• РЕГИСТРАЦИЯ
VIT
11 января 08:15 6248 59 74.45

Капелька истории по мотивам нашумевшего фильма. Информация к размышлению - Святой равноапостольный великий князь Владимир.


Последняя Российская кинопремьера вызвала неожиданно бурную дискуссию не только на тему отечественного киноискусства, но также - что совсем удивительно - зрителей очень сильно взволновал сам исторический аспект крещения Руси, быта русичей и, конечно же, фигура самого великого князя. Фильм можно хвалить и можно ругать - все точки зрения имеют право быть! - но нельзя отрицать, что продемонстрированный кинопродукт вызвал острейший интерес россиян к переломному периоду нашей древней истории X века. Согласитесь, это - само по себе очень большое достижение. А если кто-то, вдохновлённый или наоборот - крайне возмущённый продемонстрированным на экране, ещё какую книжку умную прочитает про Русь изначальную, тогда все учителя истории дружно вытрут слёзы счастья. Вот для этих любознательных потомков варягов, князей, бояр, людей торговых и просто смердов я представляю краткую информацию к размышлению - Святой равноапостольский великий князь Владимир (около 960 года — 15 июля 1015 года).

Точную дату рождения Владимира, как и происхождение его матери, летописи до нас донести не смогли. Известно только имя её - Малуша. Кто она была - то ли просто рабыня, то ли чья-то знатная пленённая дочь - доподлинно не известно. В летописях сохранилась только должность девушки - ключница. То есть лицо материально ответственное. Как это согласовывалось с рабским статусом - загадка. Но какой либо значимой роли она не сыграла, после высылки из Киева след её затерялся. По некоторым сведениям будущий воспитатель незаконнорожденного княжича Добрыня был её родным братом, что тоже косвенно вызывает сомнения - как у ближнего дружинника самого Святослава могла быть сестра - рабыня? Ну, да ладно.

Несмотря на факт незаконного рождения и спорный социальный статус матери, отец (великий князь Святослав) и бабушка (великая княгиня Ольга) признали мальчика родным и воспитали его наравне с законными сыновьями - Ярополком и Олегом. В возрасте десяти лет Владимир вместе со своим воспитателем Добрыней отбыли в Новгород, где, собственно, мальчик вырос, возмужал и сформировался как личность. О самом Новгородском княжении юного Владимира сказать особо нечего за небольшим, но очень важным исключением. В этом северном великом городе всегда находилось огромное количество скандинавов с коими бастард очень близко сошёлся. Настолько близко, что скандинавы составляли костяк его ближней дружины долгие годы, а будущий король Норвегии Олаф I Трюггвасон был другом детства Владимира и некоторое время официально числился его дружинником. Вот так - будущий Норвежский король Владимиру присягу верности давал.

В марте 972 года таинственно погибает князь Святослав, и великим князем по закону становится старший сын князь Ярополк, который буквально сразу взъелся на Владимира. Да так сильно, что последний со своими ближними людьми был вынужден бежать в Скандинавию. Сложно установить первопричину столь сильного антагонизма между сводными братьями Ярополком и Владимиром. Утверждают, что ещё в детстве Ярополк всячески обижал и очень сильно издевался над малолетним Владимиром. Справедливости ради необходимо отметить, что Ярополк по натуре был человеком вспыльчивым, конфликтным и с родным братом Олегом тоже не ладил. В 977 году Ярополк пошёл войной на обоих братьев и в бою под Овручем Олег был убит, а Владимир бежал из Новгорода. После Ярополк пытался провести информационную кампанию и убедить древнерусскую общественность в своей невиновности. Но пиар-менеджеры у него оказались никудышные, и за Ярополком прочно закрепилась репутация братоубийцы, на чём впоследствие очень удачно сыграл его сводный брат.

В 980 году Владимир с варяжским войском вернулся в Новгород. Из Новгорода он ушёл в Полоцк, где действительно произошла продемонстрированная в фильме Викинг жуткая история. Полоцкая княжна Рогнеда в резкой форме отказала юному Владимиру, назвав его при всех рабичем (сыном рабыни). Оскорбление было смертельным и смывалось только кровью, причём большой. Почему она так поступила? Кто знает... Известно, что её отец князь Рогволод обещал её в жёны самому Ярополку и, вполне возможно, она себя видела Киевской княгиней. Хотя, это могли быть и банальные сословные предрассудки. Юный Владимир вместе с дружиной Полоцк взяли штурмом, отца и двух братьев Рогнеды убили, а саму девушку прилюдно обесчестили. Увы и ах, но древнерусские порядки мало чем отличались от бандитских понятий 90-ых двадцатого века. С другой стороны, Владимира окружала такая дикая многонациональная ОПГ, что по иному наверное и быть не могло. Дружина (братва) его бы просто перестала уважать, прояви он хоть капельку гуманизма. Да и понятия такого тогда нигде в мире не существовало в принципе.

После Полоцка дружина Владимира идёт на Киев. Народ киевский братоубийцу не поддержал (есть мнение, что эту тему искусственно раздували люди Владимира), и Ярополк вынужден был бежать в Родень, где во время переговоров со своим сводным братом действительно был предательски убит. А вдова Ярополка стала официальной наложницей нового киевского Князя Владимира. В кино этот момент сильно "отгламурили". Близкий друг убитого Варяжко на самом деле долго воевал с людьми Владимира на стороне печенегов, однако, в конце концов признал своё поражение, борьбу прекратил и даже вернулся на древнерусскую службу, в каком чине, правда, неведомо.

Вот такой образ языческого князя Владимира вырисовывается. Кроме Рогнеды у него был четыре(!) законных супруги и бесчисленное количество наложниц. Сам великий князь любил выпить и нрава был необузданного. Вы только вдумайтесь - он жил с женщинами, родителей, братьев, мужей которых убили или по его приказу или при его непосредственном участии. И братоубийцей, к моему глубокому сожалению, он тоже был. Вобщем рыцаря без страха и упрёка из него не получается - уж извините. Типичный представитель древнерусской аристократии своего времени. Но уважаем мы его за дела государственные и духовные, которые поистине - велики. О них речь пойдёт ниже.

Первое, что сделал новый князь киевский - сплавил самых одиозных варягов в Константинополь, что радикально улучшило криминогенную обстановку на Руси. Владимир первым из рюриковичей стал заниматся внутренними административными и финансовыми делами. Если до него всё управление сводилось к назначению наместников, сбору дани да найму рекрутов, а дальше - хоть трава не расти, то при Владимире произошла первая в истории нашей прародины реформа внутреннего управления. Все земли были административно разграничены, в них созданы постоянные органы управления, и, что очень важно для того неспокойного времени - была произведена первая военная реформа, которая заключалась в формировании призывного резерва. В случае войны было точно известно - сколько людей, откуда, и под чьим командованием будет собрано.

При князе был создан совещательный орган из уважаемых людей со всех подвластных территорий. Если раньше великим князьям советы давали только близкие дружинники, то при новом князе голос получили представители других городов и земель, на которых Владимир смог опереться и перестать быть полностью зависимым только от своей ближней дружины. Басни про отношения Владимира и богатырей как раз являются описанием в сказочной форме процесса перерождения дружины из подельников князя, практически ему равных, в его подчинённых. До Владимира временами было сложно сказать, кто кем управляет - князь дружиной или дружина князем. Помните, как несчастного князя Игоря дружина "уговорила" повысить налоговые сборы с древлян? Грустно там всё закончилось. При Владимире дружинники стали теми, кем и положено быть - профессиональным войском на службе у государя.

Князь Владимир первый на Руси стал чеканить деньги - золотые и серебряные. Как без них до того обходились, мне до сих по непонятно. Говорят про шкурки животных, кусочки серебра и иностранную валюту. Кто нибудь представляет, как всем этим можно было рассчитаться на рынке? Забавно, не правда ли? Князь первым из русских правителей осознал, что без денег никакое государство существовать не может. Как не может оно существовать без общей духовной идеи.

Владимир, как правоверный язычник, попытался организовать общую языческую веру для всех русичей. Даже кафедральное капище у Киева поставил, где были собраны идолы всех русских племён. Это нам сейчас кажется, что язычество у всех русичей было одинаковым, однообразным, а на деле каждое племя почитало своего бога главным и других богов скрыто или явно дискриминировало. Попытка создать некую новую общую языческую религию была обречена на провал по ряду причин.

Во-первых, само язычество находилось в глубочайшем кризисе. Рюриковичи так зачистили касту жрецов, что авторитетных духовных лидеров не осталось уже во времена Святослава. Вещий Олег казнил волхвов безжалостно, якобы за неправильные предсказания. Вот бы в наши дни так метеорологов прищучить можно было. Они бы мигом улучшили точность своих прогнозов. Но это всё шутки.

Князь Святослав официально был главным жрецом бога Перуна, а его дружинники помогали ему во время церемоний. Словом, при отце Владимира произошло сращивание власти духовной с властью светской. Народ этого во все времена не любил, и все религии после подобных процессов теряли духовный авторитет. Верующие видели, как княжьи люди убивают их старых жрецов, а боги убийц не карают, Перун не поражает молнией нечестивцев. Вера в таких слабохарактерных богов вполне закономерно слабела. К тому же при Владимире стал сильно меняться социальный и политический уклад. Если старая вера прекрасно справлялась с духовными задачами в условиях разобщённого родо-племенного строя, то в новом, частично централизованном государстве с деньгами и откатом от родовых отношений, нужна была новая монотеистическая религия, объединяющая людей от Волхова до Буга.

Ещё раз повторяю - язычество у русских племён было очень разнообразным и как раз разделяющим наших предков на враждебные племена, а людей надо было как-то объединять. Как известно из летописей, был объявлен открытый конкурс, в котором приняли участие четыре участника: иудаизм, ислам, христианство западного образца и христианство византийское по греческому обряду. Ход тендера пересказывать не буду. Как известно, Русь крестилась по греческому обряду. Далее я попытаюсь изложить свою версию - почему.

