Аля Кудряшева: Стихи..

22 8855
"..И если Богу нужны гимнасты — он точно выберет нас с тобой, таких крикливых и голенастых, и вечно ржущих наперебой, таких совсем сотворенных наспех, на спор, придуманных на слабо.
Не тех, кто пьет здесь Мартини Бьянко и кормит розовых поросят, а нас, спокойно сопяпщх в ямке от силы метр на пятьдесят, таких, что режет в глазах — так ярко, штанами по ветру парусят лисят, зубастых смешных крысят.
И если Богу нужны артисты, танцоры, клоуны и шуты, паяцы в шапочках золотистых, то это, ясно же, я и ты. Как брызги чьей-то неловкой кисти на приготовленные холсты, напортить, прыгнуть и укатиться, пока художник ушел в кусты. Обнять, смеяться до немота.
Не тех, что смотрит с тоской мадоньей сквозь непроглядные облака, а нас — ведь нас не сыскать бездомней, больней, безвыходней и бездонней, мы спим на теплых его руках. Мы знаем запах его ладоней — Польши, пота и молока. Мы не покинем его пока.
Бери нас, Боже, скорее, ну же, бери в гимнасты, в щуты бери. Тебе же вряд ли совсем не нужен огонь, живущий у нас внутри, хоть на секундочку посмотри.
Господь молчит, я хочу купаться, вокруг прозрачно и горячо. Смешно и сладко немеют пальцы, когда ты тычешься мне в плечо.
Господь поймал нас еще мальками и каждый миг разделил на два. Вода шумит, огибая камни, шуршит нече-санная трава. И пахнет солнцем и васильками твоя пушистая голова.."


Аля Кудряшева — И если Богу нужны гимнасты..

Аля Кудряшева, а ныне Хайтлина (взяла фамилию матери в девичестве) - яркое пятно на полотне современной поэзии. Её творчество противоречиво и имеет много самых разных отзывов. Критики не скупятся как на хвалебные речи в адрес её творчества, так и на разгромные. Несомненно одно, что творчество молодой поэтессы не вызывает равнодушия.

Яркие и пронзительные стихи Али пронизаны эмоцией настолько, насколько это возможно только в период становления личности. Душевные метания сквозят через строки, заставляя примерять на себя настроение поэтессы.

Глубина творчества Али Кудряшевой, вероятно, берёт свои корни ещё в детстве, ведь писать стихи Аля начала осознанно уже в одиннадцать лет. Творчество так поглотило маленькую девочку, что она предпочитала одиночество играм со сверстниками и чтение книг вместо живого общения. Скорее всего, именно в этом кроется тайна пронзительности творчества Али. Ведь бумаге она может доверить всё, чем не может поделиться даже с близким человеком.

Именно душевную пронзительность отмечают критики в творчестве Кудряшовой, иногда даже сравнивая её поэзию с творчеством самого Иосифа Бродского. Душевная искренность и сильная эмоция подкупают и вовлекают во внутренний мир поэтессы. Однако по отзывам тех же критиков, то, что свойственно молодому поэту, не может продолжаться вечно. Ведь автор должен взрослеть, как должно взрослеть и его творчество. В этом и заключается основная претензия тех, кто относится к творчеству Кудряшевой более чем критично. По уверениям критиков, поэзия Али - это не что иное, как поэзия подростка. Да, она талантлива, да у неё есть потенциал, но вот зрелым творчество Кудряшевой может и не стать.

И такие размышления критиков не так уж и беспочвенны. По собственному признанию Али, в свои годы она не ощущает наступления взросления. Являясь выпускницей престижного вуза, читаемой поэтессой, способной своим творчеством зарабатывать себе на жизнь, Аля не чувствует, что способна назвать себя взрослой. Да и взрослеть, в общепринятом понимании этого слова, она не собирается.

Права она или нет, как всегда, станет ясно только по прошествии времени. А пока, не задаваясь вопросами о смысле жизни и бытия, можно вновь и вновь перечитывать стихи нашей талантливой современницы. И каждый найдёт для себя в творчестве Али Кудряшевой то, что тронет душу, заставит замереть сердце и, даже, пустить слезу.


Аля Кудряшева - Я работаю солнечной батареей
Аля Кудряшева - Она
Мама на даче.... читает Аля Кудряшева, музыка гр. "Сплин"
А была бы я красоткой неукротимой...читает Аля Кудряшева
Аля Кудряшева - "Я иду искать" - Читают: Дмитрий Брусникин, Всеволод Кузнецов

Аля КУДРЯШЕВА: «Я была ребёнком, недолюбленным друзьями»..

«Большую часть времени я занимаюсь фигнёй»

(Фрагменты интервью с Алей Кудряшевой)

– Аля, за что вас любят? Вы об этом когда-нибудь думали?

– Если пишешь обычным человеческим языком об обычных человеческих проблемах, людям это приносит удовольствие, они узнают себя – и вперед! В последнее время я пишу не затем, чтобы кому-то стало хорошо, а чтобы в себе разобраться. Поэтому любить меня перестали.

– Отслеживаете мнения?

– Конечно.

– С чего вы начали?

– Мама любит цитировать моё первое стихотворение, но я, честно говоря, его уже вытеснила. Мне тогда было года четыре... А вот в 11 лет я писала страшную готическую херню! Недавно нашла блокнотик, заполненный красивым почерком. Мне стало страшно, и я блокнотик закрыла. У меня вообще плохая память на детство. Я ребёнком была недолюбленным друзьями, сильно младше всех, и помню ощущение: «Ого, меня читают! Меня хвалят! Меня... любят?»

– Получается, что стихи открыли для вас альтернативный мир, в котором вас уважают?

– Альтернативный мир мне дали не стихи, а Интернет. Стихи были до него, и я не знаю, что они мне давали, правда.

– Почему, кстати, Изюбрь? У вас в ЖЖ появились рассказы про кота, они читаются как проза, а не дневниковые записи, да и вообще «кошачья тема» богато представлена.

– Когда подружка заводила мне ЖЖ, я узнала, что такое изюбрь. Слово понравилось, я ей рассказала – она мне возьми и заведи такой журнал. А кот у меня появился, когда я начала жить одна. Поэтому он полноправный член моей семьи, собственно, одна вторая её. Ну как же при этом о нём не писать, особенно если он такой прекрасный?

– Чтобы писать, нужно постоянно себя эмоционально раскачивать, находиться на пределе: ненависть или любовь, тоска или восторг. Как вы поддерживаете в себе этот нерв?

– Я не очень уравновешенный человек, моё настроение постоянно прыгает туда-сюда. И если обсуждать механику, кухню поэзии, то фундамент – это всегда настроение. Вот оно появилось. И оно настолько тебе нравится, оно настолько кристаллизовано, что хочется его как-то выразить, кому-нибудь рассказать. Потому что для человека, который, допустим, не умеет объясняться словами, это может быть ценным. И вот ты ходишь, ходишь. В голову приходят всякие образы и картинки. Они накапливаются. Потом раз! – ты всё это собираешь в более-менее цельный текст.

– Вы лингвист, и легко предположить, что поэзия для вас – это просто эксперимент с языком.

– Ни в коей мере! Мне нравится красивый язык, красивые формулировки, но моя тема не связана с русским. Я писала диплом по грамматике эскимосского языка и сейчас составляю картотеку: разбираю, перевожу, ищу что-то по словарям... Это довольно рутинная штука. Остальное время занята в аспирантуре. Звучит, наверное, скучно... Но это, конечно, неправда. Большую часть времени я занимаюсь фигнёй, туплю, веду активную социальную жизнь. Эмоции... Зачем их где-то искать? Они сами приходят: у меня замечательные коллеги, прекрасный состав моего курса аспирантуры, и мне хватает эмоций, которые я получаю там.

– Поэтому стали писать меньше?

– Ну да. А ещё изменилось поле деятельности, места учёбы и жительства, ритм, жизнь в целом. У меня есть стишок про маму на даче, самый известный, его все страшно цитируют. Так вот мне регулярно оставляют комменты: «Ах, какой кошмар! Вот была «Мама на даче», а теперь какая-то фигня!» Я собираюсь как-нибудь ответить: «Ребята, это был 2007 год! У вас с тех времен всё поменялось! Вы нарожали детей, женились, уехали за границу, приехали из-за границы... Но почему-то хотите, чтобы у меня всю жизнь оставалась «Мама на даче»!»


Валерия САЗОНОВА, переводчик (Иркутск):

– На мой взгляд, Кудряшевой только за одно её «Мама на даче, ключ на столе…» можно давать самую престижную премию в области литературы. Настолько проникновенно и одновременно трогательно! Поневоле задумаешься о своей жизни после прочтения. Девушка просто большая умница! Не зря лидер группы «Сплин» Саша Васильев сравнил Алю с Бродским. А ещё лично для меня стихи Али Кудряшевой стоят в одной линейке с другими знаменитостями Интернета. Не знаю, насколько уместно сравнивать, но, почитав Кудряшеву, вспомнила Веру Полозкову, не менее, кстати, молодую и талантливую поэтессу. Я думаю, что в лице именно этих авторов мы имеем новое поколение, которое говорит с читателем на понятном ему языке. Оттого они так популярны.

