«Анимация ближе всего к поэзии..»
Psychologies : Как возникают замыслы ваших фильмов?
Светлана Филиппова: Расскажу историю. Я училась на отделении режиссеров-аниматоров на Высших курсах сценаристов и режиссеров. Юрий Борисович Норштейн дал нам задание – придумать пробуждение человека и через детали показать его характер. Он оставил нас в аудитории часа на два. Помню, я смотрела в окно, там падал снег. И подумала: как это красиво для нас, наблюдающих, и как тяжело для дворников. Нарисовала раскадровку про дворника, который спит с лопатой под одеялом и в одежде. Как воин, всегда готовый к битве со снегом. Это была моя первая раскадровка, которую я показывала Норштейну. Нарисовала я ее коряво и стеснялась подойти к его столу. Думала: сейчас он выгонит меня за профнепригодность. И вдруг Юрий Борисович расхохотался. Что-то показалось ему смешным в этом дворнике с лопатой. Из этого эпизода потом вырос фильм «Сказка Сары».
В этом удивительном фильме мир показан глазами ребенка. Наблюдения за вашими детьми помогают в работе?
С. Ф. : «Сказки Сары» не было бы, если бы не появились дети. Так получилось, что они родились сразу после того, как я окончила Высшие режиссерские курсы. Съемки пришлось отложить на несколько лет. Я растила детей и наблюдала. В свободное время рисовала сцены будущего фильма. Он никак не складывался. Конец был слишком ожидаемым и плоским. Дети подросли, я показала им отснятый материал и попросила пересказать эту историю. Пятилетняя Сара рассказала мне историю, придумав неожиданный конец. Я поняла, что нужно записать ее рассказ и назвать фильм ее именем. Сын и дочь помогают мне в работе. Я прошу их нарисовать что-то, и это всегда другой взгляд на композицию, на главных героев. Отталкиваясь от этих рисунков, я придумываю что-то новое.
Сказка Сары / Sarah's Tale
"Чтобы дерево выросло, нужно его посадить; чтобы наступала весна, нужно убрать снег; чтобы найти новое, нужно потерять старое. Так думает 6-летняя девочка Сара. По-видимому, так оно и есть."
Светлана Филиппова учила воронежцев делать мультфильмы
Светлана Филиппова как будто переносит тебя в детство: глядя на ее работы, никому не приходит в голову строить из себя искушенного киногурмана – хочется просто смотреть на мир широко открытыми глазами.
Кроме того, воронежские зрители увидели премьеру «Где умирают собаки» - отчасти автобиографичную и потому, необыкновенно теплую и светлую, «песочную» историю о верности собаки. Именно этот анимационный фильм произвел на меня наибольшее впечатление: примитивный, немного условный рисунок (у героев даже нет глаз) в сочетании с запоминающимися фигурами персонажей и теплым колоритом надолго остается в памяти.
«У меня вряд ли сейчас получится сделать что-то такое интересное (вы же понимаете, что на создание картинки уходит до нескольких часов) – но я покажу принцип работы», - приветливо начинает она.
«Принцип работы» занимает от силы минут десять и оказывается предельно прост: на ровную поверхность (лучше всего брать матовое стекло, так как бумага быстро коробится) насыпается молотый кофе. Потом с помощью различных инструментов – заточенного конца кисточки, пальцев или нарезанных кусочков целлулоида – создается картинка. Теперь сверху просеиваем кофе сквозь ситечко, чтобы создать теневые нюансы. Самое сложное – двигать картинку: в одной секунде укладывается 24 «кадрика», но аниматоры традиционно делают 12 движений; каждое из которых фиксируется на пленку по 2 раза. В исполнении Светланы все выглядит легко и просто: на наших глазах в проекторе возникает фигура женщины из фильма «Где умирают собаки», потом она приходит в движение и трансформируется в едущий поезд. «А вообще, порошковая техника по трудности сопоставима с масляной живописью», - мельком замечает Светлана, - «то, что сделано, уже нельзя исправить. Поэтому ошибка недопустима: всю сцену придется переснимать заново. Отчасти из-за этого я делаю таких условных персонажей без глаз, отчасти – потому, что анимация сама по себе условное искусство».
Где умирают собаки / Where Dogs Die
"Человек вырастает и уезжает из дома. Всю жизнь он хочет вернуться домой — в прошлое. Но происходит многое, что он не может изменить: стареет мать, разрушается дом, умирает собака. Это случается с каждым и это неизбежно. Все превращается в воспоминание, сон или фильм."
ПАСТЕЛИ СВЕТЛАНЫ ФИЛЛИПОВОЙ
Училась в мастерской Ф. С. Хитрука, Ю. Б. Норштейна, Э. В. Назарова и А. Ю. Хржановского. Член Союза кинематографистов и Союза художников.
«Режиссер анимационного кино – профессия, в которой я чувствую себя счастливой, когда получается что-то придумать. В ней соединились и нашли реализацию мои интересы к литературе, музыке, живописи и психологии».
Работы Светланы Филипповой добрые, самобытные, философские. А ее история – удивительный пример того, что все наши мечты не случайны, а усилия обязательно будут вознаграждены успехом и удачей.
Оценили 24 человека
64 кармы