Начать надо с того, что мир стал очень тесным. Русичи активно контактировали, воевали, торговали на огромной территории Евразии и с основными религиями в Киеве были прекрасно знакомы. В Европе принятие христианства стало, прости Господи, трендом. К 829 году крестились даже дикие скандинавы. В Восточной Европе главные партнёры Руси или уже крестились, как Польша в 966 году, или, как Венгрия, были на пороге принятия решения. В Средней Азии вовсю распостранялся Ислам. Хазары познакомили наших предков с иудаизмом. В русских городах было уже немало христиан до официального крещения. Княгиня Ольга, вдова Ярополка Ирина, много дружинников были христианами. Как правило русичи, варяги, скандинавы после службы в Византии крестились и возвращались на Русь носителями новой Веры. Несмотря на достаточно сильное официальное противодействие русских властей, новая религия самостоятельно распространялась по Руси. Конечно, в основном в городах, деревня достаточно долго и после крещения оставалась языческой. Вобщем, в конце Х века духовный ветер дул всё сильнее и сильнее. Принятие той или иной монотеистичской религии стало общей практикой на просторах Евразии. И древнерусское руководство во главе с Владимиром стало перед мучительным религиозным выбором, без права на ошибку.

Иудаизм был отвергнут потому, что за ним не было никакой реальной силы. Хазарский каганат разгромлен, а носители этой религии рассеяны. Вполне логично было выдвинуто предположение о слабости самого иудейского Бога. А если ещё иметь ввиду, что сам иудаизм является закрытой для других наций религией, то шансов у евреев совсем не было. Ну и ладушки. А то бы сейчас здоровались с друг другом: Шалом, Иваныч, завтра воскресенье - на работу пора. В воскресенье? На работу? Бред!

С Исламом было сложнее. В летописях пишут, что Владимир даже делегацию в Хорезм посылал для осмотра достопримечательностей и ознакомления с их Верой. Осмотрели, ознакомились и отказались. Злые языки клевещут – мол, Владимиру не понравился запрет на употребление алкогольных напитков. Он ведь был большой любитель выпить. Однако мне кажется, всё гораздо прозаичнее. Религиозные и политические центры Ислама находились слишком далеко от Киева, чтобы хоть чем-то влиять на русскую жизнь. Да и Византия в 10 веке демонстрировала явное военно-экономическое преимущество перед Халифатом.

Окончательный выбор пал на две родственные ветви христианства. Западный вариант проиграл греческому (восточному). А как он тогда мог выиграть? Западная Европа только-только из кризиса тёмных времён выползла и никаких культурных, технических, социальных достижений продемонстрировать не могла. Во всех этих вопросах на Руси князя Владимира дела обстояли гораздо лучше. И люд жил побогаче, и порядка было больше. Это ведь не русичи шли наниматься к шведам или немцам, а как раз наоборот - норманы, даны, свеи массово переселялись на Русь.

Победа Византии в выборе Веры была вполне предсказуема. Византия Х века - единственная супердержава в обозримых пределах. Она наголову превосходила культурно, научно и технологически всех своих соседей, включая Русь. Религия тогда была неотделима от всего вышеизложенного и, соответственно, воспринималась как часть очень привлекательного образа жизни. Культурное влияние на наших предков было огромным. Купцы, воины, знать видели, как разительно отличается Царьград от Киева, как он сильнее и богаче. И поверьте - они тоже хотели так жить. В Византии было лучше абсолютно всё - хозяйственный уклад, ремёсла, науки, управление, флот, армия. Глупо это отрицать или стесняться. Если бы было наоборот, то не наши предки крестились бы, а византийцы принимали язычество по русскому обряду и ехали набираться мудрости в Новгород или Рязань. Явочным порядком христианство греческого образца в конце Х века присутствовало на Руси в таких масштабах, что игнорировать или как-то его давить было уже невозможно. Безусловно, присутствовал и экономический аспект.

Византия была главным внешнеторговым партнёрмом Руси, и, что важно - партнёром старшим, который регулярно вводил торговые санкции против русских купцов в случае внешнеполитических разногласий. Князья Олег, Игорь, Святослав с разной степенью успешности ходили на Царьград требовать их отмены. В случае своего фиаско Византия вполне могла вернуться к прежней контрпродуктивной политике. И последним аргументом был династический брак с сестрой Византийских императоров. Чтобы понимать, как это было важно, достаточно отметить, что на тот момент существовало только два императорских престола. И вот с одним из них Владимиру посчастливилось породниться. Без всякого преувеличения это очень большая удача - князь Владимир стал зятем императоров и почти сравнялся с ними в феодальнoм табели о рангах.

Какой из всех вышеперечисленных факторов стал главным в религиозном выборе наших далёких предков, судить не берусь. Вероятнее всего, они вместе склонили чашу весов в сторону принятия христианской веры по греческого обряду, позднее ставшей неотделимым от русского народа православием.

В заключение очень хочется сказать, что у нашей Родины нет истории плохой или хорошей. Она есть такая, какая есть, и мы не можем её изменить или умолчать. Её надо знать, принимать и гордиться ею. Великий князь Владимир начал свою историю как дремучий, необузданный, языческий князь, а закончил великим государственным деятелем, первым увидевшим в Руси не просто территорию с коей просто собирают дань, а страну, которую необходимо строить. Его предшественники на княжеском посту вообще не интересовались жизнью своих поданных – главное, чтоб платили вовремя, да в походы быстро собирались. Владимир первым узрел в диких племенах Народ, и он дал ему новую единую Веру. Веру, ставшую впоследствии тем стержнем, вокруг которого сформировалась русская нация.