Мария ХАРУНЖЕВА, выпускающий редактор издательства ВятГГУ (Киров):

– Однажды кто-то сказал: «Можешь не писать – не пиши!» Иначе говоря, талантливый поэт появляется в ту секунду, когда он не может не высказать то, что чувствует. В стихотворениях Али живут очень близкие ей образы, чувства, ритмы, ощущения. В них вплетены питерский воздух, шум электричек, ворохи листьев и снежинок и немецкие колыбельные. Нельзя не отметить редкую музыкальность ее стихов: рифма не заперта в рамки четверостиший, а оживает при прочтении каждой строчки. Мелодия, создаваемая каждым стихотворением, уникальна. Мне посчастливилось познакомиться с работами Али достаточно давно, и они всегда создают настроение. Думаю, что обязательно стоит послушать эти стихи в исполнении автора, к тому же музыкальное сопровождение выполнено талантливыми композиторами (диск «Три, два, один»).

Анна ГАЙКАЛОВА, писатель (Москва):

– Аля Кудряшева – девочка, девушка, женщина, человек – она, безусловно, явление. На мой взгляд (и он совпал с тем, как воспринимают поэта мои друзья – люди очень тонкого вкуса), всё в ней – от облика до каждого слова – гармония. Я думаю, всё, что природно, – гармонично, будь то слепой дождик, или метель, или яркое солнце. Это нам то одно не так, то другое, а в природе всё так, всё как должно быть. И Аля Кудряшева именно такова.

Виктория ВЕЛИКАНОВА, экономист (Киров):

– Если отталкиваться только от моего субъективного мнения, то я бы охарактеризовала творчество Алины Кудряшевой одним словосочетанием – «пишу о том, что вижу». То есть она пишет об обыденности нашего времени: будничной суете, сонме мелких дел, из которых состоит жизнь, но которые не дают характеристику никому и ничему. Мне кажется, само слово «поэзия» должно включать в себя экзистенциалы, обозначающие нечто духовное, одухотворенное, возвышенное. Этот жанр литературы, как и любой другой, должен подвигнуть человека на раздумье, анализ, сопереживание... У меня такого ощущения от творчества Изюбря не возникло.

Светлана ПОПОВА, хореограф (Иркутск):

– Аля Кудряшева уникальна! Ненавязчивый слог, простые, казалось бы, рифмы – а насколько глубокие стихотворения! Каждый раз, прочитав, думаешь: лучше не бывает. А в следующий раз убеждаешься – бывает. Её стихи читаются на одном дыхании, строчки надолго западают в душу. И ведь она такая молодая, а будто уже три насыщенных жизни прожила, в своих произведениях уж точно. Остаётся только догадываться, откуда в её творчестве столько глубокого смысла. У нас принято признавать талант автора исключительно посмертно, но, думаю, в случае с Алей Кудряшевой из этого правила случится-таки исключение. И лавры славы и почёта она пожнёт уже при жизни не только в виртуальном пространстве, но и в реальности – во всём мире.


Источник

Аля Кудряшева. Стихотворения

ЖЖ поэтессы

О дефективных менеджерах на примере Куева

Кто о чём, а Роджерс – о дефективных менеджерах. Но сначала… Я не особо фанат бокса (вернее, совсем не фанат). Но даже моих скромных знаний достаточно, чтобы считать, что чемпионств...

Бессмысленность украинской капитуляции

Всё больше западных аналитиков и отставных военных торопятся отметиться в качестве авторов негативных прогнозов для Украины. Неизбежность и близость украинской катастрофы настолько очев...

Обсудить
    • ilya
    • 26 ноября 2018 г. 21:54
    Заслушался... "Мама на даче" - это сильно! Вообще-то редкие поэты умеют читать свои стихи - у Али получается здорово! У неё прекрасное чувство слова и оригинальные рифмы. Остальные стихи не так впечатлили, но хотелось бы ещё что-то равноценное почитать или послушать. Спасибо за открытие! :thumbsup: :clap:
  • Хорошая поэзия! Особенно понравилось стихотворение "Мама на даче...." Я его раньше слышала, но автора не знала. А не создать ли нам журнал любителей поэзии?