• РЕГИСТРАЦИЯ

Из архива. День Независимости

Владимир Винников
4 июля 11:14 0 2034

Сегодня у США - главный национальный праздник, День Независимости. В качестве подарка к этому празднику - статья 2001 года. К сожалению, "ять" здесь, кажется, не отражается, поэтому данная буква заменена на "Ь".


Мифологизация истории как феномен политического сознания.

Светлой памяти Вадима Валериановича КОЖИНОВА посвящается


«История — непрерывное настоящее». Всякое историческое исследование представляет собой цепь или сеть событий, выделенных историком из потока доступных ему фактов и документов общественной жизни. История — лишь модель, лишь образ прошлого, а потому всегда — только приближение к истине. Неизбежный отрыв научно-исторического образа от действительности несет в себе принципиальную возможность искажения последней. Но искажение системное, фальсификация истории невозможны без заинтересованности в них определенных общественных сил: господствующих или стремящихся к господству. В рамках подобной фальсификации, как правило, не только замалчиваются, исключаются из модели прошлого те события, которые не укладываются в нее. Это лишь одна сторона фальсификации. Вторая заключается в том, что параллельно происходит раздувание, преувеличение иных, соответствующих ей фактов — даже если подобные факты существовали в ином качестве или не существовали вообще. Когда же эти псевдофакты в качестве структурообразующих элементов включаются в различные формы классово-политического сознания, то они обретают статус мифологем, своеобразных «фразеологизмов мышления», поскольку в превращенном виде отражают свойственную данной общности систему ценностей.

Необходимо заметить, что понятие «мифа» не следует воспринимать лишь в качестве субъективной иллюзии, индивидуальной либо общественной. Миф понимается здесь прежде всего как системное и образное воплощение того уникального опыта, который присущ любой более-менее устойчивой и замкнутой социальной системе, от семьи до государства. Он предназначен для «пересказа», «предания», то есть передачи прежде всего. Это главная функция мифа. В зависимости от характера образов, миф может выступать либо эстетическим явлением (как воспринимаются сегодня практически все древние мифы), либо предметно-логическим (как воспринимается большинство мифов современных). При этом миф утрачивает неразрывность единичного и общего, становится либо предельно конкретным (мифология «семейных реликвий»), либо предельно всеобщим (мифология «картины мира»). Частным случаем последнего выступает и мифологизация истории.


1. Древний Рим – США

Существование подобного феномена в разные эпохи заставляет задуматься о его значении. Определяющая роль мифологизации истории в структуре общественного сознания достаточно полно изучена в отношении древнеримского общества и не вызывает сомнений у современных исследователей. Так, например, Н.А.Чистякова, анализируя типы античной художественной культуры, пишет: "Отношение к личности в Риме было изначапьно другим, так как Рим – помимо греческого влияния и до него – мифологизировал собственную историю".

"Политическое, моральное и даже религиозное сознание римского гражданина было всецело связано с историей, но всегда – заметим – не с историей "большого" мира, а с историей Города (Urbs) и своего народа. При всем своем универсализме,.. римляне больше патриоты, даже националисты, чем космополиты – во всяком случае, во времена республики и раннего принципата. И не удивительно, что предания собственной истории, легендарной и действительной, выступали у них в роли сакральных мифов, отчасти компенсируя бедность автохтонной мифологии. Эта своеобразная мифология "домашней" истории оказала на римскую культуру почти такое же могучее влияние, какое эллинская космическая мифология оказала на культуру греков. В поэзии, риторике, моралистике, в правовой теории, наконец, в историографии,– словом, везде, где проявил себя римский гений,– "exemplum domesticum" имеет для римлян такую же силу и значение, как для древних греков мифическая парадигма",– отмечает Г.Г.Майоров. Но тот же автор на примере трактата Цицерона "О старости" показывает, что пропаганда exemplum domesticum, возводимых в ранг устойчивых стереотипов общественного сознания, становится возможной и необходимой только при утрате ими реальных регулирующих функций. Тем самым мифологизация истории выступает и как экстериоризация, ритуализация этих стереотипов.

