Нововведение в редакторе. Вставка видео с Rutube и VK

Какая судьба ждала римских солдат казнивших Христа?

5 484

SPQR | Древний Рим и Древний Мир

Одним из видов смертной казни по законам древнего Рима было распятие. Оно считалось одной из самых позорных казней, и римских граждан на неё заведомо не осуждали. Если вспомнить историю христианства, то апостола Павла, имевшего римское гражданство, казнили мечом, отрубив ему голову. В самом худшем случае, за особо тяжкие преступления, вроде предательства, римлянина могли сбросить с Тарпейской скалы, но ни в коем случае не распять.

Для кого же в таком случае у древних римлян предназначалась казнь через распятие? В первую очередь для рабов. При распятии казнимый ещё некоторое время остаётся живым и в сознании, испытывая при этом жестокие муки. Поэтому казнь получается весьма наглядной, демонстрируя всем зрителям, что бывает с нарушителями закона. Распинали также разбойников и прочих преступников из числа не-граждан Рима. В далёкой и весьма немирной провинции Иудея в правление там Понтия Пилата римлянами был распят на кресте некий бродячий проповедник. Кто принимал участие в этой казни, и что стало с этими людьми в дальнейшем?

Надо сказать, что в подобных провинциальных гарнизонах коренных римлян было очень мало. Разумеется, в Иудею могли перебросить целый легион (и во время масштабного мятежа римляне так и делали), но обычно когорты и центурии в подобных местах состояли из жителей периферии Римской империи. К примеру, иберийцев. Но тоже римских граждан — не-римлянин мог служить лишь в пехотной ауксилии или кавалерийской але, то бишь в союзнических частях.

Римляне поднимают крест с Иисусом. 

В провинции всегда было немало людей каким-то образом ставших римскими гражданами (вольноотпущенники, отслужившие 30 лет римские союзники и т.д.). Жизнь в столице для них была слишком дорогой, вот они и селились на своей исторической родине, где римское гражданство давало им множество привилегий. Их дети получали римское гражданство по праву наследования и формально имели право на любую должность. Но карьеру им сделать было сложно, поскольку все сколько-нибудь почётные и прибыльные места обычно занимали дети патрициев и прочей знати. Выходцу из далёкой провинции мало что светило, кроме армейской службы.

Римский солдат охраняет место казни. Картина современного художника.

Римский солдат охраняет место казни. Картина современного художника.

Существует предание, что одним из таких военных в римской части, расквартированной возле Иерусалима, был легионер родом с Кавказа, которого звали Элиоз. Вообще-то это чисто еврейское имя, а местного, тем более ортодоксального иудея (раз он не взял себе греческое имя, как делали менее религиозные евреи), в легион заведомо не взяли бы. Но возможно, это и не имя вовсе, а прозвище? Или же, местные евреи так произносили его имя, выговорить которое они не могли? История об этом умалчивает.

Хитон Иисуса, хранящийся в Трирском кафедральном соборе Святого Петра.

Считается, что этот самый Элиоз был одним из римских солдат, принимавших участие в дележе вещей казнимого Иисуса. По обычаю, им должна была достаться одежда этого человека. Но разделить на части бесшовный хитон, как это сделали с ризой (длинным плащом), было затруднительно. Подобный хитон, скроенный из цельного куска материи, стоил намного дороже именно в целом виде. Поэтому его прямо здесь, под крестом, разыграли в кости. Победил и забрал хитон Иисуса себе тот самый Элиоз. Впоследствии он увёз его на историческую родину и подарил своей сестре Сидонии.

Собор Светицховели в наши дни.

В центре грузинского города Мцхета возвышается кафедральный собор Светицховели. С ним связана легенда о Сидонии, которую похоронили вместе с тем самым хитоном. На её могиле вырос огромный кедр. Святая Нино в IV веке н.э. уговорила местного царя Мириана построить на месте захоронения хитона Иисуса храм. Кедр срубили и распилили его ствол на семь частей, которые стали основанием деревянного храма. Каменное здание на том же месте было воздвигнуто в начале XI века.

Наконечник копья Лонгина из Сокровищницы Габсбургов в Вене.

Но намного более известен другой древнеримский легионер, также принимавший участие в казни Христа. Он ткнул распятого Иисуса копьём, чтобы убедиться в его смерти. Считается, что этот легионер был тем самым центурионом Лонгином, который приходил к Иисусу с просьбой исцелить его слугу. 

Впоследствии Лонгин сам уверовал в Христа и проповедовал его учение в Каппадокии (местность в Малой Азии на территории современной Турции), где и был за это казнён. Наконечник копья Лонгина, которым было пронзено тело Иисуса, является одной из самых значимых христианских святынь.

© Булат Мамлиев


Международное право, в примерах

Я сейчас вам урок международного права даду. «Даду, даду»(с) В примерах за последние 30 лет. Вторжение в Сомали. Американцы вторглись в 1992 году под предлогом «борьбы с голо...

"Отрицательный резус" После сноса укробазы ищут странных доноров
  • pretty
  • Вчера 15:08
  • В топе

Автор:  АМАРАНТ"Еврейская кровь?" Черниговское подполье сдало тайный отель с офицерьем и наемниками. Располага - на военном сленге означает "расположение роты". Сейчас сие трактован...

Мудрая речь: Токаев объяснил казахам, что будет, если попробовать вытеснить русский язык и всё русское из Казахстана

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. Токаев, без преувеличения, произнёс одну из самых важных речей в своей карьере (видео https://t.me/geopolitika_civilizacii/14513 ). "Что каса...

Обсудить
  • Христос насильственно изгонял торгующих из дома своего Отца. Не означает ли это, что он подавал пример революционерам?