Воскресение Цвета
Интервью Orloff Magazine с мастером цветописи Ольгой Ширниной
В раскрашенных альбомах мастера — неувядаемый цвет мировой культуры и истории. Художник Ольга Ширнина (Klimbim) возрождает на старых фотографиях утраченную палитру жизни. Так герои эпохи обретают кровь и плоть, обескураживая своей близостью.
Говорят, что цвет относителен. В своих работах вы руководствуетесь интуицией, личными переживаниями образа или чаще обращаетесь к историческим источникам цветовых решений?
Это зависит от фотографии: например, когда я раскрашивала снимок Тамары Карсавиной в костюме невесты из балета «Синий бог», то нашла эскиз Бакста и ориентировалась по нему. При работе над фото Троцкого, вероятно, свою роль сыграли «личные переживания образа», хотя я не люблю красить тех, кто мне не симпатичен, но уж очень снимок был выразительным. Цвет глаз Ленина очень ярко описал Александр Куприн. И, конечно же, изучение источников обязательно при колоризации униформы — здесь мне ошибок не прощают.
Тот день, когда вы впервые решили раскрасить черно-белый мир, могли бы вспомнить этот момент?
Одно время я увлекалась фотоколлажами, развлекая друзей и знакомых, и когда попадались эффектные чёрно-белые снимки, жалела, что они не в цвете. Однажды я решила попробовать раскрасить такое фото. Это было весной 2011 года. Помню время так точно, потому что в конце мая мой сын ушёл служить в ВДВ. Я очень волновалась, как он там, даже работа не отвлекала от дурных мыслей, а вот раскраски помогали. Я красила много, увлеклась по-настоящему, и тут мне предложили сделать перевод книги «Основы цветоведения для флористов» Дитера Хольцшу (я переводчица с немецкого). Как говорится, всё сошлось. Цветовые системы, цветовые гармонии и контрасты, восприятие и субъективность цвета — во всё это пришлось вникать, я узнала массу интересного, прежние интуитивные знания обрели какую-то структуру, и, конечно же, я стала применять это в своих раскрасках.
Знаете, в детстве раскрашенные лица старых фотокарточек из альбомов порой вызывали неоднозначные эмоции. Нарочитый румянец, пугающая агонией жизненность. А в ваших работах — «краска» совсем иная. Иконический образ вдруг приводит в замешательство, обретая плоть и кровь. Через цветопись происходит деконструкция. Что для вас вообще значит оживление образа через цвет, что такое цвет, по-вашему?
Я видела в детстве такие фотокарточки, раскрашенные ядовито-розовым и зелёным, часто ещё украшенные восковыми цветами. Выглядели они и вправду жутковато. В вашем вопросе уже содержится ответ: плоть выглядит живой, когда кровь как бы просвечивает сквозь кожу. Я смастерила себе своего рода палитру из разных красно-розовых оттенков — если добавить самую малость такого тона на лицо, оно оживает на глазах. Кроме этого, не открою Америку, если скажу, что в реальности кожа имеет множество оттенков от красного, розового, коричневого и бежевого до синего, серого, лилового и т.д. Раскрашивать лицо, самостоятельно добавляя все эти полутона, довольно сложно, и я нашла способ, позволяющий сделать это легко и быстро. Кстати, прекрасных результатов добиваются и другие колористы, начавшие использовать этот метод.
Но самое главное — это взгляд, глаза. Я стараюсь сохранить их выражение, и если это удаётся, лицо становится живым. Интересное чувство, когда вот добавишь какой-то штрих, и вдруг человек на фото ожил и смотрит на тебя.
Деконструкция? Может быть, хотя я никогда не рассматривала свои поделки с этой точки зрения. Скорее, это чисто женское любопытство: «А как бы это выглядело в цвете?» Или: «Что такого особенного было в Мате Хари? На чёрно-белых фото она не выглядит сногсшибательной красавицей...» Если работа удалась, то цвет позволяет увидеть реального человека, а не только легендарную личность или абстрактный образ.
Среди раскрашенных вами фотографий большая часть — это культурные персоналии России. Существуют ли критерии выбора героя и технические характеристики для осуществления творческого замысла?
Решение, каким фото заняться, почти всегда приходит спонтанно. Часто мне предлагают какие-то сюжеты, и если мне это интересно, то я берусь за работу. Например, так было с Эмилиано Сапатой: и личность выдающаяся, и фотографии очень выразительные.
