• РЕГИСТРАЦИЯ
Коронавирус. Последние новости

О рейтинге президентов США

0 88

В Соединённых Штатах на протяжении вот уже 70 с лишним лет достаточно регулярно проводятся общенациональные опросы по теме: кого из президентов страны (а их, считая вместе с нынешним, было уже 45) можно назвать величайшим. Результаты таких опросов представлены в Википедии в статье под названием «Исторический рейтинг президентов США», и эти данные (https://en.wikipedia.org/wiki/Historical_rankings_of_presidents_of_the_United_States) дают, на мой взгляд, достаточно полное представление о системе политических ценностей американского общества, её основах и изменениях.

«Первая тройка»

Её, наверное, может легко назвать не только любой американец, но и любой человек, хоть немного интересующийся историей США. Это 1-й президент Соединённых Штатов Джордж Вашингтон, чьим именем названа столица страны, лидер Войны за Независимость; 16-й президент Авраам Линкольн, не допустивший раскола страны на две части, при котором северные штаты победили конфедератов в Гражданской войне; и, наконец, 32-й президент Франклин Рузвельт, «рекордсмен» по сроку пребывания в Белом доме, уничтоживший Великую Депрессию и победивший во Второй мировой войне.

Три кита, на которых стоит современная Америка. И каждый из них по-своему, в своих исторических реалиях, — безусловно выдающиеся и весьма привлекательные личности.

Обращает на себя внимание правильная периодичность появления таких лидеров: практически каждый 16-й президент США становился великим лидером. На очереди, исходя из такой периодичности, 48-й президент. Конечно, если до него Соединённые Штаты доживут в качестве единого государства.

«Отцы-основатели».

В данную группу входят первые пять президентов США, каждый из которых сыграл важную роль в Войне за Независимость и в становлении американского государства. Помимо Джорджа Вашингтона, это (в хронологическом порядке их легислатур) Джон Адамс, Томас Джефферсон, Джеймс Мэдисон и Джеймс Монро.

Их авторитет непререкаем, а их конфликты и споры — неотъемлемая часть американской мифологии, как для древних греков — конфликты и споры богов Олимпа. Всё, что их касается, согласно известной максиме одного из выпускников Йельского университета, нужно «не рефлексировать, а распространять».

«Герои ХХ века»

В эту плеяду входят президенты США, с именами которых связано превращение страны в «глобального лидера» однополярного мира Pax Americana. Помимо Франклина Рузвельта, это Теодор Рузвельт (26-й президент США), Вудро Вильсон (28-й), Гарри Трумэн (33-й), Дуайт Эйзенхауэр (34-й), Джон Кеннеди (35-й) и Рональд Рейган (40-й). Где-то рядом находится Линдон Джонсон (36-й), но на нём «висит» Вьетнамская война, а «лунную программу» США по умолчанию считают детищем трагически погибшего Джона Кеннеди…

В целом, исходя из представленных данных, можно сказать, что у американцев в целом устойчивое, здоровое и адекватное национальное историко-политическое сознание, хотя изрядно мифологизированное относительно начального периода своей истории.

В качестве нагрузки к данному короткому тексту — давняя-предавняя моя статья (первый вариант был написан ещё в 1990 году), которую в своё время одобрил Вадим Валерианович Кожинов, чьей светлой памяти она, в отредактированном виде, и посвящается.


_____________________________________________________________

МИФОЛОГИЗАЦИЯ ИСТОРИИ 

КАК ФЕНОМЕН ПОЛИТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ


Всякое историческое исследование представляет собой цепь или сеть событий, выделенных историком из потока доступных ему фактов и документов общественной жизни. История — лишь модель, лишь образ прошлого, а потому всегда — только приближение к истине. Неизбежный отрыв научно-исторического образа от действительности несет в себе принципиальную возможность искажения последней. Но искажение системное, фальсификация истории невозможны без заинтересованности в них определенных общественных сил: господствующих или стремящихся к господству. В рамках подобной фальсификации, как правило, не только замалчиваются, исключаются из модели прошлого те события, которые не укладываются в нее. Это лишь одна сторона фальсификации. Вторая заключается в том, что параллельно происходит раздувание, преувеличение иных, соответствующих ей фактов — даже если подобные факты существовали в ином качестве или не существовали вообще. Когда же эти псевдофакты в качестве структурообразующих элементов включаются в различные формы классово-политического сознания, то они обретают статус мифологем, своеобразных «фразеологизмов мышления», поскольку в превращенном виде отражают свойственную данной общности систему ценностей.

