Мастер контрастов в живописи Виктор Попков

40 4289
Одна. 1966

Попков Виктор Ефимович (1932-1974) - русский живописец и график. Все было как в страшном сне или неправдоподобном детективе. 14 ноября 1974 года, возвращаясь домой из мастерской, где он работал, Попков хотел поймать такси - не получилось. Тогда он подошел к стоящей неподалеку "Волге", чтобы попросить подвезти его к Киевскому вокзалу. Откуда он мог знать, что в машине сидят инкассаторы, которые, приняв его за грабителя, тут же схватятся за оружие и, отъезжая, выстрелят... На похоронах рядом с гробом стояла неоконченная картина Виктора Попкова "Осенние дожди (Пушкин)".


Теперь она находится в собрании Третьяковской галереи. Виктор Попков, как и Пушкин, был стремительно-вдохновенным и очень эмоциональным. Он до боли любил Россию, ее бескрайние просторы и душевных, открытых людей. Ему, как и Пушкину, хорошо писалось осенью. Его, как и Пушкина, в самом расцвете творческой зрелости настигла пуля - случайная, неожиданная, нелепая смерть. Он был из шестидесятников, тех, кого в детстве обожгла война и кто, преодолевая боль невосполнимых утрат, заставлял зрителей не только сострадать своим героям, но и удивляться, восторгаться их силой и мужеством, их неземной красотой. Судьба, как и творчество Виктора Попкова, созвучны судьбам многих шестидесятников, тех, кому так называемая "оттепель" дала возможность раскрыть свое творческое "я" и кто так и не успел договорить чего-то, возможно, самого главного.

В судьбах этих людей, как в зеркале, отразились суровые, жесткие 30 - 50-е годы, стремительные по своей духовной наполненности 60-е, до этого времени еще не понятые, но уже обозначенные нами как "застойные" 70-е... Они были детьми войны, они были достойными детьми своего века и своей великой Родины.

Виктор Попков в конце 50-х годов окончил графический факультет Московского художественного института имени В. И. Сурикова, учился у Е. Кибрика. Это было время, когда в искусство пришли художники, творчество которых было названо "суровым стилем". Виктору Попкову были близки их творческие устремления - лаконизм цветовых решений, некоторая "плоскостность" пространства, стремление к символике и обобщенности образов. Однако с самого начала он пытался адаптировать "суровый стиль", стремился к максимальному проявлению своей индивидуальности. Как и всякий большой и самобытный мастер, он не укладывался в рамки конкретного стилевого направления. 

Виктор Ефимович с женой Кларой Калинычевой

Начальники от искусства пытались втиснуть его в систему, критики - в границы сурового стиля, друзья - в объятия посиделок, родные - в семейный круг.

Память о войне, любовь, семья, Россия.

Что художник в них искал? Соскребая фальшивые слои, что хотел разглядеть основного и настоящего? Что хотел успеть рассказать нам?

Одним из главных достижений "шестидесятников" можно считать обращение к проблемам человеческих взаимоотношений, к нравственно-психологическим аспектам бытия.

«Таруса. Солнечный день. Был на могиле Ватагина, Паустовского, Борисова-Мусатова. Святые могилы. Светла о них память. Какой же вывод сегодня я смог сделать? Они были жадными к жизни. Они хотели жить и отлично понимали — покой будет. Они не были ханжами к жизни. Они любили жизнь и жили ею полно и духовно и физически, в пределах отпущенных каждому природой.

И я теперь понимаю, для того, чтоб после твоей смерти о тебе вспоминали с благодарностью, нужно иметь мужество жить мучаясь, страдая от радости, любить радость, смех, здоровье, все красивое, сильное, живое и все, что движется, — тело, мысль, душу.

И еще: каждому возрасту свойственна своя красота и тела и духа. Но самое прекрасное тело в молодости, а дух в старости. И нужно любить тело, когда молод, и думать всегда о духе, а в старости только о духе. Поменьше нытья, Боже, дай здоровья и телу и духу. Научи радоваться, пока живем. Забыть мысли о насилии над жизнью»

- из дневника художника от 19 октября 1970 года



Строители Братска. 1960
Клуб будет готов к осени! 1961
Новый дом готов. 1961
Сени. 1973
Воспоминания вдовы. 1966
Моя бабушка и её ковёр. 1965-1966 
Мать и сын. 1970
Художник в деревне. 1967
У Белого моря. 1965
Деревня Кимка. 1969
Мой день. Встреча. 1968
Зимние каникулы. 1972
Натюрморт с лоскутным одеялом. 1968
Сентябрь на Мезени. 1969-1970
Желтое солнце в Вершинине. 1972
Перед зеркалом. 1973
Художники в Паланге. 1968
Молодость. 1957
Выходной день. 1958
На работу. 1958
Укладка шпал. 1961-1962
Тракторист Сергей Цыкалов. 1961
Двое. 1964
Лето. Июль. 1969
Ссора. 1967-1968
Семья Болотовых. 1967-1968
Тишина. 1972
Три художника. 1962-1963
Весна в депо. 1958
Бригада отдыхает. 1962-1965
Пушкин и Керн. 1974
Северная часовня. 1972
В Соборе. 1974
Майские праздники. 1972
На лесах Большого театра. 1959
Осенние дожди Пушкина. 1974 - не окончена


Виктор Попков. Суровый ангел (2015)

Скачать видео
Виктор Попков. Суровый ангел. Реж.: Игорь Волосецкий (2015)

Материал о фильме: история, затронутые вопросы..

Виктор Попков. О себе:

Нет, не буду стремиться. Нет, не буду стонать. Тихо буду смеяться. Тихо буду рыдать.
Тихо буду любить, Тихо буду болеть, Тихо буду я жить, Тиха будет и смерть.
Если будет мне счастье, Если будет мой бог, Я не стану качаться, Я найду свой порог.
Буду к людям я добрый, Буду все я любить, Буду в грусти смеяться, Буду в смехе грустить.
И тебя не обижу. Даже подлость стерплю. Пожалей хоть раз в жизни. Смерть! Придешь? Я смолчу.

ИСТОЧНИК 1

ИСТОЧНИК 2


Зеленского отключили: На Украине уничтожен объект, который привёл к отмене выступления клоуна в Сенате США

В незалежной случилось что-то из ряда вон выходящее, что стало причиной неожиданной отмены выступления украинского диктатора Зеленского перед американскими сенаторами. Об этом в эфире F...

Визит Путина на Ближний Восток. CNN в шоке

Телеканал CNN cообщил о визите президента России Владимира Путина на Ближний Восток. Ведущая программы не смогла скрыть кислую мину. Зрители оттоптались и на ней, и на Байдене. В коротко...

Обсудить
  • Отличная подборка. В рамках статьи - дает вполне полновесное впечатление о зрелом и сильном художнике. Конечно, не все понимаю - отказ от перспективы (а мог бы хоть местами подпускать) до страшенной степени - кони почти равновелики мельнице! Или встречаемый одинокий ключ - к чему? Много веры - молитвенной, задумчивой... И за все этим и другим стоит совсем не художественная тяжесть, угловатость, даже диссонансы. Публикатору - благодарности, весьма впечатляет. :exclamation: :raised_hand: :blush:
  • :thumbsup:
  • А мне не понравилось. Как-то все невесело.
  • Вспоминается что-то из детства, журналы "Крестьянка" и "Работница".