С нашей точки зрения, обращает на себя внимание относительная независимость исторических мифологем от реальных общественных отношений, определенная парадигматичность структуры политического (и общественного) сознания такого типа. И здесь доминирующая роль exemplum domesticum на фоне бедных культурных традиций явно сближает древнеримское и современное американское политическое сознание.

Так, типологически сходно значение легенды о первых колонистах "Мэйфлауэра" с легендой об Энее. И в том, и в другом случае гонимые предки, средоточие всяческих добродетелей, ступают на "новую землю", предназначенную для них высшими силами. Американский истэблишмент долгое время был склонен вести свое происхождение именно от набожных первопоселенцев, положивших начало могуществу Соединенных Штатов. В частности, 12-й президент США Закари Тейлор относил это обстоятельство к числу своих достоинств. О той же ситуации, только применительно к древнеримскому обществу, свидетельствует в фундаментальной монографии "Принципат Августа" Н.А.Машкин: "Со времен Суллы многие аристократические роды ведут свое начало от Энея и его спутников... Религиозный Эней является тем идеальным римлянином, который должен был служить примером для подражания. "Pius" (благочестивый) – постоянный эпитет Энея".

Мифологизированные образы прошлых и современных правителей, т.е. личностей, властвующих в обществе, также обнаруживают ряд сходных черт. "Гражданам США всегда внушали мысль, что важнейшую и решающую должность в стране должны занимать люди незаурядные",– отмечает Э.Пессен: "Жизнь президентов служит примером и стимулом для подрастающего поколения... доказательством того, что честный труд не принижает человека, что высшие гражданские почести доступны трудолюбивым и целеустремленным". Биографии президентов, как правило, представляют собой описание "бедного, но честного малого", "одного из нас", восходящего благодаря своим личным качествам к вершине политической власти. Тем самым институт президентства рассматривается как воплощение "американской мечты", как реализация тех ценностей, носителями которых были колонисты "Мэйфлауэра".

Точно так же официальный источник "Res gestae diui Augusti" доказывает, что своей деятельностью Август воплотил в жизнь основные черты идеального римлянина: virtus, pietas, iustitia, clementia (мужество, благочестие, справедливость, мягкосердечие). "Август питал несомненный интерес к элогиям знаменитых римлян, которые были возобновлены и даже заново составлены, причем наряду с подлинными элогиями видных республиканских деятелей появились элогии легендарных царей, включая Энея".

Существует и сходство между мифологизированными образами Джорджа Вашингтона и Катона Старшего. "Миф о Дж.Вашингтоне призван обосновать единство американской нации и ее отличие от других наций... Как-то на день рождения маленькому Джорджу подарили топорик. Чтобы испытать свое новое орудие, он срубил одно из вишневых деревьев своего отца. Тот спросил его, не он ли погубил дерево. Джордж ответил: "Я не могу солгать, отец! Я срубил его своим топором!" Вишневое дерево... воплощает поэтическое воспоминание о старом отчем доме, о европейской цивилизации... Вашингтон, лидер революции, срубает дерево старой цивилизации, что символизирует освобождение Америки от протекционизма Англии. Мальчик, срубивший дерево, сам становится символическим отцом-основателем новой страны, новой культуры. Миф о вишневом дереве для американцев – это весьма развернутое определение их морального кодекса. Американцы вольны делать что угодно для достижения собственных целей. Но при этом важно соблюдать честность – она искупает вину",– пишет П.С.Гуревич. Но столь же откровенно и последовательно действовал герой Римской республики Катон Старший, а его фраза "Carthaginem esse delendam!", которой он, по преданию, завершал каждую речь в сенате (кстати, институт, существующий и в США),– еще более знаменита, чем признание Дж.Вашингтона.