Необходимо заметить, что понятие «мифа» не следует воспринимать лишь в качестве субъективной иллюзии, индивидуальной либо общественной. Миф понимается здесь прежде всего как системное и образное воплощение того уникального опыта, который присущ любой более-менее устойчивой и замкнутой социальной системе, от семьи до государства. Он предназначен для «пересказа», «предания», то есть передачи прежде всего. Это главная функция мифа. В зависимости от характера образов, миф может выступать либо эстетическим явлением (как воспринимаются сегодня практически все древние мифы), либо предметно-логическим (как воспринимается большинство мифов современных). При этом миф утрачивает неразрывность единичного и общего, становится либо предельно конкретным (мифология «семейных реликвий»), либо предельно всеобщим (мифология «картины мира»). Частным случаем последнего выступает и мифологизация истории.


1. Древний Рим – США

Существование подобного феномена в разные эпохи заставляет задуматься о его значении. Определяющая роль мифологизации истории в структуре общественного сознания достаточно полно изучена в отношении древнеримского общества и не вызывает сомнений у современных исследователей. Так, например, Н.А.Чистякова, анализируя типы античной художественной культуры, пишет: "Отношение к личности в Риме было изначапьно другим, так как Рим – помимо греческого влияния и до него – мифологизировал собственную историю" [1].

"Политическое, моральное и даже религиозное сознание римского гражданина было всецело связано с историей, но всегда – заметим – не с историей "большого" мира, а с историей Города (Urbs) и своего народа. При всем своем универсализме,.. римляне больше патриоты, даже националисты, чем космополиты – во всяком случае, во времена республики и раннего принципата. И не удивительно, что предания собственной истории, легендарной и действительной, выступали у них в роли сакральных мифов, отчасти компенсируя бедность автохтонной мифологии. Эта своеобразная мифология "домашней" истории оказала на римскую культуру почти такое же могучее влияние, какое эллинская космическая мифология оказала на культуру греков. В поэзии, риторике, моралистике, в правовой теории, наконец, в историографии,– словом, везде, где проявил себя римский гений,– "exemplum domesticum" имеет для римлян такую же силу и значение, как для древних греков мифическая парадигма" [2], – отмечает Г.Г.Майоров. Но тот же автор на примере трактата Цицерона "О старости" показывает, что пропаганда exemplum domesticum, возводимых в ранг устойчивых стереотипов общественного сознания, становится возможной и необходимой только при утрате ими реальных регулирующих функций. Тем самым мифологизация истории выступает и как экстериоризация, ритуализация этих стереотипов.

С нашей точки зрения, обращает на себя внимание относительная независимость исторических мифологем от реальных общественных отношений, определенная парадигматичность структуры политического (и общественного) сознания такого типа. И здесь доминирующая роль exemplum domesticum на фоне бедных культурных традиций явно сближает древнеримское и современное американское политическое сознание.

Так, типологически сходно значение легенды о первых колонистах "Мэйфлауэра" с легендой об Энее. И в том, и в другом случае гонимые предки, средоточие всяческих добродетелей, ступают на "новую землю", предназначенную для них высшими силами. Американский истэблишмент долгое время был склонен вести свое происхождение именно от набожных первопоселенцев, положивших начало могуществу Соединенных Штатов. В частности, 12-й президент США Закари Тейлор относил это обстоятельство к числу своих достоинств. О той же ситуации, только применительно к древнеримскому обществу, свидетельствует в фундаментальной монографии "Принципат Августа" Н.А.Машкин: "Со времен Суллы многие аристократические роды ведут свое начало от Энея и его спутников... Религиозный Эней является тем идеальным римлянином, который должен был служить примером для подражания. "Pius" (благочестивый) – постоянный эпитет Энея" [3].

