Пеледуй - "Родина каторжан"

19 1696

История возникновения поселения.

"Народ забывший своё прошлое - не имеет будущего!"
Это я к тому, что у жителей Русского поселения с эвенкийским названием «Бэлэдэй». каторжане и "бублики" обкорнали историю до 1933 года, украв 350 лет существования русских людей на этой земле.

Одно из ранних упоминаний о Пеледуе: 

"...За островом Малый (Казаковский) открывается пос. Пеледуй. Это трактовое село было основано в 1665 г., и более чем за три столетия через него проехало в сторону Якутска и назад много разного люда: участники великих и малых экспедиций, генерал-губернаторы, ссыльные нескольких поколений..."

В Якутии во второй половине 17 века были основаны небольшие зимовья с постоянными жителями на берегах рек Лена и Амга. Это были:
-  Якутский острог,
- Олекминский острог,

- пять крестьянских деревень:
Витимская,
- Пеледуйская,
- Олекминская,
- Кангаласская,
- Амгинская.

В 18 веке поселения Витимской и Пеледуйской деревень росло медленно. В 1738 году в них было около 200 человек. Около этих деревень существовали заимки, каждая из них состояла из одного крестьянского двора.

К концу 18 века в Витимской и Пеледуйской деревнях стало около 400 человек. В след за острожками, поставленными Русскими людьми, стали появляться заимки пашенных крестьян, превратившиеся со временем в деревни:
- Витим,
- Пеледуй. Слово «Пеледуй» - тунгусского происхождения, правильное древнее название «Бэлэдэй».

Своим рождением Пеледуй обязан началу развития Северного морского пути и началом освоения богатств недра Северо-восточных окраин нашей страны, бассейнов рек Яны, Индигирки, Колымы, что в свою очередь потребовало развития речного судоходства.

Удачное географическое положение, богатейший корабельный лес, сыграли решающую роль в закладке здесь судоверфи и лесозавода начальник Главсевморпути, контр-адмирала флота И.Д.Папанин подписал соответствующее распоряжение и не более того. 
Но имя Папанина навязывают пеледуйцам, чуть ли ни как основателя и строителя этого лагеря за колючей проволокой. Так как территория завода и судоверфи была огорожена трёхметровым забором, а сверху забора, по всему периметру проходили электрические провода. Над воротами горела красная звезда и красовался примерно такой же лозунг:

 А история посёлка и по сей день состоит из трёх предложений и шести фотографий:

Это всё что знают о своём посёлке современные школьники. То что Папанин в этом месте никогда не был, это никого не интересует. 

А вот зам. министра Чеботарев со свитой в пять человек в этих краях точно бывал и этому свидетельствует запись в "Вахтенном журнале" моего легендарного отца, капитана ЛОРП Александра Константиновича Бабичева:

Далее идёт такая запись:

В Осетрово на нефтебазе получил 1697 кг керосина.
29.05.1951 г. с начальством на борту «вылетаем» срочно в Витим. Присматривают затон Сосновский и Пеледуйский.
Чеботарев – «мощный мужик». Я сравниваю его с царем Петром 1 и жду, когда он вытянет вперед руку и скажет: «Здесь будет город заложен».
Из Витима ушли в Бодайбо по реке Витим. Во время вахты второго помощника капитана в левое колесо попадает «топляк» и ломает деревянные плицы. С наметкой подходим к берегу, грузим дрова и производим ремонт.

В 1933 году, наличие широкого глубоководного устья речки Пеледуйки, являющимся прекрасным естественным затоном с большой акваторией и удобством сплава древесин по этой речке, прямо к стапелям судоверфи положило начало судостроительному производству.

 Производственная база затона и жилой рабочий поселок Пеледуй были размещены на противоположном берегу устья реки Пеледуйка. Суда, построенные Пеледуйскими корабелами, осуществляли перевозки на реках северо-востока нашей страны. 

На Лене строительство деревянного несамоходного флота было прекращено в 1957 году. 

Пеледуйская судоверфь была передана в ведение Ленского речного пароходства. Правую протоку речки Пеледуйки в конце 60-х годов ХХ-го века перекрыли дамбой тем самым создали полноценный затон для флота Пеледуйской РЭБ. в затоне каждое лето наботал дноуглубительный земснаряд, а то и два. Гружёные песком и галькой шаланды вначале сыпали на перекрытие протоки Пеледуйки, а когда там стало совсем мелко то вываливали прямо в Лену. Дыла такая бредовая идея перекрыть Ленскую протоку до острова Романовского.

Сегодня пеледуйские историки так же умалчивают, что на деревянном судостроении, на Лесозаводе и лесоповале работали не только каторжане охраняемые ВОХРом, но и ссыльные немцы, для которых были построены вот такие бараки с общим коридором, с привозной водой в бочках и удобствами на улице:

Бараки, в народе, носили имена фашистских концлагерей - Бухенвальд, Дахау, Освенцим. 

Кроме этого в 30-ти км. вверх по Пеледуйке на Сользаводе так же работали ссыльные каторжане.  После того, как Сользавод закрыли и с Пеледуйки вывезли все эвенские и якутские стойбища в Витимский совхоз, то в устье Пеледуйки стали вываливать грунт из шаланд, создавая искусственное мелководье, что бы аборигены не могли вернуться на Пеледуйку.

с 1960 года, с развитием РЭБ, в Пеледуй начали поступать флотские кадры. Образованные и мужественные люди уже приезжали не по приговору, а по направлению.
Вся эта Пеледуйская босота, от каторжан, до ВОХРы пыталась с нами драться, но флотски были дружны и всегда выходили победителями.  

В посёлке была построена первая улица для специалистов флота Юбилейная:

 

Кинотеатр "ЗАРЯ":

Новая школа:

Дом Культуры речников:

...И прочие заведения соцкультбыта. 

Лесозавод в Пеледуе работал до середины 70-х годов ХХ-го века. После того, как прекратилось строительство барж, его перепрофилировали на выпуск брусовых домов под ключ, то есть Лесозавод пилил брусья и доски, а столярный цех выпускал, оконные рамы, двери и все что было необходимо для отделки дома. Продукция шла в город Мирный в алмазный край, а так же для нужд посёлка.

Плот заводили в затон, а на берегу были оборудованы специальные цепные желоба - подъемники по которым брёвна поднимались из воды и поставлялись на эстакаду, а оттуда на пилорамы. 

Люди жили, работали, строили! Но, пришли псевдо коммунисты "бублики" и всё уничтожили.

Сегодня молодое поколение уж и не помнит, что на этом месте был посёлок. с названием Большой Пеледуй основанный в 1665 году. С православной церковью и с посевными площадями:

ПО ЛЕНѢ.

(Путевыя замѣтки и наблюденія).

(Прод., см. № 238)

Мухтуйскъ. Вдали показалась ослѣпительно бѣлая полоса песку, нѣсколько барокъ и лодокъ и шестъ съ краснымъ флагомъ; за пескомъ на обрывистомъ берегу нѣсколько домовъ. Мухтуйскъ — большое селеніе, но оно расположено не вдоль, а въ глубь берега и потому съ парохода кажется небольшой заимкой. Въ Мухтуйскѣ есть почтовое отдѣленіе, волостное правленіе и школа. Появился почтовый чиновникъ, съ нимъ человѣкъ съ небольшимъ узелкомъ, заключавшимъ въ себѣ почту. Пока принимали почту, подошли и подъѣхали пассажиры.

...21 августа опять нагрузка дровъ на старой заимкѣ, не доѣзжая станціи Половинной, или по мѣстному «Ангачикъ».

Погода прекрасная. Восходящее солнце только что разсѣяло туманы. Верхнее теченіе рѣки простирается вдоль зеркальной полосой, сверкаетъ и искрится въ лучахъ солнца, а по нижнему еще клубятся туманы сѣдой колеблющейся пеленой; прибрежныя горы дымятся; вершины ихъ свѣтятся золотистыми пятнами, поверхъ тумана.

На берегу — ровныя поляны, частію расчищенныя, частію поросшія лѣсомъ; луга скошены, но сѣно не вездѣ убрано; рожь созрѣла и легла отъ тяжести тучныхъ колосьевъ и ее жнутъ женщины, блестя серпами; мужчины пашутъ пары. Вездѣ кипитъ работа. На берегу одна семья пьетъ чай около костра, другая —только что пріѣхала въ лодкѣ и переноситъ свои вещи на заимку. Видъ оживленный и жизнерадостный. Почти всѣ пассажиры сошли на берегъ и отправились въ сосновый боръ за грибами; дѣти съ шумомъ и смѣхомъ рѣзво побѣжали за ягодами. Одинъ матросъ принесъ изъ лѣсу цѣлую полу кедровыхъ шишекъ, сѣлъ у костра, разведеннаго якутомъ и, поджаривая шишки, вылущивалъ орѣхи. Кедровъ вблизи по рѣчкамъ много, но крестьяне совсѣмъ не занимаются собираніемъ орѣховъ, по недостатку времени.

— Кому собирать ихъ? Людей нѣту. Не успѣемъ оглянуться — страда. Съ сѣномъ дай Богъ убраться до осени, потомъ надо плавить его на плотахъ на Мачу, а тамъ и пошли холода... Гдѣ ужъ тутъ заниматься пустяками!

Тѣ же жалобы на недостатокъ рабочихъ рукъ. Даровъ природы много, но не хватаетъ силъ завладѣть ими. Суровая природа не даетъ отдыха; надо спѣшить, пока все не оцѣпенѣло отъ стужи! Иногда это завладѣніе обставлено трудностями, зависящими не отъ природы, а отъ людей, отъ разныхъ формальностей и бумажной волокиты.

Крестьяне жалуются на то, что нѣтъ возможности въ ихъ отдаленной волости получить въ аренду подъ расчистку казенныхъ земель. Надо выписывать землемѣра изъ Иркутска, а это пахнетъ сотнями рублей. «Нужно какихъ нибудь 5, 6 десятинъ, подаешь прошеніе въ казенную палату, а тебѣ отвѣчаютъ: «выписывай на свой счетъ отводчика». Расходы по отводу не оправдываютъ выгодъ отъ земли. А завладѣніе безъ спроса не прочно: затратишь трудъ и деньги, а земля можетъ достаться другому.
Называли одного торговца изъ ссыльныхъ, который по Витимской волости занимается между прочимъ и тѣмъ, что беретъ у казны въ аренду участки, самовольно расчищенные крестьянами, а потомъ отбираетъ земли, или беретъ выкупъ.
Не знаю, насколько эти жалобы основательны. Впрочемъ на Ленѣ деньги всесильны и я знаю не мало примѣровъ, какъ разбогатѣвшіе ссыльные тѣснятъ коренныхъ крестьянъ въ ихъ же дачахъ.

Въ Витимъ мы пришли утромъ въ 5 часовъ. Густой холодный туманъ окутывалъ рѣку, горы и селеніе и мѣшалъ намъ увидѣть «преддверіе пріисковъ», какъ иногда называютъ Витимъ мѣстные жители. Витимъ, — это — центральный пунктъ промышленной и торговой дѣятельности для обширнаго края, обнимающаго южную часть Якутск. области и сѣверо-восточную — иркутской губерніи. Туда привозятся мясо, масло и другіе продукты изъ Якутской обл., сѣно на плотахъ со всего Киренскаго округа (верхнихъ станцій и селеній) и товары на пароходахъ. Витимъ представляетъ изъ себя складочное мѣсто товаровъ и продуктовъ, направляемыхъ на пріиска Витимской и отчасти Олекминской системы. На пароходахъ эти товары и продукты отправляются по рѣкѣ Витиму на Бодайбо (по рѣкѣ того же имени).

Съ представленіемъ о Витимѣ связывается представленіе о кипучей дѣятельности, бѣшеной погонѣ за богатствомъ, о роскошной жизни. Это та же Мача, но въ крупныхъ размѣрахъ. Не даромъ Витимъ называютъ дворянской волостью! Мѣстные крестьяне не сѣютъ и не жнутъ, а покупаютъ и продаютъ; подъ шумокъ они скупаютъ «золотую пшеничку» и обираютъ пріисковыхъ рабочихъ. Въ общемъ это селеніе похоже на городъ: вездѣ лавки, кабаки, торговые склады, вездѣ кишитъ подозрительный людъ: пропойцы, промотавшіеся рабочіе, бездомные поселенцы; роскошь и нищета рядомъ. По вечерамъ не безопасно ходить по улицамъ Витима; убійства и грабежи здѣсь обыкновенное явленіе. Во время ярмарки, говорятъ, бываютъ случаи грабежа средь бѣлаго дня; немудрено, что преступленія не обнаруживаются: всю охрану этого громаднаго селенія составляютъ становой и сельская полиція съ палками въ рукахъ и съ медалями на груди.

Населеніе этого пріискательскаго пункта раздѣляется на двѣ совершенно обособленные группы, различныя по средствамъ къ жизни, но сходныя по своему нравственному облику; на богатыхъ, героевъ легкой наживы, баловней фортуны въ пріискательской горячкѣ, и неудачниковъ этой горячки, голодныхъ нищихъ и отчаянныхъ бѣдняковъ. Послѣдніе мстятъ первымъ на каждомъ шагу, такъ какъ сознаютъ, что счастливые ихъ соперники, въ сущности, слѣплены изъ такого же тѣста, какъ и они.

Всѣ эти складчики, кабатчики, мелкіе пріискатели, населяющіе Витимъ, по большей части имѣютъ весьма темное прошлое. (Конечно есть исключенія). Это — разбогатѣвшіе и бросившіе опасное ремесло спиртоносы, тайные скупщики золота, герои каторги и темной ночи. За успѣхъ и за удачу ненавидятъ ихъ собратія. Зависть родственныхъ душъ сильнѣе, чѣмъ то же чувство душъ характеровъ чуждыхъ. Такова на мой взглядъ психологія витимской «шпаны». 

Въ прошломъ году этой грозной силѣ удалось таки сжечь и разграбить Витимъ.

Такую судьбу давно уже прочили этому дворянскому Разбой-селенію. Не одинъ горемыка, ограбленный въ пьяномъ чаду, пустившій по міру семью, — проклиналъ этотъ вертепъ, отъ всей души призывалъ на него кару Божію.

О случившемся пожарѣ извѣстно, что онъ начался въ центрѣ села, во дворѣ магазиновъ «Щелкунова и Метелева» и вскорѣ охватилъ главную улицу, гдѣ расположены лучшія постройки. Зарево пожара вмигъ охватило небо, головни летѣли за сотни сажень въ сторону. Сбѣжались люди, привезли машины и сдѣлали попытку тушить огонь. 

Но тутъ выступила на сцену «шпана», — сила, давно угрожавшая Витиму, перерѣзала пожарныя кишки, опрокинула бочки и принялась грабить. Все, что не сгорѣло, сдѣлалось добычей «шпанцевъ», слетѣвшихся, какъ вороны, пировать на трупѣ ненавистнаго врага.

***

К слову сказать, Витим чтит свою историю, какой бы разбойной она не была. А вот пеледуйские деревенские бюрократы о своей истории умалчивают. Видимо боятся признать что их предки были ссыльными каторжниками, фронтовыми предателями или же ВОХРовцами охраняющими этот сброд и отбросы общества. Ведь по большому то счёту они ни чем не отличались друг от друга, так как сбежать из тех мест или перевестись на другую работу было невозможно...

Вот вам ответ, на бюрократию и чиновничий беспредел.Он был и в Царской России, жив он и по сей день. Так что продолжайте врать своим детям и внукам. Продолжайте праздновать свою очередную годовщину посёлка каторжан - в новом Пеледуе с историей в 88 дет.

Хотите знать почему столько злыдней в Пеледуе?

красноярск

В каждом регионе нашей необъятной Родины есть места, в которые люди стараются не заходить, что бы не потерять доброту и порядочность. Называются они всюду одинаково - "Царские ворота"

Есть такое место и на Пеледуйке:

Несмотря на свои относительно скромные размеры, они завораживают и притягивают взгляды. Кто их создал, природа или человек - история умалчивает.
Но древняя легенда гласит: "Каменные арки были созданы искусственно для совершения шаманских обрядов и ритуалов.

"Царские ворота" считают «местом злой силы» и аномальной зоной. Есть эвенское предание, что проходить сквозь эти арки категорически не стоит. 

И если кто-то ослушается, то его неминуемо настигнут неприятности и болезни. Некоторые местные старожилы подкрепляют поверье рассказами о том, что многие из тех, кто прошел сквозь Царские ворота, становились злыми и завистливыми, многие погибли. Погибли и те, кто пытался влезть вот на эту скалу, или попасть внутрь пещеры:

Так дурная слава прочно закрепилась за этими красивым и таинственными местами. А потомков каторжан, так и тянет посетить эти места...
Кстати за хребтом этой скалы имеются и другие пещеры, не менее привлекательные и опасные а в 18 км ниже по течению Лены находится 100 километровая "аномальная зона" - "Синий Камень"... о которой я уже рассказывал.

Боже, спаси Россию!


Убытки в сотни миллионов: Китай заставил взвыть литовских бизнесменов
  • fanC
  • Вчера 21:50
  • В топе

Китайские предприниматели не продлевают старые и не заключают новые контракты с литовскими партнерами. А те подсчитывают многомиллионные убытки и задаются вопросами: "Кто виноват и что делать?" ...

Психологический портрет массового убийцы

Я всегда выступаю за то, чтобы называть вещи своими именами. Не нужно называть дефективного с ружьём из Перми «стрелком». Стрелок – это крутой персонаж Кинга. Стрелок &nd...

Россия в глобальном мире

Многие из тех, кому сейчас пятьдесят лет и больше должны помнить популярный в эпоху поздней перестройки анекдот, согласно которому, когда у японцев спросили насколько отстал от Страны В...

Обсудить
  • :thumbsup:
  • :thumbsup:
  • :clap: :clap: :clap: ++++++++++++++++++++++++++++ :exclamation: :boom: Как всегда, всё лаконично, правдиво и доходчиво! Благодарю!
  • Спасибо, интересно, очередной штрих о величии империи и попытках это скрыть.
  • Огромное спасибо! Узнала о своей малой Родине много нового! :thumbsup: