Есть прекрасная древняя легенда о ковре царя Хосрова. Жил он в VI веке, был большим ценителем В честь одной из военных побед для царя соткали ковёр. Назывался он "Весенний". Размеры его впечатляют: 122 метра в длину и 30 в ширину. Представляете, сколько он весил?
На чудесном тканом изделии была изображена весенняя Персия: золотая земля, ручьи и реки из драгоценных камней, травы и деревья из самоцветов. Ковёр обладал волшебными свойствами. Когда его расстилали, воздух наполнялся дивным цветочным ароматом. Как бы я хотел увидеть такое чудо!
Закончилось всё грустно. Персию завоевали. Ковёр, гордость персидских мастеров, разрезали на части и развезли в разные уголки мира. Осталась только легенда.
Боюсь предположить, сколько стоил бы "Весенний" сейчас, если даже за ковры намного меньшие по размеру платят астрономические суммы.
В 2014 году на аукционе "Сотбис" сенсацией стал ковёр Кларка. Американский сенатор, коллекционер и меценат, Уильям Кларк завещал своё собрание Галерее искусств округа Колумбия. Небольшой по размеру, 2,69 х 2 метра, раритет изготовлен, предположительно, в городе Керман по особому заказу в середине XVII века.
В центре - узор "Ваза", обрамление - серповидные листья. Рисунок отличается чёткостью и изяществом. Но цена, которую заплатил анонимный покупатель, поражает не меньше, чем красота антикварного чуда - 34 миллиона долларов.
В голове не укладывается - как же надо любить ковры, чтобы заплатить такую сумму. Торги проходили по телефону. Эстимейт превышен более, чем в 8 раз. Слишком много в этой истории таинственного - как попал раритет на торги, кто его купил, почему так дорого. Надеюсь, со временем ситуация прояснится.
До этого момента самым дорогим в мире был ковёр Барода (The Pearl carpet of Baroda) стоимостью "всего" 5,5 миллионов долларов. Он поразил меня техникой исполнения.
Жемчуг, бриллианты, рубины, изумруды - всё это великолепие нашито на оленью шкуру золотыми нитями. Орнамент характерен для периода Великих Моголов - цветы и листья. Меня поразила тонкость узора центральной части. Розетки, на мой взгляд, крупноваты для такого изысканного изделия.
В середине 19 века индийские мастера по приказу махараджи Барода (уже не существующее княжество на территории современной Индии) приступили к закупке драгоценностей для изготовления роскошного покрывала. Предназначалось оно для могилы Пророка.
Один из богатейших людей своего времени, махараджа решил не скупиться. Материалов было заготовлено на 120 000 долларов, и это было только начало. Кропотливая работа длилась так долго, что заказчик не увидел конечный результат.
Законченное произведение искусства переходило из рук в руки. В конце концов жемчужный ковёр был продан частному лицу. Сейчас он выставлен на всеобщее обозрение в Дохе, в Музее исламского искусства.
Говорят, такие вещи - с историей, высокохудожественные - обладают особой аурой. Я могу понять коллекционера, который платит за прекрасную древнюю вещь. Но иногда моя тяга к собирательству бывает побеждена трезвым голосом разума.
Жемчужное покрывало Барода не стал бы покупать, правда. В моём понимании ковёр всё же должен быть практичной вещью, а не ювелирным изделием.
Честно говоря, и ковёр Кларка меня не очень-то впечатлил. Маловат. И цена за квадратный миллиметр несоразмерно высока. В данном случае я рассуждаю как обыватель, а не как коллекционер.
А если совсем честно - ковёр для меня такая штука, которая от холода пол закроет. Поваляться на нём можно с книжкой. С внуками поиграть. Босиком походить. И польза, и удовольствие.
СОКРОВИЩА БАРАХОЛКИ.
На уроке рисования.
Оценили 49 человек
91 кармы