Мифологизированные образы прошлых и современных правителей, т.е. личностей, властвующих в обществе, также обнаруживают ряд сходных черт. "Гражданам США всегда внушали мысль, что важнейшую и решающую должность в стране должны занимать люди незаурядные",– отмечает Э.Пессен: "Жизнь президентов служит примером и стимулом для подрастающего поколения... доказательством того, что честный труд не принижает человека, что высшие гражданские почести доступны трудолюбивым и целеустремленным" [4]. Биографии президентов, как правило, представляют собой описание "бедного, но честного малого", "одного из нас", восходящего благодаря своим личным качествам к вершине политической власти. Тем самым институт президенства рассматривается как воплощение "американской мечты", как реализация тех ценностей, носителями которых были колонисты "Мэйфлауэра".

Точно так же официальный источник "Res gestae diui Augusti" доказывает, что своей деятельностью Август воплотил в жизнь основные черты идеального римлянина: virtus, pietas, iustitia, clementia (мужество, благочестие, справедливость, мягкосердечие). "Август питал несомненный интерес к элогиям знаменитых римлян, которые были возобновлены и даже заново составлены, причем наряду с подлинными элогиями видных республиканских деятелей появились элогии легендарных царей, включая Энея" [5].

Существует и сходство между мифологизированными образами Джорджа Вашингтона и Катона Старшего. "Миф о Дж.Вашингтоне призван обосновать единство американской нации и её отличие от других наций... Как-то на день рождения маленькому Джорджу подарили топорик. Чтобы испытать свое новое орудие, он срубил одно из вишневых деревьев своего отца. Тот спросил его, не он ли погубил дерево. Джордж ответил: "Я не могу солгать, отец! Я срубил его своим топором!" Вишневое дерево... воплощает поэтическое воспоминание о старом отчем доме, о европейской цивилизации... Вашингтон, лидер революции, срубает дерево старой цивилизации, что символизирует освобождение Америки от протекционизма Англии. Мальчик, срубивший дерево, сам становится символическим отцом-основателем новой страны, новой культуры. Миф о вишневом дереве для американцев – это весьма развернутое определение их морального кодекса. Американцы вольны делать что угодно для достижения собственных целей. Но при этом важно соблюдать честность – она искупает вину" [6],– пишет П.С.Гуревич. Но столь же откровенно и последовательно действовал герой Римской республики Катон Старший, а его фраза "Carthaginem esse delendam!", которой он, по преданию, завершал каждую речь в сенате (кстати, институт, существующий и в США),– еще более знаменита, чем признание Дж.Вашингтона.

Сама концепция Pax Americana во многом перекликается с концепцией Pax Romana, a "конец истории", предложенный Ф.Фукуямой – с "золотым веком" императора Августа. Специфически сближающей чертой выступает культурная экспансия Америки и Рима, использование апологетической "массовой культуры" как средства господства в общественном сознании других народов и стран. Эта черта особенно интересна в связи с глубинным "культурным вакуумом" порождающего ее общества и, как следствие, развитием "мозаичной культуры". Но основное, сближающее данные концепции, сходство заключается в сознательной консолидации различных групп господствующего класса против классов угнетенных. Здесь "план Маршалла" оказывается созвучным реформам первых Цезарей.

И поразительное сходство между системой исторических мифологем Древнего Рима и мифологией современных США не может быть случайным. Это сходство может быть вызвано тем, что «общественное сознание всех веков... движется в определенных общих формах... сознания» [7].

