Железный человек Ивана Грозного и другие изобретения старинных мастеров

2 1411

«Железный мужик», или «железный человек», прислуживающий за столом или по дворцу не хуже, чем живой слуга, встретился в полуистлевших бумагах еще двух купцов, которые

регулярно торговали с Россией и были допущены к царскому двору.

Один из авторов больше увлекался описанием российских диковинок, чем подсчетом рублей и гульденов.

«Железный мужик» прислуживает царю за столом, подает ему при

ошеломленных этим зрелищем гостях кафтан, метет метлой двор.

Когда царю возразили, что вещь эта — не искусством мастера сотворенная, царь сначала осерчал. Но выпив кубок мальвазии, кликнул трех людей мастерового вида, одетых по-боярски, и

что-то им приказал. Те открыли спрятанные под одежей железного мужика крышки, внутри него оказались шестерни и пружины, двигавшие руки, ноги иголову.

Гости с перепугу протрезвели, а русский царь прихвастнул, будто такие слуги «были на Руси еще века два-три назад».

Письма никому не известного голландского купца Йохана Вема так, наверное, и остались бы лежать невостребованными в одном из отделов Национального архива Нидерландов, не найди в них двое молодых ученых настоящую сенсацию времен Ивана Грозного. Сенсацию, которая способна перевернуть наши представления об истории появления и развитии робототехники. Питер Дэнси — «чистый», так сказать, историк, интересующийся больше всего нравами и образом жизни людей разных эпох. Заинтересовавшись Россией, он попытался отыскать в архивах что-нибудь любопытное из нашей с вами истории. И наткнулся на письма, дневники и записки купца Йохана Вема, который, как свидетельствуют педантично проставленные даты, неоднократно бывал в России «гостем», то есть торговал с купцами и... двором самого Ивана Грозного.

Менее пытливый, чем Вем, человек скорее всего отложил бы все эти бумаги в сторону — купец слишком подробно подсчитывал (очевидно, в назидание мотам - наследникам) результаты многочисленных торговых операций с современниками и подданными царя, которого в последнее время все чаще называют и царем-просветителем. Другой отложил бы...

А Дэнси листал и листал, пока не начал находить записи, имеющие интерес не для одного лишь давным-давно в бозе почившего скопидома. Во-первых, молодой исследователь нашел несколько

разнесенных по времени в месяцы или даже годы дат о продаже царскому двору крупных партий книг. «А еще закуплено было книг рукописных ипечатных и продано для царских хранилищ на 5 тысяч золотых гульденов».

Сумма по тем временам невероятная. Дэнси подсчитал: целая флотилия тогдашних торговых судов потребовалась для доставки груза ко двору Грозного. «Для того побиваемы были литовцы и открываемы русским царем выходы к морям на почетных для него условиях завоеванного добрососедства». Ну тут, допустим, голландец преувеличивал,не для покупки одних только западных произведений культуры прорубали русские цари окна в Европу.

Но факт остается фактом, о науках Иван Васильевич задумывался ничуть не меньше, чем об усмирении «верноподданных чад своих». А вот «железный мужик», на воспоминания о котором Дэнси наткнулся буквально через несколько вечеров занятий в архиве, — это новость. Сначала он принял словосочетание за обычную игру слов: «Побил железный мужик на потеху пировавшим царского медведя, и бежал медведь от него в ранах и ссадинах»,

«Железный мужик на удивление всем подносил царю чашу с вином, кланялся гостям и что-то напевал на этом невыносимом русском языке, который мне так никогда и не поддался».

Жаль, что не поддался. Наверное, сейчас отыскались бы в ином случае гораздо более подробные описания «железного мужика» и его диковинных песен. Однако и найденных строк хватило Дэнси для того, чтобы обратиться к своему другу, приятелю еще по колледжу, специалисту по робототехнике Стиву Леннарту.

Вдвоем они не поленились перерыть Монбланы архивной пыли, найти и восстановить записи и письма современников Грозного и Вема. Вот оно! «Железный мужик», или «железный человек», прислуживающий за столом или по дворцу не хуже, чем живой слуга, встретился в полуистлевших бумагах еще двух купцов, которые регулярно торговали с Россией и были допущены к царскому двору.

Один из авторов больше увлекался описанием российских диковинок, чем подсчетом рублей и гульденов.