P.S. Главной целью этой публикации не является навязывание субъективного и, возможно, ошибочного мнения автора. Главная цель - привлечь внимание неравнодушных к истории собственной страны. Если кто-то - согласный с изложенной информацией к размышлению, ну, или категорично несогласный - что тоже хорошо, прочитает хоть одну книгу профессионального историка, автор будет просто счастлив.

Не пропускайте новые статьи автора VIT, просто зарегистрируйтесь на Конте. Подробнее

Будущее российской армии?

А что ты знаешь о нем?
Войти через соцсети
Вводя свой адрес электронной почты Вы проходите первый шаг регистрации на Конте, что позволит Вам стать полноценным пользователем ресурса, формировать свою ленту интересов, комментировать и общаться.

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

59
комментариев
Что Вы об этом думаете?

  • Volga-Moskva 11 января 08:33
    Спасибо, что нам нерадивым рассказали всю правду о диких предках. Спасибо, что радеете об истинной истории, как говориться, не то что ли.. Надо бы вам для полноты картины вспомнить было,что Владимир пил безбожно и в народе его прозвали Красно солнышко, потому что рожа всегда красная. И упомянуть забыли, что он поглядывал на дружинников. А как же! Ведь не зря гей Козловский играет в фильме святого Владимира?!
    • Алексей Викторович » Volga-Moskva 11 января 08:42
      А кроме Ваших фантазий, есть другие подтверждения Ваших слов?
      • Volga-Moskva » Алексей Викторович 11 января 08:46
        Нет, конечно. Это утрация. Статья наброс. Фильм глумление. - это моё мнение.
        • VIT » Volga-Moskva 11 января 09:03
          Простите за личный вопрос. А вы сами-то что нибудь серьёзное про Русь изначальную читали? Если да - то может просветите нас, сиволапых неучей?
          • Volga-Moskva » VIT 11 января 10:12
            И вы не читали. Про изначальную) Аргументирую тем, что нет такого древнего носителя информации. Нет ни летописей тысячелетних, нет полутысячелетних книг. А есть новодел. Всё это списки. Государственные подделки. Разве вам мало одной только этой информации? Сравните очернение России в Горбачёво-эльцинские времена, какие учебники по истории выпускали Гайдары/Соросы. Ваши россказни на псевдонаучные материалы не убедительны. Их просто нет. Это новоделы, самым старым из которых всего 200-ти лет. Они написаны на гранты, заказаны геополитическими врагами России, как правило каким-нибудь ским или баумом. Кого вы хотите оболгать?
            • Виталий » Volga-Moskva 11 января 20:10
              абсолютно так
            • Porter » Volga-Moskva 12 января 00:00
              Не интересно обсуждать досужие мнения о геях, глумлении и прочей херне.
              Только не надо забывать, что кроме Википедии есть масса толковых историков, да и вообще мы живём не в вакууме. Кроме российских источников существуют другие летописи, византийские, арабские. В тех же скандинавских сагах есть упоминания о наших князьях.
              • Volga-Moskva » Porter 12 января 07:37
                . Выше я аргументировал о существовании древних летописей и прочих саг. Вы не понимаете что ли?! НЕТ никаких старинных источников датируемых началом тысячелетия. Самые старые это 200-300 лет. Все арабские, византийские и т. Д. летописи это НОВОДЕл!
  • Ник Карас 11 января 08:37
    Тема рептилоидов и влиянии аннунаков на развитие Руси не раскрыта! незачот!
    • VIT » Ник Карас 11 января 08:42
      Ну, извините. НиШмогла я, ниШмогла. И вобще про рептилойдов - это на тв канал РенТВ.
  • Алексей Викторович 11 января 08:40
    В лѣто 6478. Святославъ посади Ярополка в Кыевѣ, а Олга в Деревѣхъ. В се же время придоша людье
    новъгородьстии, просяще князя себѣ: «Аще не поидете к нам, то налѣземъ князя себѣ». И рече к нимъ Святославъ: «А бы кто к вам шелъ». И отпрѣся Ярополкъ и Олгъ. И рече Добрыня: «Просите Володимиря». Володимиръ бо бѣ от Малуши, милостьницѣ Ольжины;[170] сестра же бѣ Добрыня, отець же бѣ има Малъко Любчанинъ, и бѣ Добрыня уй Володимеру. И рѣша новгородци Святославу: «Въдай ны Володимира». И пояша новгородьци Володимира себѣ, и иде Володимиръ съ Добрынею, уемъ своим, к Новугороду, а Святославъ къ Переяславцю.

    В год 6478 (970). Святослав посадил Ярополка в Киеве, а Олега у древлян. В то время пришли новгородцы, прося себе князя: «Если не пойдете к нам, то сами добудем себе князя». И сказал им Святослав: «А кто бы пошел к вам?» И отказались Ярополк и Олег. И сказал Добрыня: «Просите Владимира». Владимир же был от Малуши — милостницы Ольгиной. Малуша же была сестра Добрыни; отец же им был Малк Любечанин, и приходился Добрыня дядей Владимиру. И сказали новгородцы Святославу: «Дай нам Владимира». И взяли к себе новгородцы Владимира, и пошел Владимир с Добрынею, своим дядей, в Новгород, а Святослав в Переяславец.