Поэтому мифологизация истории как феномен политического сознания является одним из важнейших проявлений поляризации общества, поскольку дает обоснования для замены закона «исторической традицией», чаще всего - вымышленной. А усиление исполнительной власти, ее примат над властью законодательной, как показал еще К. Маркс в работе «18 брюмера Луи Бонапарта», свидетельствует именно о нарастании классовых и иных социальных противоречий. Это ментальное сопровождение процесса хаотизации общества ясно прослеживается и в деятельности современных отечественных «демократических сил».


2. Новый Рим - Россия.

Следует сказать, что отечественное историческое сознание со времен начального летописания также не свободно от мифологизации. Так, Л.Н.Гумилев доказывает8, что уже в «Повести временных лет» рассказано о вымышленном походе киевского князя Олега на Царьград (Константинополь) в 907 году, замалчиваются истинные причины гибели князя Святослава и его дружины, искажается хронология хазарского владычества в Киеве и т.д. Известно также, что Иван Грозный собственной рукой правил неоконченный «Лицевой свод» — парадную летопись своего царствования. Тем самым косвенно признается несоответствие реальной истории русской государственности некоему нормативному представлению о ней — представлению, несомненно, изменявшемуся с течением времени.

Отсюда очевидна необходимость крайне взвешенного и скрупулезного подхода к материалу, представляемому отечественными летописями. Тем не менее, основной для нас вопрос заключается не в том, происходила или нет мифологизация истории в русском политическом сознании — конечно, она происходила и не могла не происходить, поскольку «образ прошлого» неизбежно вступал в противоречие с новым опытом и новой системой ценностей. Вопрос в том, какое место занимала она в структуре этого сознания. Учитывая, что славянская письменность вообще и летописание в частности имеют ромейское («византийское») происхождение, необходимо выявить, насколько заимствована и соотносима мифологизация русской истории с ромейским вариантом.

Существование последнего также не вызывает сомнений — особенно в связи с наличием предшествующей древнеримской традиции, «обогащенной» эллинизированными восточными верованиями и опосредованной христианской мифологией. Более чем тысячелетняя история Восточноримской империи (Ромейского Царства) в этом отношении весьма слабо изучена, поскольку христианская парадигма «симфонии властей» в ее «византийском» варианте, реализованном прежде всего царствованием Константина Великого, на протяжении всего этого периода оставалась, по сути, неизменным лекалом, на которое накладывалось всякое новое царствование. «Катехон» (удерживающий) и «канонизация» (причисление православной церковью к лику святых) — выступали основными характеристиками власти ромейских царей в историческом времени. Не прошедший канонизацию властитель, по сути, утрачивал право именоваться «катехоном» в вечности. Именно поэтому византийская агиография в той части, которая посвящена святым носителям «империума», может считаться гораздо более существенным проявлением мифологизации истории, чем творения придворных византийских историков, ориентированных на следование «светским» образцам античности,— например, таких, как Лев Диакон или Михаил Комнин.

Иными словами, образ Царя как святого воина-правителя, канонизированного Церковью, которая, в свою очередь, совокупно выступает как освященное Святым Духом Тело Христово, символически повторяет в историческом времени образ предвечного Христа, Богочеловека. В этой модели мышления все собственно «человеческие» слабости правителя могут отступать на второй план — подобно тому, как в евангельской традиции отступают на второй план и становятся бессмысленными все упреки фарисеев Христу, что «Сын человеческий» не соблюдает субботы и сидит за одним столом с мытарями и блудницами.

В этой связи можно сказать, что сам феномен мифологизации истории в его отечественном варианте изначально имел не столько «земной», сколько «небесный» вектор, где исторические события, реальные или вымышленные — неважно, получали свое сверх-значение только через «оправдание верой» и «спасение души». «Слово» и «житие» — два самых распространенных литературных жанра на Древней Руси. При этом «слово" исходило, что называется, «от первого лица», а «житие» представляло собой, в сущности, «безличный», «с точки зрения вечности», уложенный едва ли не в канонические рамки рассказ о подвигах того или иного святого.

«В началh бh Слово» — гласит «церковнославянский» текст Евангелия от Иоанна, переведенный на «современный русский» в «синодальном» издании как «В начале было Слово». Еще раз стоит обратить внимание читателей на несовершенство и неточность подобного перевода, невольно (или вольно?) относящего все сказанное к некоему прошлому времени и, соответственно, к некоему всеобщему «началу». А в первичном для нас «церковнославянском» варианте слово «бh» означает нечто принципиально иное — то, что «было, есть и будет», а следовательно, и «Слово», о котором идет речь в Евангелии, не «было» когда-то, «в начале времен», а «было, есть и будет» в начале всего, что совершалось, совершается и будет совершаться в мире. Разница смыслов здесь совершенно очевидна, и она, видимо, во многом объясняет уникальность мировосприятия древнерусского православия, явленного в дошедших до наших дней «словах» и «житиях».

В качестве примера можно привести следующий отрывок из знаменитого «слова» князя Владимира Мономаха к Олегу Святославичу, датированного 1097 годом [9]: «Господь наш не человек, но Бог всей вселенной,— что захочет, во мгновение ока все сотворит,— и все же Сам претерпел хулу, и оплевание, и удары, и на смерть отдал Себя, владея жизнью и смертью. А мы что такое, люди грешные и худые? — сегодня живы, а завтра мертвы, сегодня в славе и чести, а завтра в гробу и забыты,— другие собранное нами разделят.

Посмотри, брат, на отцов наших: что они скопили? ...Только и есть у них, что сделали душе своей...

Не от нужды говорю я это, ни от беды какой-нибудь, посланной Богом, сам поймешь, но душа своя мне дороже всего света сего.

На Страшном Суде без обвинителей сам себя обличаю».

Мы видим здесь совершенно иное время: измеряемое не столько «летами» как линейным множеством, сколько, используя позднейший термин Лейбница, «монадой» человеческой души, прямо соотнесенной со всегда открытой для нее через Христа и во Христе вечностью. От этой монады, от ее «жизни-жития» только и может исходить «слово» как некий изначальный импульс, «дерзающий» открыть вечность не только для нее самой, но и для способных вобрать это «слово» душ других людей: родственников, единоверцев и т.д...

Иначе говоря, здесь мы встречаемся с принципиально иным типом мифологизации истории, нежели тип «западный», охарактеризованный в первом разделе настоящей работы. Более того, здесь мы встречаемся с принципиально иным типом самой истории, совершающейся прежде всего как история именно «оправдания верой» и «спасения души», а вовсе не история завоеваний, в том числе завоеваний независимости, свободы, власти, богатства и прочих благ «мира сего». Высшие нравственные ценности здесь совершенно иные.

Чтобы убедиться в этом, достаточно, например, сравнить оценку англичанами своего короля Генриха VIII, французами — Карла IX, и русскими — того же Ивана Грозного, на что справедливо указывал В.В.Кожинов [10]. И это далеко не случайность — наряду с мифом об Иване Грозном, существуют не менее красочные мифы о Петре Первом или Иосифе Сталине (впрочем, последний — более-менее примитивная копия действительно народных образцов). Иным образом в тот же ряд встраиваются легенды о погибших мученической смертью, но «спасших душу» князьях Борисе и Глебе — первых собственно русских святых.

В двоической западной логике (догмат filioque — оттуда же, из двоичности мышления самых последовательных умов Запада) это обстоятельство порождает представления о «жертвенности» и «пассивности» русских как народа вообще, а также о желательности для них той или иной формы «насилия» и «насильственной организации» (по чужеземным, надо полагать, образцам) со стороны государственной власти. Трехмерная цельность русской души, проецируясь в это двухмерное мышление, неизбежно выглядит «совмещением несовместимого», некоей загадкой и даже тайной, которая сама себя хранит.

Чтобы подчеркнуть разницу нравственных ценностей, определяющих поведенческие реакции, можно привести и пример «от противного», задавшись вопросом: как стать врагом русского человека? Ясно, что для этого мало покушаться на его дом, на его имущество, даже на его родных и близких, даже на саму его жизнь. Для этого нужно стремиться «погубить его душу» или, что для традиционного русского сознания то же самое, «погубить его веру», разрушить вечную «монаду» его Слова и его жития. И только если такое стремление проявляется очевидно и бесспорно, силы и люди, его несущие, воспринимаются как враги — со всеми вытекающими отсюда и страшными для них последствиями. «Русские долго запрягают, но быстро ездят»,— на метафорическом, образном уровне характеризовал эту особенность «железный канцлер» Пруссии Отто фон Бисмарк.


ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Рассматривая и сопоставляя типы мифологизации истории, присущие соответственно современному американскому и современному русскому сознанию, можно наблюдать заметную модификацию и деградацию последнего, его сближение с американскими стандартами мышления, которые активно распространяются через мощную систему мировых масс-медиа, обеспечивая не только информационную, но и трансформационную составляющую «войны ценностей». Вместе с тем сам перенос военных действий из сферы земного (и околоземного) пространства в сферу сознания, в сферу Слова как такового,— вынужденно активизирует адаптивные процессы русского бытия в этой сфере, аналогичные периоду «распознавания врага» и отступления в ходе «обычных» исторических войн. Не исключено, что подобный период окажется достаточно длительным (он уже затянулся на несколько десятилетий). Но, поскольку бои ведутся уже в пространстве русского Слова, то есть втянуты в пространство русского Слова, их исход, по большому счету, предопределен и неизбежен.

_______________________________________________

1 – Чистякова Н.А. Исторические типы античной художественной культуры// Античность как тип культуры.– М.: Наука, 1988.– с.108.

2 – Майоров Г.Г. Образ Катона Старшего в диалогах Цицерона// Античная культура и

современная наука.– М.: Наука, 1985.– с.56.

3 – Машкин Н.А. Принципат Августа.– М.-Л.: Изд. АН СССР, 1949.– с. 569.

4 – Пессен Э. Миф о бревенчатой хижине.– М.: Прогресс, 1987.– с.269.

5 – Машкин Н.А. Цит. раб.– с. 319

6 – Гуревич П.С. Америка–Европа: 200 лет идеологической контраверзы// Западная Европа и культурная экспансия "американизма".– М.: Искусство, 1985.– с.60.

7 – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т.4.– с.446.

8 – Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь.— М.: тов-во Клышников, Комаров и Ко, 1992.— с.114-118, 160.

9 — цит. по: Кожинов В.В. История Древней Руси и русского слова.— М.: Алгоритм, 2000..

10 — Кожинов В.В. Победы и беды России.— М.: Алгоритм, 2000.

    Ваши никогда не придут. Всегда приходят только наш

    Сколько лет прошло с памятных дней весны-лета 2014 года, а до сих пор периодически читаю вздохи о том, что «если бы наши тогда пришли».  Дальше, как правило, начинаются мечты, разви...

    Раскрываем тему космического гламура

    Каюсь: когда вчера писал про эпический старт «Дракона», тема космосапог пролетела мимо. Видимо сказалось то, что в жизни космонавтов видывал не раз и не два. Между тем, за сутки пл...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Про "сегодняшний день"

      Вот ни разу не "граммар-наци", но словосочетание "сегоДНЯшний ДЕНЬ", уже "освящённое" частым употреблением, в том числе — высшими лицами нынешнего российского государства, лично у меня вызывает внутренний протест. Не потому, что сразу вспоминается Горбачёв с его "нАчать" и "углУбить". И не потому, что у говорящих так "культурки не хватает".Всё гораздо печальнее: люди ...
      56

      Вирусный

      Поскольку «пандемия» коронавируса SARS-СoV-2, согласно официальным данным, пока не думает идти на убыль — более того, готова ко «второй волне» текущей осенью, попытался собрать мозги в кучку (получается не очень) и ещё раз подытожить для себя — и не только для себя — некоторые моменты, связанные с данной инфекцией.Следующий ниже текст является моим личным мнением, кот...
      149

      Служба единого заказчика

      Прочитал тут на двухчасовом досуге перевод статьи Мэттью Крёнига под названием "Соединенные Штаты не должны вступать в коалицию с Россией против Китая" из журнала Foreign Policy (https://inosmi.ru/politic/20200515/247431871.html, если что — ссылка на оригинал там тоже есть  https://foreignpolicy.com/2020/05/13/united-states-should-not-align-russia-again...
      86

      Мастерство иносказаний

      Цитирую отсюда: https://russian.rt.com/inotv/2020-05-07/Fox-News-vlasti-SSHA-zapreshhayutПлюс первоисточник для сравнения: https://www.youtube.com/watch?v=JdF-p97NdaYЗа последние месяцы более 30 миллионов американцев потеряли работу, однако власти не хотят обсуждать экономические последствия собственной политики по противодействию COVID-19, передаёт Fox News...
      60
      Владимир Винников 23 апреля 17:28

      "То старших выключат иных..."

      "...Другие, смотришь, перебиты", — в грибоедовском "Горе от ума" эти слова звучат из уст полковника Сергея Сергеевича Скалозуба.Пандемия COVID-19 — идеальное прикрытие для масштабного процесса передела власти и собственности как в глобальном, так и в национальном масштабе.Я уже писал о том, какой "кризисный раздрай" идёт сейчас по всему миру (и в России — тоже), как н...
      113
      Владимир Винников 19 апреля 11:28

      Андерсен и гадкие чёрные лебедята

      Когда-то в детстве (ну, не совсем детство, лет 13 мне было уже) читал сказку (запомнилось почему-то, что Ганса-Христиана Андерсена, в "макулатурном" красно-зелёном двухтомнике, но там, сколько ни искал, ничего потом не нашёл, — может, другой автор?). Сюжет простой: девочка увидела раненую птичку, взяла её домой и стала выхаживать — из сострадания и любви. Выходила — и...
      158

      Луна, Марс... далее везде

      "Американцы победят, завалив врага трампами..."Президент США сказал — президент США сделал.Уж MAGA так MAGA! Дальше некуда.Чья теперь Луна? Американская!Чей Марс? Американский!Чей коронавирус? Тьфу, не то! Но всё равно — Россия, с её "Крым наш", уже выглядит жалко. Неубедительно как-то. Несолидно.А тут — "стрипсэндстарз" в масштабе солнечной системы!&nb...
      164

      А караван идёт...

      Вот читаю очередной пост (https://cont.ws/@Bloodyhawks6/1631849 + https://el-murid.livejournal.com/4417109.html) Анатолия Несмияна aka Эль-Мюрид (EL_MURID) и думаю о неисповедимости путей Господних, а заодно — и человеческих.Дело ведь даже не в том, каким образом и на основе чего автором (человека лично не знаю, пару раз общались по телефону несколько лет назад) ...
      130

      Мои пять копеек про БЦЖ и ФРС

      Спросили о том, правда ли, что вакцинирование "ветхозаветной" противотуберкулезной БЦЖ (бацилла Кальметта—Герена) может помочь и спасти от нынешнего коронавируса. Нижеследующий текст — мое личное мнение, которое каждый волен принимать или не принимать во внимание.С точки зрения врача, получившего свой красный диплом еще при советской власти и три года че...
      263

      Вопросы без ответов, ответы без вопросов...

      Согласен ли я с тезисом о том, что оптимизация системы российского здравоохранения теперь привела к необходимости тотального режима самоизоляции населения?Согласен ли я с тезисом о том, что, сэкономив "на спичках и сестричках" в своё время миллионы рублей,  теперь имеем дело с эпидемическим "пожаром" стоимостью в триллионы тех же самых рублей?Для меня эти вопросы...
      155

      Настало время удивительных историй…

      А если серьёзно — выдался часок-другой в режиме самоизоляции, чтобы вспомнить хорошо забытое старое. Хотя память уже не та, и личный IQ падает, как цены на нефть. Но архивы помогают.Дальше «многабукоф» и можно не читать…Лет двадцать назад ваш покорный слуга ещё более-менее всерьёз занимался вопросами теории производства идеального продукта, в том числе — продукта эсте...
      128

      Хотелось бы верить

      Из автобиографии: "Пил во время чумы..."Либералы наши долго кричали о "новом 1937-м", оставаясь при этом "в полном шоколаде", а все удивлялись: с чего они так орут? Как бы не новый 1993-й выкликают. Кто громче всех кричит: "Держи вора!" — помните?И вот — коронавирус, режим полной самоизоляции (это вам не комендантский час, а круглосуточно). Без введения режима ЧС или ...
      153

      "Лечу это я в холодильнике..."

      Для начала — известный советский анекдот:"Судят мужчину, сбросившего из окна третьего этажа холодильник. Судья: - Обвиняемый, расскажите, как все было. Обвиняемый: - Я прилетел утром из командировки, вхожу в дом, жена бледная, вся в смятении: "Где он?" — кричу жене. Она молчит, Вижу, дверь черного хода распахнута. Я кидаюсь к окну, открываю, гляжу — вот он, ...
      324

      Закат Европы в режиме он-лайн

      Ддя кого как, а для меня со всеми этими коронавирусами, нулевыми ставками ФРС и пикирующими фондовыми рынками "паззл" сложился: "дербанить" будут Европу и, возможно, всё-таки немного США (внутри США). "Дербанить" скоро, в рамках "крЫзиса"... Предыдущее падение было, когда на рынок "заходил" СССР и "страны соцлагеря", в октябре 1987 года; предыдущее — когда на рынок "з...
      243

      Опять про вопросы баланса и вектора

      Вот даже говорить неохота про сегодяшние события. Ну, и не говорю. Пишу.Время наступает очень трудное. Головокружение от успехов. Мало кто в это верит, правда. А ещё меньше — тех, кто в это дело "въезжает". Потому что въездная виза очень дорого стоит. Не по деньгам — по жизни. Так что редкая птица-тройка долетит до середины Днепра (с).Возможно, президенту, если п...
      148

      "Солнцевские" против "сланцевских", или "Russian did it!"

      Когда там у нас президентские выборы в США? 3 ноября, говорите?А между 4 марта, когда ОПЕК+ приказал долго жить, и 3 ноября, получается, восемь месяцев?А когда заканчивается действие договора ОПЕК+? 31 марта, точно? А дальше — 1 апреля. День Смеха, он же День Дурака. А тут какая дистанция по времени получается? Почти ровно семь месяцев, так?И перестаньте ржать: я вам ...
      202

      Что не так с Хиллари К.?

      Прочитал тут (https://cont.ws/@serfilatov/1604688) про возможное участие Хиллари К. (Киллари Х.?) в президентских выборах 2020 года. И правда: почему бы Джозефу Байдену, которого наверняка затащат в финал с Трампом, не взять столь популярного в США политика (почти 66 миллионов голосов избирателей четыре года назад) себе в вице-президенты — хотя бы на июльском партийно...
      262

      ...и с Россией во главе

      Прочитал (вернее, даже — просмотрел) статью Сергея Караганова под названием «Новые идеи для себя и мира», опубликованную на сайте https://www.globalaffairs.ru/articles/novye-idei-dlya-sebya-i-mira/. Восскорбел, можно сказать…Автор, бывший на протяжении добрых двух десятков лет главным публичным политологом России (сейчас его в этом качестве, кажется, заменил Фёдор Лук...
      202

      Грета Тунберг — Свидетель из Фрязино

      Только картинка, собственно. ...
      170

      "Супервторник" — День Сурка

      Нынешние президентские выборы в Соединённых Штатах пока скушны до зевоты, поскольку в целом повторяют сценарий 2016 года. Но тогда Трамп был «кросавчегом» и шоуменом, а сегодня он — 45-й президент США. У демократов четыре года назад Берни Сандерс бодался с экс-госсекретарем Обамы Хиллари Клинтон, а сейчас он бодается с экс-вице-президентом того же Обамы Джозефом Байд...
      168
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика