Нововведение в редакторе. Вставка видео с Rutube и VK

Между роялем и роялти. Как Крутой превратил советскую эстраду в российский шоу-бизнес

2 256

Без упоминания Игоря Крутого невозможен серьезный разговор о российской эстраде 1990-х. Один из самых востребованных и профессиональных сочинителей в области "взрослой" поп-музыки, амбициозный продюсер и стратег, он стал символом перемен, происходивших в зарождающемся отечественном шоу-бизнесе сразу после распада СССР.

Именно Крутой подвел черту под старой советской эстрадой как сферой "культурного обслуживания населения" и принялся конструировать новую — российскую — как область шоу-бизнеса. Нагляднее всего этот переход отражен на постановочных фото маэстро и в буклетах его дисков 20-летней давности: почти везде он неотличим от зрелого бизнесмена средней руки — галстук, пиджак, дорогие часы.

Игорь Крутой Алексей Филиппов/ТАСС

Игорь Крутой

© Алексей Филиппов/ТАСС

Так выглядели завсегдатаи казино, депутаты и "хозяева жизни". Типаж Крутого (не говоря о фамилии) сливался с атрибутами первых героев "Коммерсанта" и подразумевал близость к элите и деньгам. С его подачи композитор стал напоминать посредника и уверенного в себе делового партнера, нежели одинокого творца и ведомого музой художника

Он же свел воедино художественного руководителя ансамбля, администратора, аранжировщика и пианиста, чтобы стать первым в стране по-настоящему крупным универсальным продюсером со связями. Если угодно, Крутой поставил знак равенства между роялем и роялти, нотами и банкнотами.

Ангел-хранитель

По нынешним меркам пианист-самоучка Игорь Крутой пришел к большому успеху неслыханно поздно. Когда никому не известный Александр Серов спел "Мадонну" на музыку Крутого, последнему было уже 33 года. Тогда же, в 1987-м, у композитора вышла первая мини-пластинка на "Мелодии". В следующие десять лет Крутому удалось собрать вокруг себя самых популярных отечественных артистов и незаметно подменить отчетные концерты "Песни года" и "Золотого граммофона" своими творческими вечерами. Сначала песни Крутого исполняли Ирина Аллегрова, Валерий Леонтьев, Александр Буйнов, Лайма Вайкуле и Михаил Шуфутинский, позже — Филипп Киркоров, Алла Пугачева и Иосиф Кобзон. Ради Крутого чуть ли не все суперзвезды российской эстрады впервые собрались не в эфире "Голубого огонька", а в его песне "Ангел-хранитель". С тех пор такой чести больше не удостаивался ни один автор-песенник.

' Youtube/ Эпоха Ретро'

Ореол славы Крутого приводил в студию даже тех, кто сроду не пел, например писателя-сатирика Аркадия Арканова. В середине 1990-х Крутой запел сам. Исполненный в дуэте с Ириной Аллегровой "Незаконченный роман" звучал настолько убедительно, что народная молва тут же поженила видного композитора с "шальной императрицей", готовой, как известно, тучи развести руками.

Всемогущество и проекты Крутого приобретали устрашающий размах. Он ежегодно выпускал хиты ("Любовь, похожая на сон", "Я люблю тебя до слез", "Третье сентября"), запускал карьеры в "АРС-Рекордз" (Николай Трубач, Demo, "Премьер-министр"), устраивал грандиозные концерты зарубежных артистов (Майкл Джексон на стадионе "Динамо"), скупал акции и активно входил в медийный рынок

Композитор эпохи

Как мелодист Крутой работал в русле шлягеров Раймонда Паулса — деликатных и запоминающихся клавишных переборов в среднем темпе. Они идеально ложились на слух, их по-прежнему легко напевать, под них не стыдно пригласить на танец. Однако в отличие от старшего коллеги Крутой не отталкивался от джаза и регтайма и вообще не слишком оглядывался на музыкальный канон. Ему, очевидно, претила любая форма "утяжеления" исходных мотивов и сама мысль о нахождении в тени великих мастеров.

С Раймондом Паулсом на открытии Международного конкурса молодых исполнителей "Новая волна", 2003 год Виктор Лисицын/ТАСС

С Раймондом Паулсом на открытии Международного конкурса молодых исполнителей "Новая волна", 2003 год

© Виктор Лисицын/ТАСС

В лучшем случае Крутой опирался на общепринятый образ признанного эстрадного композитора (черный рояль, рядом певица в вечернем платье), но не более того. Ни в интервью, ни во время концертов Крутой не отсылал публику к гениальным предшественникам или хотя бы учителям. При всей его тяге к задумчивым минорным аккордам он не ставил себя в ряд с Таривердиевым или даже Пахмутовой, не говоря о классиках вроде Моцарта или Шопена. В этом была своя логика. Технически сочинения Крутого укладывались в сборник упражнений по сольфеджио, мелодии были обрывочны и скудны на идеи. Но что с того, если он умел передать главное с помощью пяти клавиш?

