Нововведение в редакторе. Вставка постов из Telegram

Тель-авидение все о Высоцком.Высоцкий переоценен: его забудут через 20 лет.

2 402


Талмуд запрещает хвалить неевреев.

Поэтому по тель-авидению уже 30 лет вы не услышите ни о русских поэтах - ни о русских писателях.

Ни времен СССР, ни сейчас.

Мнения:

Прощай, Высоцкий

Какое время на дворе – таков мессия. А если время изменилось?

Текст: Андрей Архангельский

Высоцкому – 70. На этой неделе опять будут вспоминать его песни, и традиционно главным, хотя бы и неявным тоном всех выступлений будет мысль, что Высоцкий до сих пор удивительно актуален: он как бы оставил нам целый свод этических норм, правил поведения «приличного человека», которые применимы и к нашей жизни.

Он действительно актуален – своей энергией, мощью, напором, поэтикой – но не этикой. Негласный кодекс чести советского интеллигента 70-х годов ХХ века, сформулированный Высоцким, сегодня устарел. Апеллировать к нему сегодня – это значит признаваться, что за 20 последних лет наше общество не выработало новых норм и категорий «приличного», представлений о хорошем и плохом.

«Вам, из другого поколения…»

«Позиция героя Высоцкого есть, однако, позиция человека инфантильного и безответственного, с сегодняшней точки зрения...»

Если поколение тех, кто родился в 60-е, можно назвать «книжными мальчиками», то нас, уродившихся в 70-е, – «песенными». Если прежнее поколение училось жить по фильмам и книгам, то мы – в силу технического прогресса – в первую очередь по песням (как сегодняшние 17-летние учатся жить по блогам).

Потому-то Высоцкий, как главный феномен песенной культуры СССР, был для нас фундаментом именно мировоззренческим, ценностным. Потом уже были и БГ, и «Дорз», и Цой – но вначале Высоцкий.

Не забывайте еще, что у Высоцкого только в 1985-м, уже после смерти, начали один за другим выходить большинство его песен (25 пластинок, всего около 200 песен – ранее официально не звучавших).

Впервые без купюр! Огромными тиражами, с гомоном залов, которых мы по возрасту не застали, – это было его полноценное второе рождение.

Одновременно и по телевизору: помните плохонькие кооперативные фильмы конца начала 90-х, про героев, борющихся с коррупцией, где так хорошо было захерачить под финал песню Высоцкого!

Типа, герой одинок, и только Высоцкому можно доверить сокровенные мысли – а больше некому.

Высоцкий имел на наше поколение, 1970–1976 годов рождения, воздействие, может быть, даже более сильное, чем на поколение своих сверстников.

Они относились к нему без придыхания, он был для них «Володя» – а для нас он был легендой, метеором, прерванным полетом. Сводом истин – на месте давно обесцененной идеологии.

Он давал ответы на вопросы, которые более всего и волнуют в молодости,когда еще нет собственного опыта, но есть чистота помыслов и желание «прожить не стыдно».

Его песни были ответом на вопрос «как вести себя в человеческих ситуациях» – ведь каждая вторая его песня ситуативна, она и является в краткой форме поучением.

Пример из жизни и вывод в конце: не стоит подходить к чужим столам! Или характеристикой человека: и не друг и не враг, а так! И я в свои 12 лет твердил вот это, главное, вершину всех заповедей: «Если в бой не вступил с подлецом, с палачом – значит, в жизни ты был ни при чем, ни при чем».

И именно так я и буду жить, решил я тогда. Вступать в бой с подлецами и палачами – иначе жизнь пройдет «ни при чем». Любить на разрыв – и жить на разрыв.

Это всё веду к тому, чтобы меня не заподозрили в нелюбви к Высоцкому – или подлом выяснении с ним отношений фрейдисткого толка. Мне жаль тех, кто в свое время не был подвержен его мощи, таланту, напору – как жаль сегодня тех, кто вовремя не сумел расстаться с его влиянием, чтобы жить самому, своим умом, в новое время.

Но уже в 90-е становилось понятно, что максимализм и простота его формул хороши, если только весь мир состоит только из героев и подлецов/палачей.