«Железный мужик» прислуживает царю за столом, подает ему при

ошеломленных этим зрелищем гостях кафтан, метет метлой двор.

Когда царю возразили, что вещь эта — не

искусством мастера сотворенная, царь сначала осерчал. Но выпив кубок

мальвазии, кликнул трех людей мастерового вида, одетых по-боярски, и

что-то им приказал. Те открыли спрятанные под одежей железного мужика крышки, внутри него оказались шестерни и пружины, двигавшие руки, ноги и голову.

Гости с перепугу протрезвели, а русский

царь прихвастнул, будто такие слуги «были на Руси еще века два-три

назад». Интересно свидетельство о том, что «железный мужик» служил за царским столом только в жаркую солнечную погоду. Прочитав это у Вема с Леннартом, журналист обратился с комментарием к специалисту, кандидату технических наук, научному сотруднику Института металлов и металловедения Генриху Добровольскому.

— Думаю, Дэнси с Леннартом слегка фантазируют, приписывая дворцовым мастерам Грозного умение создавать чуть ли не солнечные батареи. Все, по-моему, проще. Если прикинуть уровень развития техники того времени и принять во внимание любовь богатых людей ко всяким заводным шкатулкам, механическим «музыкальным

ящикам», то можно выстроить такую версию.

«Железный мужик» приводился в действие механическим движителем, основным элементом которого была биметаллическая пружина. Наука располагает доказательствами того, что в принципе проблему биметаллических пластин решили на практике еще химики.На солнце пружина быстрее разогревалась, и этот несомненный прообраз современного робота «не ленился» и поворачивался быстрее. Как были запрограммированы команды?

Этот вопрос намного сложнее. В общем-то,и систему «управления на расстоянии» путем включения набора определенных шестерней уровень тогдашней техники решить позволял.

Куранты ведь, между прочим, начали исправно отбивать положенное время еще до Грозного. Д. Ларину удалось разыскать свидетельства того, что дальние потомки современного робота (музыкальный ящик сложной конструкции, механическая пианола и т. д., работающие по абсолютно аналогичному принципу) создавались здесь, у нас, а не завозились издалека.

«Железный мужик» был скорее всего конструкцией сложной, но по миниатюрной технике исполнения уступал — был он «пальцев на пять выше нормального человека и поворачивался резче, чем это делали бы мы». Видели ли вы, кстати, как поворачиваются промышленные роботы — стальные машины-руки, используемые, например, при сварочных работах или окраске автомобильных кузовов? Совершенно верно! Несколько резче, чем их создатели.

На мой взгляд, и эта запись из бумаг, найденных Дэнси и Леннартом, свидетельствует: древние русские мастера собрали фантастический для своего времени промышленный робот со специфическими задачами. А что приводился он в действие не нынешними источниками энергии... Тем выше заслуга умельцев.

Неизвестно, были ли подобные человекоподобные механизмы на Руси еще до Ивана Грозного, но во всяком случае, Дмитрию Ларину, автору статьи «Железный мужик» Иоанна Грозного», опубликованной в 1996 году в газете «Не может быть», удалось обнаружить уже в наших архивах свидетельства о наличии еще нескольких «железных мужиков» и «железных баб» у современников Грозного.

У царя Алексея Михайловича в Коломенском дворце по разные стороны от трона стояла пара механических львов, способных копировать некоторые движения настоящих животных. Механизмы рыкающих львов были изготовлены в 1673 году часовым мастером Оружейной палаты Петром Высоцким.

В одном из чуланов подклетной кладовой Иван показал царевичу два львиные чучела. Он тотчас узнал их, потому что видел часто в детстве. Поставленные во времена царя Алексея Михайловича в Коломенском дворце подле престола царского, они, как живые, рыкали, двигали глазами, зияли устами. Медные туловища оклеены были под львиную стать бараньими кожами. Механика, издававшая «львово рыканье» и приводившая в движение их пасти и очи, помещалась рядом, в особом чулане, где устроен был стан с мехами и пружинами. Должно быть, для починки перевезли их в Кремлевский дворец и здесь в кладовой, среди хлама, забыли. Пружины сломались, меха продырявились, шкуры облезли, из брюха висела гнилая мочала — и жалкими казались теперь грозные некогда львы российских самодержцев. Морды их полны были овечьей глупостью.

