УРОК №20. - Как перестать откладывать и начать писать - БОЯЗНЬ ЧИСТОГО ЛИСТА!

3 8397

Эта фобия изначально встречалась у художников и называется "horror vacui".  - у них было много идей, а когда они видели большой холст или чистый лист бумаги то все вдохновение пропадало.
Чтобы избежать этого они топтались по бумаге, делали маленькие точки и т.д. А позже появилась бумага в линейку и клетку.

Есть такой синдром и у писателей – боязнь чистого листа

Это когда они садятся что-то писать, кладут перед собой листок бумаги или открывают белый ворд на мониторе. Почесали за ухом, высунули язык в раздумье, посмотрели на потолок, чтоб все мысли скатились в основание черепа и там замерли, занесли указательный палец над клавиатурой, чтоб что-то уже писать, ан – нет! – тут из мрачных закоулков мозга появляется

фобия – боязнь чистого листа.

Глядит человек на лист, а он такой чистый и белый и человек боится, что он что-то сделает не так, испортит его и все пойдет неправильно. 

И все – муза уходит спать, человек расстраивается и начинает хандрить. Обидная мелкая психологическая пакость, про которую многое даже и не знают.

А ведь с этим легко бороться, прием изобретен еще возможно Соломоном, когда он писал свои псалмы. 

Прием такой: если почувствовали в себе описанный мандраж, смело берите ручку и рисуйте в углу какую-нибудь рожицу. Или кляксу. Или даже напишите «жопа», если уж совсем ничего не помогает. Можете даже ее изобразить. Короче – поставили метку, все – лист уже не девственно-чистый и вы ничего не боитесь замарать и испортить! Вперед – к Нобелевской премии! 

Помните сколько рисунков и пометок на черновиках у А.С. Пушкина?

А ещё есть такое мнение:

- "ПИСАТЬ НАДО ПЬЯНЫМ, А РЕДАКТИРОВАТЬ ТРЕЗВЫМ"!

О страхе чистого листа сказано уже много 

— и неудивительно! С этой проблемой многие писатели встречаются испокон веков. Думаю, что этот список советов никому не повредит.

1. Определите график работы над книгой. Системный подход — залог успеха, и если вам кажется, что к писательскому труду это неприменимо, то вы ошибаетесь.

Харуки Мураками встает в 4 утра и пишет 6 часов, а потом идет на пробежку.  

Симона де Бовуар так говорила о своей работе: «Сколько я себя помню, мне всегда не терпелось поскорее приступить к работе. Обычно я начинаю писать около 10 утра. Где-то в час я встречаюсь со своими друзьями, возвращаюсь домой в 5 вечера и работаю до 9. У меня никогда не было никаких трудностей с тем, чтобы заставить себя писать после полудня».
 Рутина помогает настроиться на нужный лад, и работа над книгой уже не будет чем-то страшным — она станет хорошей привычкой.

2. Как следует подготовьтесь к работе: продумайте сюжет, главных героев. Сделайте схему развития сюжета: на линии времени отметьте все основные события и участвующих героев. Опишите подробно каждого персонажа, обрисуйте его портрет, продумайте детали его внешности. Как будет построено повествование: от первого лица, от третьего?
Пусть у вас перед глазами будет каркас произведения, на который надо будет просто нанизать нужные слова.

3. Делайте короткие заметки каждый раз, когда вас посещает хорошая мысль. Собирайте эти мысли на карточках или в записной книжке: в какой-то момент они могут сыграть решающую роль и помогут найти те слова, с которых вы захотите начать свою работу.

4. Помните, что вам вовсе не обязательно начинать писать с начала. Многие авторы начинают писать как раз-таки с конца или с развязки. Если у вас в голове есть уже сложившийся диалог, начните писать с него. Это гораздо лучше, чем сидеть перед пустым листом бумаги, подбирая первое слово будущей книги.

5. Придумайте себе ритуал. Это немного пересекается с советом про системный подход. Пусть какие-то действия у вас ассоциируются именно с работой над книгой. 

Керуак, например, перед тем, как сесть писать, зажигал свечу и молился. Такие повторяющиеся действия также помогают настроиться на работу, даже если на первый взгляд они странные или немного нелепые.

6. Просто что-нибудь напишите, неважно что. Испортите этот ненавистный чистый белый лист. Пусть это будет ваше имя, сегодняшняя дата, название рассказа. Сделайте этот решительный шаг, вам полегчает, поверьте.