Как показал опыт, однако, большинство окружающих – не подлецы, не палачи, а попросту люди без затей, без четко выраженных черт и свойств. Большинство людей на свете – заметим – это и есть «не друг и не враг – а так».

А между тем Высоцкий – это всегда необходимость внятной, четкой этической маркировки человека! Которой, увы, большинство людей не поддаются.

Этот максимализм в оценке людей, талантом и напором Высоцкого в нас воспитанный – упрощенная картина мира, она несправедлива и непродуктивна.

Любое общество на 9/10 состоит из серых людей, и как жить среди серых – этого Высоцкий не объяснил.

Этическая позиция Высоцкого

Высоцкий ведь, как и все советские барды, каждой песней утверждает одну мысль: ребята, мы – ХОРОШИЕ

Мой учитель литературовед Вадим Перельмутер сказал как-то: «Высоцкий ведь, как и все советские барды, каждой песней утверждает одну мысль: ребята, мы – хорошие.

Ну да, бывает, ошибаемся, слабы – но в целом-то мы достойны уважения, нам есть за что себя уважать! И только у Галича позиция – противоположная: ребята, вы не можете уважать себя, потому что, как показал недавний опыт, с вами можно сделать все что угодно – например, стереть в лагерную пыль, и вы не пикнете».

Похожий конфликт был в 60-е между Варламом Шаламовым и Солженицыным: второй утверждал, что «и в лагере можно остаться человеком», а Шаламов – что лагерь убивает любого, независимо от его человеческих качеств.

Какая позиция из этих двух приятнее слушателю?

Понятно какая.

Потому-то такая огромная разница в чинопочитании Высоцкого и Галича – схожих в темах и героях, и по таланту – но с разной степенью веры в человека.

Высоцкий считается у нас нашим всем, «всеобщим Володей», а Галич у нас кем там считается?.. Ни премий Галича, ни фестивалей, ни звезд эстрады, поющих песни Галича.

Попробовали бы. (Впрочем, казалось, что и Высоцкого нельзя петь другим – но ведь поют.)

Этика Высоцкого, впрочем, не уникальна – она присуща всей почти советской культуре 60–70-х, включая даже и антисоветскую, как справедливо заметили еще Вайль и Генис («60-е. Мир советского человека»).

Главным этическим постулатом эпохи 60-х было: человек хороший – обстоятельства плохи. То есть читай: не в человеке зло, а в системе. В советской или не советской – неважно.

Таким образом, легко оправдывались любые предыдущие ужасы (например, сталинские). Не ты виноват, что бил во время допросов людей сапогами по яйцам – система виновата.

Зло существует как бы отдельно, в Другом, в виде фольклорных подлецов и негодяев – что в целом совпадает с общей парадигмой советского официального искусства (борьба с отдельными недостатками или отдельными негодяями).

Такая картина мира проста и удобна, но, увы, она не объясняет, условно говоря, уже ни ГУЛАГа, ни Освенцима. Она не объясняет склонности больших масс людей добровольно, в полном согласии с собой творить ужаснейшие ужасы.

Современная этика, хотя бы и постмодернистская, настаивает на том, что в каждом из людей зло и добро переплетены, неразделимы, граница почти незаметна, и главная борьба проистекает не между хорошими и плохими людьми – а между добром и злом в каждом из нас.

Это уже гораздо более сложное объяснение человека и мира, и более печальное, но более жизненное, практичное, что ли.

Мы почему-то забываем, что этика Высоцкого, как и его современников, могла возникнуть только в условиях определенной социально-экономической формации.

Постаревшие мальчики

На эту тему

Канонизация Высоцкого закончилась

Ключевые слова: кино, поэзия, театр

Сколько бы ни фрондировал герой Высоцкого – всегда помните, что он действует в обществе, где невозможно умереть от голода.

Советская формация вообще уникальна тем, что решила две фундаментальные материальные проблемы: относительно доступные еда и жилье. Не будем сейчас говорить об их качестве – но их минимум был гарантирован каждому.

Для героя Высоцкого, условно говоря, не было проблемы «что есть» и «где жить». Еще он был лишен страха потерять работу (то есть средства к существованию), и при этом у героя была масса – в сравнении с нами – свободного времени. Бесплатного времени – которое оплачивало государство, если так можно выразиться.