У Крутого было безошибочное чутье на хиты и подходящие аранжировки. Он писал общедоступную красивую музыку и тонко чувствовал запросы аудитории — той, что застала советских кумиров и была готова к их ротации. На протяжении всех 1990-х годов Крутой не знал поражений и не допускал серьезных осечек — большая часть написанного им рано или поздно добиралась до хит-парадов или как минимум до альбомов его друзей-артистов. Уже одно это позволяет назвать его одним из самых знаковых композиторов своего времени — не всегда взыскательного и разборчивого, но уж точно никак не потерянного

В конце концов, за Крутым стояла советская школа композиторского образования, консерватория и, что не менее важно, халтура в провинциальных ресторанах в годы юности. Именно это сочетание академической выправки и знания теории, вовремя забытой в угоду обывателю, и сделало его тем, кем сделало. Народным артистом.

Академия Крутого

Авторитет и влияние Крутого не могли не привести его на телевидение, и в первую очередь — в музыкальные проекты. Главным из них стала "Фабрика звезд", закончившаяся, впрочем, для композитора и продюсера неудачно. Публичный конфликт с руководством Первого канала вылился в холодную войну и закономерный отказ от трансляции международного фестиваля "Новая волна" в Юрмале, организованного Крутым в 2002 году. Позже он создал аналог конкурса, но уже для начинающих артистов — "Детскую Новую волну", а затем и вернул расположение Первого канала.

Логичным продолжением усилий по поддержке юных дарований стала открытая Крутым Академия популярной музыки — частного образовательного центра для подготовки певцов, композиторов, танцоров и музыкантов. На данный момент академия представлена в восьми городах России.

Ничем подобным не могут похвастаться главные конкуренты Крутого конца 1990-х — продюсеры и композиторы Игорь Матвиенко, Максим Фадеев и Виктор Дробыш.

Уход в классику

НА ЭТУ ТЕМУ

Певица, что рисует дождь. Чем российская эстрада обязана Анжелике Варум

В стороне от внушительной дискографии маэстро находятся сборники "Без слов" — начатые на рубеже веков записи инструментальных композиций Крутого. По его словам, это была вынужденная реакция на нехватку на сцене новых масштабных авторов и исполнителей: сочинять стало не для кого. На удивление критиков первый диск разошелся тиражом в сотни тысяч экземпляров и оказался вполне самодостаточным: Крутой смог обойтись без вокала (даже своего собственного), эффектных артистов и тяжелой ротации. Она не была абстрактной, как его же работы для кино, и содержала куда больше идей, чем заставки для рекламы или телепередач.

С другой стороны, лишенная лирики фортепианная музыка Крутого напоминала эскизы. Композиции длились по пять-шесть минут и казались пустыми рекламными щитами, ожидавшими заказчика. В них был определенный лоск, но им, что вообще свойственно их автору, не хватало искры и полета. Эта музыка не возвышала, не очищала и, будем откровенны, не слишком увлекала. Осторожный, в меру виртуозный и предельно аккуратный салонный рояль для кафе и презентаций: баллады, джаз, классика. Другое дело, что тогда такой тип музыки только входил в моду, и Крутой сорвал куш.

© Артем Геодакян/ТАСС

На последних дисках "Без слов", которые все чаще хочется назвать "Без комментариев", звучали обезжиренные "лаунж-обработки шедевров мировой классики": Чайковский, Бетховен, Шуберт, Бах и другие.

К этому времени, в конце 2000-х, Крутой переключился с мельчавших на глазах эстрадных певцов на оперных колоссов и записал двойной диск с симфоническим оркестром в паре с Дмитрием Хворостовским. Затем были Анна Нетребко и Юсиф Айвазов. Вышли совместные диски с Ларой Фабиан и Анжеликой Варум. Сейчас маэстро активно работает с феноменальным певцом из Казахстана Димашем Кудайбергеном.

В начале 2019 года Егор Крид выпустил клип-посвящение "Крутой" с участием композитора, собравший на данный момент свыше 26 млн просмотров.

Юбилейные концерты по случаю 65-летия Игорь Крутой по традиции проведет в Москве зимой.

КАЗУС ЛЕНИНА ?

     Россия была не погублена большевиками по чистой случайности. Хотя попытка была. Спасти мировой пролетариат от империалистической бойни посредством мировой революции ...

Сегодня 19 апреля на Украину прилетело

Хорошо прилетело, знатно. Поражены военные цели, удары были очень красивыми и качественными. Несмотря на поддержку финансами со стороны Запада, личного состава, который может воевать и ...

Обсудить
  • В веках это имя точно не останется. И хотелось бы заметить, например, рекламы у Пахмутовой, Зацепина, Паулса не было, но их и их музыку знали все, а про этого спроси на улице кто такой, много ответов не наберёшь. Серая, невзрачная какая-то у него музыка...
  • мда вроде и не Чайковский, Бетховен, Шуберт, Бах а живет как сыр в масле....... странная штука планета земля и боги которые её контролируют...... по крайней мере вывод один напрашивается шо ХРИСТОС где очень далеко в очереди на порулить на земле............