Окунаться в прорубь на праздник Крещения Господня - довольно старая традиция.
Писатель Аполлон Коринфский в книге, посвящённой обычаям русского народа, ещё в 1901 году писал:
"...Крещенские морозы слывут самыми жестокими, и недаром… Но, несмотря на стужу, с древних времен живет в народе обычай купаться в крещенской проруби-иордани. Купаются и те, кто святошничал-рядился о Святках, — чтобы очиститься от греховной скверны в освященной воде; купаются и просто — «для здоровья». Последнее, однако, далеко-таки не всегда оправдывается на деле"
Богоявление
Крещение – один из двенадцати праздников, установленный в честь описанного в Евангелии события: крещения Христа в реке Иордан. Когда к Иордану пришёл Христос, то попросил Иоанна крестить и Его.
«И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».
Событие это и сам праздник ещё называют Богоявлением – ведь именно тогда впервые Христос явил себя, как Троицу в видимых образах:
Как Бог Отец, Дух Святой, и Бог Сын.
Праздновать Богоявление стали ещё в апостольские времена, но вместе с Рождеством. Лишь с IV века этот праздник выделился как самостоятельный. В древности в этот день также принято было крестить новообращенных.
Народная традиция, а не Таинство
Религиозные традиции той или иной местности связаны в большей степени с культурными особенностями, нежели с догматикой, и чаще ближе к язычеству, чем к христианству.
На Руси связь православной обрядности и языческих суеверий с древнейших времён была довольно прочной.
На Крещение обыкновенно совершалось великое водосвятие больших водоёмов: рек, озёр, колодцев. Во льду прорубалась «иордань» — как правило, в форме креста. После праздничной литургии к ней шли служить молебен, священник опускал в воду крест, испрашивая Божие благословение.
После этого народ набирал оттуда освящённую воду, а многие считали обязательным условием купание в проруби, полагая, что так они очистятся от грехов и получат прощение за «святочные бесчинства».
Между Рождеством и Крещением существовал особый период – Святки.
В народе считалось, что в это время можно было позволить себе некие «греховные вольности». Святочные обычаи вобрали в себя множество языческих элементов, связанных с празднованием зимнего солнцестояния.
Согласно древним поверьям, в это время исчезала граница между видимым и невидимым миром, а разнообразные «духи» начинали свободно действовать в мире людей - именно отсюда пошла традиция святочных гаданий.
На Руси в эти дни было принято колядовать - надевать «личины» (обычно - страшные маски) и вечерами ходить по домам, где за особое обрядовое угощение гости говорили добрые пожелания хозяевам, пели обрядовые песни.
Церковь всегда негативно относилась к подобному «разгулу» в святые дни. Святитель Филарет Дроздов писал:
«Дух Христов не враг благозаконных радостей».
Ни в коей мере не ограничивая проявления радости, Церковь призывала людей в эти дни не забывать о Христе и, по мере сил, проявлять особую милость – например, делами благотворительности.
Святки венчал собой праздник Богоявления, как бы «закрывая» период весёлого полуязыческого веселья, и, согласно народному поверью, купание в «иордани» якобы смывало с души и тела все «святочные» грехи.
Конечно, ничего общего с христианством эта традиция не имеет, а купание в проруби ни в коей мере не может очистить от грехов – оно не является таинством. Это лишь народный обычай, имеющий корни в языческом прошлом.
Согласно учению Церкви, грехи очищаются лишь в таинстве Крещения, Покаяния, Соборования (елея освящение) и Евхаристии (причащение) при сознательном и вдумчивом участии самого человека. Никаких иных способов получить прощение грехов не существует.
Купание на Крещение
(Из книги С. А. Бабичева "НЕИСПОВЕДИМЫ ПУТИ")
С тех пор минуло ровно 20 (двадцать) лет. Что изменилось? Стало хуже или лучше, решать Вам. Тем кто пойдет в ночь на Крещение к святой Иордани и решит искупаться...!
***
Однажды на Крещение я волею судьбы оказался в одном провинциальном городке. Заместителем главы городской управы был мой старый знакомый, бывший однополчанин. Он уговорил меня остаться и принять участие в "народных гуляниях".
– Я знаю твой дерзкий неугомонный нрав, твоё острое писательское перо и потому считаю, что Бог послал тебя в наш город именно для освещения этого мероприятия. Чтобы ты своим незамыленным глазом оценил происходящее и высказал своё мнение. А то ведь наши административные корпоративы с каждым годом непомерно растут, а зарплаты и пенсии горожан стоят на месте. Новоявленные "бояре, да купцы" жирует, а народ ропщет. Может уже пришла пора чистить Авгиевы конюшни и прекращать все эти вакханалии? Может мы что-то делаем не так? Ведь ты у нас, как-то ближе стоишь ко всей этой обрядности, более продвинут, более посвящён, - сказал зам.главы города, пожимая мне руку.
...Длинный стол в банкетном зале ломился от яств и обилия спиртного, но никто не приступал к трапезе до тех пор, пока под туш оркестра, в сопровождении священника, на золочёных подносах не внесли крещенскую освященную воду. Собравшиеся в зале чиновники и их дамы словно вышли из состояния гипнотического ступора. Эйфория радости и нескрываемого счастья заполнила банкетный зал до краёв, после того как священник окропил всех присутствующих водой из чаши. Заиграла музыка, и какая-то певичка местного разлива затянула протяжную песню о Боге под звон хрусталя и чавканье присутствующих. Выпив по бокалу "святой воды", городская аристократия перешла к горячительным напиткам и приступила к трапезе Через час-полтора «званый ужин» превратился в обыкновенную пьянку.
– Так в чём фишка? Пьяные трутни, которые не производят мёд, пожирают его с превеликим удовольствием. Ты этим хотел меня удивить? – спросил я своего друга, который так же, как и я, пил только минеральную воду.
Он взял меня под руку и вывел из зала.
– Мы сейчас поедем на берег нашей реки и посмотрим, как народ купается. А может, и сами искупаемся, если желание будет, – сказал чиновник.
К берегу невозможно было подъехать. Со всех сторон неслись крики купающихся и песни изрядно выпивших.
В память врезался эпизод.
Местная бабулька убеждает пьяных мужиков:
– Хлопцы, вы почто воду из ручья набираете? Родник вон там, в ста шагах отседова, а эта вода течёт из бани, той, что на горе стоит…
– Иди, бабка, своей дорогой, не мешай православным Крещение встречать, – прохрипел лысый здоровенный мужик и, залпом проглотив стакан водки, зачерпнул воду из ручья, текущего из бани, и отправил содержимое стакана в свою глотку вслед за водкой.
Я шёл вдоль берега, протискиваясь между мокрыми полуголыми, а то и голыми телами мужчин и женщин, обходя костры и газовые горелки, на которых жарились куры и шашлыки. Мне казалось, что я попал в "Ад"!
Мой друг шёл рядом и комментировал:
– Вот перед нами, у костра, пузана видишь? Это начальник уголовного розыска. А рядом с ним, тот, что разливает коньяк – это вор в законе. Завтра перед своими подчинёнными и братвой они будут изображать, что ненавидят друг друга, а сегодня – закадычные друзья. Нормальных людей здесь практически нет. Православные бабульки отстояли службу в храмах, набрали святой воды и разошлись по домам. Но эти тысячи людей свято верят в то, что, искупавшись в реке, они избавились от всех своих грехов, и можно продолжать вести аморальный образ жизни. Ты как писатель, как психолог, как человек, наконец, можешь мне объяснить, что происходит? Мир что, действительно сошёл с ума в ожидании конца света? Или это у меня «крыша едет»?
Я достал свой полевой блокнот и на одном дыхании, не отрываясь, написал:
Купание на Крещение
В небе полная луна,
Серебром тропинка вьётся.
Огибая дерева,
Ангел к роднику крадётся.
Он готовился весь год
К зимней встрече – на Крещенья!
Свято верил, что народ
Пожелает очищенья!..
Распластав свои крыла
Омофором над рекою,
Ангел шепчет: «Во дела…
Матерь Божья! Что со мною?!»
Ворожеи, колдуны,
Блудницы, убийцы, воры
В жёлтых сумерках луны,
Смыть пришли грехов раздоры.
На грудях висят кресты,
Золотые цепи в палец.
Соблюли они посты,
А внутри сидит мерзавец.
Тут же пьянка, закусон,
Шашлыки, кагор церковный.
У костра сидит дьякОн
И поёт «псалом» любовный.
Девки голые визжат,
Похотливо лезут в воду.
Мужики, как псы, глядят –
С кем скрестить свою породу?
Пьяный в доску негодяй
Ангела схватил за крылья
И кричит ему: «Отдай!
Я «в законе»! Я всесильный!»
***
Боже мой! Какой позор…
Неужели Русь Святую
Ты подвёл под приговор,
Превратив в толпу тупую?
Где Вы, Сергий? Серафим?
Александр-княжа, брат мой?
Душу мы спасти хотим.
Поднимай на подвиг ратный!
© 19.01. 2002 г. Сергей Александрович Бабичев © Copyright:
Свидетельство о публикации №114011902654
Оценили 14 человек
17 кармы