КУКЛА ЯКОВА БРЮСА

Яков Брюс, сподвижник Петра I, был виднейшим ученым и государственным деятелем. Он создал первую русскую обсерваторию, был одним из организаторов Навигацкой школы, все его заслуги в науке и военном деле даже трудно перечислить. После смерти Петра I Брюс, несмотря на полученное звание генерал-фельдмаршала, подал в отставку, ему совершенно не хотелось участвовать в обострившихся в то время дворцовых интригах. Он удаляется в свое подмосковное имение и лишь изредка наведывается в Москву, посещая обсерваторию в Сухаревой башне.

Еще при жизни Брюса о нем стали ходить самые настоящие легенды. Его называли колдуном, чернокнижником и астрологом, говорили, что ему подвластны судьбы людей, известна тайна живой и мертвой воды. Но самое любопытное в этих легендах — упоминание о кукле, сделанной для царя Петра, якобы эта кукла могла не только ходить, но и… говорить.

Пушкин назвал Брюса «русским Фаустом», современники «колдуна» из Сухаревой башни не сомневались в его технических знаниях и способностях. Как мы уже знаем, роботы появились еще при дворе Ивана Грозного, поэтому не удивительно, что такой талантливый ученый, обладающий уникальной технической библиотекой, мог тоже собрать человекоподобный автомат.

В Сухаревой башне Яков Брюс работал над созданием летальных машин. Неизвестно, поднялись-таки его самолеты в воздух или нет, но сохранившиеся чертежи действительно напоминают чертежи современных самолетов.

Эти бумаги сейчас находятся в Российской академии наук. К сожалению, часть ценных документов бесследно исчезла в тридцатые годы. По одной из версий, их выкрали немецкие шпионы и потом по чертежам Брюса фашисты сделали свои непобедимые истребители "мессершмиты". Как любой уважающий себя чернокнижник, Брюс пытался разгадать тайну жизни и создал искусственного человека. Железная горничная прислуживала графу в его обсерватории.

Когда же Яков Брюс ушел в отставку и покинул город, он увез ее в свое подмосковное имение Глинки. Там кукла свободно разгуливала среди деревьев. Крепостные графа, завидев куклу, сначала разбегались, но потом привыкли к ней, и между собой называли "Яшкиной бабой". После смерти Брюса среди его бумаг историки нашли схему механического робота.

ДИКОВИННЫЕ МЕХАНИЗМЫ

Не исключено, что мастера Ивана Грозного, создавшие для него «железного мужика», позаимствовали некоторые сведения о подобных механизмах из богатейшей царской библиотеки. Ведь еще в начале VIII столетия великий арабский техник и конструктор Ибн аль Раззар ад-Джазари написал «Книгу Знаний об удивительных механизмах» со множеством рисунков. Этот труд пользовался популярностью и его не раз переписывали (даже сейчас в мире известно 11 экземпляров этой книги). Возможно, одна из рукописных копий попала и в библиотеку Ивана Грозного.

Этот труд не зря называют книгой о древнейших роботах, ведь арабские техники в свое время изобрели массу хитроумных механизмов. Увы, практически все они предназначались для развлечения. Арабские владыки стремились прежде всего поразить воображение своих соседей или иноземных послов и путешественников.

Например, халиф аль-Мухтар любил изумлять посетителей багдадского двора огромным золото-серебряным деревом, в кроне которого на все голоса распевала целая стая механических птиц, сверкающих глазами, выполненными из драгоценных камней. Основным источником энергии для всех хитроумных механизмов того времени обычно служила вода, которую с помощью людей или животных нагнетали в специальный резервуар.

В середине ХIII века монах-доминиканец Альберт фон Больштедт из Кёльна, прозванный современниками Великим, создал себе… железную служанку. На этот очень сложный механизм он затратил 30 лет своей жизни, зато его служанка умела ходить, двигать руками и даже говорить. Правда, особых документальных подтверждений этот факт не имеет, а по одной из версий никакой служанки и не было, а Альберт Великий создал только «говорящую голову». По легенде, судьба изобретения была печальной: Фома Аквинский, ученик Альберта, посчитал его дьявольским творением и разбил молотом.

В ХVIII—ХIХ вв. в Европе были созданы весьма причудливые автоматы. Механические «люди», приводимые в действие с помощью пружин, шестеренок и рычажков, играли на музыкальных инструментах, отдавали изумленной публике честь и даже рисовали.

Удивительными были автоматы, созданные в XVIII веке французским механиком Вокансоном, Один из его андроидов, известный под именем "флейтиста" был ростом около 170 см, играл 12 разных пьес, производя звуки обыкновенным вдуванием воздуха изо рта в главное отверстие флейты и заменяя ее тоны действием пальцев на прочие отверстия инструмента. Другой андроид Вокансона играл левой рукой на провансальской свирели, правой рукой играл на бубне и прищелкивал языком по обычаю провансальских свирельщиков.

Бронзированная жестяная утка этого механика - едва ли не самый совершенный из всех поныне известных автоматов - не только подражала с необычайной точностью всем движениям, крику и ухваткам своего оригинала: плавала, ныряла, плескалась в воде и пр., но даже клевала пищу с жадностью живой утки и выполняла до конца (разумеется, при помощи сокрытых внутри ее химических веществ) обычный процесс пищеварения. Все эти автоматы были публично показаны Вокансоном в Париже в 1738 году.

Не менее удивительны были автоматы современников Вокансона, швейцарцев Дро. Один из изготовленных ими автоматов, девица-андроид, играл на фортепьяно, другой - в виде 12-летнего мальчика, сидящего на табуретке у пульта, - писал несколько фраз по-французски, обмакивал перо в чернильницу, стряхивал с него лишние чернила, соблюдал совершенную правильность в размещении строк и слов и вообще выполнял все движения переписчиков...

Лучшим произведением Дро считаются часы, поднесенные Фердинанду VI Испанскому, с которыми была соединена целая группа разных автоматов: сидящая на балконе дама читала книгу, нюхая временами табак и, видимо, вслушиваясь в музыкальную пьесу, разыгрываемую часами; крохотная канарейка вспархивала и пела; собака охраняла корзину с фруктами и, если кто-нибудь брал один из плодов, лаяла до тех пор, пока взятое не было положено обратно на место...

"Писца" построил Пьер Жаке Дро - выдающийся швейцарский мастер-часовщик. Вслед за этим его сын Анри построил еще одного андроида - "рисовальщика". Потом отец и сын изобрели и построили еще и "музыкантшу", которая играла на фисгармонии. В 1774 году на выставке в Париже эти механические люди пользовались шумным успехом. Затем Анри Жаке Дро повез их в Испанию, где толпы зрителей выражали восторг и восхищение. Но здесь вмешалась святейшая инквизиция, обвинила Дро в колдовстве и посадила в тюрьму, отобрав созданные им уникумы...

Сложный путь прошли создания отца и сына Жаке-Дро, переходя из рук в руки, и много квалифицированных часовщиков и механиков приложили к ним свой труд и талант, восстанавливая и ремонтируя поврежденное людьми и временем, пока андроиды не заняли положенное им почетное место в Швейцарии - в Музее изящных искусств города Невшателя.

РОБОТ ЛЕОНАРДО

Одной из первых попыток сконструировать робота считаются наработки несравненного Леонардо Да Винчи. Робот Леонардо — человекоподобный механизм, технология которого была разработана Леонардо да Винчи приблизительно в 1495 году. На каркас робота была надета германо-итальянская рыцарская броня, он был запрограммирован имитировать человеческие движения (приподниматься и садиться, двигать руками и шеей) и имел анатомически правильное строение челюсти. Неизвестно, была ли разработка осуществлена, до наших дней дошли только эскизы.

Зато о механическом льве, изобретенном неугомонным Леонардо да Винчи при вступлении на трон Франциска нам известно доподлинно. Лев мог пройти несколько шагов и, остановившись (естественно, перед королём), открывал в своем боку дверцу - и из его чрева вываливались прекрасные лилии. В 1500 году Микеланджело Буонарроти в буклете, изданием во Флоренции, упоминает об этом льве. Само устройство, как и механический рыцарь, кануло в Лету, "остались только его описания.

В наши дни во Франции Ренато Боаретто создал механического льва по сохранившимся рисункам. Конечно, сегодняшние технологии упростили мастеру работу над шагающим львом, да и сделан робот при помощи современных материалов, но надо сказать, что получился он весьма средневековым по внешнему виду. Он очень похож на резную скульптуру, какие раньше делали мастера по дереву. Лев поворачивает голову в разные стороны, открывает и закрывает пасть, двигает хвостом и прогуливается по выставочному залу, где он и живет - в музее, на месте последнего жилища великого Леонардо, в замке Кло-Люсе.

Выглядит он весьма впечатляюще - ведь зверь выполнен в натуральную величину.

РОБОТЫ ДРЕВНЕГО МИРА

В мифах и преданиях Древней Греции и Древнего Китая некоторые исследователи находят упоминания о довольно странных персонажах и механизмах, которые, по их предположению, были самыми древнейшими на земле роботами.

Например, греческий бог Гефест был настолько умелым кузнецом, что изготовил из меди два десятка треножников, которые на колесиках двигались в самых различных направлениях и были способны прислуживать гостям. Были у Гефеста и две выкованные им золотые девушки-служанки, которые поддерживали хромого бога-кузнеца под руки во время прогулки, подавали ему еду и услаждали песнями.

Гефест соорудил для бога Зевса и медного великана по имени Талос. Этот цельнометаллический великан с рогатой головой, охранявший остров Крит, имел всего одну «кровеносную артерию», которая проходила у него с головы, до пятки, где была заткнута «медным гвоздем». Когда колдунье Медее удалось вытащить этот «гвоздь» из артерии, Талос истек черной маслянистой кровью и потерял всю свою силу. Чем была эта «кровь» — горючим или смазкой, позволяющим роботу-великану двигаться?

Есть свой робот и в преданиях Древнего Китая. В летописях упоминается некий четырехглазый, шестирукий Чи Ю, который мог питаться железом, камнями и песком. Чи Ю легко преодолевал самую пересеченную местность и мог даже перелетать препятствия. Любопытно, что у него вместо ушей было что-то наподобие трезубцев. Вспомним, что и великан Талос был с «рогатой» головой.

Как считает Александр Петухов, всесторонне исследовавший вопрос о древнейших роботах, подобные «рога» и трезубцы вполне могли быть антеннами. Любопытно, что и на некоторых очень древних наскальных рисунках также встречаются какие-то странные существа с неким подобием антенн на головах.

Когда Чи-Ю "умер", местные жители закопали его голову в пещере и долгое время приходили поклоняться ей. Из могилы время от времени поднималось облако пара, которое отсвечивало красным цветом. Упоминание этого облака является наиболее интересным "техническим атрибутом".

Среди легенд Древнего Китая выделяется сказание о "драконе" императора Хуанди. В тексте прямо сказано, что "дракон" имел крылья, металлический блеск корпуса. Странным является то, что воздушные путешествия этого "дракона" зависели от метеоусловий. Однажды он даже не смог выполнить полет с Хуанди "на борту" из-за урагана! А это уж совсем удивительно, так как "настоящие", сказочные драконы были покровителями дождя и ветра. Такая "аномальность" становится понятной, если под образом "дракона" скрывается реальный технический прототип в виде некого летательного аппарата. В этой же легенде сообщается, что "дракон" был рассчитан на 70 пассажиров, которые поднимались на него по неким "усам". Очень похоже на вертолет со спускающимся трапом.

Если роботы существовали еще до новой эры, то откуда они появились на Земле?

https://muschketer.livejournal...

27 Планет Солнечной Системы

На долю Солнца, масса которого в - 740 раз больше общей массы планет солнечной системы известных сегодня науке, приходится всего 2% общего момента системы, а остальные 98% на - 0,001 об...

США не смогли перекрыть доступ «неправильным» странам к Starlink

Согласно исследованию, проведенному изданием Bloomberg терминалы Starlink не просто используются в странах, где их использование может быть запрещено или ограничиваться, в том числе находящихся по...

Обсудить
  • Очень похоже на правду! Люди знакомые с техникой и технологиями всегда поражаются качеству строительства в древности (кладка кирпича с точностью долей мм и т.д.) которая сейчас не доступна. И разговоры о использовании батраков-холопов - сказки! Более это похоже на использование специальных укладочный машин! По своей сложности мало уступавшим этим "механическим" слугам!