• РЕГИСТРАЦИЯ

Помощь начинающим авторам - Писать как Толстой!

Сергей Александрович Бабичев
Добро пожаловать в мой виртуальный мир грёз, воспоминаний, новостей
18 ноября 2018 г. 22:12 4 3786

Можно ли в действительности научить человека писать?

Однажды престижный американский университет пригласил Брендана Биэна, который, как известно, называл себя «алкоголиком с пристрастием к писательству», прочитать вечернюю лекцию о своем искусстве. Репутация Биэна, прославленного пьяницы и демагога, сделала свое дело: аудитория была забита до краев, студенты стояли вдоль стен и теснились в проходах. 

Но пришло время лекции, а выдающийся гость все никак не появлялся. Стрелки тикали — сцена оставалась пустой. 

Примерно сорок пять минут спустя Биэн, еще более взъерошенный, чем обычно, ввалился в зал, и публика замерла в ожидании, заинтригованная и встревоженная одновременно.

— До-о-обрый вечер, — пророкотал он. — Так, поднимите руку те, кто хочет стать писателем.
Отозвались почти все. Биэн презрительно оглядел этот лес рук.
— Ну так идите домой и пишите, черт вас дери, — сказал он и убрался восвояси.

                         Ричард Коэн, «Писать как Толстой»


Сегодня мы поговорим о книге «Писать как Толстой» Ричарда Коэна (издательство «Альпина Паблишер», 2018 год). Ее автор — известный редактор, основавший собственное издательство Richard Cohen Books, в прошлом британский чемпион по фехтованию на саблях — виртуозно владеет не только холодным оружием, но и словами. 

В исследовании «Писать как Толстой» он разбирает на примерах из литературы, на что следует обращать внимание начинающим писателям.

Первый же вопрос, который возникает — можно ли обучать писательскому мастерству на примере автора, которого ты читаешь в переводе? К сожалению, ответ на этот вопрос «Писать как Толстой» толком не дает.

Льву Николаевичу посвящена примерно одна десятая книги, основной акцент сделан на аспектах, напрямую не связанных со стилистикой и языком. 

Творчество служит лишь одним из сотен примеров — тех самых «техник, приемов и уловок великих писателей». 

Так Коэн рассказывает о том, как работал не только автор «Войны и мира», но и Марк Твен, Марсель Пруст, Джордж Элиот, Уильям Фолкнер, Джулиан Барнс и многие другие писатели, получившие мировую известность.

В эрудиции автора также сомневаться не приходится — будучи не только теоретиком (читал цикл лекций по литературному мастерству в университете), но и практиком (редактировал тексты Энтони Берджесса, Джона ле Карре, Себастьяна Фолкса etc), он точно знает, о чем говорит. На каждый обсуждаемый элемент работы над текстом, на каждое мнение и на каждый термин у него найдется практический пример из литературы, цитата автора или и вовсе комичная история.

Причём примеры яркие, хлёсткие и к месту — поэтому книга увлекательна. «Писать как Толстой» можно использовать как хороший источник иллюстраций к явлениям и понятиям. Содержание охватывает широкий спектр вопросов за относительно небольшой объем, пусть и не углубляется в детали — речь заходит и о технике потока сознания, и о применении психоанализа при придумывании персонажей, и об истории плагиата и этичности заимствований, и о технических приемах и написании диалогов, и о сценах секса, и о многих других аспектах писательского мастерства. Факты, цитаты и описания значимых произведений развивают эрудицию, а объяснения базовых понятий в теории литературы могут помочь начинающим авторам на практике.

Приведем в качестве примера содержания небольшой конспект идей из первой главы, которая посвящена первым предложениям книг — тому, как стоит начать произведения.

Зачины автор делит на три типа:

«Захватчики»:

«умышленная попытка автора увлечь читателя с первого предложения или, возможно, первого абзаца».

«В ночь, когда Винсента подстрелили, он уже чувствовал нависшую угрозу».

«Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое».

Подвид — «Вот он я», рассказчик хлёстко представляет себя. «Стану ли я героем повествования о своей собственной жизни, или это место займет кто-нибудь другой — должны показать последующие страницы». Минус — иногда автора сразу начинают ассоциировать с рассказчиком.

Подвид — «шокирующие». «Настырный сукин сын, подумал Джек Торранс». Минус — надо выдерживать уровень шока и дальше.

«Пригласительные»:

  «Такие вступления не стремятся поглотить наше внимание, а неторопливо, почти куртуазно (cortesia — учтивость, радушный прием) заводят нас в свой мир».

«Старик рыбачил один на своей лодке в Гольфстриме». Минус — не всех «зацепит» сразу, но зато от автора и не ждут свершений сразу.

Популярный подтип — сделать читателя свидетелем окончания разговора.

«— Да, непременно, если завтра погода будет хорошая, — сказала миссис Рэмзи. — Только уж встать придется пораньше, — прибавила она».

Телескопирование — описание места действия крупным планом.

«Завлекающие»:

 «Призваны завлечь, как правило, либо своим тоном, либо оригинальностью».

«Если вам на самом деле хочется услышать эту историю, вы, наверно, прежде всего захотите узнать, где я родился, как провел свое дурацкое детство, что делали мои родители до моего рождения, — словом, всю эту давид- копперфилдовскую муть».

«Здесь едят и пьют без всякой меры, влюбляются и изменяют, кто плачет, а кто радуется; здесь курят, плутуют, дерутся и пляшут под пиликанье скрипки».

Семь сюжетов по версии Кристофера Букера:

1. Одоление монстра (противостояние чудовищу);

2. Из грязи в князи (неприметный человек оказывается в центре внимания и демонстрирует примечательные возможности);

3. Искание (достижение цели);

4. Путешествие туда и обратно (герои попадают в чужой мир и пытаются вернуться);

5. Комедия (миру должна быть явлена спасительная истина);

6. Трагедия (герой испытывает соблазн или принуждение совершить действие, по тем или иным причинам дурное или запретное);

7. Перерождение (герой попадает во власть тёмной силы, но высвобождается в финале).

Ричард Коэн говорит, что с таким делением можно поспорить, но он наводит на важную мысль о том, что базовых сюжетов ограниченное число.

Закончим обзор несколькими хорошими цитатами из книги.

«Повествование от первого лица может приближаться к потоку сознания — это понятие было введено в «Научных основах психологии» братом Джеймса, Уильямом, для обозначения повседневного течения человеческих мыслей и переживаний: 

«Сознание, следовательно, не представляется самому себе порезанным на куски… Оно не складывается из сочлененных частей — оно течет. “Река” или “поток” — метафоры, которые описывают его наиболее правдоподобно». 

Литературные критики вскоре позаимствовали термин и стали применять его к любой писательской попытке сымитировать этот процесс, назвав ранними образцами потока сознания монолог Молли Блум и размышления миссис Дэллоуэй, но усмотрев его зачатки в творчестве Эдгара Алана По и даже Лоренса Стерна. В каждом из приведенных случаев читатель проникает в личный мир героя, погружается в него, не отвлекаясь ни на других персонажей, ни на самого автора, и это придает повествованию особую интимность».

«Как-то раз, в конце 1850-х гг., Иван Тургенев приехал ко Льву Толстому в его имение Ясная Поляна и был приглашен хозяином в хлев, полный разных животных. Вскоре он выскочил оттуда и быстро вернулся в дом. Позже Тургенев жаловался другу, что Толстой подходил к каждому обитателю хлева — будь то лошадь, корова или утка — и рассказывал о характере, любовных отношениях и семейных связях животного. «Это было невыносимо! Он знает, что я не могу придумывать персонажей так же легко, но тут он проделывал это с целым зверинцем».

«В двух более поздних письмах друзьям он признавал, что находит толстовские описания охоты, катания ночью на санях и подобных сцен «удивительными, прекрасными», что «это первый сорт, и подобного Толстому мастера у нас не имеется», но сетовал, что «историческая прибавка, от которой собственно читатели в восторге, кукольная комедия и шарлатанство… Толстой поражает читателя носком сапога Александра, смехом Сперанского, заставляя думать, что он все об этом знает, коли даже до этих мелочей дошел, — а он и знает только что эти мелочи. Фокус, и больше ничего, — а публика на него и попалась».

«На самом деле то, что Тургенев называет «фокусами», помогает экономными средствами передать особенности персонажа и является важной частью писательского инструментария. В случае с Толстым пальцы, которыми быстро шевелил приказчик, заложив руки за спину, или ряд крепких зубов Вронского что-то говорят об этих героях (так же как и — вопреки мудрому изречению Джулиана Барнса в эпиграфе к этой главе — «блестящие серые глаза» Анны), и притом данные характеристики не доходят до нарочитости, потому что содержат в себе заряд ровно той мощности, которая необходима. Энергия их создателя уберегает такие детали от инертности. Мы мало что знаем о внешности Анны — нам сообщают только о некоторых ее отдельных чертах — и не получаем полного описания Каренина, но посмотрите, каким его видит жена...»


#Плагиат

Мысль зацепилась основательно на главе о плагиате. И не оттого, что меня волнует растаскивание произведений, как раз об этом я редко вспоминаю, а оттого, что показана изнанка явления.

В  книге о Есенине, основанную на воспоминаниях современников. В старинном издании рассказывалось о его страстной любви к восточным поэтам (Саади, Хайяму, Фирдоуси), о заимствовании идей и даже целых строк. Речь шла о нынешнем понимании плагиата, но без тени осуждения. Факт меня смутил, но любое подражание и заимствование весьма относительны.

По большому счету, копировали ведь все. Кто-то преуспевал больше предшественников (тот же Шекспир). А что стоит фраза “гений чистой красоты”, ставшая чуть не визиткой творчества Пушкина. Многие ли знают, что это находка его учителя:

“Ах! не с нами обитает
Гений чистой красоты;
Лишь порой он навещает
Нас с небесной высоты”

В.А. Жуковский

Стихотворение Василия Жуковского написанное в 1821 году.

Милый сон, души пленитель,
Гость прекрасный с вышины,
Благодатный посетитель
Поднебесной стороны,
Я тобою насладился
На минуту, но вполне:
Добрым вестником явился
Здесь небесного ты мне.

Мнил я быть в обетованной
Той земле, где вечный мир;
Мнил я зреть благоуханный
Безмятежный Кашемир;
Видел я: торжествовали
Праздник розы и весны
И пришелицу встречали
Из далекой стороны.

И блистая и пленяя -
Словно ангел неземной,-
Непорочность молодая
Появилась предо мной;
Светлый завес покрывала
Отенял ее черты,
И застенчиво склоняла
Взор умильный с высоты.

Все - и робкая стыдливость
Под сиянием венца,
И младенческая живость,
И величие лица,
И в чертах глубокость чувства
С безмятежной тишиной -
Все в ней было без искусства
Неописанной красой!

Я смотрел - а призрак мимо
(Увлекая душу вслед)
Пролетал невозвратимо;
Я за ним - его уж нет!
Посетил, как упованье;
Жизнь минуту озарил;
И оставил лишь преданье,
Что когда-то в жизни был!

Ах! не с нами обитает
Гений чистой красоты;
Лишь порой он навещает
Нас с небесной высоты;
Он поспешен, как мечтанье,
Как воздушный утра сон;
Но в святом воспоминанье
Неразлучен с сердцем он!

Он лишь в чистые мгновенья
Бытия бывает к нам
И приносит откровенья,
Благотворные сердцам;
Чтоб о небе сердце знало
В темной области земной,
Нам туда сквозь покрывало
Он дает взглянуть порой;

И во всем, что здесь прекрасно,
Что наш мир животворит,
Убедительно и ясно
Он с душою говорит;
А когда нас покидает,
В дар любви у нас в виду
В нашем небе зажигает
Он прощальную звезду.

