Книги, кино и всё остальное... Часть вторая

0 134

Книги, кино и всё остальное... Часть вторая
(заметки на полях Интернета)

***

Про художников-иллюстраторов

Однажды сижу в редакции за компьютером. Работаю сосредоточенно. Надо к концу дня сдать работу. Если нет аврального режима, то с удовольствием пью чай в соседней комнате главреда и слушаю рассказы новеньких. Новенькие пачками приходят в редакцию. Одни в надежде получить работу на постоянной основе, другие – поработать по договору. Художники, поэты, дизайнеры, методисты-авторы… У каждого припасена интересная история о своей жизни. А мы с удовольствием слушали эти байки во время знакомства с чаепитием.

Вот и сегодня ожидали с минуты на минуту одного новенького художника. С ним было договорено о встрече по телефону. Дверь в мой кабинет отворяется и входит художник. Я кивнула вполоборота и опять уткнулась в компьютер. К нему навстречу выскакивает помощница главреда из соседней комнаты и просит художника подождать немного, пока не освободится главред. Он сел в кресло позади меня. Мне не до новенького, работы полно… Наконец, главред освободилась и помощница пригласила художника в соседний кабинет. Вскоре он ушёл. Подходит ко мне помощница главреда и смеётся.

- Как вы тут держались?

Я не понимаю, о чём она.

- Мы после его ухода открыли все окна, чтобы проветрить комнату. Такой перегар! Хоть закусывай! А вы ничего не почувствовали?

- Так у меня с утра нос заложен.

Прийти на собеседование в таком состоянии! Конечно, разные-всякие приходят, рассказывают о том, что члены Союза художников, что выставки по всей стране. И т.д. и т.п. Берут контрольное задание и пропадают бесследно. И ведь приходят трезвые и адекватные. А потом пропадают. Вот и ему дали задание – отрисовать к новому проекту несколько картинок. Как правило, если манера письма художника устраивает, то тот получает весь проект для отрисовки. Но в этом случае большие сомнения были на счёт того, что этот новенький снова объявится.

Через месяц редакция взялась за серию новых книг. Я отсканировала картинки-иллюстрации к новому проекту и поделилась восхищением с начальницей: «Что за чудо художник!»

Издательство сотрудничает с разными художниками, и есть среди них художники «так себе» и художники весьма неплохие. У одних техника письма хромает, у других - техника на высоте. У художника отсканированных картинок техника на высоте. Но помимо техники в картинках была какая-то бесшабашная удаль, даже хулиганство (в хорошем смысле). Эти качества (и удаль, и хулиганство) аттестуют его как мастера своего дела. У тех, у кого «хромает» мастерство или у тех, кто сомневается в своём мастерстве, в иллюстрациях «хромота» и сомнения вылезают из всех щелей. А тут… Я рассматривала его иллюстрации и улыбалась. Каждый сантиметр иллюстраций наполнен смыслом и лёгким добрым юмором. Художник-ребёнок, который ещё не наигрался, у которого всё ещё детское восприятие мира. Как мне это знакомо!

- Так ведь нарисовал эти картинки тот самый художник, ну… который с перегаром! – засмеялась помощница главреда.

Вот так номер! А ведь я даже не обернулась к нему, хоть бы одним глазком поглядеть на художника, который с годами не растерял дар смотреть на мир глазами ребёнка.

Через пару лет стала о нём рассказывать мужу. Муж попросил показать его иллюстрации. Я смутилась… Картинок из первого проекта под рукой не было, а иллюстрации к последнему проекту мне не очень понравились. Но делать нечего: показала мужу последние его работы. Муж долго молча рассматривал их, а потом сказал: «А ведь он болеет!» Как же до меня самой не дошло?! Меня удивила палитра его последних работ с преобладанием кровавых оттенков. Даже лес он умудрился отрисовать в багровых тонах. Неужели болеет? Через полгода художник умер от рака.

***

А разве мемуары интересны школьникам?

В школьные годы мемуарную литературу обходила стороной. Нуднятина – вот такое было моё мнение об этом жанре. Дома у нас была весьма скромная библиотечка. В книжном шкафу была и мемуарная полка. Не моя полка, родителей.