    Повесть временных лет.
    • Андрей Помельников » Алексей Викторович 11 января 11:41
      оригинала нет, а список датируется 17-18 вв. н.э.
      • Алексей Викторович » Андрей Помельников 11 января 11:47
        Да я и не спорю... Просто хочу почитать источники, где про славянское язычество написано... самые ранние? Ну хотя бы русские народные сказки... когда была написана самая ранняя рукопись с ними?
      • VIT » Андрей Помельников 11 января 12:00
        Если ставить под сомнения аутентичность исторических документов, то фактической базы не останется вообще. Так как абсолютно все известные летописи того периода редактировались и переписывались бесчисленное множество раз. Это тупиковый путь, потому что в качестве аргументов остаются только эмоции.
        • Андрей Помельников » VIT 11 января 12:09
          а оно так и есть... вот скажите тогда чем отличаются документы на которые опирается традиционная история от сочинений В.Скотта, Р.Стивенсона и А.Дюма.
          • VIT » Андрей Помельников 11 января 12:17
            Ну, Вы сейчас одним росчерком пера(кликом клавиатуры) практически лишили хлеба всех профессиональных историков на планете. )))
      • Marita » Андрей Помельников 11 января 17:38
        Списков ПВЛ несколько. Самый ранний Лаврентьевский датируется 1377 годом.
  • Vladimir 11 января 08:51
    Вообщем логично и не предвзято, соответствует действительности. Как то надо было объединять Русь, соответствовать времени и думать о будущем. Прошлое не изменить.
  • Владимир Ченакин 11 января 08:57
    Смешная фраза : правоверный язычник)))))
    • Marita » Владимир Ченакин 11 января 17:41
      Да ничего особенно смешного. Эпитет правоверный (он же - ортодоксальный) означает строго придерживающийсявсех изначальных догматов веры.

      например, в словаре Ушакова: Правоверный - 1. Строго придерживающийся догматов и предписаний какой-нибудь веры. Правоверный мусульманин. Правоверный католик.

      Это уж в 20 веке этот эпитет "прирос" почти исключительно к мусульманам.
  • Volga-Moskva 11 января 08:58
    Повесть временных лет написана в 18хх году. Это список. Бумага превращается в труху за 300 лет. Поэтому делают копию, называя -списком, а старую уничтожают!!! Понимаете? Мне, как современнику событий, навязывают разную трактовку истории не то что вековой давности, а даже полувековой. Что уж говорить о тысячелетних событиях?! Все разговоры о темноте, варварстве наших предков- очернение, глумление над русским человеком и над его предками.
    • VIT » Volga-Moskva 11 января 09:10
      Хм, в истории точными могут быть только даты. Всё остальное - личная позиция автора. Было бы любопытно услышать Вашу личную позицию, с аргументацией, желательно.
      • Volga-Moskva » VIT 11 января 09:58
        Значит у автора может быть личная позиция без аргументации?! Ему, по вашему, в датах главное не попутать. А от меня хотите фактов. Двойные стандарты в прошивке. Это видно.
        • VIT » Volga-Moskva 11 января 10:08
          Странно, что в статье что в "противоречивом" кино аргументация основана с небольшими отклонениями на "Повести временных лет" и книгax историка-публициста Широкорада. Вы, как я понимаю, эти первоисточники отвергаете. Ну что же - это Ваша позиция, достойная уважения. Однако со своей стороны выразить альтернативное мнение на основе Вашей альтернативной аргументации принципиально отказываетесь. Не сердитесь, но меня терзают смутные сомнения, что Ваша альтернативная позиция базируется на эмоциях "нравится, не нравится".
          • Marita » VIT 11 января 18:01
            Странно, что ваш собеседник не знает того, что древнейшие летописи написаны не на бумаге а на пергаменте.
            Лаврентьевский список ПВЛ 1377 года на пергаменте написан.
  • Клинок 11 января 09:01
    Так уж и "святой" , так уж и "равноапостольный" ?

