Конфликт Армении и Азербайджана

24 мая – праздник славянской культуры и письменности

22 3519

Православная церковь чествует великомученика Мокия. 

В народном же календаре в эту дату вспоминают о святых Кирилле и Мефодии: 24 мая – праздник славянской письменности и культуры.

Святой Мокий Афмипольский,

 Святой Мокий проживал в Македонии в III веке н.э. 

Святой Мокий был пресвитером в Македонии, в городе Амфиполе. Во время гонения на христиан императора Диоклитиана (284–305) святой Мокий убеждал язычников, собравшихся для празднования языческому божеству Дионису (Бахусу), оставить беззаконные и скверные обычаи, сопровождавшие это торжество, покаяться, обратиться к Господу Иисусу Христу и очиститься во Святом Крещении.

Его силой доставили к правителю на суд. Но Святой не испугался и прилюдно себя признал христианином.

Православного заперли в клетку ко львам, но звери легли возле его ног. Затем бросили мученика в горящую печь, но Мокий вышел из нее, не получив ни одного ожога. Подвешивали его вниз головой и били железными прутьями, а ему всё нипочём. Люди увидели эти чудеса и попросили правителя отпустить Святого. Однако тот переправил Мокия в Византию, где христианина обезглавили.

Но не ведал святой что на Руси его имя связали с непогодой что часто случается именно в это время  

И стал это день прозываться Мокий Мокрый.

В этот день часто бывают дожди.

Утром наблюдают восход солнца и погоду. Исходя из наблюдений делают прогнозы на лето. «Мокро на Мокéя – жди лета ещё мокрее». Земледельцы считали за грех на «христианский день обновления Царь-града» сеять, иначе градом побъёт. Считалось, что град – это камни, бросаемые богом-громовником.

В этот день обновления Царьграда, крестьяне думали, что идет «празднование в честь града», который может погубить их посевы.Чтобы избежать несчастья, сельчане обходили поля с иконами в руках. Они просили Господа уберечь посевы. А чтобы хлеба не были побиты градом, полевые работы в этот день были запрещены. В некоторых угодьях христиане совершали крестный ход, освящая таким образом посевы.

По преданьям, в день Мокия активизируются русалки. В их бытие в древней Руси веровали еще до прихода христианства. Издавна русалок называли речными богинями. 

Но после крещения Руси их начали приравнивать к нечистой силе, которой нужно остерегаться. По поверьям, русалками становятся девушки-утопленницы и маленькие девочки, оставшиеся не крещеными, плескающиеся в реке. Юношам тоже следовало остерегаться русалок. Ведь они могли защекотать и утащить полюбившегося молодого человека в свой дворец. Предание гласит, что юноши не умирают, а становятся супругами русалок и не вспоминают о земной жизни.

Для того чтобы избежать встречи с нечистью, в лес или на реку брали за пазуху пучок полыни. Русалка не любит эту «траву окаянную» и не подойдет к человеку, если кинуть в нее полынь. В ночь на Ивана Купала и в Русалочью неделю, приходящуюся на 8 неделю после Пасхи, в реке никто не купался. В эти дни русалки злые и могут защекотать человека или затянуть его в пучину.

Девушки на Мокия Мокрого отдыхали. Они плели венки, бросали их в воду и загадывали желания на суженых. По поверью, венки подбирали русалки и веселились с ними по ночам.

Сон, увиденный в ночь на 24 мая, считался в народе пророческим. События, пригрезившиеся в сновидении, должны сбыться в реальной жизни через 12 дней.

Кроме того, считалось, что дождевая вода, собранная на Мокия Мокрого, благоприятно воздействует на волосы, возвращает им силу и блеск.

Поговорки и приметы:

На память обновления Царя-града не сеют, чтоб градом не выбило хлеба.
Солнечный восход багрян – лето с грозами идёт.
Восход солнца багряный – грозное и пожарное лето.
На Мокия мокро, и всё лето будет мокрым.
Туман на Мокия – к мокрому лету.
Луковые мухи вылетают – когда вишни зацветают.
Горлица заворкует – пора сеять коноплю.
Как прилетит ласточка, так начинают сеять просо – делать это нужно непременно в полдень, иначе много сорняков будет.
А вот горох сеять вообще запрещено – градом побьёт.

О Кирилле и Мефодии  

Жили братья в городе Солуни в Греции. Они были из старинного уважаемого рода. Оба служили в греческом монастыре и являлись православными христианами. Там же они сотворили азбуку и перевели на славянский язык Псалтырь, Апостол и Евангелие. Новый алфавит стали называть кириллицей.

Основоположниками славянской письменности и литературной традиции стали Святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий. 

В Российской Империи в 1863 году Святейший Синод в память Солунских братьев утвердил 11 мая (по старому стилю) как День славянской письменности и культуры, День святых Кирилла и Мефодия. 

- В Советском Союзе 24 мая был объявлен праздником славянской культуры и письменности в 1985 году.
- С 1991 года этот день отмечается как национальный культурно - исторический праздник, который проводится во многих городах России.
- В 1992 году в честь этого события в центре Москвы открыт памятник Кириллу и Мефодию.
- С 2010 года основные торжества проходят в Москве. 

Сегодня День славянской письменности и культуры приобрел особое звучание, он символизирует национальное возрождение исторических, культурных и духовных традиций, стремление к созиданию и самоопределению, развитию связей между народами.

   И всё же у некоторых исследователей вызывает несогласие, что два византийских монаха Кирилл и Мефодий создают кириллицу - азбуку славян. 

Большинство исследователей считают, что Кирилл и Мефодий создали не кириллицу, а глаголицу. 

Кириллица же была создана одним из учеников Кирилла Климентом, который и назвал новую азбуку в честь своего учителя. 

Есть и иные точки зрения по этому вопросу, которые стоило бы обозначить, так же как и многовековую дискуссию о том, какой алфавит был взят за основу при создании глаголицы и кириллицы. В этом же разделе был бы очень уместен материал о значении создания славянской письменности для Древней Руси. 

В рубрику литературы не плохо бы было добавить выдержки из работы Б.А. Успенского (известного отечественного специалиста в области русского языка) О происхождении глаголицы.// Вопросы языкознания. - М., 2005. - № 1. - С. 63-77), а так же выдержки из фундаментального труда И.И. Срезневского Древние глаголические памятники в сравнении с памятниками кириллицы. СПб.: Имп. АН, 1866.

Климент Охридский. Возможно, он создал кириллицу

Климент Охридский

Среди отправившихся в Болгарию был один из выдающихся учеников Мефодия Климент Охридский. Именно он, по мнению большинства современных ученых, был создателем алфавита, которым мы (пусть с незначительными изменениями) пользуемся по сей день.

Дело в том, что славянских азбук известно две: глаголица и кириллица. Глаголические буквы очень сложны, вычурны, мало похожи на буквы какого-либо другого алфавита. Судя по всему, автор глаголицы использовал элементы различных систем письма, в том числе и восточных, а некоторые символы изобрел сам. Человеком, способным проделать такую сложную филологическую работу был Константин-Кирилл.

Кириллица создана на основе греческого письма, при этом ее создатель немало потрудился над тем, чтобы приспособить греческое письмо под славянскую фонетическую систему. На основании кропотливой работы с рукописями, изучения их лингвистических особенностей, территории распространения, палеографических характеристик, исследователи пришли к выводу, что глаголица создана раньше кириллицы, глаголицу, по-видимому, создал Кирилл, а кириллицу – талантливейший ученик Мефодия Климент Охридский.

Климент (ок. 840 – 916), бежавший от преследований из Моравии, был направлен болгарским царем Борисом на проповедь в Охрид. Здесь им была создана крупнейшая школа славянской письменности, один из важнейших центров славянской культуры. Здесь велись переводы, составлялись оригинальные славянские произведения духовного содержания (песни, гимны, жития). Климент Охридский по праву может быть назван одним из первых славянских писателей. Необычайно обширной была и работа Климента по обучению взрослых и детей грамоте: по самым скромным подсчетам, он приобщил к славянской письменности около 3500 человек.
В 893 году Климент был назначен епископом Дремвицы и Велицы. Он стал одним из первых славянских церковных иерархов, первым болгарским иерархом, служащим, проповедующим и пишущим на славянском языке. По мнению большинства современных ученых, именно он создал азбуку, которой православные славянские народы пользуются до сих пор.

Климент Охридский прославлен в лике святых равноапостольных. Память его совершается 27 июля (Собор Болгарских просветителей) и 25 ноября.

На последок, поговорим о культуре Древней Руси 

поочередно обсудив развитие письменности и просвещения, несколько слов скажем о развитии литературы, зодчества, живописи, фольклора и декоративно-прикладных ремесел.

Письменность

Такие имена, как Кирилл и Мефодий известны всем и каждому.  Распространению и развитию письменности в первую очередь способствовало крещение Руси. Несмотря на то, что письменность стала использоваться не только в летописях или при переписывании церковных книг, но и в быту, переписка книг все еще велась только в монастырях. 

Литература 

Разумеется, после принятия христианства и толчка в развитии письменности, в Древней Руси стала активно развиваться и литература. Особенностью литературы на Руси является огромная идейная насыщенность и великолепное художественное совершенство. 

Одним из ярчайших представителей был митрополит Илларион, который стал автором всемирно известного произведения «Слова о законе и благодати», которое датировалось XI веком. Особенность произведения заключается в том, что именно здесь была впервые высказана авторская мысль, касательно необходимости объединения Руси.

Зодчество

Каменная архитектура в Древней Руси развивалась достаточно своеобразно, т.к. строительство, вплоть до конца X века велось исключительно из дерева. Однако огромные знания и умения людей в строительстве деревянных зданий послужили толчков для развития каменного зодчества. Архитектура развивалась очень быстро, но своеобразно, т.к. мастера изначально старались перенести свой опыт строительства из дерева на камень. Позднее, принципы строительства храмов были заимствованы из Византии.
Первой каменной церковью стала известная Десятинная церковь, которая была построена в Киеве в 989 году.

Живопись

Толчком к развитию живописи вновь послужило крещение, благодаря которому пришли новые монументальные элементы, такие, как мозаика и фреска. Так же, существенное распространение получила станковая живопись (иконопись). Здесь, как и в случае с зодчеством, опыт был перенят из Византии.

Фольклор

Заговоры, заклинания, народные песни на протяжении огромного количества времени являлись неотъемлемой частью русской культуры. Фольклор играл огромную роль в жизни большинства простых людей, поэтому он включал в себя и предсвадебные песни, и похоронные плачи, а так же песни на пирах и тризнах. 

Гусляры на Руси занимали особое положение. 

Эти люди и развлекали князя и народ, и рассказывали истории о днях минувших, и рассуждали о том, как устроен мир. Могли при случае и колдовать, своей особой, поэтической магией. Они же и хранители древних законов и предписаний.
Считалось, что если гусляр перед исполнением какого-либо важного дела (например, сватовства или войны) спел песнь, то этому делу обеспечена удача.
Без гусляров не обходились похороны князей, богатырей и пр., а свадьба без певца - это вообще не свадьба.
Гусляров очень уважали, считали честью для себя их принимать. Плохо обращаться, а тем более причинять вред или убивать гусляров в принципе возможно, но таковые деяния покрывают позором человека, их совершившего. 

Волхвы - всеми уважаемая и почитаемая профессия. 

Это мудрейшие из мудрых. Стать волхвом можно только после многих лет обучения. Волхвы служат посредниками между людьми и богами, совершают обряды, моления и жертвоприношения (в том числе человеческие). Волхвы решали споры между людьми, советовали, кого избрать князем. Колдовали с помощью обрядов, заклинаний, магических снадобий. Умели и лечить (особенно магические болезни типа сглаза). 

Ведьмы и ведуны жили по большей части в лесу, знали травы и заклинания. Отношение к ним простых людей было настороженное, ведь неизвестно, какими силами те обладают и на что способны, что творят - добро или худо.

Изгнанники - люди по тем или иным причинам изгнанные из племени/рода. Их не кормят, им не помогают, не лечат, не любят. Если они выживают - это большая удача. Изгнать человека можно специальным обрядом в присутствии волхва.

Рабства как такового славяне не знали. 

Пленник/пленница становились "холопами" на определенный срок, по истечении которого могли идти на все четыре стороны либо остаться на положении свободных. Кроме того, можно было выкупиться, - за ту же сумму, какая была уплачена при покупке либо по договоренности с пленившим.

Однако народный фольклор был одним из немногих элементов культуры, который, после принятия христианства находился в упадке. Это было связано с тем, что церковь активно боролась с язычеством, считая большинство народных песен и поверий проявлением веры во многих богов.

ПРАЗДНИКИ

Корзухин Алексей Иванович. "Девичник" 1889 - Журнал обо всём

В году было пять основных праздников: 

1. - Корочун (начало года, зимний солнцеворот 24 декабря), самый короткий день в году.

2. - Комоедицы, или Масленица (весеннее равноденствие 24 марта), помните присказку с блинами: Первый блин Комам! Не комом, то есть комком, а божествам Комам скармливали первый блин.Второй блин - знакомым.Третий блин- друзьям.А остальное нам.

3. - Купала (летний солнцеворот 24 июня), после Ивана Купала разрешалось купаться в открытых водоёмах.

4. - Перунов день (21июля)  это прославление Перуна, являющегося воплощением Рода Всевышнего как духа победы, мужского могущества и силы. 

Для почитания Перуна, который отождествляется с дубом, это дерево высаживали и растили в Боголесьях – Священных рощах.

...В древнем городе Ельце, который стоит на берегу реки Быстрая Сосна вот уже без малого тысячу лет,  такая "Священная роща" была за Чёрной слободой. Пни от спиленных дубов были такой величины/, что на нём можно было спокойно разместить телегу, а рядом поставить лошадь.

5. - Кузьминки (праздник урожая, праздник Рода, рожаниц, осеннего равноденствия 24 сентября).

Декоративно-прикладные ремесла

Киевская Русь на протяжении всего периода своего существования славилась мастерами и умельцами на все руки. Они в совершенстве владели чернью, сканью и эмалью. Об этом говорят многочисленные сохранившиеся украшения в ювелирном искусстве.
Недаром, чужеземцы во все времена искренне удивлялись и поражались творениями наших мастеров. Именно в области декоративно-прикладных ремесел иностранные племена и государства заимствовали умения жителей Древней Руси.

С ПРАЗДНИКОМ ВАС СЛАВЯНЕ! 

ПОМНИТЕ СВОЮ КУЛЬТУРУ И ПОЧИТАЙТЕ СВОИХ ПРЕДКОВ!

Его прорвало?

В изумлении от прочитанного... В эфире одной сильно прогрессивной радиостанции один широко известный в узких кругах стихоплёт, возомнивший себя не только поэтом, но и свет...

Михалков обвинил Грефа во лжи

Оказывается, Никита Сергеевич Михалков 20 октября, ко дню своего юбилея, дал большое интервью, в котором напрямую обвинил Грефа во лжи. Так прямо и сказал, но эти обвинения прошли совсем неза...

Невероятная речь Путина.

Выступление Президента России на Валдайском форуме - 2020 однозначно войдёт в историю России. И думается мне, что оно по праву станет синонимом  не только возрождения самой Ро...

Обсудить
  • Спасибо! И Вас с праздником!
  • С Праздником! Хорошая статья, с чувством писана. Публикатору - благодарности.
  • Если провести более независимое изучение истории освободившись от устоявшихся догм и постулатов установленных учёными историками . То выявлются интересные детали ,факты . Откуда берут корни, символы наших так называемых глаголиц , кириллиц . Особенно распадается миф о якобы их создателях Кирилле , Мифодии, Клименте и кто там ещё стоит в очереди . Знаки к нам на русь пришли очень давно с первыми поселенцами , первопроходцами . Они пришли уже с определёнными знаниями, знаками . Эта та территория, которую сейчас называют территорией этрусков ( греческое средиземноморье ). Знаковая запись на новых территориях повторяет туже систему что и у этрусков . Это хорошо видно на некоторых монетах найденных в Пронском княжестве , в древне Новгородском княжестве ( так называемые чешуйки ) . Но некоторые монеты более древнего периода квалифицировали как подражание арабскому стилю Узбека или другой херни , так и не разобравшись в системе знаков этрусков, их стили. Так рождаются мифы. Не было не каких алфавитов были просто знаки , численные датировки. Все даты у нас на Руси и не только у нас, не точные, много вымышленных . Они утверждают что Этрусская система знаков прочитана , но как прочитана ? Там где не больше пяти знаков в ряду ! Но есть и более длинные ряды больше десяти знаков вот тут их система расшифровки полностью рушится. Ибо им не понятно как это читать где есть начало но нет конца . Так и с Кириллицей, Глаголицей - это система знаков уже была на Русси , до всяких там Кирилов, Мифодий и так далее . Она постепенно совершенствовалась, так же как и в средиземноморье, улучшалась система знаков . Не кто не чего не придумывал система знаков была всегда и эволюционировала вместе с человеком.
  • Артефакту - камню с подворья Приазовья, свыше 3,5 тысяч лет. Каким Кириллом тогда пахло? Это ничего что "православие" это обратный перевод с "греческого" - которого не существовало? Эллины - Эллада, были. А вот "греков" пинал Филипп Македонский. Это ничего, что "христианство" это адаптированная "лайтовая" - облегчённая версия под одно из еврейских колен? Ваш "Бог-спаситель" сумел их спасти? Митрофанушки, не желая учиться у Предков, Вы обречены в каждом поколении выдумывать шумеров выкопавших море. Каждые пару тысяч лет, появляется всё более "истинное учение". Христианство проповедывало Любовь? Тогда почему в странах его исповедывающих разрушен институт семьи? мальчики-девочки, может всё таки в школу? Пока не вымерли как мамонты?
  • Мокий - прям Дункан Маклауд какой-то:smiley: Фантазии у правителя совсем не было - даже посадкой на кол не проверил безсмертия