Но однажды… Все художественные книги в доме были прочитаны, до библиотеки было далеко топать, и я потянулась за книгой с мемуарной полки. В руках у меня оказалась толстая книга в твёрдом переплёте в белой гладкой суперобложке. Я уселась на диван и стала листать… и проглотила книгу залпом. Автор мемуаров «Вечное движение» - академик, генетик Николай Петрович Дубинин. В 20-е годы скитался по стране беспризорником. Потом – детдом. Потом – Московский Университет. Потом – Академия СССР. В книге рассказал о своей жизни, о своей работе. Читала «100 лет» тому назад, а разбуди меня ночью, я и сейчас без запинки смогу рассказать, что есть мушки дрозофилы и каково их значение для генетики. Книга произвела на меня неизгладимое впечатление. Даже стала подумывать - а не стать ли мне генетиком? Но это была минутная слабость. Я с седьмого класса знала, что стану режиссёром детского кино. Приходила в голову и такая идея – экранизировать мемуары Дубинина. Хотя... это не тема для детского кино… Ну так и мемуары школьники не читают. А я прочла, и мне было интересно. Может быть, и фильм про генетиков будет школьникам интересен?

Это событие случилось где-то в середине учебного года в 8 классе. А в мае на уроке биологии учительница дала нам на лето творческие задания по темам, изученным в этом году на уроках биологии.

Я подошла к учительнице в конце урока и попросила поменять мне тему творческого задания. Рассказала ей про впечатление от прочитанной книги академика Дубинина и сказала, что хотела бы написать сочинение о генетике как науке, о мушках дрозофилах, об академике Дубинине…

Учительница биологии с удивлением посмотрела на меня, и смотрела долго так – словно впервые видела. И сказала, что не ожидала от меня таких глубоких познаний по предмету. Я и сама от себя не ожидала… Всё вышло совершенно случайно. Просто хотелось читать, и я схватила то, что было под рукой. На безрыбье и рак рыба. В отсутствии художественной литературы, сгодились и мемуары… Ещё как сгодились!

***

Нечуткость к языку

Недавно довелось пробежать по диагонали «Алису» Кира Булычёва. Удивил-таки Булычёв! Обнаружила в этом авторе нечуткость к русскому языку.

1) «Стоя за деревом, Коля начал размышлять. Он решил, что не будет возвращаться в Космозо: если Алиса такая ХАЛДА, что упустила миелофон — пускай теперь поплачет. Знаем мы этих умников-отличников, думал Коля».

2) «— Он легкомысленный, плохо учится, выдумщик и вообще ХАЛДА.

— Кто?

— ХАЛДА. Ну, растяпа, понимаешь?»

Заглядываем в словарь…

ХАЛДА, женский род (просторечье, бранное). Грубая, неряшливая, нескладная женщина.

А по Булычёву получается, что

1) Алиса – ХАЛДА, то есть грубая, неряшливая, нескладная женщина, раз она «упустила миелофон». Однако…

2) ХАЛДА – синоним слову РАСТЯПА? Булычёв опять употребляет в книге это слово, но употребляет на этот раз слово ХАЛДА применительно к особи мужского пола. Хотя это слово имеет только женский род. Однако…

Можно и не заглядывать в словарь, довериться чутью: слову ХАЛДА – не место в детской литературе. Оно не просто ругательное, оно - вульгарное, грязное.