7. Читайте много книг, хороших и плохих. Иногда плохие мотивируют даже больше хороших — «даже я лучше напишу!». И учат тому, как писать не надо. Кстати, Стивен Кинг в «Как писать книги» советовал именно это — читает он помногу и каждый день.

8. И помните хороший совет от Рэя Брэдбери:  
«...если вы пишете без упоения, без пыла, без любви, без радости, вы только наполовину писатель. Это значит, вы постоянно коситесь одним глазом либо в сторону коммерческого рынка, либо в сторону авангардной тусовки, и перестаете быть собой. Вы себя даже не знаете. Потому что писатель обязан быть прежде всего одержимым. Его должно лихорадить от жара и восторга».

Несколько советов от известных писателей, которые испытывают все те же проблемы, что и начинающие литераторы.

Начало работы:

Энн Ламотт:

«Не бойтесь отвратительных набросков. Читая книгу Стивена Кинга, Чарльза Буковски или Сэлинджера, вы думаете, что такие истории получаются у них с первого раза. Но это не так. У всех хороших писателей бывают первые отвратительные наброски. А потом вторые, третьи, четвёртые. Затем приходит очередь сносного черновика, и лишь после него получается что-то толковое. Почти всем, даже великим писателям, творчество даётся нелегко. И единственный способ начать писать — это набросать слабый, отвратительный черновик».

Процесс:

Натали Гольдберг: 

«Пусть рука не останавливается. Если вы сели за письменный стол, не имеет значения — на десять минут или на час, не останавливайтесь. Если через восемь минут к вашим ногам шлепнется бомба, а вы планировали творить десять минут, не обращайте на нее внимания. Пишите — и все!»

Джордж Мартин:

«Начать без плана и попробовать, как идет. Я абсолютно ничего не знал о цикле, когда начинал писать. В моём воображении возникла первая сцена — не из пролога, а из той главы Брана, где они возвращаются с казни дезертира и находят мёртвую лютоволчицу с щенками. И эта сцена была такой яркой, что я сел и написал главу. А потом ещё одну. И ещё. Потом я нарисовал карту Вестероса и тогда понял, что это всерьёз. Но я тогда ещё отвлекался на другие дела... Да и сейчас отвлекаюсь! Но даже когда это происходит, я продолжаю думать о своих героях: Тирионе, Старках, Дейенерис...»

Когда работа пошла туго:

Маргарет Этвуд: 

«Вы должны верить. Молитвы иногда срабатывают. Или чтение чего-то еще. Или постоянная визуализация Святого Грааля в виде вашей законченной, опубликованной, блестящей книги».

Если совсем не пишется:

Воспринимайте написание книги как работу. Она может быть лёгкой и приятной, а иногда тяжёлой и нудной, но это работа, и вам приходится её делать, если вы хотите донести свои идеи, образы и истории до аудитории, создать настоящий бестселлер, заработать денег, стать известным автором и творить дальше...

Если вы будете писать только тогда, когда у вас есть вдохновение, этот процесс может затянуться на годы, а может и не закончиться вовсе.

Подстегните свой мозг к творчеству. Больше гуляйте. Говорят, ноги — колёса мыслей. Ко многим писателям идеи приходили именно во время прогулок на свежем воздухе. Общайтесь с людьми, слушайте музыку, завтракайте в незнакомом кафе. А может быть, вдохновение приходит, когда вы делаете какую-то работу по дому или в саду? Как это случалось у моего знакомого торговца фруктами. Он приходил в свой павильон и тут же наваливалось вдохновение.

А ещё наблюдайте за окружающим миром, он так часто подкидывает истории и сюжеты, нужно только успевать их ловить. Держите наготове маленький блокнот или смартфон, чтобы фиксировать мысли, наблюдения, идеи, которые посетили вас. Если записывать всё, что происходит вокруг, очень скоро вы наберёте материал на несколько книг.

Эссе́ — литературный жанр, прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции.

Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету и не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку темы (в пародийной русской традиции «взгляд и нечто»). 

В отношении объёма и функции граничит:
- с одной стороны, с научной статьёй и литературным очерком (с которым эссе нередко путают),
- с другой — с философским трактатом. 

Эссеистическому стилю свойственны: 

- образность,
- подвижность ассоциаций,
- афористичность,
- нередко антитетичность мышления,
- установка на интимную откровенность и разговорную интонацию. 

Некоторыми теоретиками рассматривается как четвёртый, наряду с эпосом, лирикой и драмой, род художественной литературы.

1. Что цениться в хорошем эссе?

• Логика, общая связность повествования,
умение подбирать правильные аргументы
• Хороший словарный запас, выразительный
и грамотный язык
• Собственная позиция, чувство юмора,
хороший стиль
 Но самое главное – эссе должно быть интересным...

2. Совет

• Начинать эссе с хорошего примера, шутки,
цитаты, а не общих слов
• Подбирать хорошие оригинальные образы,
но опасаться клише
• Писать грамотно, сохраняя хороший стиль
• Возвращаться к редактированию эссе
несколько раз

3. Нельзя

• Начинать писать эссе, не
представляя себе общего плана
• Включать информацию, не
соответствующую действительности
• Использовать сленг, который
понятен только в вашей компании
или узкоспециальной области

Жизнь вода. Время песок. Слова ветер...

(На фото третий слева легендарный капитан ЛОРПа  капитан А.К. Бабичев, - мой отец)

В 60-х годах ХХ века именно этот танкер ТР-2801, который шёл в низовьях реки Лены гружёный под завязку топливом для самолётов (ТС), в районе острова Столб был атакован неизвестными объектами. (НЛО) Беззвучная карусель из восьми или девяти светящихся шаров, размером чуть больше баскетбольного мяча, пикировали в лобовой атаке на рулевую рубку танкера, а в нескольких метрах от неё взмывали вверх, образуя карусель.

Как в фильмах о войне, когда истребители атаковали какой-нибудь наземный объект. С той лишь разницей, что НЛО это делали беззвучно и без обстрела. Команду охватила паника. Вахтенный штурман вызвал в рулевую рубку капитана.

– Не теряйте мужества, худшее впереди, - спокойно сказал капитан, Александр Константинович Бабичев.

Атака продолжалась минут 8-10. За это время радист с большим трудом и сильными помехами в эфире связался с пароходством и передал о случившемся. Буквально через несколько минут в небе появились военные истребители и шары исчезли. 

Сделав несколько кругов, истребители тоже исчезли. Примерно через час над танкером завис вертолёт со звёздами и красной полосой и звёздами. 

Поступил приказ сделать оборот и встать на якорь. По верёвочной лестнице на борт танкера спустились военные с приборами. Вертолёт сел на берегу. Военные обследовали всю палубу. 

Вот тогда я впервые услышал, как трещит счетчик Гейгера. Старший офицер вызывал всех членов команды в каюту капитана, долго расспрашивал, кто что видел, взяли подписку со всех членов команды о неразглашении военной тайны и в приказном тоне запретил обсуждать случившееся даже между собой….

Жизнь – вода. Время – песок. Слова – ветер... Будь рассудительным, иначе получится грязь!

© Copyright: Сергей Александрович Бабичев, Свидетельство о публикации №218012802315   https://www.proza.ru/2018/01/2...

Уверен, что вдохновил вас взяться наконец за написание книги. Желаю удачи и жду с нетерпением ваш шедевр! 




Рыбка почти заглотила наживку

Ин Джо ви траст Опять громкие заголовки из серии «США конфисковали российские активы, чтобы отдать их Украине». И теперь мы все умрём. Опять. Как уже много раз бывало. Во-первых, е...

«Меня все равно отпустят». Вся правда о суде над Шахином Аббасовым, которого обвиняют в убийстве русского байкера

Автор: Дмитрий ГоринВ понедельник 22 апреля решался вопрос об избрании меры пресечения для уроженца Азербайджана Шахина Аббасова, которого обвиняют в убийстве 24-летнего Кирилла Ковалев...

Как Набиуллина ограбила Лондон

Запад потерял огромное количество российского золота, особенно не повезло Лондону. Такими выводами поделились журналисты из КНР. Есть смысл прислушаться к их аргументам:В последнее врем...

Обсудить
  • :clap: :clap: :clap: ++++++++++++++++++++++++++ :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: :exclamation: Вообще-то Советское образование избавляло с детских лет от этой фобии - "боязни чистого листа". Детей приучали писать сочинение и объясняли как составить план, своего произведения. В России уничтожили это образование в угоду США и ввели образование для "слабоумных" то-есть ЕГЭ, когда достаточно уметь считать до трёх и отвечать на три вопроса. Стране капиталистов и олигархов не нужны образованное и логически мыслящее население им НУЖНЫ РАБЫ! Заступая на военную службу, флот или в органы правопорядка где требуется составление протоколов и отчётов человек становится писателем и сочинителем, так что никакая "боязнь чистого листа" военным не угрожает :flushed:
  • :person_with_pouting_face: :thumbsup: