О бедности, горе и болезнях, которых все боятся.

0 526

Пока человек живет «как все», т.е. не молится, в церковь не ходит и прочее, все у него бывает гладко, спокойно, и в доме достаток, и со всеми хорошие отношения, и на работе продвигают. Живет как все. Но вот он уверовал, стал ходить в церковь – и тут же начались скорби: друзья вдруг стали врагами, родители восстали, на работе неприятности… Раньше он был полностью в руках диавола, и тот не трогал его; а только решил отойти от диавола, как тот через людей восстал, начал строить козни, лишь бы не отпустить душу. Диавол за каждую душу готов отдать весь мир! И вот, чем человек ближе к Богу, тем сильнее у него скорби и напасти: «чем ближе человек к Богу, тем большее количество крестов ему посылается», говорит блаженный Августин.

Запомните: каждый, кто хочет работать Богу, пусть приготовит душу свою к искушению. А если у нас нет скорбей, то это верный признак, что мы идем неправильным путем.

В болоте вода стоячая, непроточная, она быстро портится, и там заводятся всякие гады. А в горной реке, которая бьется о камни, вода всегда свежая и чистая. Точно так же и у нас: если все благополучно, то в душе заводятся самолюбие, тщеславие, гордость, леность, праздность, любовь к земным благам – это своего рода гады, их нельзя разводить в душе. А когда человек попадает в поток скорбей, в это время душа его очищается от страстей и пороков.

Многие из нас всю свою жизнь прожили в грехах, в этом грязном потоке, угождая диаволу.

А когда обратились к Богу и началось наше спасение, диавол стал нам мстить, появились скорби, и мы не должны роптать: мол, почему меня Бог наказывает? Да потому, что любит! Смотрите, как учит нас Священное Писание: «Наказания Господня… не отвергай, и не тяготись обличением Его, ибо кого любит Господь, того наказывает, и благоволит к тому, как отец к сыну своему» (Притч. 3:11-12). Вслед за премудрым Соломоном и апостол Павел повторяет: «Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр. 12:6).

Это значит, что, когда с нами случается какая-то беда, в этот самый момент Господь изливает на нас целый поток любви. А если Бог оставил человека без наказания, это значит, что Он лишил его Своей милости; потому, говорят святые отцы, желать должно, а не отвращаться отеческого Божьего наказания: благодарить за него, а не сетовать. Один человек жаловался: «Все говорят, что Господь добр и милостив, а я то и дело получаю от Него жестокие удары». – «А знаешь ли, что бывает с непослушной овцой, которая отбивается от стада? – спросили его. – Что делает пастух? Зовет ее – она не слушается. Угрожает, но и это ей нипочем. Начинает кричать, но овца убегает от него все дальше. Наконец, он посылает собак, которые догоняют ее, больно кусают, и тогда только овца возвращается к хозяину. Так и наш Пастырь добрый, Господь Иисус Христос, долго зовет нас, чтобы мы вернулись на истинный путь, но мы Его не слушаем, тогда Он посылает нам скорби и болезни…»

Праведным скорби посылаются для большей святости, а нам, грешным – за грехи. Святые отцы говорят: если у тебя скорби и болезни, и ты – золото, но есть на нем пятна, то эти скорби сотрут их, и ты будешь сиять еще ярче, а если ты железо, то скорби эти, как огонь, очистят ржавчину.

Многие из нас познали грех и запачкали душу, и надо очистить душу от греховной грязи, приготовить ее для Христа. Знаете, как добрая хозяйка чистит грязный сосуд? Скребет его ножом, моет мылом и содой, кипятком ошпаривает – доводит до блеска, а уж потом им пользуется. А как мастер обрабатывает деталь? Зажимает в тисках, снимает напильником ржавчину сначала с одной стороны, потом с другой, порой и раскаливает деталь в огне, и в холодную воду кидает – закаливает. А человек – это драгоценный сосуд, но он весь запачкан грехами, пороками и страстями, и Господь очищает его в горниле скорбей и болезней, поношений и напастей. Скорби смиряют нас.

Бывает так, что человек терпит скорби за какой-то давно соделанный и забытый грех: человек о нем забыл, а Бог не забыл и желает очистить душу, чтобы она спаслась. Приведем пример из жития преподобного Ефрема Сирина. Когда он был молодым, его осудили по ложному обвинению и посадили в темницу. Там были и другие люди, стали беседовать, и многие говорили, что осуждены несправедливо. Ефрем тоже рассказал свою историю: «Однажды шел я в город, увидел в поле пастуха с овцами, он меня пригласил к себе, мы долго беседовали с ним о Боге, потом заснули, а утром оказалось, что ночью кто-то увел все его стадо. Пастух обвинил меня: мол, я нарочно заморочил ему голову разговорами, а мои дружки тем временем увели овец… и предал меня судьям, и вот я в темнице…» Ефрем молился усердно: «Господи, я ведь ни в чем не виноват!» И Господь открыл ему, почему он находится в темнице. Во сне Ефрему явился Ангел и сказал: «Ты считаешь себя невиновным, а вспомни: когда ты был мальчиком, то отвязал у одной бедной вдовы корову, она ушла в поле, а там ее волки загрызли, и осталась вдова с малыми детьми без молока. Забыл? А Господь не забыл, и вот тебе наказание за этот грех, некоторое время ты должен посидеть в темнице». Ему было открыто, за что и другие сидят – многие страдали за прошлые грехи.

Святитель Иоанн Златоуст говорит: если тебя оскорбляют, ругают, и ты виноват – покайся, а если не виноват – радуйся, ибо тебя ожидает великая награда от Бога.

Скорби посылаются нам для того, чтобы мы не грешили, чтобы обуздать наши страсти. «Беда подобна узде, которую кони укрощаются и сдерживаются. Естество наше свирепеет и как бы беснуется, а бедою, как уздою, оно смиряется», – говорит святитель Тихон Задонский.

К одному батюшке пришла женщина, стала жаловаться: «Что мне делать, батюшка, хочу спасти душу и все время впадаю в одни и те же грехи. Молюсь, исповедуюсь – ничего не помогает…» – «А тебе только одно поможет – скорби», – сказал батюшка. И правда, пришли в ее дом несчастья, болезни, и стало ей не до прежних грехов.

Скорби отрывают нас от земли, ведут к Богу: недаром говорят: как тревога, так до Бога. Мы подобны детям. Вот пошел ребенок с родителями погулять, играл рядышком, все было хорошо, потом убежал, и на него гуси зашипели, напугали… Ребенок плачет, бежит обратно к родителям, ищет у них защиты… Так и человек, когда грешит, удаляется от Бога, а настигнет беда – кажется, земля уходит из-под ног. Что делать? Бежит в церковь: «Господи, помоги!»

Скорби, искушения бывают и за добрые дела. Хочешь сделать доброе дело – прежде всего подготовь свою душу к искушению. «Как ночь за днем, так зло за добрыми делами», – говорит святой Марк Подвижник. Это надо помнить и не возмущаться» когда вместо-благодарности за доброе дело услышишьоскорбление. И авва Пимен говорит: сделал доброе дело и если после него не было искушения – Богом не принято.

И еще надо помнить, что не все скорби спасительны, а только те, которые переносятся ради Бога, ради спасения души

Христова Церковь – Церковь воинствующая

Как-то был я в г. Фрунзе, в Киргизии, там живет о. Геннадий. Пришел он к уполномоченному по делам религии, а уполномоченный – киргиз, мусульманин. Он и говорит: «Я удивляюсь, что за Православная Церковь! Постоянно в храмах меняются старосты. Все какое-то неустройство. У вас в Церкви нет мира и покоя. Вот в нашей мусульманской общине один староста выбран, и все спокойны, никто никого не притесняет. Берите пример с нашей общины».

О. Геннадий говорит:

— Вы же молитву «Отче наш» не читаете?

— Нет.

— А мы постоянно молимся этой молитвой, а в ней в конце: «…и избави нас от лукаваго», который постоянно нападает, всякого рода искушения посылает. Почему? Да потому, что Христова Церковь – это Церковь воинствующая. Идет брань, идет война диавола с Богом за каждую душу человека. Так что нам приходится много бороться. И диавол искушает каждого христианина. У вас ведь нет Христа? Поэтому вас диавол и не искушает. Вот так он объяснил.(Архим. Амвросий (Юрасов). «О вере и спасении».)

Изречения прп. Амвросия Оптинского

Старец рассказывал притчу о жасмине: «Один у нас монах умел с ним (жасмином) обходиться. В ноябре он его совершенно обрезает и ставит в темном месте. Зато потом растение покрывается обильно листьями и цветами. Так и с человеком бывает: нужно прежде постоять в темноте и холоде, а потом уже будет и плода много».

Святые были, как и мы, грешные люди, но покаялись и, принявшись за дело спасения, не оглядывались назад, как жена Лотова. И на чье-то замечание: «А мы все смотрим назад!» – батюшка сказал: «За то и подгоняют нас розгами и бичом, т.е. скорбями да неприятностями, чтобы не оглядывались».

Тому, кто жаловался на скорби, старец говорил: «Если солнце всегда будет светить, то в поле все повянет; потому нужен бывает дождь. Если все будет дождить, то все попреет; потому нужен ветер, чтобы продувал. А если ветра недостаточно, то нужна бывает и буря, чтобы все пронесло. Человеку все это в свое время бывает полезно, потому что он изменчив»

Итак, во всех случаях страдания целесообразны. Но можно говорить не только о целесообразности, но и о необходимости для человека страданий. Об этом так пишет Н.Н. Фиолетов: «Душа человека, ничего не пострадавшего, не испытавшего ни бурь, ни волнений и борьбы, часто сама покрывается корой суетности, пошлости, самодовольства, перед ней появляется опасность погрузиться в состояние инерции и мертвенного покоя.

В повседневных примерах мы можем видеть, как часто люди, ничего не испытавшие, не могут понять переживаний других людей, являются безразличными к их страданиям, как часто теряется перед ними сознание высшей цели и смысла жизни, и они погружаются в тину мелочей. Это состояние полного самодовольства и тупости часто смешивается в мещанском обывательском сознании со счастьем».

Таким образом, от Бога посылаемые страдания не есть нарушение мировой гармонии, а, наоборот, утверждение ее, восстановление справедливости и устранение греха. Во всех случаях страдания людей есть одна из форм проявления неусыпного о них Промысла Божия, доказательства любви и милосердия Бога к падшему человечеству.

При благости и мудрости Божией иначе, конечно, и быть не может. Поэтому Задонская подвижница Матрона Наумовна говорила так: «Горе в жизни – это гостинцы, посылаемые нам из рая».

По существу, христианин должен отказаться от житейского понятия слова «несчастье», так как «всякая скорбь, соединенная с терпением, хороша и полезна», – пишет преп. Петр Дамаскин. «Несчастья» нет в мире, где господствует и царствует Благий Господь Бог, и то, что люди называют несчастье, есть милостивое наставление, вразумление от Бога Отца или испытание Им веры христианина. Как пишет ап. Павел, в христианине от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, и надежда не постыжает (Рим. 5:3-5)

Как пишет преп. Исаак Сирианин: «Кто без скорби пребывает в добродетели своей, тому отверста дверь гордости».

Но Господня забота и помощь человеку в развитии в нем смирения повсюду разлита в мире. И, как говорит игумен Иоанн, «все обстоятельства и факты земной жизни предназначены, чтобы смирять человека, измалывать его, стирать гордыню его чувств и разума, просвещая его сознанием милости Божией или бия его по самодостаточности, самостоятельности, самодовольству. Здесь все блаженство жизни, все жизненные удачи, и здесь (с другой стороны) смысл всех бесчисленных болезней, признаков смерти, нравственных унижений, бедности, зависимости, чувства своего бессилия, как в отношении прошедшего, так и будущего и настоящего… Здесь зарождение благодарности Богу, и здесь (с другой стороны) – крушение всех тщетных вер, всех суетных надежд и ложных идеалов…

Какой бы ужасающей гордыни дополнился человек, если бы его не смиряло все то, что его теперь смиряет на земле: смерть, болезни, физические страдания, беспомощность (во множестве случаев), слабость, душевные муки и томления, унижения, труд, необходимость претрудного учения во всех областях, невежество, неразумие, безобразное проявление внутренних страстей, суд совести…»

А епископ Варлаам Ряшенцев дополняет к этому: «Нам тогда только начинается некоторая оценка на небе, когда мы что-нибудь невинно терпим со всяким смирением, безропотно, как Божие попущение и испытание. Этим очищается душа от духовного растления. Без невинного и глубокого страдания, без креста, никто не войдет в рай. Путь Божий есть ежедневный крест».

О том же пишет и о. Александр Ельчанинов: «Мне часто кажется, что все шипы и тернии нашего жизненного положения точно устроены Богом для уврачевания именно нашей души.

Скорбями потребляются грехи наши, «нет скорбей – нет и спасения» (слова преп. Серафима). Не только страдания, посылаемые Богом, но всякое духовное усилие, всякое добровольное лишение, всякий отказ, жертва немедленно размениваются на духовные богатства внутри нас: чем больше мы теряем, тем больше приобретаем. Вот почему «трудно богатым войти в Царство Небесное». – Потому, что в них не совершается этого размена благ земных, временных, тленных на блага небесные, нетленные.

Отсюда горе счастливым, сытым, смеющимся – они оскудеют до полной духовной нищеты.

Мужественные души инстинктом ищут жертвы, страданий и духовно крепнут в испытаниях. Многочисленные подтверждения этого в Евангелии и у апостолов. Особенно много об этом у ап. Павла. Это знают даже вне христианские религии: как истязают себя факиры, йоги, дервиши; у них это точный расчет.

Мы должны просить Бога, чтобы Он дал нам испытания, и почаще печалиться, когда живем благополучно. Дети, выросшие в тепле, неге и сытости, вырастают духовно пустыми. Наоборот, прошедшие через болезни, нищету – вырастают духом, ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу (2Кор. 4:17).

Господь бесконечно жалеет нас, но посылает нам страдания: только если нас поражают несчастия и катастрофы, мы можем дать какие-то искры, какой-то святой огонь

-----------------------------------------


Евангелие от Луки

19Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.

20Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях21и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.

22Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.

23И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его24и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.

25Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;26и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.

27Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего,28ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.

29Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.

30Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.

31Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.

Основная мысль этой притчи та, что неправильное употребление богатства лишает человека Царства Небесного и низводит его в ад на вечные муки. Один богатый человек одевался в Порфиру и виссон.

Порфира это сирская верхняя одежда из дорогой материи красного цвета, а виссон – белая, тонкая нежная материя из египетского льна. Этот богач, живя роскошно каждый день пиршествовал, живя, следовательно, в свое удовольствие. У ворот его дома лежал нищий именем Лазарь. Слово “Лазарь” буквально значит “Божия помощь”, т.е. “нищий” всеми оставленный, кому можно надеяться только на Бога. Псы причиняли ему еще больше страданий, приходя и облизывая струпья его, а он, видимо, не имел силы отогнать их.

В этом именно нищем богач и мог себе снискать друга, который и принял бы его по смерти в вечные обители, по мысли предыдущей притчи, но богач, как видно был человеком бессердечным, безжалостным к нищему, хотя и не скупым, поскольку каждый день пировал. Он не жалел денег, но тратил их лишь на свои удовольствия. По смерти Лазаря, душа его была отнесена Ангелами на лоно Авраамово. Не сказано “в рай”, потому что рай был отверзт только страданием и воскресением Господа Иисуса Христа, но выражается лишь та мысль, что Лазарь, как истинный сын Авраама, разделил с Авраамом его посмертный жребий, улучив состояние, полное утешительных надежд на будущее блаженство, ожидающее всех праведников.

Лазарь заслужил эти “вечные кровы”, без сомнения, своим тяжким и безропотным страданием. “Умер и богач и похоронили его”. Упоминается о похоронах, вероятно, потому, что они были роскошны, в то время как труп Лазаря был просто выброшен на съедение диким зверям. Но богач оказался в аду в муках. И вот видит он вдали Авраама и Лазаря на лоне его. Так созерцание грешными блаженства праведных увеличивает страдания грешников в аде и, может быть, возбуждает в них надежду, хотя и тщетную, на облегчение.

Как прежде Лазарь желал насытиться только крошками, так теперь обнищавший богач просит только о нескольких каплях воды, чтобы остудить воспаленный язык. Богачу, однако, отказывается и в этом малом утешении: как Лазарь утешается в полной соразмерности со своими прежними мучениями, так и богач страдает в такой же полной соразмерности со своим прежним беспечным и бессердечным веселием.

Кроме того Авраам приводит и другое основание своему отказу: неизменяемость приговора Божия, вследствие которого между местом блаженства праведников и местом мучения грешников устанавливается непроходимая пропасть, в полном соответствии с нравственной пропастью, разделяющей тех и других. Авраам отказывает богачу и в просьбе послать Лазаря в дом отца его, чтобы предупредить его братьев, дабы они не следовали примеру его жизни. “У них есть Моисей и пророки”, т.е. писанный Закон Божий, из которого они могут научиться, как надо жить, чтобы не попасть на место мучений.

Богач признается, что братия его, подобно ему, глухи к Закону Божию, и что только необыкновенное явление умершего могло бы образумить их и заставить переменить образ жизни на лучший. На это Авраам возразил, что если они дошли до такого нравственного падения, что не слушаются голоса Божия, выраженного в Слове Божием, то всякие Другие уверения будут также напрасны. Неверующий, пораженный даже необычайностью явления умершего, потом все же начнет себе объяснять это явление как-нибудь иначе и снова останется таким же неверующим и неисправленным.

Что это так, видно из того, как упорно неверовавших иудеев нисколько не убеждали бесчисленные знамения и чудеса, кои совершал Господь Иисус Христос: они не уверовали даже, видя воскрешение Лазаря, помышляли даже убить его. Все дело в том, что сердце, испорченное грехом, упорно не желает верить в будущие муки, ожидающие грешников, и убедить его никакими чудесами в этом нельзя


Как это будет по-русски?

Вчера Замоскворецкий суд Москвы арестовал отца азербайджанца Шахина Аббасова, который зарезал 24-летнего москвича у подъезда дома на Краснодарской улице в столичном районе Люблино. Во время ...

Почему валят грустноарбатовцы?

Сразу с началом Россией силового сопротивления Западу, над приграничными тропами поднялась плотная пыль от топота Принципиальных ПораВалильщиков. В первых рядах, как обычно, пронеслась ...

О дефективных менеджерах на примере Куева

Кто о чём, а Роджерс – о дефективных менеджерах. Но сначала… Я не особо фанат бокса (вернее, совсем не фанат). Но даже моих скромных знаний достаточно, чтобы считать, что чемпионств...