***

«Язык каждого народа создан самим народом. Приняв это положение за аксиому, мы скоро, однако же, встречаемся с вопросом, невольно поражающим наш ум: неужели всё то, что выразилось в языке народа, скрывается в народе? Находя в языке много глубокого философского ума, истинно поэтического чувства, изящного, поразительно верного вкуса, следы труда сильно сосредоточенной мысли, бездну необыкновенной чуткости к тончайшим переливам в явлениях природы, много наблюдательности, много самой строгой логики, много высоких духовных порывов и зачатки идей, до которых с трудом добирается потом великий поэт и глубокомысленный философ, – мы почти отказываемся верить, что всё это создала эта грубая, серая масса народа, по видимому, столь чуждая и философии, и искусству, и поэзии, не выказывающая ничего изящного в своих вкусах, ничего высокого и художественного в своих стремлениях. Но в ответ на рождающееся в нас сомнение из этой же самой серой, невежественной, грубой массы льётся народная песнь, из которой почерпают своё вдохновение и поэт, и художник, и музыкант; слышится меткое, глубокое слово, в которое с помощью науки и сильно развитой мысли вдумываются филолог и философ и приходят в изумление от глубины и истины этого слова, несущегося из самых отдалённых, самых диких, невежественных времён. Это явление более, чем какое-нибудь другое, способно образумить нас в нашей личной гордости своим индивидуальным знанием, своим просвещением, своей индивидуальной развитостью, более, чем всякое другое явление, способно оно напомнить нам, что, кроме отдельных, сознательных личностей, отдельных человеческих организмов, существуют ещё на земле громадные организмы, к которым человек в отдельности относится так же, как кровяной шарик к целому организму тела. Гордясь своим образованием, мы смотрим часто свысока на простого полудикого человека, взятого из низших и обширнейших слоёв народной массы; но если мы действительно образованны, то должны в то же время преклониться с благоговением перед самим народным историческим организмом, непостижимому творчеству которого мы можем только удивляться, не будучи в состоянии даже подражать, и счастливы, если можем хотя почерпать жизнь и силу для наших собственных созданий из родников духовной жизни, таинственно кроющихся в недрах народных. Да, язык, который дарит нам народ, один уже может показать нам, как бесконечно ниже стоит всякая личность, как бы она образованна и развита ни была, как бы ни была она богато одарена от природы, перед великим народным организмом». (Ушинский К.Д.)

***

Писатели = волхвы?

1) Является ли писатель волхвом? (Волхвы - старцы, мудрецы, лучшие люди нации...) Или же писательство - всего лишь вид литературной деятельности? Зачем нужны волхвы народам?

«Нация в мире живет бессознательно, как психологический тип, и сознательно осмысливает реалии этого мира через лучших своих сынов, вырабатывая осознанный тип поведения в той или иной ситуации. Без решающего влияния этих лучших людей на поведение нации она реагирует на предлагаемые миром раздражители реактивно, рефлекторно, бессознательно и бесцельно.» (Михаил Меньшиков. Письма к русской нации.)

2) Если по первому пункту положительный ответ, то может ли быть волхвом чужеродец? Вопрос, не требующий ответа. Риторический вопрос. И, однако, ответ дам.

Почему обязательно должны быть свои? Не надо много слов, если просто верить в народную мудрость: кто воспитывает, учит, кормит и лечит ваших детей, тот их и танцует.

***

Советские детские писатели и крокодилы

Если прошерстить тексты детских советских писателей, то обнаружатся в них в огромном количестве бегемоты, крокодилы и прочая экзотика. Предки этих писателей вышли из Африки и принесли в нашу литературу своё мировосприятие, свои печали, свои кошмары, своих тараканов в головах и этих вот африканских зверушек. В русских народных сказках не было экзотики. Разве что драконы о трёх головах. Так они и взаправду иноземные поганые твари, с которые богатыри земли русской всегда были на ножах (на мечах). А в советское время лютые экзотические звери (крокодилы и бегемоты), от которых в Африке гибнет уйма народу, сделались с лёгкой руки советских пейсателей безобидными зверушками, которыми умилялись советские детишки. Милота! Но у этой милоты двойное, а возможно, и тройное дно…

***

«...Многие русские сказки идут, конечно, из глубины языческой древности, когда они вовсе не были сказками, а сердечными верованиями народа. Но многие из них, по-видимому, переделаны народом или вновь составлены нарочито для детей. Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа. Народная сказка читается детьми легко уже именно потому, что во всех детских народных сказках беспрестанно повторяются одни и те же слова и обороты; из этих беспрестанных повторений, удовлетворяющих как нельзя более педагогическому значению рассказа, слагается нечто целое, стройное, легко обозримое, полное движения, жизни и интереса. Вот почему народная сказка не только интересует дитя, не только составляет превосходное упражнение в самом первоначальном чтении, беспрестанно повторяя слова и обороты, но чрезвычайно быстро запечатлевается в памяти дитяти со всеми своими живописными частностями и народными выражениями». (Ушинский К.Д.)

