thumbsup: Спасибо за фото!
  • Спасибо. Посмотрю. Такое в 70-80-е не показывали. В 90-10-е - тем более!
  • :thumbsup: :sparkles: :yum: :clap:
  • Надо будет посмотреть.
  • Зло оно вечно,только в разных проявлениях и вариантах, хорошо если можешь его сразу разглядеть и раскусить,но ведь часто и не поймёшь что оно рядом и грозит тебе.