Предисловие - https://cont.ws/@vi1943/1652852
Часть 1
Ветхий завет.
Для современного человека первые главы Бытия особых возражений не вызывают. Ну сотворил Бог мир за 6 дней. В это можно поверить, учитывая его мощь и способности. Сейчас современные ученые каких только чудес не вытворяют! И это при их пока ограниченных возможностях. Да и чему был равен день у Бога никто не знает. Да и не в этом дело – Бог мог такое сделать и за 6 наших дней. Изгнание из рая тоже понятно – отца, тем более Бога, надо слушаться. Продолжительность жизни Адама и его потомков в несколько сот лет, также особого недоверия не вызывает: и земля, может быть, по-другому вращалась и экология с генетикой другими были.
Разные люди рождались и жили в допотопное время: и каины и авели, но Бога это пока особенно не напрягало. А далее случилось вот что.
Книга Бытие 6:1,2 Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери,
тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали [их] себе в жены, какую кто избрал.
Создается впечатление, что особенно человечество стало грешить после того, как сыны Божьи стали брать в жены дочерей человеческих.
6:4 В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим.
6:5 И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время;
6:7 И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их.
Ну, здесь тоже понятно. Не удался эксперимент. Дал свободу воли кукле
(Книга Бытие 2:7 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.)
и хочет, чтобы она жил по-божески. Не понятно только, что это за сыны Божьи, потомство которых также пришлось уничтожать из-за их поведения? Может и с сынками надо было разобраться?
К счастью, был праведный человек Ной. Он Бога слушался. Поэтому и сам со своим семейством спасся и всякой твари по паре спас. Окончился потоп
(Книга Бытие 8:15,16 И сказал Бог Ною:выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою;
8:17-19 выведи с собою всех животных, которые с тобою, от всякой плоти, из птиц, и скотов, и всех гадов, пресмыкающихся по земле: пусть разойдутся они по земле, и пусть плодятся и размножаются на земле.
18 И вышел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним;
19 все звери, и все гады, и все птицы, все движущееся по земле, по родам своим, вышли из ковчега.
8:20 И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике.
Вот тут я с трудом понимаю, зачем надо было сжигать мясо, вместо того, чтобы его съесть. Так это, еще куда не шло – ну захотел так отблагодарить Бога, тем более было за что. Но вот совсем чего не понимаю: как это могло понравиться Богу?
(Книга Бытие 8:21 И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого - зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал.)
Далее известно, что от трех сыновей Ноя произошло все народы, но Библия упор делает на потомстве Сима. На его потомка Аврама и обратил Бог взгляд свой.
(Книга Бытие 12:1-3 И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе;
2 и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение;
3 Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные)
Да, по его имени названы авраамические религии: иудаизм, христианство и ислам. Но вот что мы узнаем о нем из Библии.
Аврам послушен Богу – сказал Господь: пойди из земли своей, послушался и пошел и пришел в Египет. И что он делает по приходу туда?
(Книга Бытие 12:11-20 Когда же он приближался к Египту, то сказал Саре, жене своей: вот, я знаю, что ты женщина, прекрасная видом;
12 и когда Египтяне увидят тебя, то скажут: это жена его; и убьют меня, а тебя оставят в живых;
13 скажи же, что ты мне сестра, дабы мне хорошо было ради тебя, и дабы жива была душа моя чрез тебя.
14 И было, когда пришел Аврам в Египет, Египтяне увидели, что она женщина весьма красивая;
15 увидели ее и вельможи фараоновы и похвалили ее фараону; и взята была она в дом фараонов.
16 И Авраму хорошо было ради ее; и был у него мелкий и крупный скот и ослы, и рабы и рабыни, и лошаки и верблюды.
17 Но Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его за Сару, жену Аврамову.
18 И призвал фараон Аврама и сказал: что ты это сделал со мною? для чего не сказал мне, что она жена твоя?
19 для чего ты сказал: она сестра моя? и я взял было ее себе в жену. И теперь вот жена твоя; возьми и пойди.
20 И дал о нем фараон повеление людям, и проводили его, и жену его, и все, что у него было).
Здесь интересно не то, что сделал Аврам – что тут скажешь – слаб человек. Но непонятна реакция Бога: за что поразил фараона и дом его тяжелыми ударами?
Когда Авраму было 99 лет явился к нему Господь.
(Книга Бытие 17:2-5 и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя.
3 И пал Аврам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним и сказал:
4 Я - вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов,
5 и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов;)
Вот суть завета:
(Книга Бытие 17:10-13 Сей есть завет Мой, который вы [должны] соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол;
11 обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами.
12 Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий [младенец] мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени.
13 Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем и купленный за серебро твое, и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным).
Смысл в этом есть. В условиях полупустынного климата с редкими источниками воды подобная процедура понятна с точки зрения гигиены, как профилактика возможных инфекций и болезней мочеполовой системы. Иначе трудно будет стать отцом многочисленных народов. И сделал так Авраам
(Книга Бытие 17:23-27 И взял Авраам Измаила, сына своего, и всех рожденных в доме своем и всех купленных за серебро свое, весь мужеский пол людей дома Авраамова; и обрезал крайнюю плоть их в тот самый день, как сказал ему Бог.
24 Авраам был девяноста девяти лет, когда была обрезана крайняя плоть его.
25 А Измаил, сын его, был тринадцати лет, когда была обрезана крайняя плоть его.
26 В тот же самый день обрезаны были Авраам и Измаил, сын его,
27 и с ним обрезан был весь мужеский пол дома его, рожденные в доме и купленные за серебро у иноплеменников).
Непонятно только считаются ли потомки Измаила: арабы и прочие семиты, также богоизбранным народом, как и евреи?
Как родила Сарра, в 90 лет?
(Книга Бытие 18:9-14 И сказали ему: где Сарра, жена твоя? Он отвечал: здесь, в шатре.
10 И сказал [один из них]: Я опять буду у тебя в это же время, и будет сын у Сарры, жены твоей. А Сарра слушала у входа в шатер, сзади его.
11 Авраам же и Сарра были стары и в летах преклонных, и обыкновенное у женщин у Сарры прекратилось.
12 Сарра внутренно рассмеялась, сказав: мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение? и господин мой стар.
13 И сказал Господь Аврааму: отчего это рассмеялась Сарра, сказав: "неужели я действительно могу родить, когда я состарилась"?
14 Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и у Сарры [будет] сын.)
Здесь вопросов нет - полна чудес могучая природа - все в Божьей власти.
В дальнейших скитаниях Аврам, хотя и стал Авраамом, опять подставил человека, дающего ему приют.
(Книга Бытие 20:2 И сказал Авраам о Сарре, жене своей: она сестра моя. И послал Авимелех, царь Герарский, и взял Сарру),
Но тут Бог вовремя вмешался и Авимелех отделался легким испугом.
Как человек Авраам слаб, его можно назвать подкаблучником. У них с Саарой родился сын Исаак и вырос
(Книга Бытие 21:8-10 Дитя выросло и отнято от груди; и Авраам сделал большой пир в тот день, когда Исаак отнят был от груди.
9 И увидела Сарра, что сын Агари Египтянки, которого она родила Аврааму, насмехается,
10 и сказала Аврааму: выгони эту рабыню и сына ее, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком)
(Книга Бытие 21:11-13 И показалось это Аврааму весьма неприятным ради сына его.
12 Но Бог сказал Аврааму: не огорчайся ради отрока и рабыни твоей; во всем, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее, ибо в Исааке наречется тебе семя;
13 и от сына рабыни Я произведу народ, потому что он семя твое.)
Сказала жена – значит надо делать: своего сына с его матерью выгнать в пустыню. Можно, конечно, сослаться на обещание Бога, но все же…
(Книга Бытие 21:14 Авраам встал рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Агари, положив ей на плечи, и отрока, и отпустил ее. Она пошла, и заблудилась в пустыне Вирсавии;)
Далее известно – Бог не дал им погибнуть в пустыне.
Вера Авраама в Бога абсолютна – он готов даже сына Исаака принести в жертву
(Книга Бытие 22:1,2 И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я.
2 [Бог] сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе.
22:9-14 И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров.
10 И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего.
11 Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я.
12 [Ангел] сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня
13 И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо сына своего.
14 И нарек Авраам имя месту тому: Иегова-ире. Посему [и] ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится.)
Похоже на то, что Бог в лице Авраама нашел, наконец, полное послушание, после провала с Адамом.
Про Исаака мало что известно: женился, вместе с братом Исмаилом похоронил отца, родил двух близнецов Исава и Иакова, также, как и Авраам сказал на жену свою Ревекку, что это сестра его, чем чуть не ввел во грех народ его приютивший. Дальше повествуется, в основном, о Иакове: как за чечевичную похлебку выменял первородство у Исава, как вместе с матерью обманул своего отца Исаака и получил его благословление, вместо Исава. После чего вынужден был бежать от его гнева и скитаться. И тут интересно вот что. За какие такие заслуги Бог, вдруг, благоволит ему? (Книга Бытие 28:13-15 И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему;
14 и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные
15 и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе.)
Далее известно: отпахал 7 лет на дядю своего за Рахиль, вместо нее получил Лию, и за Рахиль отпахал еще 7 лет, нарожал детей, обманом завладел лучшим скотом и ушел от тестя (дяди своего Лавана). Более того Рахиль еще и похитила идолов, которые были у ее отца.
Дошли они со своими стадами до родной земли, выслал брату своему Исаву богатые подарки с просьбой простить его. Домочадцев и остальное имущество спрятал и остался один. (Книга Бытие 32:24-29 И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари;
25 и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним.
26 И сказал: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня.
27 И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков.
28 И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь.
29 Спросил и Иаков, говоря: скажи имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? И благословил его там.)
Тут опять не совсем понятно: как можно одолеть Бога или даже Ангела?
И почему Ангел испугался зари?
Оценил 1 человек
3 кармы