***

Про вырожденцев и цензуру

Вырожденцы – это те, кто с рождения несёт в себе низменное индивидуальное бессознательное. У кого с рождения отсутствует совесть. В ком дурная генетика, дурная кровь, дурная родовая память. Это страшные особи. Они живут с кошмаром в голове, понимают, что этот кошмар никогда не изжить, и потому пытаются договориться с кошмаром, находят для него оправдание, пытаются обернуть свой кошмар в красивый фантик и презентовать его здоровому окружению. «Смотрите, я не такой как вы, у меня куча проблем, но я ведь чертовски обаятелен! Полюбите меня такого! Будьте терпимее к чужим недостаткам!»

И срабатывает. Здоровые человеки готовы потесниться, готовы на многие «проказы» вырожденцев смотреть сквозь пальцы, готовы возиться с ними, словно чувствуют свою вину из-за того, что они здоровые. Но вся беда в том, что даже от простого соседства с вырожденцами, здоровые человеки теряют своё здоровье. Оно незаметно истончается, и вот… в армии вырожденцев пополнение.

Планете давно грозит вырождение, а мы всё носимся с вопросом «Нужна ли цензура?». Возможно, уже цензура не поможет, возможно, уже цензура как мёртвому припарки. Да и помогла ли цензура во времена СССР? Цензура сдерживая армию вырожденцев, отсрочила гибель страны. Только и всего…

Самое страшное – вырожденцы лезут в сакральные сферы здоровых народов и как черви пожирают их плоть…

Опасна ли цензура вырожденцам?

На пальцах можно объяснить, почему цензура вырожденцам не опасна. Они мастера на мимикрию, потому всегда с лёгкостью обходят острые углы. Здоровые человеки теряют бдительность, когда верят, - ну вот, вырожденец работает в кино (или в другой сакральной сфере) под присмотром цензуры, значит, можно спать спокойно.

Вырожденец не перестал быть червем, пожирающим здоровую плоть народов, но он научился в условиях цензуры это делать виртуозно, так что ни один наивный здоровый человек не заподозрит неладное. Когда заподозрит, будет поздно …

Вот пример для наглядности…

Не будем их называть вырожденцами… У нас же нет медицинского заключения. Назовём их «проблемными для русского народа». Как действует «проблемные для русского народа» в условиях цензуры и без неё?

1) Режиссёр Пётр Тодоровский. В условиях цензуры снимал фильмы о войне. Когда цензура накрылась медным тазом, тут же на лету переобулся и снял мерзкий фильм «Интердевочка». Однако с его фильмами о войне тоже не всё так просто… Там есть шпильки, подмены и завуалированное русофобство.

2) Режиссёр Василий Пичул. Как и Тодоровкий, как только цензура накрылась медным тазом, тут же полез в табуированную тему. Свой мерзкий фильм «Маленькая Вера» Пичул снимал в один год с Тодоровским, снимающим «Интердевочку». Кто ещё участвовал в создании фильма «Маленькая Вера»? Хмелик (сценарист), Резников (оператор), Пастернак (художник)… Ни одного русского. В сакральных сферах чужие, и мы удивляемся, что расчеловечиваемся с космической скоростью…

С точки зрения психологии у вырожденцев желание поковыряться в трусах прилюдно – любимая тема, их фирменный знак, их метка. В фильмах вырожденцев, когда цензура накрылась медным тазом, желание поковыряться в трусах прилюдно вырвалось наружу. В условиях цензуры они ковырялись в трусах, но ненарочито, не откровенно, а как-нибудь аккуратно… Держать себя в руках и совсем не ковыряться прилюдно в трусах они не могут. Такой эксперимент (длительное воздержание) может для них закончиться припадком. А наивные здоровые человеки продолжают вести с ними мирную полемику, надеясь... На что надеясь?