Сама концепция Pax Americana во многом перекликается с концепцией Pax Romana, a "конец истории", предложенный Ф.Фукуямой – с "золотым веком" императора Августа. Специфически сближающей чертой выступает культурная экспансия Америки и Рима, использование апологетической "массовой культуры" как средства господства в общественном сознании других народов и стран. Эта черта особенно интересна в связи с глубинным "культурным вакуумом" порождающего ее общества и, как следствие, развитием "мозаичной культуры". Но основное, сближающее данные концепции, сходство заключается в сознательной консолидации различных групп господствующего класса против классов угнетенных. Здесь "план Маршалла" оказывается созвучным реформам первых Цезарей.

И поразительное сходство между системой исторических мифологем Древнего Рима и мифологией современных США не может быть случайным. Это сходство может быть вызвано тем, что «общественное сознание всех веков... движется в определенных общих формах, в формах сознания, которые вполне исчезнут лишь с окончательным исчезновением классов».

Поэтому мифологизация истории как феномен политического сознания является одним из важнейших проявлений поляризации общества, поскольку дает обоснования для замены закона «исторической традицией», чаще всего - вымышленной. А усиление исполнительной власти, ее примат над властью законодательной, как показал еще К. Маркс в работе «18 брюмера Луи Бонапарта», свидетельствует именно о нарастании социальных противоречий. Это ментальное сопровождение процесса хаотизации общества ясно прослеживается и в деятельности современных отечественных «демократических сил».


2. Новый Рим - Россия.

Следует сказать, что отечественное историческое сознание со времен начального летописания также не свободно от мифологизации. Так, Л.Н.Гумилев доказывает, что уже в «Повести временных лет» рассказано о вымышленном походе киевского князя Олега на Царьград (Константинополь) в 907 году, замалчиваются истинные причины гибели князя Святослава и его дружины, искажается хронология хазарского владычества в Киеве и т.д. Известно также, что Иван Грозный собственной рукой правил неоконченный «Лицевой свод» — парадную летопись своего царствования. Тем самым косвенно признается несоответствие реальной истории русской государственности некоему нормативному представлению о ней — представлению, несомненно, изменявшемуся с течением времени.

Отсюда очевидна необходимость крайне взвешенного и скрупулезного подхода к материалу, представляемому отечественными летописями. Тем не менее, основной для нас вопрос заключается не в том, происходила или нет мифологизация истории в русском политическом сознании — конечно, она происходила и не могла не происходить, поскольку «образ прошлого» неизбежно вступал в противоречие с новым опытом и новой системой ценностей. Вопрос в том, какое место занимала она в структуре этого сознания. Учитывая, что славянская письменность вообще и летописание в частности имеют ромейское («византийское») происхождение, необходимо выявить, насколько заимствована и соотносима мифологизация русской истории с ромейским вариантом.

Существование последнего также не вызывает сомнений — особенно в связи с наличием предшествующей древнеримской традиции, «обогащенной» эллинизированными восточными верованиями и опосредованной христианской мифологией. Более чем тысячелетняя история Восточноримской империи (Ромейского Царства) в этом отношении весьма слабо изучена, поскольку христианская парадигма «симфонии властей» в ее «византийском» варианте, реализованном прежде всего царствованием Константина Великого, на протяжении всего этого периода оставалась, по сути, неизменным лекалом, на которое накладывалось всякое новое царствование. «Катехон» (удерживающий) и «канонизация» (причисление православной церковью к лику святых) — выступали основными характеристиками власти ромейских царей в историческом времени. Не прошедший канонизацию властитель, по сути, утрачивал право именоваться «катехоном» в вечности. Именно поэтому византийская агиография в той части, которая посвящена святым носителям «империума», может считаться гораздо более существенным проявлением мифологизации истории, чем творения придворных византийских историков, ориентированных на следование «светским» образцам античности,— например, таких, как Лев Диакон или Михаил Комнин.

Иными словами, образ Царя как святого воина-правителя, канонизированного Церковью, которая, в свою очередь, совокупно выступает как освященное Святым Духом Тело Христово, символически повторяет в историческом времени образ предвечного Христа, Богочеловека. В этой модели мышления все собственно «человеческие» слабости правителя могут отступать на второй план — подобно тому, как в евангельской традиции отступают на второй план и становятся бессмысленными все упреки фарисеев Христу, что «Сын человеческий» не соблюдает субботы и сидит за одним столом с мытарями и блудницами.

