Недавно впервые посмотрел художественный фильм «Татары» (The Tartars) американского режиссера Ричарда Торпа, обладателя Оскара и Золотого глобуса и множества других престижных кинопремий. Фильм был снят еще в 1961 году на итальянской киностудии «Italie Lux Film» совместно с хорватами и с американской кинокомпанией «Metro-Goldwyn-Mayer».
Что интересно, создатели картины утверждают, что фильм снят по историческим фактам, описанным в произведении древнерусской литературы «Повесть о разорении Рязани Батыем». То есть совершенно серьезно этот фильм на Западе претендует на роль исторически достоверного рассказа о событиях Древней Руси тринадцатого века. В сюжете использованы вполне известные исторические факты захвата и разорения Рязани войсками хана Батыя в 1237 году. Но интерпретация этих событий даже у меня, не историка, вызывает недоумение.
Конечно же, в любом подобном фильме бывает много вымысла, и это допустимо для художественных кинолент. В фильме много лирики с обоих противоборствующих сторон. Это делает честь авторам, по крайней мере, за то, что наши предки не показаны бесчувственными и примитивными варварами.
Но в остальном, простите за выражение, полная дичь! Начиная от костюмов, причесок и поведения персонажей и заканчивая достаточно принципиальными моментами.
Ну, например, по версии фильма, Рязань в XIII веке, оказывается, была заселена финно-угорскими викингами, а княжил там викинг Олег. При этом по сюжету татарский хан, подойдя к стенам города, не захотел нападать на Рязань, а предложил Олегу соединиться и вместе напасть на славянские земли, где уже в те годы правили Рюриковичи. Причем авторов фильма не смущает, что «финно-угорская» Рязань расположена значительно южнее славянских городов Москва, Ростов и Великий Новгород.
Рязанский "викинг-князь Олег", одет как древний римлянин, и что самое удивительное - он без штанов! С одеждой, похоже,американцы совсем запутались, потому что климат Рязани, и те более северных народов викингов, не позволяет ходить с голыми ногами даже летом.
Викинг Олег отказался нападать на своих братьев-славян (типа мы сними много лет дружим, а вас впервые видим), чем очень огорчил татар. И произошёл конфликт, в ходе которого Олег со своим товарищем Эриком убивают главного в этом войске татарина Таргула и захватывают в полон его дочь Самию.
Почему-то древнерусская знать не пользовалась столами, а по-азиатски располагалась на коврах. Среди угощений лежат виноград и бананы (и это в Рязани в тринадцатом веке!) . На переднем плане супруга рязанского князя, обратите внимание на её наряд с декольте и причёску
Узнав об этом, татары в отместку выкрадывают жену Олега Хельгу. Далее идут переговоры об обмене женщинами, который оказывается невозможен с обеих сторон. Так как Хельга, поруганная татарами, выбрасывается из окна башни и погибает, а Самия влюбляется в Эрика и уже сама отказывается возвращаться в Орду. Дальше рассказывать сюжет не буду. Возможно, кто-то захочет этот фильм посмотреть. Он есть в интернете.
Но что удивляет и возмущает. Авторы фильма всерьез намекают, что важную роль в Древней Руси играли скандинавские викинги и что благодаря им Русь была освобождена от монгольского ига. Для достоверности используются не только костюмы викингов, но и их имена (Эрик, Хельга), культуру и т.д.
И хотя история с женщинами и правда имела историческую основу, но только того Рязанского князя звали не Олег, а Юрий, а его жену - не Хельга, а Евпраксия. Да и в остальном всё повернуто так, что русские и вообще славяне в те годы имели слабое влияние на историю своей земли и стояли как бы на ступень ниже по своему развитию, чем другие окружающие эту землю народы.
И что интересно, мы только сегодня начали говорить о фактах переписывания истории в пользу современной политической конъюнктуры и совершенно не обращали на это внимание в прошлые годы. А оказывается, такая работа давно уже велась!
Но я не хочется сворачивать статью на политическую дискуссию. Скажу лишь, что фильм очень красочный, снят мастерски, а актёры играют блистательно! Но для меня, русского человека, сразу появляется ощущение, что смотрю некую фэнтези-сказку, которая к нашей реальной истории не имеет никакого отношения. Хотя с сожалением понимаю, что в других странах её смотрели и смотрят именно как историческую киноленту.
Кинокритик нытик Никифор Ляпис-Трубецкой.
___________________________________________________
В статье использованы кадры из фильма "Татары" (1961 год).
CINEMA
Мадонна я смотрю прямо ни дня не теряет даром, чуть ли не каждый вечер выкладывает годный контент, чтобы Папа Римский наконец поверил в ее «раскаяние» и как истинную, набожную католичку 63-х лет, вернул ее в лоно церкви
Swiss .Vatnik
Голосом Фаины Раневской: красота это страшная сила!
Друзья , сегодня пятница.......послушайте музыку.
Оценили 23 человека
48 кармы