***

Цензор – лицо, осуществляющее цензуру.

Цензура – система государственного надзора за печатью и средствами массовой информации.

Цензурный – пристойный, допустимый (о словах, речи).

Цензуровать – подвергнуть цензуре.

***

Цой и цензура

В фильме Соловьёва «Асса» был эпизод с Цоем и администратором концертного зала. Конечно же, администратор, которая редактировала репертуар выступающих - настоящая фурия... Пообщался Цой с администратором, послал администратора, вышел на сцену и спел «Перемен требуют наши сердца»...

Я уже тогда понимала, что это конкретный наезд на порядок, здравомыслие, житейский опыт предыдущих поколений. А сейчас надо не просто вернуть цензуру, а срочно вернуть цензуру! Иначе пройдём точку невозврата. Только пугает одна закавыка - русский народ сейчас изгой в своей стране, отстранён от управления своей страной. Если введут цензуру, кто будет нашу нравственность танцевать?

***

«Форест Гамп» (1994 год)

Дословный перевод имени главного персонажа – Лесной болван. Его сравнивают и с Идиотом, и с Иванушкой-дурачком. У фильма хороший рейтинг, много восторженных отзывов. А у меня отторжение фильма. Почему?

Многие в своих рецензиях пытаются объяснить феномен Гампа так: дурачок-простачок сделался богатым, следовательно, посыл фильма - будьте как идиоты (или дети) и вы получите плюшки при жизни. Но, увы... Не работает этот посыл. Дурачок, простачок, идиот в жизни никогда не будет успешен: его облапошат все кому не лень. Вон сколько доверчивых людей по простоте своей лишились жилья! Сам по себе посыл «Будьте как дети» верен. Но не объясняет, как жить в реальном мире. Необходимо уточнить посыл: «Будьте как дети в нравственном плане, но не будьте детьми умом». Тогда всё встаёт на свои места.

«и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное...» (Мф. 18:3,4) Речь идёт об уподоблении детям в их нравственной чистоте, беззлобии, всепрощении, бесхитростности, отсутствии лукавства, гордости, зависти и проч.

«Но не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни. (1Кор. 14:20).

Но уточнённый посыл не подходит главному персонажу. Да, он как ребёнок в нравственном плане. Но он и умом как дитя малое. Вот в чём закавыка... Он просто аутист, а это раздел медицины. Мне не интересны киноистории про диагнозы. Мне интересно про здоровых людей, поставленных в рамки каких-то предлагаемых обстоятельств.

***

Узелок на память…

Чтение - лучшее учение.

Краткость — сестра таланта.

Хлеб питает тело, а книга питает разум.

Не на пользу книги читать, коли только вершки в них хватать.

Что написано пером - не вырубишь топором.

***

Про традицию и преемственность

Один ребёнок, слушая рассказы про Чука и Гека, никак не мог поверить в то, что это имена мальчиков, а не клички собак.

Зачем это насаждается? В каждом названии, в каждом имени - культурный код народа, носителя языка. Если дети живут на земле своих предков, говорят на языке своих предков, то имена и названия предметов, которые окружают ребёнка, должны оставаться такими же, какими они были при бабушках-дедушках. Это ключевое условие преемственности поколений. Если поменять названия предметам и явлениям, в сознании народа произойдёт коллапс.

Среда, которая воспитывает ребёнка, забывшая про традиции и преемственность, уродует сущность ребёнка, корёжит его психику.

А сколько развелось вокруг крыс генетических, которые помогают народам забыть традиции и преемственность. Столько тарабарщины понапридумали современные авторы-космополиты! Говорят сами на тарабарском языке и детей заставляют говорить на тарабарском, думать на тарабарском. Делают всё, чтобы исказив среду ребёнка, поломать ему психику. А начиналось всё безобидно – с Чука и Гека, с собачьих кличек.

