В СССР не только разрушали церкви, но и строили

2 919

Строили их редко, скромно и как правило нелегально... и всё же по Шестой части суши разбросано несколько десятков храмов разных религий, появившихся между 1917 и 1991 годами.

Представляю вам церкви с этими датами постройки.

Это несвоевременное зодчество можно разделить на несколько типов.

Во-первых, церкви Белой России, строившиеся уже в годы Гражданской войны там, куда ещё не добрались красные.

Вот например Николо-Игантьевская церковь в Омске, заложенная до революции, но освящённая в 1919 году - возможно, последний храм "Империи, которую мы потеряли":

Ещё несколько церквей в России было построено в 1920-30-е годы потому, что места их постройки тогда и не были Россией.

Самый яркий образец - деревянная Никольской церковь в Пыталово (1929-31), тогда латвийском городке Яунлатгале, и её архитектор Владимир Шервинский пытался таким образом сохранить традицию деревянного зодчества Русского Севера. Это яркий памятник той эпохи.

Подобные храмы стоит искать на западных рубежах - ещё есть несколько часовен в Изборске, кирха в Печорах, а по ту сторону границ от Финляндии до Молдавии русских церквей 1920-30-х годов ещё больше.

Есть и на востоке - в Кызыле, столице Тувы. Ведь Тува была тогда независимым государством, и хоть атеизм тувинский был ещё более воинствующим, чем советский, и буддийские монастыри власти ТНР разрушили подчистую, а поднимать руку на русскую общину ("трудовую колонию") там всё же не рискнули.

Так и стоит в Кызыле Троицкая церковь с 1929 года, правда перестраивалась она с тех пор дважды - в 1953 и в 2000-х годах, и её первоначальный облик, скорее всего, не сохранился даже на фотографиях.

Строительство церквей продолжалось и в Стране Советов. Вот например Спасская церковь в селе Войново Меленковского района Владимирской области - построена в 1926 году, словно революции и не случилось.

А вот Скорбященская церковь в Тосно под Петербургом основана и вовсе в 1936 году. Уже в 1937-м её закрыли, но не разрушили, и нынешний облик церковь приобрела в 1952 году при повтороном открытии:

Религиозная Сталинская послабление, можно вспомнить о крёстных ходах - облётах Москвы с иконой на бомбардировщике. На грани гибели в 1941 году Иосиф Виссарионыч, вспомнил и обратился к Богу. Это была вполне осознанная уступка русскому народу.

Сплочённой "германской нации" можно было противопоставить не абстрактрный "рабочий класс", а столь же сплочённую "советскую нацию", а значит вспомнить про религии и традиции.

Тем более,что и немцы на оккупированных территориях располагали к себе советских людей, открывая закрытые коммунистами церкви.

Теоретически, где-то на просторах захваченных немцами русской земли могут быть церкви, построенные при фашистах, а вот например звонница тех лет в селе Красногородск на Псковщине - памятник церковной архитектуры уже не СССР, а Третьего Рейха:

Православная жизнь, впрочем, при Советах оживала постепенно, да и не до строительства храмов было в разорённой войной стране. Поэтому пик религиозной оттепели в СССР пришёлся на 1950-е - последние годы Сталина и период борьбы за власть после его смерти. Между 1945 и 1960 годами было построено 9/10 всех церквей СССР.

Эта оттепель, конечно, тоже была крайне условной - по сути не о строительстве храмов шла речь, а о легализации приходов, и прежде тайно собиравшихся в частных домах. По той же причине многие церкви тех лет фактически являются образцами архитектуры 1990-2000-х - как только стало можно, прихожане взялись расширять и украшать их.

Никольская Старая церковь (1957) в Минеральных Водах с кадра выше - очень наглядный пример: исходный небольшой молельный дом и пристроенная к нему колокольня.

Но церквей того времени по бывшему Союзу действительно много, иногда даже больше одной на город, как например в соседнем Пятигорске - Успенская (1943-47):

И Никольская (1957). Внутри неё можно заметить характерный уступ - нижняя часть храма переделана из дома общины, а верхняя надстроена в 1990-е годы:

Похожим образом устроена и церковь Михаила Архангела (1952-57) на Втором Руднике в Караганде:

Самые яркие образцы "позднесталинской" храмовой архитектуры в России - пожалуй, две церкви на глухих окраинах Магнитогорска,

По местной легенде, построил их сугубо по своей инициативе директор Магнитки, и авторитет его в СССР тогда был так высок, что он отважился перечить в телефонном разговоре разгневанному Сталину, и Вождь такое стерпел.

Михайловскую церковь (слева) закрыли в 1960 году, а Никольская (справа) с момента постройки действовала непрерывно и даже обзавелась каменным зданием в 1982 году:

В молдавских Бельцах в первые годы после войны к старинному кафедральному собору умудрились пристроить новую колокольню. Правда, советской эту архитектуру не назвать. Да и сама колокольня реплика эпохи независимой Молдовы - оригинал снесли в 1960-е годы.

В целом, где стоит искать такие церкви? Как ни странно, на традиционно религиозной Украине их мало - на неё в СССР и так приходилось около 1/3 приходов, то есть нужда в новых церквях не стояла так остро.

А вот столь же набожный Русский Юг - пожалуй, крупнейший ареал советского церковного зодчества в России.

Вторая категория - это различные промышленные, и особенно шахтёрские городки по всему СССР:

ведь не бывает атеистов в окопах под огнём, а в тёмной шахте во время обвала как бы и не пострашнее... Вот например - Николо-Преображенская церковь (1949-52) в Луганске, облика впрочем явно не советского:

Но главный "заповедник" русского церковного зодчества эпохи СССР - это Средняя Азия.

Тут сошлось два фактора: с одной стороны, при царе русские составляли всего лишь 7% населения Туркестана, и немногочисленные церкви из жёлтого кирпича окормляли в основном гарнизоны в крупных городах.

А вот при Советах в обустраивавшейся Средней Азии стало много, и среди всех этих энтузиастов, приехавших заниматься ликбезом и ирригацией, нашлась критическая масса верующих людей.

Едва ли не первое порождение сталинской "религиозной оттепели" - Никольский собор (1943-46) в Душанбе, начатый сразу же, как только стало можно:

Воскресенский собор в городе Фрунзе (ныне Бишкек) был построен чуть позже, в 1947-52 годах, и ныне это пожалуй лучший образец православного зодчества СССР:

В уездном Бишкеке было две церкви - но одну из них снесли, а в другой сделали картинную галерею, и когда война заставила советскую власть сбавить гонения на веру, оказалось, что фрунзенским православным и воспользоваться-то этими послаблениями негде. Построили небольшой храм с 29-метровой колокольней:

Второй фактор был человеческий - личность Ермогена (Голубева), архиепископа Ташкентского и Среднеазиатского в 1955-60 годах, активно и зачастую без согласия властей строившего храмы.

Главным его детищем стал, конечно же, кафедральный Успенский собор (1958-60) в Ташкенте, хотя в основе здание ещё дореволюционное, а высокая колокольня, как часто бывает - уже постсоветских времён:

Но ещё больше впечатляют многочисленные небольшие церкви, которыми при Советах в Узбекистане обзавёлся едва ли не каждый крупный город.

Советских церквей тут гораздо больше, чем дореволюционных и современных, и если видишь посреди дувалов и верблюжьих колючек православный храм - то почти наверняка он был построен в 1950-60-е годы.

Зачастую - уже после Ермогена: хотя и сняли его с должности да перевели в РСФСР, а традиция оказалась сильнее. Если бы это были мечети, то местные власти скорее всего закрывали бы их без колебаний, а вот русский храм ликвидировать - это уже другая ответственность, что в Москве скажут, не обвинят ли в национализме? Поэтому местным баям было проще делать вид, что этих храмов вовсе нет.

Ныне при каждой из этих церквей есть небольшая община, где среди светлоглазых и светловолосых русских людей можно отдохнуть от белого солнца пустыни.

В церковных оградах зачастую обнаруживаются даже молодые парочки, милующиеся на лавочке, и никто - ни старухи-прихожанки, ни добрый поп, не делает им замечаний.

По своей атмосфере всеобщего братства и любви лучшие русские церкви находятся именно в Средней Азии, в сердце Золотой Орды, в глубокой-глубокой чужбине.

В основном общины маленькие и очень бедные, но по этой причине и перестроить свои церкви у них возможности нет - а стало быть, за вычетом главок и звонницы, они остаются памятниками церковной архитектуры СССР.

Самый, на мой взгляд, аутентичный образец - это Никольская церковь-"сталинка" (1955-57) в Гулистане:

Церковь Михаила Архангела (1952) в Намангане запрятана в глубине дворов:

Ермогеновская церковь (1954) на окраине Ташкента:

Но мой любимый образец этого жанра - Никольская церковь в Кагане (Новой Бухаре). Она была построена уже не в "религиозную оттепель", и даже не в "политическую оттепель", а в 1968-69 годах, то есть при раннем Брежневе.

Храмы 1960-70-х - это редкости среди редкостей, среди десятков церквей советской эпохи таковых единицы. Например, и снова Никольская церковь в Джизаке (1970):

Хотя встречаются такие уникумы не только в Средней Азии. Вот церковь Святого Лазаря в калужском Людинове (1979-80), построенная на кладбище с разрешения властей после того, как сгорел единственный в городе действовавший храм:

А вот небольшую церковь Рождества Богородицы в Орехове-Зуеве местные староверы ухитрились основать в 1973 году - но им было не привыкать: в отличие от "никониан", лишь в ХХ веке познавших гонения, они так жили со времён Раскола.

Покровская церковь на шахте Зиминка в Прокопьевске (Кузбасс) была основана в 1945 году, но нынешнее здание построено в 1982-м, хотя возможно, перестраивалось позже:

Обратите внимание, что большинство храмов из подборки выше - Никольские.
Николай Угодник - это покровитель путников, моряков и потерянных детей, словом тех, кто оказался вдали от очага и корня.
Видимо, и прихожане этих храмов ощущали себя именно такими вот скитальцами, коим даже не 40 лет пришлось странствовать, а без малого 70.

Первым храмом, официально построенным в Перестройку с полного одобрения властей, считается кафедральный Никольский собор (1985-86) с церковью Трифона Печенгского (1989) в Мурманске, большом городе, где никогда прежде не было церквей. И вряд ли его первые прихожане думали о том, что через несколько лет им придётся покидать Крайний Север.

Ещё одна довольно специфическая категория храмов - те, что были в наше время перестроены из советских зданий с частичным сохранением их облика.

Это вообще было бы интересно - попробовать реконструировать церковь-сталинку или конструктивистскую церковь, какими они могли бы быть при несколько иной идеологии.

Главным "заповедником" такой архитектуры оказалась Республика Коми, где видимо подобные идеи приходили в голову владыке, а исход населения сделал ненужными множество общественных зданий.

Вот например в Воркуте церковь Михаила Архангела перестроена в 1997 году из детского сада (1941):

А в Ухте - из дома культуры (1951-61), причём архитектор в одном интервью утверждал, будто бы тайком заложил такую возможность в проект изначально.

В казахстанском Риддере (бывшем Лениногорске) Никольская церковь в 1997 году была перестроена из банка (1939):

А самые интересные образцы такого зодчества находятся, пожалуй, в украинском Запорожье - деревянная Покровская церковь была сделана из крытого рынка (1929):

А Андреевский собор у завода "Мотор-Сич" - из кинотеатра, причём даже колокольню архитекторы стилизовали под сталианс!

В Новосибирске тоже есть перестроенный из кинотеатра в начале 2000х - Храм Михаила Архангела

В Ельце, Липецкой области на окраине города, на Лавах расположен Никольский храм, построенный в 1897 году. В советское время с храма срубили купола и сделали сельский клуб, в котором проводили торжественные собрания и праздничные вечера с музыкой и песнями. В 1993 вернули православной церкви и вновь зазвучали псалмы и церковные песнопения.

Неисповедимы пути Господни...!

А мораль такова: с Рождеством Христовым!
С Новым годом!

P.S.

Статья конечно же не полная, большая часть фотографий взята из интернета. Возможно, что-то новое в картину могли бы внести читатели этой статьи.

Ждём ваших комментариев...

Кулеба заявил, что воевать пойдут все Украинцы, так как это их долг

Глава МИД Украины Дмитрий Кулеба заявил, что на фронт пойдут все и отсидеться за границей ни у кого не получится. МИД Украины заявил, что нахождение граждан Украины за рубежом не освобождает их от обя...

Обзор движения фронта с 15 по 21 апреля. Карты

Предупрежу, карта не отражает в точности реальную границу и всех ударов на фронте. Она для наглядности, насколько изменилась обстановка в СВО на апрель 2024-го года.У ВС РФ сохраняется стратегическая ...

Обсудить
  • Спасибо, очень интересно.