Сага о потребителях информации. Часть I

5 2312

Наверняка вы будете шокированы известием о том, что в большинстве своём нет абсолютно никакой разницы между познавательным и развлекательным контентом.

Нет разницы между теми, кто прётся от деградационного юморно́го видео и теми, кто «делает мир лучше», критикуя и разоблачая первых. И «Научи хорошему» с «Познавательным ТВ», и моргенштерны с элджеями делают одну и ту же работу. И во многом причина в том, что сами потребители их контента решительно ничем друг от друга не отличаются. Обе категории потребителей страдают одной и той же проблемой, только проживают её в разной форме, но с одинаковым содержанием.

Вы готовы насладиться этим разоблачением века? Да-да, и этот текстовый сериал также носит исключительно развлекательный характер, у меня нет иллюзий относительно того, что он кого-либо чему-либо научит. Большинство просто съедят текст, усладятся осознанием своей причастности к высоким и содержательным сферам бытия, а затем пойдут листать дальше, насыщая ментальное чрево другими интеллектуальными иллюзиями о самом себе и этом мире.

Данный текстовый сериал не преследует своей целью кого-то обидеть или оскорбить. Я просто решил выразить своё искренне мнение о так называемых «потребителях информации», которые составляют основную целевую аудиторию для авторов познавательного контента. Делается это для того, чтобы... хотел по привычке написать: «Чтобы помочь людям увидеть свою проблему, осознать её и задуматься», но нет, больше я таких целей не ставлю. Почти никому из потребителей не нужна помощь в развитии и у них нет целей как-то расти и развиваться. Я написал это чтобы поржать над ними и вместе с ними.

Начнём!

Сегодня слово «потребитель» часто используется в негативном свете, чтобы подчеркнуть склонность человека к паразитарному образу жизни. Думаю, читатель не нуждается в каких-то специальных пояснениях относительно порочности потребительской логики и потребительского отношения к жизни в целом. Поэтому перейду сразу к делу. Слово «потребитель» может также использоваться для выражения отношения человека к полезной и познавательной информации интеллектуального характера, которая призвана менять людей и мир вокруг них. Именно об этом и пойдёт речь.

Я довольно давно занимаюсь мировоззренческими вопросами и много времени уделяю поиску способов объяснения ответов на жизненные вопросы разных людей, с которыми общаюсь. В нашем обществе такую работу принято называть словом «просветительская», однако я теперь не люблю громких и пафосных слов в свой адрес, в том числе и потому, что их зачастую наделяют самым разным смыслом. Называйте это просто «разговоры о жизни» или «обмен опытом».

Так вот, я заметил одну особенность: большинство (но не все) из моих собеседников общаются со мной не потому, что они действительно стремятся изменить себя в лучшую сторону, а потому, что им нравится потреблять информацию, которую я оглашаю. Они выхватывают то, что укладывается в их представления, получают удовольствие от того, что отражение неких умных мыслей они отыскали в себе (это же приятно, причислять себя к умным) — и проходили дальше, когда насыщались подобными мыслями, уходили в поисках другого источника ещё не испробованной на вкус информации, чего-нибудь «новенького».

Это напоминает чтение популярной развлекательной литературы, просмотр развлекательных каналов и прочего интересного для большинства людей контента, не предполагающего его использования в дальнейшей жизни, а лишь помогающего просто приятно провести время. Мотивы, которые движут такими моими собеседниками, и мотивы, которые движут любителями развлекательных сериалов по СТС, абсолютно одинаковы.

И, к сожалению, это не шутка. Хотя… почему к сожалению? Много лет назад, когда я открыл для себя эту проблему, я и правда сожалел о таком положении дел, а сейчас понял, что так и должно быть. Это даже хорошо, что всё устроено именно таким образом. В конце этого цикла я изложу своё мнение и на этот счёт. А сейчас — о сути проблемы как её вижу лично я, с позиции именно своего «просветительского» творчества.

Итак, читатель не ослышался: большинством людей, которые любят хорошие полезные группы вроде «Научи хорошему 2.0», «Возрождение нравственности», «Общее дело» (тысячи их) и большинством из тех, кого критикуют в этих группах движут одни и те же потребительские мотивы — и те, и другие просто потребляют информацию, потому что им это нравится. Одним нравится курить, бухать и ржать, а другим — чувствовать себя не такими как первые. Первые упарываются деградационным контентом, а вторые — критикой первых, что также является аналогичной формой деградации и способом приятной прокрастинации. Первые ощущают единство своей тусовки и проживают действительно важные для них эмоции, отвлекающие от неприятной бытовой / учебной / взрослой сферы, а вторые точно также находят ощущение причастности к чему-то более важному, высокому, более значимому, чем их серая, унылая и никчёмная «взрослая» и «осознанная» жизнь. Им нравится думать, что они «меняют» что-то в этом мире одним только чтением познавательных ресурсов, одним только формальным статусом причастности к этим коллективам таких же потребителей, не делая при этом и малую часть того, что им следовало бы делать.

Я выразил своё мнение, и читатель может со мной не соглашаться, если ему так хочется, но за меня красноречиво говорит реальная практика. За полтора десятилетия я принял участие или наблюдал за десятками сообществ, которые так или иначе выступали за совершенствование мира.

Каждый коллектив действовал в своей нише: от научной до эзотерической, я не буду перечислять всё, в чём участвовал на своём пути. Скажу только один вывод: ни один из них не смог решить ни одной практически-полезной задачи, от которой был бы реальный смысл. Причины этих неудач заложены в самих концепциях, на которые опирались такие сообщества и в самой парадигме нашей цивилизации, и я буду раскрывать их смысл в другой серии статей под названием «Клубы неудачников», она появится здесь позже. Сейчас мне важно другое: периферия этих сообществ, то есть поклонники, наблюдатели, сочувствующие и воздыхающие по поводу деятельности любимого «клуба».

Если дочитаете серию этих статей до конца, то, думаю, вам будут ясны предпосылки моих неутешительных заключений: почти вся эта периферия — тусовка деградирующих обывателей, ничем абсолютно не отличающаяся от тех, кого они осуждают, критикуют и обсуждают в своих любимых пабликах, на кухне, на скамейках у подъезда и в «чатах единомышленников». Они не отличаются от тех, о ком иногда пишут статьи и которых пытаются воспитывать «своим примером». Ничего не получается, потому что и не должно получаться! Нет такой задачи, цели, нет даже желания действительно что-то изменить.

Начнём мы, пожалуй, с классификации потребительского сообщества. За полтора десятилетия я пропустил через свою жизнь тысячи потребителей познавательного контента и увидел, что логика их поведения практически одинакова, а некоторые характерные отличия позволяют разбить всех потребителей на небольшое число групп, представленных ниже.

Поскольку многие читатели часто обижаются на авторов подобных текстов, считая, что таким способом писатель самоутверждается на фоне остальных и считает себя выше других, сразу признаюсь, что у меня тоже имеются описанные недостатки из каждой группы. Так что не нужно писать в комментариях упрёки типа: «Автор забыл отнести себя к такой-то группе». Не забыл, потому что многие вещи здесь списаны как раз с меня, но в разные годы. Я прошёл почти через все эти группы (кроме одной), многие по нескольку раз и вероятнее всего, что путешествие это ещё даже не закончилось. Ну, поехали :)

Обыватель

Это самый распространённый вид потребителя информации — человек, обладающий обыденным сознанием. Такие люди не дают о себе никакой обратной связи кроме быть может анонимных «лайков» и «дизлайков», а также в минуты особого экстаза от съеденного текста могут написать в комментариях «Спасибо!» или что-то вроде того. Эти люди не делают ничего из того, что им следовало бы после поглощения контента. Их главная цель — получать удовольствие от чтения приятного для них материала и ощущения своей исключительности и причастности к чему-то полезному. Обывателям важно знать, что мир меняет кто-то другой, что самим можно расслабиться и наблюдать за борьбой светлых и тёмных сил. «О! МВД покрывает деятельность какого-нибудь деградирующего и матерящегося на сцене рэпера!» — Годнота! «На ТНТ в сериал для детей вставили порнуху», — вот это да! Очень интересно чем же завершится обращение группы «Научи Хорошему» в администрацию президента! — Подписываюсь, чтобы наблюдать.

В некоторых ситуациях обыватель может поделиться ссылкой, правда в большинстве случаев вреда от этого гораздо больше, чем пользы, потому что как только происходит нестандартное из ряда вон выходящее событие, они тут же тиражируют его на всю страну своими репостами и подогревают тему массовым обсуждением / осуждением каких-нибудь негодяев, которые на самом деле только этого и ждут. Популярность и последующая из неё выгода разных беспредельщиков основана именно на этом свойстве обывателя: желании смаковать некую ситуацию с себе подобными, осуждать кого-нибудь или оказаться хотя бы косвенно причастным к известности людей путём распространения информации о них. В их кругу считается, что если дал интересную ссылку, то сам становишься интересным… на какое-то время.

Основная позиция обывателя такова: «моя хата с краю, ничего не знаю», «я человек маленький, от меня ничего не зависит» и «политика — грязное дело». Данный набор защитных тезисов позволяет им комфортно потреблять годный контент и оставаться никому и ничего не должными. Эти же тезисы позволяют откреститься от любых предложений заняться чем-то серьёзным, но они сопровождаются дополнением о нехватке времени, об усталости, о недостатке финансов и т. д. Однако, когда речь заходит о собственных удовольствиях, все это у обывателя тут же появляется.

Неудачник

Когда обыватель вырастает из пассивного диванного потребителя, он хочет и сам сделать что-то, на что будут пялиться другие обыватели и за что будут ставить ему «лайки». В результате некоторых усилий, выполненных по принципу «и так сойдёт», на свет рождается уже сразу мёртвый проект. Неудачник уверен, что его потуги должны обязательно оценить такие же как он, уже полностью прозревшие люди, обладающие (в отличие от обывателей) целостным представлением о мире, основанном на огромном количестве потреблённого контента, распространяемого обывателями в силу его развлекательного характера.

Имея ум, заточенный на развлекательное содержание, неудачник создает этакого клоуна-франкенштейна, единственно-правильную концепцию, призванную исправить таких, каким был он и наставить их на путь истинный. Трое его читателей будут поддерживать клоунаду одобрительными высказываниями типа «Давай, давай, ты в отличие от других хотя бы пытаешься, а эти только пялятся в ящик…», а сам неудачник будет шататься из одной популярной группы в другую, из одного форума в другой, рекламируя свои старания.

Разумеется, будучи везде посланным по известному адресу, неудачник только усилит натиск на быдло, заполонившее интернет и не умеющее ничего кроме как ржать и смотреть порнуху. Поток критики и осуждения в его статьях усилится, а уровень показной праведности перейдёт мыслимые диапазоны.

Из к/ф «Брюс Всемогущий», 2003

Возможно, у него появится очередная классификация людей по степени близости к тому окончательному пониманию природы вещей, которой достиг сам неудачник. Затем после сочинения какой-нибудь удивительной истории своего прозрения и тайного посвящения в голубые монахи ордена секретного хренсгорыкинского монастыря, клоун-франкенштейн всё же сможет проскочить в широкий эфир и повеселить публику, а подчас даже и собрать некоторое количество одобрительных оценок, типа: «Надо же, вот человек молодец, не то что быдло всякое… А вы знаете, что вышла очередная шарада от The Economist? Нам нужно первыми показать всем, что мы в теме и разгадали скрытый смысл послания. Там есть надпись 15.03 в сером квадратике, так вот, знающие люди из инсайдеров подсказали мне, что это дата! Однозначно что-то будет, нужно всех предупредить, а то ведь они ещё не в курсе и могут не догадаться. Напишите об этом у себя в блоге, да не забудьте указать и моё авторство!».

Увидев этот комментарий, наш неудачник понимает, что отыскал единомышленника и предлагает ему вступить в своё ещё непопулярное движение с целью нести истину вместе. В качестве подтверждения искренности своего предложения он разгадывает ещё один, как ему кажется, тайный ребус, и делится этим знанием со своим новым другом. И вот, теперь у нас уже два неудачника, которые через некоторое время всё равно что-нибудь не поделят, произойдёт раскол «священного ордена», в результате чего появятся его истинные приверженцы и деградировавшие еретики-отступники.

Впрочем, значительная часть неудачников не достигают такого уровня известности и наглости, а потому не продвигаются дальше собственного блога или малочисленной группы, состоящей из оффлайн-друзей и бывших (а чаще даже нынешних) одноклассников. Скудные записи или иные публикации лайкаются только из вежливости. А потом всё просто затихает. Неудачник понимает, что от него действительно ничего не зависит, что выполненная его собственными руками плюшевая свинья-игрушка никому неинтересна даже если её украсить бисером (это же слишком сложный для плебса скрытый смысл, как думает неудачник), что свежая для него фото-шутка потеряла актуальность много лет назад, а потому нафиг всё это. Ресурс закрывается, а неудачник превращается снова в обывателя.

Посмертное «Мир несправедлив, я приложил все усилия, но бла-бла-бла, а потому блог закрывается, так как человечество не достойно моих знаний» навечно остаётся невидимым укором в преданных крестообразных глазах дохлой аватарки вконтактике. Но может быть хоть кто-то увидит это «самоубийство» и выразит сочувствие? Может быть кто-нибудь пожалеет? Нет, почта молчит, телефон ты выключил чтобы не мешали страдать. Всем пофиг, поверь, лучше включи телефон и позвони своей бывшей, в этом бесполезном акте больше смысла, чем во всей твоей деятельности.

Впрочем, бывает и другой финал: вместо умерщвления и без того дохлого франкенштейна проект переходит в фазу медленного страдания. Он страдает из года в год о неразумности обывателей и ждёт, когда кто-нибудь это оценит и присоединится к этим страданиям.

Продолжение следует.

«Меня все равно отпустят». Вся правда о суде над Шахином Аббасовым, которого обвиняют в убийстве русского байкера

Автор: Дмитрий ГоринВ понедельник 22 апреля решался вопрос об избрании меры пресечения для уроженца Азербайджана Шахина Аббасова, которого обвиняют в убийстве 24-летнего Кирилла Ковалев...

Российско-китайские отношения и "иксперды"

Ща по рюмочке и пойдём, ты мне будешь ножи в спину вставлять Ремарка для затравки. Я очень уважаю Анну Шафран, особенно после её выступления на прошлогодней конференции по информационной безопаснос...

«Шанс на спасение»: зачем Украина атакует атомную электростанцию

Политолог, историк, публицист и бывший украинский дипломат Ростислав Ищенко, отвечая на вопросы читателей «Военного дела», прокомментировал ситуацию вокруг украинских обстрелов Запорожс...

Обсудить
  • всё хорошо. только слово "ПРОМО" тебя выдает. хорошие слова в продвижении за бабки не нуждаются. получается, что это кому-то нужно. а кому нужно, что-бы люди смотрели всё подряд, бухали всё подряд - тому, кто хочет впаривать людям фуфло под вкусным соусом "просто посмеяться"
    • alex11
    • 17 октября 2021 г. 22:09
    Да, все - гавно И автор тоже :satisfied: Ты это хотел сказать?
    • alex11
    • 17 октября 2021 г. 22:21
    автор ты реально думаешь, что какой-нибудь распиаренный пропагандист "блядства, бухла и бабла" равен какому-нибудь скромному учителю воспитывающему в детях "разумое, доброе, вечное" ???
  • Вот так вот и разводят антимонию, если кто не знает. А ларчик просто открывается. Инстинкт познания окружающего мира заставляет всех, и умных и дураков, глазеть по сторонам в целях удовлетворения этого инстинкта. Удовлетворение этого инстинкта сопровождается благостными ощущениями, коими аппарат управления организмом вознаграждает познавателя вселенной. В кровь и умного и дурака впрыскивается одинаковый гормон *счастья* в награду за умственные усилия. Это всё. И такую статью большую писать не надо было. . Грибы.