***

«Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое историческое живое целое. Являясь, таким образом, полнейшей и вернейшей летописью всей духовной, многовековой жизни народа, язык в то же время является величайшим народным наставником, учившим народ тогда, когда не было ещё ни книг, ни школ, и продолжающим учить его до конца народной истории. Усваивая родной язык легко и без труда, каждое новое поколение усваивает в то же время плоды мысли и чувства тысячи предшествовавших ему поколений. Всё, что видели, всё, что испытали, всё, что перечувствовали и передумали эти бесчисленные поколения предков, передаётся легко и без труда ребёнку, только что открывающему глаза на мир, и дитя, выучившись родному языку, вступает уже в жизнь с необъятными силами». (Ушинский К. Д.)

***

Какие газеты и журналы я читала в детстве?

Мои родители выписывали в разные годы журналы: «Наука и жизнь», «Вокруг света», шахматные журналы (увлечение отца), «Работница», «Крестьянка», газеты «Грозненский рабочий», «Гудок». Для меня выписывались «Весёлые картинки», «Мурзилка», «Пионерская правда», «Комсомольская правда», «Юность», «Советское кино», «Искусство кино»...

Как сейчас можно подписаться на журнал или газету? Идёшь на почту и подписываешься. Но лет 40 назад не так-то просто было выписать нужный журнал или газету. Подписка на многие журналы и газеты была дефицитна. На почте подписка на дефицитные печатные издания была закрыта: спрос всегда превышал предложение, несмотря на космические тиражи. Потому, пытаясь соблюсти справедливое распределение благ, подписка шла через предприятия. Мои родители через профсоюзы и подписывались.

Была альтернативная подписка на художественную литературу. Если Джека Лондона или Марка Твена не было в магазине, а очень хотелось иметь их книги в домашней библиотеке, можно было сдать макулатуру (в нужном количестве) в пункт приёма вторсырья и получить на руки заветный талон, по которому в определённых книжных магазинах тебе продавали дефицитные книги.

Одно время была ностальгия по тем временам (молодость, наив, иллюзии), по тем ритуалам (ежедневное утреннее чтение газет), по тому трепетному отношению к СЛОВУ (бежишь к почтовому ящику за утренними газетами, словно это не утренние газеты, а какие-то сокровенные письма). Но стала в наше время пролистывать архивы газет и журналов, и увы, не нашла отклика в душе – ни тени ностальгии и не слезинки умиления. Читаешь с позиции уже многопонимающего человека и видишь – как же много там было нелепого, несуразного, показного…

***

Почему японцы полюбили журналы «Юный техник» и «Техника молодёжи»?

«В 50-60-тые годы в СССР издавались журналы «Юный техник» и «Техника молодёжи», с приложениями, которые буквально фонтанировали идеями новейших разработок, изобретениями во многих отраслях производства, приёмами и методами ноу-хау, которыми в Советском Союзе щедро делились люди и предприятия между собой. Так вот, в Японии за этими советскими изданиями шла форменная охота: каждый новый выпуск расхватывали как горячие пирожки и мчались … патентовать на своё имя.»

***

23 апреля – Всемирный день Книги и авторского права.

В этот день нельзя не упомянуть драматурга Александра Николаевича Островского. В самом начале своего творческого пути он попал в пренеприятнейшую историю со своим несостоявшимся соавтором, который обвинил Островского в плагиате. Сколько нервов потрепала драматургу та история! В итоге: Александр Николаевич Островский стал учредителем «Общества русских драматических писателей» - первого российского авторско-правового общества, управляющего авторскими правами на коллективной основе.

***

Продолжение следует...

Как это будет по-русски?

Вчера Замоскворецкий суд Москвы арестовал отца азербайджанца Шахина Аббасова, который зарезал 24-летнего москвича у подъезда дома на Краснодарской улице в столичном районе Люблино. Во время ...

Почему валят грустноарбатовцы?

Сразу с началом Россией силового сопротивления Западу, над приграничными тропами поднялась плотная пыль от топота Принципиальных ПораВалильщиков. В первых рядах, как обычно, пронеслась ...

О дефективных менеджерах на примере Куева

Кто о чём, а Роджерс – о дефективных менеджерах. Но сначала… Я не особо фанат бокса (вернее, совсем не фанат). Но даже моих скромных знаний достаточно, чтобы считать, что чемпионств...