Если одним словом охарактеризовать, как нам представляют историю России последние четверть века, то это будет «чернуха» или все оттенки серого. Мне, например, настойчиво объясняли, что у рабочего в СССР 50-х годов просто не могло быть майки красного цвета. И рабочий не мог выглядеть таким здоровым и мускулистым. Все ходили в сером или, на худой конец, в хаки, всё вокруг было убогим и унылым. И ведь многие верят. Но мир всегда был полон красок, даже в войну. Поэтому мой основной критерий — никакой чернухи, надоело.
Идеальное фото для колоризации — высокого качества и разрешения, не сильно заретушированное и не очень контрастное, т. к. чёрный поглощает все цвета, а белый их отталкивает, цвету не за что «зацепиться».
Какую из своих работ вы как «скульптор цвета» считаете самой интересной в плане исполнения? Есть ли образы, прикосновение к которым неизменно вызывает страх и трепет?
Из последнего мне нравится Тамара Карсавина, о которой я уже говорила — здесь соблюдена историческая достоверность, есть яркие краски и, как мне кажется, живой взгляд. Мне писали: «вы вернули её к жизни». Ещё, как мне кажется, хорошо получилось фото совершенно иного плана: танкист Михаил Смирнов после боя. Подчеркну: чёрно-белая фотография сама по себе выразительна, это мастерская работа фотографа, не моя. Я добавила совсем немного неярких красок, и этот молодой парень показался мне моим современником. Это эффект цвета.
Страх и трепет у меня не вызывает никто, есть целый ряд исторических личностей, которых мне хотелось бы попробовать раскрасить. Проблема лишь в том, чтобы найти качественное фото.
БЕССМЕРТНЫЕ ЛИЦА ПОБЕДЫ
Мы все привыкли видеть Великую Отечественную войну в черно-белом цвете: на старых фронтовых фотокарточках, в кинохронике, советских военных фильмах. То великое и страшное время просто не воспринимается сознанием по-другому. Тем интереснее выглядит проект московского фотоколориста Ольги Ширниной, которая выкладывает в соцсетях цветные версии старых фотографий. «ВМ» публикует подборку самых удачных и ярких снимков, при взгляде на которые невольно кажется, что война закончилась только вчера...
Фотоколорист Ольга Ширнина «оживила» более двухсот черно-белых военных фотографий, потратив тысячи часов кропотливого труда. Накануне Дня Победы «ВМ» встретилась с энтузиасткой.
Эти фото — словно мост в прошлое. Цвет и обработка помогают взглянуть по-новому даже на хрестоматийные фотографии. Уже далекие, казалось бы, события внезапно приближаются во времени. Вот Людмила Павличенко — простая красивая девушка. И не скажешь, что она— самая успешная женщина-снайпер за всю историю, уничтожившая 309 фашистов. Именно о ней снят художественный фильм «Битва за Севастополь», вышедший на экраны в прошлом году. В цвете оказывается, что у Людмилы абсолютно современное и даже знакомое лицо! Вот Герой Советского Союза капитан второго ранга Николай Лунин — добряк с мягкими чертами и стальными глазами. А вот наши разведчики во время обороны Севастополя. Их лица сосредоточенны и напряженны. Фотография, сделанная в октябре 1941 года, теперь обрела краски. Такие же парни и сегодня прогуливаются по весенней Москве. Если бы не форма и боевые награды…
Глядишь на раскрашенные Ольгой Ширниной фотографии — возникает странное ощущение, будто на них твои современники, только в одежде или форме другой, суровой эпохи. Выдают время только взгляды, строгие и бесстрашные.
— Я сама была поражена таким эффектом, люди оживают, становятся ближе. А главная деталь в военных фотографиях — это, конечно, глаза, — признается Ольга Анатольевна.
Переводчик с немецкого языка, она взялась за фотоколорирование несколько лет назад. Увлечение быстро превратилось в занятие, которому посвящается значительная часть ее свободного времени.
Оба деда Ольги Ширниной сражались на фронтах Великой Отечественной простыми солдатами. Отец Анатолий Григорьевич — генерал-майор, воин-интернационалист. И ее сын не так давно отслужил срочную службу в армии.
— Сам пошел в военкомат и попросился в ВДВ. Страху я, конечно, натерпелась. Но Сашу было не остановить, отслужил в 331-м полку в Костроме. Вернулся довольный. Военная жилка в нашей семье есть. Даже я сама — лейтенант запаса.
«Не нравится? Получайте еще!»
Свои работы Ольга Ширнина стала выкладывать в социальные сети.
— Я вступила в группу фотоколористов, которую организовал англичанин Даг Бэнкс, — рассказывает Ольга. — Там очень много иностранцев — американцы, финны, немцы. Они выкладывали свои военные фотографии. Всякие стрелки и егеря...
Первая же фотография с советскими солдатами вызвала волну негатива от иностранцев.
— Такое полилось! Мне писали: «Прекратите вашу красную пропаганду!» Особенно усердствовали прибалты. Один литовец в комментарии к обработанной и раскрашенной мной фотографии водружения флага Победы над Рейхстагом написал: «Как же мы все ждали Гитлера». И я подумала: «Что, не нравится? Так получайте еще!» Так что могу сказать, что военные фотографии я раскрашиваю в какой-то степени и из принципа.
Эти снимки не дадут переписать историю
По словам Ольги, главная сложность — не в подборе правильных цветов и кропотливой многочасовой обработке каждой детали. Главная проблема — найти то самое фото. У американцев есть библиотека Конгресса, у европейцев — обширные фотоархивы. А у нас приходится долго и кропотливо искать.
— Иногда снимки мне присылают. Например, фотографии бойцов ИПТА (истребительно-противотанковой артиллерии) я получила от французского историка. Это очень красивые фотографии, и на них запечатлены очень красивые люди, — улыбается Ольга.
Борьба с историческими подменами
Мастерство пришло не сразу. Были и досадные ошибки.
— Ох и ругали меня за них! — вспоминает Ольга. — Но ничего, люди у нас суровые, но отходчивые. Покритиковали, а потом стали помогать. Подсказки по униформе мне дают реконструктор Александра Бывалькевич и автор книг по униформистике Андрей Малов. Работа над военными фотографиями очень сложная, кропотливая, подчас требующая обширных исторических знаний. Но со временем приходят нужные знания и навыки. И я чувствую, что делаю правильное дело. Историю переписывают прямо на глазах.
Я много общаюсь с иностранцами, переписываюсь в соцсетях. Диву даешься, когда читаешь, что наши дивизии сдерживали Гитлера, пока не подоспели американцы, которые якобы и победили в войне.
А я напоминаю, как американцы не могли совладать с маленькой Японией, пока Красная армия не разбила миллионную Квантунскую армию японцев в Маньчжурии.
На счету Ольги уже более двухсот расцвеченных фотографий Великой Отечественной. И сегодня в международную группу фотоколористов вошли и другие наши соотечественники. Настоящий «Бессмертный полк». Одушевленный и оживший.
Ольга признается — за свои семейные архивные фотографии она пока не бралась. Но обязательно «оживит» и их. Ей и ее сыну очень хочется посмотреть на своих славных дедов. В цвете.
ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА РОДИНУ
Эти две замечательные фотографии— одни из немногих, обработанных в цвете. Фронтовые фотокорреспонденты снимали только на черно-белые фотопленку и фотопластинки. Простым солдатам и офицерам снимать было категорически запрещено. Репортеров берегли как зеницу ока еще и потому, что без автоматических камер и приборов, определяющих экспозицию, получить хорошее изображение неопытному человеку было практически невозможно.
Военные фотокорреспонденты, как правило, проявляли пленку сами, в полевых условиях. Если же такой возможности не было, пленку в кассетах отправляли в тыл, сопровождая посылку подробной инструкцией — что снято, где, когда, кто изображен и как проявлять.
Главной особенностью фотоматериалов тех лет была низкая светочувствительность пленок — потому снимали при хорошей, солнечной погоде.
В редакциях с негативов снимки уже печатались и сильно подвергались ретуши — их исправляли для лучшего воспроизведения в типографии. Метод цинкографии, применявшийся для изготовления «клише», не отличался высоким качеством. Было не до цвета — лишь бы изображение получилось хорошо.
Фотографий было мало. Моды раскрашивать снимки не было — к ним относились очень бережно. Даже на солдатских книжках не было фотокарточек — только на партийных или комсомольских билетах. Несмотря на не самые качественные фотоматериалы и химикаты, многие военные снимки неплохо сохранились — черно-белый фотопроцесс стоек ко времени, чего не скажешь о современных фото, распечатанных с принтера и выцветающих уже через несколько лет.
Chekhov, Tolstoy and other Russian writers now in color and sound
P.S.: В жизни всегда есть место для чуда..
Оценили 17 человек
26 кармы