В этой связи можно сказать, что сам феномен мифологизации истории в его отечественном варианте изначально имел не столько «земной», сколько «небесный» вектор, где исторические события, реальные или вымышленные — неважно, получали свое сверх-значение только через «оправдание верой» и «спасение души». «Слово» и «житие» — два самых распространенных литературных жанра на Древней Руси. При этом «слово" исходило, что называется, «от первого лица», а «житие» представляло собой, в сущности, «безличный», «с точки зрения вечности», уложенный едва ли не в канонические рамки рассказ о подвигах того или иного святого.

«В началЬ бЬ Слово» — гласит «церковнославянский» текст Евангелия от Иоанна, переведенный на «современный русский» в «синодальном» издании как «В начале было Слово». Еще раз стоит обратить внимание читателей на несовершенство и неточность подобного перевода, невольно (или вольно?) относящего все сказанное к некоему прошлому времени и, соответственно, к некоему всеобщему «началу». А в первичном для нас «церковнославянском» варианте слово «бЬ» означает нечто принципиально иное — то, что «было, есть и будет», а следовательно, и «Слово», о котором идет речь в Евангелии, не «было» когда-то, «в начале времен», а «было, есть и будет» в начале всего, что совершалось, совершается и будет совершаться в мире. Разница смыслов здесь совершенно очевидна, и она, видимо, во многом объясняет уникальность мировосприятия древнерусского православия, явленного в дошедших до наших дней «словах» и «житиях».

В качестве примера можно привести следующий отрывок из знаменитого «слова» князя Владимира Мономаха к Олегу Святославичу, датированного 1097 годом9: «Господь наш не человек, но Бог всей вселенной,— что захочет, во мгновение ока все сотворит,— и все же Сам претерпел хулу, и оплевание, и удары, и на смерть отдал Себя, владея жизнью и смертью. А мы что такое, люди грешные и худые? — сегодня живы, а завтра мертвы, сегодня в славе и чести, а завтра в гробу и забыты,— другие собранное нами разделят.

Посмотри, брат, на отцов наших: что они скопили? ...Только и есть у них, что сделали душе своей...

Не от нужды говорю я это, ни от беды какой-нибудь, посланной Богом, сам поймешь, но душа своя мне дороже всего света сего.

На Страшном Суде без обвинителей сам себя обличаю».

Мы видим здесь совершенно иное время: измеряемое не столько «летами» как линейным множеством, сколько, используя позднейший термин Лейбница, «монадой» человеческой души, прямо соотнесенной со всегда открытой для нее через Христа и во Христе вечностью. От этой монады, от ее «жизни-жития» только и может исходить «слово» как некий изначальный импульс, «дерзающий» открыть вечность не только для нее самой, но и для способных вобрать это «слово» душ других людей: родственников, единоверцев и т.д...

Иначе говоря, здесь мы встречаемся с принципиально иным типом мифологизации истории, нежели тип «западный», охарактеризованный в первом разделе настоящей работы. Более того, здесь мы встречаемся с принципиально иным типом самой истории, совершающейся прежде всего как история именно «оправдания верой» и «спасения души», а вовсе не история завоеваний, в том числе завоеваний независимости, свободы, власти, богатства и прочих благ «мира сего». Высшие нравственные ценности здесь совершенно иные.

Чтобы убедиться в этом, достаточно, например, сравнить оценку англичанами своего короля Генриха VIII, французами — Карла IX, и русскими — того же Ивана Грозного, на что справедливо указывал В.В.Кожинов. И это далеко не случайность — наряду с мифом об Иване Грозном, существуют не менее красочные мифы о Петре Первом или Иосифе Сталине (впрочем, последний — более-менее примитивная копия действительно народных образцов). Иным образом в тот же ряд встраиваются легенды о погибших мученической смертью, но «спасших душу свою» князьях Борисе и Глебе — первых собственно русских святых.