Библиотека поэта. Большая серия.
Ленинград: Советский писатель, 1956.

Именно эта творческая сторона и анализируется в книге.

Вспомним, в Древнем Риме копирование предков считалось нормой, а перекраивание и преображение считались ценными навыками.

А как сказал Марк Твен, «как будто любое человеческое высказывание, устное или письменное, не состоит из него (плагиата) по большей части».

P.S. За нарушение авторских прав законодательством предусмотрена выплата компенсации правообладателя в размере до 5 млн. рублей (ст. 49 ЗОАП), а также уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до 6 лет (ст. 146 УК РФ).

Есть о чем подумать.

#Ритм.

Нынче много курсов по писательскому мастерству, но редко можно встретить тему ритма. 

Роберт Рэй Лорент, «хорошая проза ритмична, потому что ритмична сама мысль, а мысль ритмична, потому что она всегда куда-то стремится — иногда гуляючи, иногда шагая маршем, иногда кружась в танце».

Помимо мнений известных и малоизвестных писателей, в книге есть приемы на освоение и понимание ритма, они весьма необычны. А упражнение “Яйцо” - настоящий дзен.

#Диалог.

Понятие “поток сознания” живет с нами более ста лет, приверженцев становится больше и больше. Но как растут ряды поклонников, так и ширится армия протестующих. Ведь многостраничные описания и рассуждения напоминают монолог автора, а хочется общения. В связи с этим, запомнилась фраза:

“В своей недавней статье для профессионального журнала британских писателей The Author драматург и романист Нелл Лэйшон поделилась воспоминаниями о своих первых читательских опытах: 
«Если я бралась за книгу без диалогов, мне казалось, что я задыхаюсь — как будто давлюсь словами”.

Увы, такие же ощущения. Не сразу, но с каждой дополнительной страницей дышать все тяжелее.

Скользкая тема.

Немного задержусь на главе о сексе. Знаете, автор хоть и является писателем и издателем, но признает, мало кому удается написать интимные сцены достойно, пальцев хватит пересчитать успешные эпизоды. Так стоит ли браться опошления ради?

“Элизабет Бенедикт, американская писательница и преподаватель литературного мастерства в рамках программы Принстонского университета, написала целое

пособие «Удовольствие писать о сексе» (The Joy of Writing Sex). «Постельная сцена, — утверждает она, — не пособие по сексу для начинающих». И добавляет, что писатель должен «сделать ее значимой для истории или понимания персонажей». В другом месте она замечает: «Это невозможно сделать посредством заезженной лексики, почерпнутой из порнофильмов».

#Краткость

Когда-то у Горького читал, что мысль при чтении должна ложиться без усилий, в секунду. Автор вторит:

“Показатель литературного мастерства все тот же — вряд ли строку можно назвать удачной, если читатель будет задыхаться, попытавшись произнести ее вслух”.

Роберт Фрост сказал еще лаконичнее: «Ухо — единственный истинный писатель и единственный истинный читатель.

Писать и прочитывать - заключительный совет.

Так о чем книга? О важных писательских темах. Основана на опыте автора и анализе творчества авторов прошлого и современности. С примерами, с погружениями и упражнениями. 

Читайте - https://www.litmir.me/br/?b=60...


Добро пожаловать в мой виртуальный мир грёз, воспоминаний, новостей

«Крым отказался быть Одессой» – сербы в ПАСЕ довели украинцев до истерики

Употребляя по любому поводу термин «фашизм», Совету Европы не стоит забывать, что именно Россия спасла европейцев от фашизма. Об этом в ходе заседания сессии ПАСЕ заявил депутат Асс...

Как России исправить свою вину перед Грузией

Россия виновата не только лишь перед Грузией одной, но и перед прочими грузиями... Россия в ответе за всех, кого зря приручила. Вот разве было бы их столько, если бы не спасали веками, з...

МО РФ отомстило за гибель бойца ССО в Сирии
  • Akbar
  • 24 июня 18:15
  • В топе

Российские ВКС уничтожили главарей группировки,  причастной к гибели бойца ССО и регулярным обстрелам авиабазы Хмеймим. Данные о смерти высокопоставленных полевых командиров подтвердили сами б...

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    Загрузка...
    Андрей Жарков Сегодня 13:23

    Мою собаку звали Мыша.

      « Ну хорошая моя, маленькая, малышка борись, не умирай, я всё для тебя сделаю… только живи…» Я здоровый сорокалетний мужик, рыдал навзрыд, около распластавшегося на коврике в послеоперационной попоне, маленького, щупленького тельца, лишь изредка вздрагивающего в забытьи наркоза. За месяц до этого. Холодным мартовским вечером, возвращались мы с женой д...
    82

    Цымбалюк и Прохор Шаляпин половые жулики стих Гражданин Кадет

    ...
    56

    Мы удивляемся, что иностранцы считают наш язык сложным...

    ...Перед нами стол. На столе стакан и вилка. Что они делают? Стакан стоит, а вилка лежит. Если мы воткнем вилку в столешницу, вилка будет стоять. То есть, стоят вертикальные предметы, а лежат горизонтальные. Добавляем на стол тарелку и сковороду. Они горизонтальные, но на столе стоят. Теперь положим тарелку в сковородку. Там она лежит, а ведь на столе стояла! Может бы...
    1130

    РОЛАН БЫКОВ: "Я был уверен, что стану поэтом"

    В предисловии к сборнику своих стихотворений Ролан Быков писал: «Стихи пишу с раннего детства — лет в десять я был уверен, что стану поэтом, и это вовсе не мешало мечте скакать на лошади с развевающейся сзади буркой и, совершив подвиг, умереть героем.  Втайне горько плакал, когда представлял себя распростертым на земле со смертельной раной на г...
    723

    6 июня 1799 г. День рождения солнца русской поэзии Александра Сергеевича Пушкина.

    6 июня, 220 лет со дня рождения Гения. – памятная дата не только для историков литературы, но и для всех почитателей русской словесности. Во всем мире 6 июня отмечают Международный день русского языка. Этот праздник учредил департамент ООН по общественным связям. По данным ООН русским владеют около 250 миллионов жителей планеты. Не китайский, к...
    1829

    Нужны ли храмы России?!

    Последнее время всё чаще раздаются голоса о том, что в России слишком много строят храмов и церковь вторгается во все сферы деятельности, "якобы" светского государства  В 1894 году 15-летний Иосиф Джугашвили, взявший впоследствии псевдоним «Сталин», поступил в православную Тифлисскую духовную семинарию, однако в 1899 году, на пятом году обучения, он...
    2248

    Владимир Высоцкий - читаю любимый стих у меня долги перед друзьями

    ...
    1232

    Давненько мы не дубасили друг друга на баррикадах или кто поляризует толпу в России (18+)

    Не злорадствуй и не суди, наша жизнь, -  всего лишь фельетон!    Так уж повелось на Руси что народ не может терпеть долго верховную власть, как законодательную, так и исполнительную. Какая бы она "заботливая", "любящая" и "радеющая за свой народ" не была, да только чиновник, сидя в своём мягком, уютном и роскошном кресле, как только его приближали к гос...
    2331

    Звездочёт IV (+18)

    Звездочёт IV  (+18) // Анонс Эпиграф : Но тебе, не угодишь!Правда, всё что говоришь!Но она, у всех своя!Умница, люблю тебя .... Инди-Ра посвящается«Аста ла виста, бейби»Глава 4. Но почему, скажи мне ...Любовь снова вернулась в эпоху, когда всё было наполнено достоинством и красотой!Да, вот хотя бы этот Славик, мы должны были бы с ним встретится, в т...
    2227

    Праздничный день пенсионера России

    После проливных дождей, которые не прекращались неделю, впервые, на День Пограничника выдался по летнему солнечный день. В честь праздника, я сварганил вот такой пирог с яблочным повидлом: Который оказался на редкость пышным и вкусным.По заявкам читателей сообщаю рецепт. Он очень прост и как сейчас модно говорить бюджетный: 1. - Тёплое мол...
    2158

    Саша Соколов. «Школа для дураков»

    Не буду давать даже намёка на спойлер, просто скажу: очень необычная и очччень хорошая книга. Не зря Набоков назвал её лучшей из написанных на русском языке в ХХ веке. Виртуозный, сочный и необычайно живой язык, но при этом читать книгу с бумаги весьма непросто: слишком уж... (а вот не скажу, что – слишком)). На мой взгляд, Ивану Литвинову прекрасно удалось прочи...
    1084

    Вы умеете строить планы на будущее?

    Учёные: шимпанзе могут строить планы на ближайшее будущееЛейпциг, Германия, 29 мая 2019, 08:47 — REGNUM Необычное поведение членов небольшой группы шимпанзе было зафиксировано учёными из Германии на территории Национального парка Лоанго в африканском государстве Габон. Об этом сообщает издание Scientific Reports.Исследователи отметили, что, несмотря на...
    1350

    Время нашей любви (XVI) / Я уйду и не дождусь ... / Анонс

    Время нашей любви (XVI) / Я уйду и не дождусь ... / Анонс Эпиграф : Тебя не позабуду и не разлюблю,Я розою алой в твоём сердце прорасту ...Юлии Вагнер посвящается ...Андреич увидел ту девушку из дорого авто и вспомнил свою Ирму!Ирма, она снова приходила ко мне, во сне! Господи, между нами пропасть ...- Андреич, ты видел? Видел её?- Кого, Капиталина? - Ан...
    2904

    А я без тебя / Наталья Днепровская / Королеве ... / Константин Фаэтонов

    А я без тебя / Наталья Днепровская / Королеве ... / Константин Фаэтонов Эпиграф :А я без тебя / Наталья Днепровская***********************************************************а я без тебя, без любви здесь совсем одичала,как осень укрыта дождями, так я печалями...все песни мои о любви на губах замолчали,все сны поросли мои дикими молочаями...собираю осколо...
    2572

    Сделай. Когда она отвернётся.

    А нежность... - не прячь......
    2059

    А в дни сплошных удач и благ, - не знаешь сам, кто друг, кто враг!

    Когда со мной случалось горе,Подняться не хватало сил,Рук подоспевшее подспорьеВсегда в друзьях я находил.Но в счастье было тяжелее:Друзья стояли в стороне,Завидуя и сожалея,Что помогли когда-то мне.                                                &nb...
    1924

    Почему эмигрировал Иван Алексеевич Бунин? ...А что сдерживает современных писателей?

    Сегодня, я поймал себя на мысли что последнее время часто задумываюсь над  одним вопросом: "Почему эмигрировал Иван Алексеевич Бунин со своей женой Верой Николаевной"? И ведь не одни они, многие талантливые люди после Октябрьский революции покинули нашу страну. Почему эти люди добровольно покинули Родину? Кто и что толкало их покинуть свой отчи...
    2410
    Мит Сколов 15 мая 22:18

    Открывая New Horizons (ЖЖ allnewhorizons). «Мне просто интересен человек…»

    Давеча блуждал по просторам ЖЖ и — о, чудо! — наткнулся на нечто совершенно бесподобное. Знакомьтесь: Альбина из Караганды, 21 год. (sic! sic!) Публикует в своём блоге какие-то ну просто неземного содержания изумительные литературные миниатюры. Кто со мной знаком, знает, что я имею некоторое отдалённое отношение к отечественной литературной тусовке (про...
    1817
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика