Неисповедимы пути -Покровский храм (глава-9) - "Престольный праздник"

1 525

начало здесь:   https://cont.ws/@vitimbabi4ev/...

Вот и наступил долгожданный престольный праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Напомню, его празднуют 14 октября.

Как и весь православный мир, я долго ждал этого события и готовился к нему. Я надеялся, что уж в этот-то светлый праздник Господь услышит мои молитвы и пошлёт мне, если ни «Манны Небесной», то ходя-бы денежной выплаты, за выполненную непосильную работу, для погашения долгов и на пропитание дочери.

Ан, нет! Как и в другие воскресные и праздничные дни, мне некогда было осенить себя крестным знамением и, подкатив глаза, в смирении воздать молитву к небесам.

ПРОДОЛЖЕНИЕ:

Прости меня Господи! Но как говорит поп,
-"Послушание превыше поста и молитвы"! Вы должны выполнять ту работу, которую вам поручает священник, он за вас сам помолится. Идите и работайте.

Не знаю! Так ли это? Думаю, что не так! Ведь Ты Господи. создал всех людей равными, по образу и подобию своему. Для усмирения гордыни дал нам веру, через которую в каждую душу должна входить  радость общения со всевышним через молитвы и красивые церковные богослужения. Я не думаю, что величие храмов создавалось лишь для того что бы собирать пожертвования, благодаря которым богатели попы и нищали прихожане.
Ведь в каждом человеке теплится искра Божия, которая при виде одного священника она разгорается ярким пламене, а при длительном общении с другим она угасает и превращается в сухой беспочвенный пепел, который разлетается при малейшем дуновении ветерка. Если у человека слаба эта искра Божия, если нет внутреннего стержня, то дельцы и аферисты его очень быстро превращают в послушного безропотного раба исполняющего любую волю хозяина. 

Для меня, человека с непростой биографией, познавшего и вкус побед и горечь поражений всё здесь в полуразрушенном храме Покрова Пресвятой Богородице, среди руин и запустения точно таким же, как и в других, паралельно существующих светских, военных, бандитских и прочих мирах этого старинного города, этого человеческого мира. 

Здесь в храме я понял одно, -  нет ничего нового в отношениях между людьми. Насколько может вознестись один человек над другими. Насколько могут быть слабы духом люди занимающие не рядовые места в светском обществе, ведь на роботу в храм приходили не простые работяги, а именно средний слой населения, кто потерялся в той светской жизненной гонке. Они приезжали на своих крутых автомашинах, оставляли их за два квартала или на платной стоянке и переодевшись в рабочую  одежду шли в храм ища спасения. 

У человека есть свой бизнес, есть определённый доход и он мог бы просто откупиться, внести пожертвование на реставрацию храма. Сходить на исповедь, причаститься в чистом и уютном центральном, кафедральном соборе. 

Но, нет! Он идёт именно в порушенную святыню, будто бы хочет заново сложить кирпичики своей надломленной или разрушенной, как этот храм, своей души!

Если человек пришёл в разрушенный храм, его надо в первую очередь поддержать морально. Выпрямить стержень, ослабить пружину внутренних зажимов. Совершенно не важно, сколько он перенёс кирпичей, сколько убрал мусору. Основная цель церковной общины, тех кто работает в храме постоянно, это принять человека таким, какой он есть, понять его не навязываясь со своими вопросами и дурацкими советами, дать ему время осознать, что он здесь делает и для чего пришёл именно в этот разрушенный храм.

Я видел, как просветлялись лица у людей, когда они находили среди этих развалин своих единомышленников и даже партнёров по каким-то светским делам. Люди уставшие от понуканий вышестоящих начальников, от суеты и хамства, наконец-то могли делать то, что им хочется и с них за это никто и ничего не требует. Многие приезжие из других городов отработав три - четыре дня со слезами на глазах прощались с нами, обменивались телефонами и готовы были перечислить пожертвования на счёт храма.

Не повезло тем людям, которые приезжали в тот момент, когда поп был на месте. Гоняя людей по кругу, не закончив одну работу он перебрасывал на другую, затем на третью и в итоге все возвращались на ту с которой начали. На другой день эти люди уже не приходили в храм, да и думаю, что в другие церкви тоже. 

Разговоры о том, что "вы должны смирить свою гордыню", действовали в основном, как красная тряпка на быка. 

- Знаем мы все ваши "прихватки" - "старшина всегда прав, сказал люминий, значит люминий"! Бегать как крысы по кругу, нет уж увольте. Таких самодуров у нас и на основной работе хватает, - заявляли они.

- У вас тут как в милиции, один хороший следователь - это вы, а другой плохой - это поп, который разносы устраивает, - говорили другие.

«Если на Вашу долю выпала честь строить Дом Божий, примите это как великий дар Творца, ибо десница Господня касается того, кто строит храмы, и многие грехи простит тому Господь»     Св. прав. Иоанн Кронштадтский

Свой первый, за 90 лет забвения, престольный праздник Покрова Пресвятой Богородицы, храм готовился встречать с торжественной помпой. 

После долгих лет забвения на праздничную службу было приглашено шесть священников. Поп, за известную только ему сумму пригласил церковный хор аж из самой Москвы.

Я был по своему счастлив, что присутствовал и даже принимал участие в этом первом праздничном престольном богослужении и вносил свою лепту. Ведь никто из присутствующих не видел, да и не желал знать, что происходит за кулисами этого торжества.

- То вдруг в последний момент выяснялось, что исчезло растительное масло, я под дикие вопли попа мчался на склад, а когда принёс бутылки с маслом, то оказалось, что сам поп поставил масло под стол и забыл. 
- То вдруг росло негодование среди прихожан, что не правильно разостланы ковры, пожертвованные на храм. Каждый жертвователь требовал, чтобы его ковер был в центре.
- То вдруг в последний момент выяснялось, что не правильно расставлены лавки в храме и т.д. и т.п. и пр. Не менее ста семидесяти пяти раз мне пришлось сбегать в нижний храм и в трапезный вагончик по разным поводам и без повода. 

Я, как семнадцатилетний мальчуган взбирался на штабеля досок, на крыши гаражей, на разрушенную колокольню, чтобы по требованию попа сделать удачный фотоснимок, фотоаппаратом - мыльницей, который мне вручил поп. Мне не была эта работа в тягость, я ощущал сопричастность той эйфории, которая с каждой минутой нагнеталась всё больше.

"Послушания превыше поста и молитвы"! Я старался изо всех сил, что бы Царица Небесная, Матерь Бога нашего услышала эту первую, за девяносто лет, Божественную литургию из нашего Покровского храма. Старался выполнить своё послушание, как можно лучше.

А народ всё подходил и подходил! Несли пожертвования на восстановления храма: ковры, хрусталь, мебель, ткань, тюль, вещи, цветы и многое, многое другое. Все ступени, ведущие в алтарь, были заставлены живыми цветами. Люди приносили их прямо в хрустальных и фарфоровых вазах, которые оставляли в дар Пресвятой Богородице. На клиросе, который мы соорудили буквально перед праздником, собралось более десятка певчих и чтецов.

 Четыре священника, из Знаменского монастыря, из церкви Казанской Божией Матери, из Московского прихода совершали праздничное Богослужение. А народ всё подходил и подходил!!! Более трёхсот человек посетили храм, около двухсот исповедников. Накануне, в редакции «Елецкий Вестник», было отпечатано триста Акафистов Покрову Пресвятой Богородицы, а так же вышел первый, праздничный номер газеты «Покровский вестник», всё это раздавалось людям в дар.

Покровский вестник

Для старых и малых,
Простых и богатых.
Больных и здоровых,
Седых и косматых.

Для тех, кто страдает,
Кто ищет, кто верит.
И тех, кто раз двадцать,
Вначале проверит.

Для вас дорогие мои горожане,
Маруси и Оли, Серёжи и Вани.
Селяне, туристы, врачи и поэты,
Для вас сочинили мы эту газету.

Найдет в ней ответы,
Студент и учитель.
А слабые духом,
Найдут в ней обитель.
                © З. Бабичева 10 лет

Вот такое праздничное стихотворение моей дочки, было в этом праздничном номере газеты.

Отрывок из произведения И.А. Бунина, который в своё время бывал в этом храме:

"Глядя на колокольню снизу, с церковного двора, мы сами чувствовали, до чего мы еще малы, и было жутко немного, потому что облака в ясном весеннем небе медленно уходили от нас, а высокая белая колокольня, суживаясь кверху и блестя золотым крестом под облаками, медленно, плавно валились на церковный двор -- и крест был похож на человечка с распростертыми руками..."

– Бунин, "Над городом". По мнению краеведов, речь в рассказе - именно о Покровском храме.

В Покровском храме 90 лет не было церковных Богослужений.

После войны, по рассказам очевидцев, храм перегородили переборками и устроили жилые квартиры. В Хрущёвские времена, в шестидесятых годах прошлого века с храма тракторами стащили купол и кровлю с трапезной, после, стены трапезной, измазали чёрной смолой и сделали зернохранилище, а в летнем храме склады промышленных и продовольственных товаров.Целенаправленным взрывом была разрушена колокольня.

Как пел поэт, певец и композитор Игорь Тальков:

… А золотые купола,
Кому-то чёрный глаз слепили.
Ты раздражала силы зла
И видно так их довела,
Что ослепить тебя решили. Россия!!!

Но самые страшные времена для храма наступили в 90-х годах ХХ века с приходом пьяной Ельцинской демократии. Советский Союз рухнул, а с ним вместе развалились и все торговые организации.

В 1992 году власти объявили храм Покрова Пресвятой Богородицы – памятником культуры местного значения и со всех дверей сняли замки.

Вокруг храма, вплотную к его стенам, а зачастую используя стены, кирпичи, камни, доски и другой строительный материал, вынесенный из храма, построили, причём незаконно без оформления документов, около сотни частных гаражей.

В самом храме устроили свалки мусора, туалеты, а на деревянных полах жгли костры. Стены храма, были исписаны всякими гадостями, осквернены сатанинскими символами, знаками и просто отборным матом. Вся эта вакханалия продолжалась около двадцати лет и лишь в 2010 году, начались восстановительные работы….

Городская администрация с пониманием отнеслись к нуждам Покровского храма. Убраны практически все металлические гаражи, окружавшие плотным кольцом храм. Отведено место для переноса кирпичных гаражей построенных на территории хрома.

И вот, наконец, свершилось!

В алтаре и в храме убраны сожженные полы, все своды тщательно выметены. Деревянные ступени, как и все сохранившиеся старинные полы, из досок в шестьдесят миллиметров, набранные на шпунты и сколоченные коваными гвоздями, выскоблены практически добела. Престол установлен на огромных четырёх камнях, которые выложены в виде квадрата, прямо поверх деревянных полов. Пол, перед алтарём, устлан дюжиной огромных шерстяных ковров, пожертвованных прихожанами.

Из-за отсутствия иконостаса, который отделяет алтарь от храма, все таинства совершаемые священнослужителями происходили прямо на глазах у присутствующих, которые затаённым сердцем молятся Пресвятой Богородице, покровительнице и заступнице нашего народа.

Свершилось!

Первая литургия за девяносто лет. Такое грандиозное событие не могло пройти мимо истинно верующих христиан, которые съехались не только со всего города, но и из ближайших сёл. После исповеди и принятия Святых Таинств,причащения у многих прихожан и у меня в том числе, катились по щекам слёзы умиления и очищения и я, здоровый мужик, без всякого стеснения, как в детстве, стоял и плакал после причастия.

Казалось, что душа воспарила и кружит в общем вихре где-то под сводом, ещё не отреставрированного купола.

ИСТОРИЯ

Первая деревянная Покровская церковь возведена в Ельце в конце 16 века. Храм служил приходом для Кузнецкой, Александровской и Казачей слободам, при нём же было кладбище. В 1660-1670 гг. старый храм был заменён новым также деревянным.

В середине 18 века прихожане решились на строительство каменного храма, о чем и попросили разрешения в Воронежской духовной консистории.

начало здесь: https://cont.ws/@vitimbabi4ev/...

продолжение  следует:  https://cont.ws/@vitimbabi4ev/...



«Шанс на спасение»: зачем Украина атакует атомную электростанцию

Политолог, историк, публицист и бывший украинский дипломат Ростислав Ищенко, отвечая на вопросы читателей «Военного дела», прокомментировал ситуацию вокруг украинских обстрелов Запорожс...

Украинский сепаратизм как катализатор русского национализма

В последнее время в просвещённых кругах с тревогой заговорили о мигрантофобии. С моей точки зрения, это в корне неверное определение проблемы.Мигрантофобия существовала тогда, когда час...

В Африке начинается битва за валютный суверенитет

Зимбабве переходит на новую национальную валюту, а вот Альянс стран Сахеля пока с этим не торопится Глава Центробанка Зимбабве Джон Мушаявану демонстрирует новую национальную валюту. Фот...

Обсудить