В двоической западной логике (догмат filioque — оттуда же, из двоичности мышления самых последовательных умов Запада) это обстоятельство порождает представления о «жертвенности» и «пассивности» русских как народа вообще, а также о желательности для них той или иной формы «насилия» и «насильственной организации» (по чужеземным, надо полагать, образцам) со стороны государственной власти. Трехмерная цельность русской души, проецируясь в это двухмерное мышление, неизбежно выглядит «совмещением несовместимого», некоей загадкой и даже тайной, которая сама себя хранит.

Чтобы подчеркнуть разницу нравственных ценностей, определяющих поведенческие реакции, можно привести и пример «от противного», задавшись вопросом: как стать врагом русского человека? Ясно, что для этого мало покушаться на его дом, на его имущество, даже на его родных и близких, даже на саму его жизнь. Для этого нужно стремиться «погубить его душу» или, что для традиционного русского сознания то же самое, «погубить его веру», разрушить вечную «монаду» его Слова и его жития. И только если такое стремление проявляется очевидно и бесспорно, силы и люди, его несущие, воспринимаются как враги — со всеми вытекающими отсюда и страшными для них последствиями. «Русские долго запрягают, но быстро ездят»,— на метафорическом, образном уровне характеризовал эту особенность «железный канцлер» Пруссии Отто фон Бисмарк.


ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Рассматривая и сопоставляя типы мифологизации истории, присущие соответственно современному американскому и современному русскому сознанию, можно наблюдать заметную модификацию и деградацию последнего, его сближение с американскими стандартами мышления, которые активно распространяются через мощную систему мировых масс-медиа, обеспечивая не только информационную, но и трансформационную составляющую «войны ценностей». Вместе с тем сам перенос военных действий из сферы земного (и околоземного) пространства в сферу сознания, в сферу Слова как такового,— вынужденно активизирует адаптивные процессы русского бытия в этой сфере, аналогичные периоду «распознавания врага» и отступления в ходе «обычных» исторических войн. Не исключено, что подобный период окажется достаточно длительным (он уже затянулся на несколько десятилетий). Но, поскольку бои ведутся уже в пространстве русского Слова, то есть втянуты в пространство русского Слова, их исход, по большому счету, предопределен и неизбежен.


2001

Так чем же вам не угодил Путин, товарищи контокоммунисты?

Так чем же вам не угодил Путин, товарищи коммунисты?В последнее время опять активизировались наши "контокоммунисты" яростно критикующие Путина. За что? Да за что угодно, ну не нравится...

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО КОЛЛЕГАМ С ТВ. ХВАТИТ ГОНЯТЬ ЛЫСОГО

Тот булыжник, который Максим Галкин запустил на днях в отечественный «голубой экран», судя по реакции Соловьёва, Шейнина и пр., попал в цель. Не знаю истинной мотивации Галкина, но по ф...

Коррупция и римское право

Сегодня с утра вышла прекрасная новость: Конституционный суд не нашел противоречий с Основным законом в нормах, позволяющих изымать в пользу государства имущество, если оно приобретено на доходы, зако...

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    Загрузка...

    "Оставил только карточку свою..."

    45-й президент США Дональд Трамп заявил о том, что формально переезжает из Нью-Йорка в Палм-Бич (штат Флорида), поскольку в "Большом яблоке" к нему плохо относятся, да и налоги высоковаты... А поместье Мар-а-Лаго — самое оно... Ну, что сказать? Конечно, миллиардером больше миллиардером меньше — Нью-Йорк не обеднеет. Но, в общем, это свидетельство  т...
    187
    Владимир Винников 31 октября 18:45

    Тут другое...

    Опять из Заинтернетья, опять с опозданием, но, надеюсь, опять в тему. Не успел ваш покорный слуга вывесить текст про "Цирк "морских котиков" (https://cont.ws/@vinni-kov/1485193), как буквально через несколько часов те же (на самом деле - нет, уже другие), но всё равно "морские котики" точно так же, как Усаму бен-Ладена ликвидировали Абу Бакра аль-Багдади, лидера уже н...
    152
    Владимир Винников 25 октября 20:49

    Цирк "морских котиков"

    Отъезжал тут на время в Заинтернетье, поэтому не так актуально, однако же — "в тему".Для начала — так, ссылка на выступление Трампа после третьего раунда финальных дебатов с Хиллари Клинтон в октябре 2016 года, 15 минут чистого кайфа... Не на любителя, конечно. На профессионала. Ну, вот такой он, американский истеблишмент. https://yandex.ru/video/preview?filmId=1...
    221
    Владимир Винников 20 октября 00:30

    Ну, вот, свершилось...

    Казалось бы, где "наше всё", "солнце русской поэзии" Александр Сергеевич Пушкин, а где — мировые валюты, миллиардные кредиты и финансово-экономический кризис?! Автор "Евгения Онегина", поди, ни разу американского доллара в руках не держал, хотя и писал:"Бранил Гомера, Феокрита;  Зато читал Адама Смита  И был глубокой эконом,  То есть умел судить о том,&...
    323
    Владимир Винников 20 октября 00:08

    Энергетический конь либерального апокалипсиса

    Кусок доклада в ленту вам :) Опять "многабукаф".Начиная с публикации доклада Римского клуба «Пределы роста» (1972) и «подтверждающей» его тезисы арабо-израильской Войны Судного дня в октябре 1973 года, которая привела к взрывному росту цен на нефть, общепризнанным стал прогноз прекращения роста и постепенного снижения уровня энерговооружённости человеческой цивилизаци...
    318
    Владимир Винников 12 октября 13:27

    "Отставка Глазьева"

    9  октября Владимир Путин подписал следующий указ: "Освободить Глазьева Сергея Юрьевича от должности советника Президента Российской Федерации". Добавлю, что полностью должность Глазьева в Кремле именовалась так: "Советник президента Российской Федерации по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, направленной на развитие евразийской ин...
    329
    Владимир Винников 11 октября 18:36

    Человек, который был героем

    Скончался "космонавт №11" Алексей Архипович Леонов. Человек, который был героем и первым вышел "в открытый космос", то есть за пределы капсулы космического корабля. Случилось это 18 марта 1965 года, когда Леонову шёл 31-й год.Потом, через 10 лет, в 1975 году, он получил свою вторую Золотую Звезду - за программу "Союз"-"Аполлон", ставшую кульминацией политики "разрядки...
    293
    Владимир Винников 7 октября 23:53

    Импичмент Трампу: история с истерией

    Тут вот (https://oko-planet.su/first/530242-popytka-perevorota-v-amerike-ukraina-i-okno-vozmozhnostey-dlya-rossii.html)сограждане изумляются, какая муха укусила Нэнси Пелоси и Ко в нижней палате конгресса, что они решили запустить процедуру импичмента Трампу из-за какого-то телефонного разговора с Зеленским и воможного расследования дел Байдена-младшего на Украине...Д...
    396
    Владимир Винников 7 октября 23:10

    Путин и Конституция СССР 1977 года

    Сегодня мало кто писал - но всё-таки писали - про 67-летие президента РФ Владимира Путина, и совсем ничего — про 42-летие "брежневской" Конституции СССР 1977 года. Оно и понятно — принятый к 13-летию правления "орла двубрового" и после подписания Хельсинкских соглашений, новый Основной закон Советского Союза не прожил и 13 лет — уже 14 марта 1990 года из него было изъ...
    360
    Владимир Винников 2 октября 21:36

    Проза Виталия Гудзикевича

    из старого... было написано автором в 1985-1987 годах... по-моему, близко к классике... но читать нужно медленно... кто помнит, тот поймёт... и, надеюсь, вам понравится."Проза Виталия Гудзикевича обладает редким качеством «гениального косноязычия», которое — очень похоже на то — прорастает из «телеграфного стиля» Эрнеста Хэмингуэя и позволяет автору не только передава...
    305
    Владимир Винников 2 октября 21:00

    Символизм "незалежной"

    Вот почему Украина — не Америка?Извините мой французский, но... президент —В.А.ЗЕЛЕНСКИЙ?Они точно хотели именно такого президента?Как говорится, 40 миллионов украинцев не могут ошибаться...А до того?...П.О.ПОРОШЕНКО (если "Олексiйович")...В.ЯНУКОВИЧ...В.ЮЩЕНКООни там точно сговорились... И тенденция явно усиливается....
    374
    Владимир Винников 2 октября 19:15

    Чтоб вы были здоровы!

    Прочитал тут (https://aftershock.news/?q=node/793855) насчет "проблем здравоохранения"... Что сказать?Из медицины я ушёл в 1989 году, отработав "молодым специалистом" три года по распределению. Специально к этому, т.е. уходить, не стремился, так сложилась жизненная ситуация. Поэтому одно время очень сильно интересовался системой организации отечественного (тогда ещё -...
    302
    Владимир Винников 29 сентября 19:13

    "Многабуков" по Сирии (и не только)

    Завтра, 30 сентября, исполнится четыре года с момента начала операции Вооруженных сил России в Сирии. В связи с этой датой выкладываю здесь полный текст своей статьи "Россия и Сирия. Четыре страшных сна коллективной Веры Павловны", которая была опубликована только в книге "Сирийский Армагеддон" (М.: Книжный мир, 2016), и до сих пор в доступном электронном виде в сети ...
    431
    Владимир Винников 29 сентября 16:50

    Пасхальное

    Неисчерпаемое фото. Как атом или даже электрон....
    405
    Владимир Винников 29 сентября 10:26

    Мастер и Маргарита

    Не булгаковские, конечно, но на Воланда Сорос всё-таки не тянет......
    395
    Владимир Винников 25 сентября 10:54

    Деньги для Америки: кто доверяет «глобальному лидеру»?

    Если сопоставить официальные, публикуемые федеральным казначейством США списки ТОР-30 стран-крупнейших иностранных инвесторов в ценные госбумаги (млрд долл.) по состоянию на сегодня и, скажем, три года назад, то картина будет следующей. Июль-2019 (динамика к 2016 г.)                          Июль-2016 ...
    438
    Владимир Винников 19 сентября 22:38

    Налетели дроны, налетели!.. или Атака как повод для эмиссии

    На мой взгляд, ситуация с выводом из строя 14 сентября 2019 года половины нефтепереработки Саудовской Аравии — якобы из-за "атаки дронов" — очень напоминает ситуацию с "атакой самолётов" на "башни-близнецы" WTC и Пентагон 11 сентября 2001 года. Тогда точно так же "не сработала" система американского ПВО над Нью-Йорком и Вашингтоном. Да что там система ПВО — внезапно п...
    551

    МоцАрты и Сальери

    ...Говаривал мне: «Слушай, брат Сальери,Как мысли чёрные к тебе придут,Откупори шампанского бутылкуИль перечти «Женитьбу Фигаро»...                                                             А.С.ПушкинВот и я ...
    784

    "Я смотрю на это дело в среднерусской тоске..."

    Очень много "хайпа" относительно разгона массовой протестной акции в Москве 27 июля. Причём со всех сторон сразу...Что там за причина? Грядущие выборы в Мосгордуму? Судя по общему вектору реакции всех заинтересованных лиц, Соболь и Ко могут не только допустить к выборам, но и нарисовать им массовую поддержку вплоть до получения 1-2 мандатов. А что? Были же у нас ...
    905

    Боюсь за Порошенко

    На экс-президента Украины "шоколадного поросёнка Петра" могут повесить всех собак. Начиная с малайзийского "боинга". Что-то насчёт него сильно кучно пошло. И заканчивая боевыми действиями на Донбассе, керченской провокацией и т. д. И, чтобы лишняя правда не всплыла на поверхность, перед этим перевести в иной план физического существования. Очень удобное решение и...
    977
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика