Всемирный профессиональный праздник фотографов!
В торжествах принимают участие все, для кого это направление вида искусства стало близким и родным.
Первый мой личный фотоаппарат "Смена -8" появился у меня ровно 60 лет назад в 1961 году. А первыми "фотошедеврами" стала конечно же наша Юбилейная улица. Конечно, назвать это улицей сегодня, просто язык не поворачивается. Выглядело это вот так. Это перекрёсток ул. Юбилейной и Комсомольской:
- новые брусовые дома в два ряда, построенные для бурно развивающейся базы флота – Пеледуйской РЭБ на окраине посёлка, а между ними месиво весной, осенью и после дождя. Летом неимоверная пылища, за машиной или за проехавшим мотоциклом. Зимой огромные сугробы снега, который выгребали из дворов прямо на проезжую часть.
Вот так выглядел наш двор на Юбилейной - 15:
Весной он был непролазным и чтобы добраться до дровяника или туалета, ведь все удобства были во дворе, нужно было иметь болотные сапоги или обладать навыками управления плотом.
И всё же, для нас это был лучший двор, лучшая улица и лучшие годы беззаботного детства, о которых можно вспоминать только с улыбкой и умилением. Я забирался на крышу своего дома и снимал окрестности.
У меня у первого на всей Юбилейной улице появился фотоаппарат "Смена- 8" который мне подарили родители на день рождения.
С помощью этого фотоаппарата я отснял километры фотоплёнок и израсходовал ни одну тонну химикатов, на составление проявителей и закрепителей. Этот фотоаппарат служил мне верой и правдой более двадцати лет. Был со мной и на флоте и на китайской границе и в тайге.
Всё, что попадало в объектив моего фотоаппарата, становилось художественными «шедеврами» после кропотливой работы при свете красного фонаря и бессонной ночи. А утром, во дворе меня ждала ватага друзей, которые со смехом рассматривали фотки и бескорыстно в подарок, получив свои особо понравившиеся портреты, мчались сломя головы домой, показать своим родителям. Во дворе Юбилейной 15 стояли единственные ворота на всю улицу и пацаны любили в них позировать. Качество фотографий было запредельным, но по силуэту, каждый узнавал себя.
Мой отец никогда не жалел денег на приобретение фото принадлежностей. В огромном чемодане у нас всегда было в запасе всё, что требовалось, начиная от плёнок разной чувствительности, запасные кассеты, проявители, закрепители, фотобачки для проявления плёнок, ванночки, красные фонари, фотоувеличители, глянцеватель...
Сегодня у детей в каждом телефоне есть не только фотоаппарат, но и видео камера. Стоит только нажать кнопку и всё готово в лучших цветах.
Конечно же, это замечательно, что техника так шагнула вперёд, но она и уничтожила как таковое чёрно-белое фотоискусство, сам творческий процесс, да и самих фотолюбителей. Сегодня мало кто помнит, какое это было увлекательное и полезное занятие, когда родители позволяли полночи не спать.
Любовь, к фотоделу прививал мне мой отец, у него был свой фотоаппарат «Зоркий-4».
Самое главное таинство проходило обычно в ночь с субботы на воскресенье.
Мама и сестра уходили спать, а мы с отцом завешивали окна плотными шторами и покрывалами Подвешивали красный фонарь, так как фотобумага не засвечивалась при красном свете. Настраивали фотоувеличитель и выставляли три ванночки.
В первой был проявитель, во второй вода для промывки и в третьей закрепитель. Отец садился за фотоувеличитель, а я устроившись поудобнее ждал, когда он бросит в первую ванночку чистую фотобумагу, которую несколько секунд держать под лучом яркого света увеличителя.
Процесс проявление длился буквально несколько секунд и как только изображение становилось чётким, я при помощи бельевой прищепки, так как пинцета у нас не было, вытаскивал фото из проявителя и промыв в воде, бросал его в закрепитель. Представьте, что при тусклом красном свете нужно было правильно определить время проявления фото. Если не додержать, то будет бледное, передержать, чёрное. За вечер мы печатали по 150-200 фотографий. Это примерно 5-6 плёнок
После того, как фотографии закрепились их опускали в таз с чистой водой добавлением соды и тщательно промывали, что бы после сушки не оставалось разводов от химикатов. Расстилали газеты возле печки и раскладывали на них готовые фотографии.
Затем уже при нормальном комнатном свете отбирали самые лучшие и накатывали их на стекло, выдавливая воздух лезвием бритвы, что бы глянец был ровным. Иногда фотографии прилипали к стеклу намертво и их приходилось заново отмачивать водой. Позже отец привёз из Европы электроглянцеватель с зеркальными металлическими пластинами.
Готовые, высушенные фото обрезали специальным фигурным фото ножом, укладывали между страниц толстых книг и придавливали маминой швейной машинкой.
Изготовление цветных фотографий, было ещё сложнее...
Чуть позже, отец подарил мне "Шпионский" фотоаппарат -"Киев-Вега" с узкой плёнкой:
Плёнок для этого фотоаппарата было не достать, но я научился в полной темноте разрезать стандартные плёнки и заряжать в "Киев-Вегу". Мы с отцом изготовили специальный резак из лезвий для бритья. При помощи которого в полной темноте обрезалась у обыкновенной плёнки на 36 кадров с двух сторон перфорация и сама плёнка разрезалась ровно на половину, что соответствовало нужной ширине, затем плёнка резалась на 3 части, чти соответствовало длине кассеты на 12 кадров. Так что с одной плёнки получалось шесть плёнок для "Киев-Вега" которые тут же заряжались в касеты и хранились в светонепроницаемых футлярчиках.
Качественные фотографии на этом фотоаппарате сделать было не возможно, так как у него не был объектива а стояло обыкновенное стекло. Но зато им можно было снимать с близкого расстояния, например документы, или картинки из журналов.
Но сам вид "шпионского" фотоаппарата, завораживал моих сверстников. Он умещался на моей детской ладони
Когда родители были на работе или уходили в кино на вечерний сеанс, ко мне приходили друзья и мы играли в шпионов и разведчиков, фотографируя флотские лоцманские карты и разные картинки.
Фотоаппараты "Зенит"
В детстве, в мои руки попадали, как бы по наследству фотоаппараты от отца, когда он покупал себе новый и когда отец купил себе первый Зенит, ко мне перешёл его Зоркий-4. Он сохранился у меня по сей день, как реликвия.
Зеркальные Зениты, я покупал уже самостоятельно, так как в 14 лет имел свой, хоть и не большой, но стабильный заработок.
При обмене паспортов, я был уже штатным фотографом при КБО и заработал на свой первый мотоцикл "ПЛАНЕТА-3"
Фотоаппарат "ЗЕНИТ" был настолько популярен, что выпуск перевалил за 13 миллионов штук.
Эти фотоаппараты прочно вошли в нашу семью до появления иностранных зеркалок "Canon", "Samsung" и цифровых "мыльниц" и профессиональных цифровых фотокамер, которыми сегодня можно снимать не только фото, но и видео!
И всё же в моём архиве по сей день хранятся несколько километров отснятых, как на чёрно белые, так и на цветные негативных плёнок.
Более 10.000 (десяти тысяч) моих фотографий гуляет по интернету. К сожалению мой сканер, через который можно было оцифровать негативы сгорел, а купить новый на мою пенсию пока не удаётся!
Сегодня моя дочь профессионально занимается фотографией и качество её работ в разы отличаются от моих и я рад, что ей не приходится сидеть с химикатами под красным фонарём, хотя и приходится обрабатывать фотографии по ночам.
С праздником тебя, моя родная, пусть эта работа с названием - фотоискусство, доставляет тебе столько же радости в жизни, сколько оно принесло мне и твоему деду.
Оценили 4 человека
7 кармы