В таких экономических условиях (экономика – базис, культура – надстройка) и не мог не появиться в качестве привлекательного морально-этического образца этот тип советского фрондера, которого воспел Высоцкий.

Способного показать себя в критической ситуации – но лишенного способности к ежедневному усилию, к практике малого дела. Такой человек привык рисковать – и даже искать риска! – но трудиться постоянно и ежедневно не умеет, не способен.

Он только «в горах» и чувствует себя хорошо, в дальнем рейсе, на грани, на срыве – а в остальное время испытывает тоску и скуку.

Такое уникальное существование возможно было только при позднем советском социализме, чему так страстно завидовали западные интеллектуалы, и совершенно противоположно нынешнему времени, где наиболее востребованными качествами человека являются как раз «бесперебойность и серийность» (Бодрийяр).

В обществе, где свободного времени в избытке, ответственности минимум, акоридор социальных возможностей ограничен идеологией, жизнь в режиме Ожидания Поступка, Подготовки к Поступку – и есть наиболее комфортный способ духовного существования.

Всякий советский человек по-настоящему только и мог проявиться в Поступке: гений Высоцкого в том, что он облек эту идею в максимально доступную и привлекательную форму.

Позиция героя Высоцкого – человека Поступка – есть, однако, позиция человека инфантильного и безответственного, с сегодняшней точки зрения.

Высоцкий – это гимн спонтанному существованию, в режиме всплесков, озарений, пульсаций – то, что мог позволить себе только советский человек! Мог! И чего никак не может позволить себе человек сегодняшний.

Потому Высоцкий любим и будет любим у нас! Потому что это существование в режиме рывка, постоянной подготовки к поступку – оно очень удобно для оправдания собственной лени.

Это когда жена кричит «Шкаф почини! Лампочку вкрути! Пятый месяц прошу!» – а муж ей в ответ: «Лучччччше горрррр могут быть толллько горррры!» – берет рюкзак и адье. Потому что только в горах жизнь, так его научил В.С., а всё остальное – рябь, тлен, пустое.

Таких «высоцких мужичков» – тех, кто так и остались до сих пор в этом семидесятском идеализме жить, – я до сих пор встречаю среди людей постарше.

Высоцкий – это гимн спонтанному существованию, в режиме всплесков, озарений, пульсаций – то, что мог позволить себе только советский человек!

Эти бородатые, с каэспэшным душком, сорокалетние певуны и ревуны, как правило, нигде не работающие (ну, а как? Ведь западло работать, когда кругом одни подлецы и палачи – а при таком отношении трудно найти работу), а оттого сидящие на шее у своих жен и матерей и похваляющиеся этим своим бездельем. А это и есть остановка в развитии, это и есть катастрофическое неуспевание за временем, нечувствование его.

И оттого нам слышен яростный скрежет несочетаемых деталей: мировоззрения Высоцкого, примененного к другому времени и другой картине мира.

Но как же иначе? Ведь их Высоцкий учил брать только высшие вершины – а на работе, в быту, в повседневности «вершины» пониже и пожиже. А когда они напиваются – обязательно лезут с советами.

Они, мать их ети, учить меня начинают, как жить – меня, без чьей-либо помощи зарабатывающего честным трудом сумму, на которую сегодня не стыдно жить в Москве представителю среднего класса. В чем суть их учения?

«А я вот не работаю, не унижаюсь. Потому что презираю эту систему. Ни в коем случае нельзя предавать себя! Сегодня продашь палец, завтра – руку. Ни у кого ничего не проси, мне ни от кого не нужно. Таскать мешки честнее». И т.д.

Вот они – материальные воплощения героев Высоцкого в жизни – совершенно неприспособленные к ней, находящиеся в дремучести советских представлений о какой-то исключительной честности физического труда, оперирующие понятием «предательство» как универсальным…

Вообще, если поискать аналогий героям Высоцкого среди русской литературы – то это в первую очередь, конечно же, герои Достоевского.

Герой Высоцкого – вне Поступка – это все то же самоупоение от собственной слабости и – обязательно – самолюбование, упивание своим безволием («Гибельный восторг!») – что так хорошо выражено, например, в «Записках из подполья».

Той же романтической бескомпромиссностью и в то же время упоением от собственной слабости заряжены и герои Высоцкого (перефразируя Достоевского: «Весь мир гори огнем – а мне лишь бы совершить Поступок») – лишь бы отстоять свою честь, свои принципы, свои горы.

Этот мачизм, этот героизм эгоиста в современной жизни просто неприменимы – в мире, где так ценится игра по правилам, с легким их нарушением, балансированием на грани.

В Высоцком есть один потрясающий парадокс: при всей склонности его героя к бескомпромиссности – филигранное, доведенное до блеска умение пользоваться эзоповым языком.

Высоцкий сделал этот язык эстетически привлекательным и этически приемлемым для большинства. Благодаря его таланту выросло целое поколение, ценящих в себе и в других эту способность понимать намеки и недоговорки, подмигивания – но, увы, как показывает опыт, совершенно неспособных сегодня говорить и писать правду.

Эзопов язык – тот единственный компромисс, который возможен между бесноватой цензурой и живыми людьми, для современного общества является шагом назад.

Зачем пользоваться каретой, когда есть автомобиль? Недаром поколение 20-летних просто не понимает, зачем петь про жирафов или планету Тау Кита, а на самом деле иметь в виду каких-то людей или ситуации?

Свобода слова – это еще и свобода говорить прямо. В мире, где слова используются не для того, чтобы скрыть смысл, а напротив, чтобы его подчеркнуть, обозначить – нет смысла прибегать к недомолвкам.

А значит, опыт эзопова языка, культура недоговорок, намеков и умолчаний, которой мы до сих пор так восторгаемся, сегодня теряет всякий смысл.

И что же, спросят, забудем Высоцкого, сбросим с парохода – с его же максималистской яростью?

Ни в коем случае. Однако продолжать поверять, мерить Высоцким нашу нынешнюю жизнь сегодня невозможно. Скажем больше: неразумно и ждать нового Высоцкого.

Прежде каждые примерно 20 лет появлялся гуру, который все объяснял – как жить, как вести себя: Окуджава, Высоцкий, Гребенщиков; и вот прошло уже и 20, и 30 лет – а нового гуру нет.

Судя по всему, уже и не будет – так сложнее, но, кажется, интереснее

----------------------------

Георгий Джеджея – об устаревшем музыканте, которого почему-то принято любить.

Вряд ли на этот текст кто-то обидится лично. Тот, кого он мог бы задеть на самом деле, увидит его только в одном случае: если ты покажешь его бате. Потому что никому кроме твоего бати до Высоцкого уже нет дела.

По данным Яндекс.Музыки, Высоцкого добавили в плейлисты 38 тысяч раз. Неплохо, но не так впечатляет, если сравнить это с 633 009 лайками у Ленинграда. Хорошо, Шнуров сейчас на пике славы, сравнение не очень честное. Что же, сделаем честнее. У Led Zeppelin их 152 868.

Англоязычная группа, которая существовала в одно время с Высоцким, у нынешнего поколения вызывает почти в пять раз больший интерес. Объяснение этому простое: нынешнее поколение всего-навсего более разборчиво во вкусах.

Высоцкий – средний певец

Он вывозил надрывом и харизмой. У мужика был стиль, но едва ли он был неповторимым. Его хриплый баритон и манеру петь похоже воспроизводил тот же Шнуров:

Когда пишут, что у Высоцкого на самом деле был сильный голос, и сравнивают его 2,5 октавы с 2 октавами Шаляпина, становится смешно. Вряд ли Шнуров споёт так же:

У Высоцкого был театральный голос, не певческий. Попробуйте, закрыв рот, промычать какой-нибудь мотив из его песни. Вы быстро поймёте, что выглядите по-идиотски. Как и попытки людей приписать ему певческий дар.

Кстати, Грирорий Лепс вытягивает 4 октавы. Тот ещё бенчмарк.

Высоцкий – скучный поэт

Трудно подобрать такой эпитет к его творчеству, на который нельзя было бы ответить “просто ты не понимаешь его поэзии”. Поэтому выбрал “скучный” как самый обидный.

В этом месте твой батя скажет “с ним всё ясно”, но даже русский рок 90-х и рэп 10-х структурнее, вариативнее и смелее. Даже. То есть и это, мягко говоря, не потолок.

Мирон Фёдоров:

Из точки А в точку Б вышел юноша бледный со взором горящим.

По дороге слегка располнел, пропил доспехи, женился на прачке.

Таков каждый второй тут, их рой тут, отряд не заметит потери бойца.

А я жизни учился у мертвых, как принц датский у тени отца.

Владмир Высоцкий:

Граждане! Зачем толкаетесь,

На скандал и ссору нарываетесь?-

Сесть хотите? Дальняя дорога?..

Я вам уступлю, ради Бога!

Граждане, даже пьяные!

Все мы – пассажиры постоянные,

Все живем, билеты отрываем,

Все по жизни едем трамваем…

В текстах Высоцкого вы не найдете ничего кроме самого Высоцкого. Ни игры слов, ни игры с ритмом, ни сложных рифм. Его язык – язык примитивных метафор. И он запросто достижим. Смотрите:

Я – осенний лист

Меня оторвало от веток

Путь мой тернист

И лишь в памяти лето

Две минуты. Ничего сложного.

Я геолог, а среди геологов старшего поколения Высоцкий чрезвычайно популярен. И это ад, когда кто-то с хитрым прищуром начинает его цитировать.

— Досадно попугаем жить, гадюкой с длинным веком… Не лучше ли при жизни быть приличным человеком?!

— Фантастика. Сам придумал?

— Пьяных нет! И трезвых мало…

— Слова гения.

Мне иногда кажется, что глубокий смысл его высказываниям приписывается нарочно, чтобы оправдать собственный вкус. Это дурная манера: нравится – и ради бога, незачем оправдываться. Но признайте, без Высоцкого его же тексты звучат никак, они не самодостаточны. А его харизму я уже отметил.

Высоцкий – средний актёр

Или нет. Я в этом не разбираюсь, этому надо отдельно учиться. Но могу судить о его успехах в кино по сухой статистике. Судя по тому, что снялся он в 25 фильмах, а широко известна лишь одна его работа, успехи средние.

Вдобавок Джигарханян, который снимался с Высоцким в фильме «Место встречи изменить нельзя», неоднократно говорил, что Высоцкий актёр плохой. Но, возможно, у волка из мультика “Жил-был пёс” к нему что-то личное.

Высоцкого не гнобила Советская власть

Мне всегда было смешно, когда мои сверстники в детском лагере садились у костра и со сложными лицами пели про Афганистан под гитару. Потому что когда закончился Афганистан, нам было по -1 году.

Так же воспринимается и образ Высоцкого, когда узнаёшь, что он не служил в армии, никогда не работал на заводе и не сидел в тюрьме, хотя любил на это намекать. Он жил не как все. Например, в 1976 он купил подержанный Мерседес, который стал вторым Мерседесом в Москве. Первый был у Брежнева.

Сколько стоит твой концерт?

Ну косарь-косарик-то я имею

И сколько концертов в месяц?

Оговорился ты брат. В день по два-три бывает.

Опять Шнуров. Когда-то он пел про питерские подворотни и ему верили, а сейчас он всех бесит. Высоцкий же никогда и не был частью подворотен, не был правдорубом и диссидентом, но ему верили всё равно. Потому что больше некому.

На фоне конъюктурного говна, которое подавалось как искусство 40 лет назад, он действительно смотрелся смелее остальных. А когда он умер, его слава застыла и обожествилась. Магия смерти.

Если вы прочитаете статью в Вики про Высоцкого, то увидите там фразы вроде “акцентированная социально-нравственная позициия автора”. Но те, кто потратил хотя бы час на изучение его биографии, вряд ли сочли бы такое описание уместным. Тем удивительнее, что оно так распространено.

Раздражает даже не сам Владимир Семёнович, а его культ. В конце концов, он жил как живётся, и, похоже, реально сочувствовал своему лирическому герою. Но тех, кто помнит дату его рождения (а их миллионы), хочется спросить: вы знаете, когда родился Толстой? Лермонтов? Чайковский? Почему Высоцкий для вас так важен?

Мне правда это интересно, потому что Высоцкого часто слушают приличные люди. О многих явлениях можно судить по публике, которая эти явления одобряет. Дом-2 ведь нормальные люди не смотрят. А Высоцкого нормальные люди любят. И это удивительно.

Высоцкий – герой лишь своего поколения

Такой простой искренний мужик в свитере, с гитарой и под опиатами. Какая разница кем он был, важно, о чём он пел.

Нет. Уже не важно.

Лет 15 назад родители везли меня в школу. Владимир Соловьёв в эфире “Серебряного дождя” в излюбленной хамской манере доказывал слушателям, что Пушкин в XXI веке уже не актуален. Так я уже в 13 понял, что Соловьёв идиот.

И Пушкин актуален. И Грибоедов, и Лермонтов. Написанное в “Капитанской дочке”, “Горе от ума”, в “Герое нашего времени” близко и тем, кто живёт в 2018-м. Высоцкий же пел о бытовухе и устарел вместе с носителями, на которых звучал.

Время всё расставит по своим местам. Наверное, это лучший способ закончить текст – ведь фраза про время настолько же плоская, насколько плоским было творчество самого Высоцкого.

P.S. Тому, кто заикнётся про поколение ЕГЭ – отдельный привет от Кашпировского. Ступай заряжать воду от телевизора. И да, мой дед, которому ты в сыновья годишься, Высоцкого тоже не выносил

Эрик Лобах

Мы тут вот много обсуждали - http://eriklobakh.livejournal.com/1568243.html (я говорю про комментарии, предлагаю по кругу сам пост не обсуждать) - и мне интересно ваше мнение.

А вот не поднадоел ли вам Высоцкий в принципе как певец?

Поясню свою мысль. Я его все 90-е и 10-е 2000-х просто обожал и часто слушал. Регулярно. (ранее - я просто маленьким был, поэтому говорю сугубо про эти десятилетия).

Но вот сейчас он мне просто надоел и кажется не интересным.

Не потому что "устарел". Клавдия Шульженко в некотором роде тоже "устарела", наверное, - но для меня она "звезда" вечная. Не вижу - чтоб со временем она могла бы "устареть".

А вот Высоцкий, на мой взгляд, - именно что "устарел" окончательно. Не пафос и накал содержания его текстов, - это ерунда. Гоголевский юмор, полагаю, - в прикладном смысле тоже устарел, но всё-равно смешно. Я уж молчу о других писателях, которые пережили много веков.

Нет, тут как-то "дух" его творчества устарел, на мой взгляд. Вот Зыкина - вечна, Шульженко - тоже; даже Вертинский в своей "области". Шаляпин, конечно.

А Высоцкий стал скучен. Лично мне.

Не знаю - это только у меня? Мне кажется - он не вечен как артист, в отлич. от упомянутых. Да, прекрасен, - но только для одного времени, не "универсален" в хорошем смысле этого слова.

Иное дело - может наступят через сто лет схожие времена - и его опять "откроют" - и он будет актуален и интересен. Но сейчас - нет. Просто скучен и надоел. Ну вот Шульженко или Шаляпина в записях - как слушал, так и слушаю - и уверен, что и буду всю жизнь. А Высоцкого - только в виде ностальгии, и не часто.

Или я не прав? Вот на ваш взгляд - как?


Израиль против всех, все против Израиля

Первый зампостпреда РФ при ООН Дмитрий Полянский отчитался в телеграм-канале: «Совет Безопасности ООН проголосовал по членству Палестины в ООН: 12 — за; 2 — воздержались (Велико...

Обсудить
  • Вообще-то Высоцкий был евреем, печально, что автор сего не знает.
  • Да нет, всё не так, ребята. Высоцкий актуален до сих пор. И, судя по всему, будет актуален еще очень долго. Ничего в России не меняется, и люди тоже. Карма, однако... И он - более русский , чем пишущие тут о его корнях. А по большому счету, не нравится- не слушай. Кому-апельсин, кому-свиной хрящик.