    Реально , никого кроме мразей разного толка , на престолах быть не могло , всё контролировалось. Более того, период относительной вольницы продлился всего около 40 лет , а потом пришло оно "жидва". Таким было прошлое, таким они мнят и будущее , ну, а удастся это им или нет зависит только от вас.
  • Volga-Moskva 11 января 10:15
    Книга Историка Широкорада!))) Кого вы хотите обмануть?
    • VIT » Volga-Moskva 11 января 10:22
      Ваша позиция тотального отрицания понятна. А по существу вопроса есть что сказать?
      • Volga-Moskva » VIT 11 января 10:30
        Какое тотальное отрицание?!))) Я не буду больше подкормливать эту статью комментами. По существу: Автору минус.
  • Иван Дроздов 11 января 16:42
    Вообще, интересно было почитать даже не статью, а комментарии под ней. По крайней мере мне. О страшных и часто бесчеловечных житиях государей тех эпох есть летописи. Чего стоит только описание гонений княжной Ольгой староверов (или язычники там были? не столь важно), про сжигания в домах и так далее. Да, так боролись с теми, кто восстал против государства. Но! Вот мало кто делает поправку на нравы того времени. Почему-то все сравнивают себя с князем Владимиром, нахлобучивают себе шлем и начинают управлять тогдашним государством с сегодняшнего дивана под ником "князь Владимир". Так ведь нельзя. Жалуются на "недостоверность" источников... Тогда надо читать римских историков о жизни императоров и их подчиненных. Вот где жесть, ад, содом и гоморра в одном флаконе. Но это же какой-то Рим... А в просвещенной Руси, конечно, правили благородные старички с белоснежными бородами и все, безусловно, подчинялись единым правилам государства. Извините, но этот мозоль называется эгоцентризм. И при не соответствии качеств лидера качествам читателя, неблагодарный читатель сразу "пририсовывает усы" лидеру или, наоборот, "стирает усы", т.е. рихтует князя под свой облик...
    С меня, конечно, подписка и плюс автору. Реальная история она ведь как и жизнь - и кнЯзи в грязИ.
  • Жорж Бенгальский 11 января 20:42
    Прекрасная статья! Все разжевано и логично выстроено.
  • Grook 11 января 20:46
    "Не смотрел, но осуждаю!"°
  • Георгий Авдышев 11 января 20:50
    Если я правильно понял смысл данной статьи, то главными аргументами в выборе Православия в качестве официальной религии Руси стали экономическое и промышленное превосходство Византии и завуалированная взятка (возможность жениться на сестре византийских императоров). Что же, ещё одна версия, имеющая такое же право на жизнь, как и все остальные, поскольку первоисточник отсутствует. Автору +++
    • Александр Запольскис » Георгий Авдышев 11 января 21:13
      Полагаю, это слишком большое упрощение, в процессе которого, "вместе с водой выплеснули и ребенка". По мере роста экономической связности территорий неизбежно происходит и культурный обмен, приносящий как пользу, так и создающий проблемы. Например, создание нынешнего ЕС началось, в том числе, и с расширения масштабов культурного обмена между странами. В том числе - школьного. И тут выяснилось, что одни и те же исторические события, например, во Франции и в Великобритании школьные учителя излагают совершенно по-разному. Часто, прямо противоположно. Или другой пример - Грюнвальская битва. Если подходить к ней объективно, то победа в ней является общей. Каждая из участвовавший в ней сторон - поляки, литовцы и русские - внесла свой вклад. Как положительный, так и отрицательный. Но сейчас в каждой из стран главную заслугу в победе приписывают себе, а остальные, так, просто мимо проходили и под ногами путались. Попытка как-то свести историю к общему знаменателю формировала компромисс, который в конечном итоге оказался неприятен и непринимаем ни одной из сторон. Что в итоге и привело нынешнюю Европу к ее теперешнему, полностью толерантному, состоянию, не способному сопротивляться проникновению в ЕС культуры и религии Ислама.

      Думаю, в Х веке на Руси имело место нечто хожее. Византия представляла собой самый привлекательный мир из всех имевшихся во всех смыслах. Армия, экономика, дипломатия, мировосприятие. богатство, практически все выглядело заведомо лучшим. Это не значит, что оно во всем лучшим действительно было, но выглядело - да.

      А жениться это не взятка. Это, надо признать, очень важный элемент культуры, к настоящему времени сильно изменивший свое значение. Хотя еще сотню лет назад, когда общество являлось сильно более конформистским, породниться с сильным ведущим семейством считалось важным успехом не только на королевском уровне, но даже в быту обычной деревни.

      Так что, нет, я бы не стал оперировать термином взятка.
      • Георгий Авдышев » Александр Запольскис 11 января 21:50
        Было бы удивительно, если одни и те же события не только во Франции и Англии, а и в любых двух соседних странах преподносились одинаково. Потому что, хотим мы того или нет, но пропускаем эти события через призму нашего сознания, которое у каждого своё. По- моему, причина нынешней беззубости Европы заключается не столько в толерантности и мультикультурализме, сколько в американском протекторате. Да, жениться- не взятка, тем более если невеста- сестра византийских императоров. Но как ещё назвать выдачу замуж родной сестры чёрт те за кого и чёрт знает, куда, по принципу "на, только отвяжись!"? А ведь после взятия Владимиром Херсонеса всё обстояло именно так.
  • Lilly 11 января 21:46
    Адекватная статья. Прочитала с большим интересом и с мнением автора согласна и поддерживаю. Тоже не понимаю и что так на фильм взьелись. Владимир был человеком, со всеми своими страстями и тараканами и не были древние русичи белыми и пушистыми, иначе не выжили бы.
    Автору за статью пятерка.)))
  • Kont 11 января 21:48
    1. Про изнасилование факт не доказанный. Этой версии придерживался только Соловьёв на основании данных Полоцкого летописца, единственного источника, упоминавшийся про это. Почему именно Соловьёв, понятно.
    2. До Владимира и Русь и все остальные тнерритории пути из варяг в греки в торговых операциях прекрасно обходились и денежными слитками, и мехами, и монетами иностранной чеканки. Непонятно, почему у автора этот факт, прекрасно доказанный как источниками, так и данными археологии, вызывает сарказм. Ко времени Владимира уже существовала хорошо развитая денежная система на основе как весовых слитков-гривен, так и монет персидской, византийской и аббасидской чеканки. Европа этого периода также не имела своей стабильной чеканки, т.к. нужды не было - африканские серебряные рудники исправно поставляли куфические дирхемы тоннами. Чеканка монет Владимиром носила чисто декларативный характер, сами монеты в силу их мизерных тиражей никакой роли в денежном обращении не играли. Кроме того, имеются новейшие исследования, однозначно указывающие на храмовый источник чеканки этих монет.
    3. Основная мысль автора статьи интересная и требует развития.
    Статье + однозначно.
  • Виталий 11 января 21:50
    не зря говорят, врёт как свидетель. к истории страны надобно подпускать только следователей с операми.
  • MYRES 11 января 22:47
    Можно фантазировать, сколько угодно! После лета 7208 (1700 года), Романовыми было много всего переписано и описано. Как можно верить этим источникам, которые писались за деньги и по заказу? Теперь понятно, почему так мало оставшихся древних летописей. Я не могу поверить, что наши предки на протяжении 7000 лет были такими дикими животными варварами - как говорил руководитель РПЦ патриарх Кирилл...
  • Хандусенко 11 января 22:50
  • Хандусенко 11 января 22:53
    Изнасилования не было - https://cont.ws/@handusenko/48...
    А за статью - спасибо!
  • Владимир из города на Неве 12 января 01:09
    Да, уж... понаписАли... в комментах к материалу уважаемого автора... И это хорошо, ведь, правда? Зачем мы здесь на Земле? - постигать ИСТИНУ.... и пока спорим, значит, думаем... Не бараны, чай...

    Сам я с Новгородских Земель с берегов рек Полисти и Порусьи... Есть в моём родном городе Руссе (Старая Русса сейчас) церковка одна интересная http://sobory.ru/photo/1168
    Считается, самая ДРЕВНЯЯ: "Многие считают её древнейшею в Старой Руссе. Правда, стены её говорят о древнем происхождении, но какая из церквей самая древняя, трудно решить, пока какие-нибудь новые открытия не осветят этого вопроса. Одно можно сказать, что она существовала еще до смутного времени, и начало её теряется в глубине столетий..." ( В.Пылаев Старая Русса. — Сергиев Посад, Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1916). Мальчишками в 70-х залазили внутрь, страшно было, но интересно... Школа 2-я рядом была, церковь полуразрушенная с войны стояла... Вот тогда и обратил внимание на необычные кресты в стенах... "На северном и западном фасадах находятся каменные вкладные кресты, которые в древности выполняли охранительную функцию..." ( Ядрышников В. А. Церкви Мины Мученика и Вознесения // Архитектура Старой Руссы XII — начала XX века)... https://ru.wikipedia.org/wiki/...
    Потом встречал такие и Новгороде - в стенах Новгородской Софии (внутри собора, кажется...

    Что это, почему так отличаются от христианских наверший? Некоторые исследователи предполагают, что они и не христианские вовсе, а со времён языческих (ведических)... Т.е., или храмы изначально были ВЕДИЧЕСКИМИ, а потом заняты новой христианской религией,.. или победившие вмуровывали в стены символы побеждённых?

    Вот в чём вопрос?

    Такой я запомнил эту церквушку...

    Про неё https://ru.wikipedia.org/wiki/...
  • Isshvar 12 января 03:36
    Автор путает ВЕРУ и религию!!! Автор сам в Бога верит?!
    Вот сейчас в Европе церкви стоят пустые--прихожан нет!!!
    А вот папа римский есть! И в соборе св.Петра с утра до ночи
    туристы--из Китая,Японии,России,Индии и т.д. ,и в соборе парижской
    Богоматери туристы ....А в Германии церкви сдаются под увеселительные
    заведения, хознужды, бары ---не на что содержать --прихожан то нет!!!
    Была бы ВЕРА - не позволили бы навязать себе инородную религию( в
    виде определённых обрядов и ритуальных действий), ибо нельзя силой
    заставить ВЕРИТЬ, а вот заставить стоять в храме со свечкой(или заседать
    с партбилетом в парткоме) ---можно и силой коли нет ВЕРЫ защищать своё!!!!
    У нас перед глазами распад СССР --потому что народ НЕ ВЕРИЛ в возможность
    построения коммунистического общества!!! ----И из 20 миллионов коммунистов - кто
    вышел защищать СССР?!
    Полагает ли автор, что в СССР было плохое образование?наука?культура?кино?
    А каков был уровень жизни? Что--был голод?Не платили пенсии? А как насчёт детских
    садов, школ,пионерских лагерей,домов отдыха, санаториев, профилакториев, и т.д.???
    Что --совсем плохо жили?? Так почему же вдруг понаехали к нам разные пасторы, влезли
    в правительство Гайдара заокеанские консультанты, разные"гербалайфы" и прочие
    забугорные учителя жизни???
    По аналогии с СССР --почему автор считает наших предков дикими и неразумными?
    Ведь известно, что когда киевскую княжну Анну выдали замуж за французского короля,
    то именно Анна УЧИЛА своих новых подданных мыться в бане!!! Почему автор решил, что
    жизнь в тогдашней Европе была для людей легче,спокойней и богаче, так что предки наши
    вдруг захотели брать с них пример???
    А может быть автору нравится современная Европа=Гейропа? Гей и Лесбо браки? Беженцы?
    Кстати в южной Европе,включая и Францию, до сих пор жилых домах нет централизованного
    отопления, и они в нынешние наступившие холода(пришел воздух из Арктики) --мёрзнут как
    цуцики, а Газпром устанавливает рекорды поставок газа в Европу!!!
    С чего бы вдруг нашим предкам захотелось брать пример с Византии? Это ведь мы их били,
    (как и нынешних европейцев --немцев,французов,шведов,поляков,финнов,литовцев и т.д.)
    это Олег прибил щит к вратам Цареграда, а они к нашим землям и близко не подходили?
    И чему у Византийцев учиться? Цареубийствам?Непрерывным интригам и лжи? Может у них была
    какая-то передовая промышленность?Инновации?Неизвестные нам ремёсла?
    Пятая заповедь, данная Моисею, гласит : "Почитай отца своего и мать твою, чтобы продлились
    дни твои на земле,которую Господь, Бог твой, даёт тебе." Кто не уважает своих предков, свой род,
    тот не уважает себя. Автор себя уважает???

    11.01.17 Катрен “Страна”
    Терпение, только терпение!
    Главная мысль Года!
    Прошлый “ушли” с нетерпением,
    Как нерадостную погоду!

    В 17-й входите сразу!
    Нет никакой раскачки!
    С ожиданием пропажи,
    После внутренней спячки!

    Прошлый уже – истории часть!
    Потерян для себя и страны!
    Сами позволили таким стать,
    Дай Бог, жизнь без войны!

    Но война всё же – реальность!
    Слава Богу, вне территории!
    Пусть для кого-то банальность!
    И обманчивый мораторий!

    Страна, как и человек!
    Есть концепция и позиция!
    Сегодня – определяет век,
    И страны суперпозицию!

    Что ждёт Мир и страну, конечно?
    Всё сплетено в клубок!
    Мир изменчив, страна же вечна,
    Если поняла урок!

    Урок большой – столетие!
    Пора бы понять задание!
    Не может быть долголетия,
    Без Судьбы понимания!

    Что понять должны Русские?
    Разговор очень сложный!
    Выбор – широкий и узкий!
    А бывает и ложный!

    Русь идёт к Истине,
    Или стоит на месте?
    Для неё путь истинный:
    “К Богу и все вместе”!

    На месте топчется Русь!
    Ориентируясь на Мамону!
    У Меня вызывает грусть,
    Внутри России – Горгона!

    Не пристало Духу краснеть!
    За бессилие и грехи!
    Русь СВОБОДУ должна воспеть!
    Не прогнившие верхи!

    Повторяю, 17-й сложный!
    Он подготовлен прошлым!
    Раскроет дорогу ложную,
    Новая – станет возможной!
    (Откр.11.01.17)
  • Обыватель-наблюдатель 12 января 07:47
    Чем дальше я погружаюсь в доступные материалы по вопросу истории дохристианской Руси, тем больше убеждаюсь, что мы почти ничего не знаем из её истории, кроме отрывочных сведений и нечасто упоминаемых археологических артефактах. Изжевано на сто рядов, что историю пишут победители. И переписывают они ее на свой лад так, как это наиболее выгодно подчеркнет "начало новой эпохи супротив прежней тьмы и мракобесия". И списки с известных нам летописей отнюдь не являются исключением. Меня смущает, что в официальной истории почти никак не интерпретируются истоки и способ ведения допетровского летоисчисления, которое насчитывает пять с половиной тысяч лет до Рождества Христова, то бишь до нашей эры. А теперь давайте просто представим себе, что полудикие, невежественные, разрозненные языческие племена ведут общий строгий хронологический отсчет времени на протяжении тысячелетий. Укладывается в понимании? Навряд ли. Я не сторонник теорий, подробно описывающих фантазии на тему "великих славянских ариев - покорителей мира и прародителей человечества", но я допускаю, что за столь длительный период учитываемой в летоисчислении истории могло быть всякое. В том числе и некая империя, канувшая в лету, как и большинство из известных. И упадок мог быть поистине глубочайшим, что и могло побудить того же князя Владимира к столь радикальным реформам государственности и религиозного уклада. Ведь если оглянуться в известное нам, относительно исследованное, древнее прошлое, то есть все основания поразиться тому, что представляли себя потомки жителей тех империй, что "потрясали вселенную" и подарили миру столько цивилизационных научных открытий. Египтяне, греки, римляне, монголы... А если оглянуться на следы исчезнувших майя? Смущает только, что следы и артефакты всех этих цивилизаций и империй археология в состоянии отыскать и явить миру, даже с попытками неких трактовок возможных исторических представлений об этих народах. А вот с дохристианскими славянами, почему-то, все очень сложно. И даже какие-то найденные следы древних периодов не выстраиваются в развитые гипотезы, кроме традиционной, представляющейся мне несколько импотентной в свете столь длительного существования.
    Мне вполне понятны интересы тех, кто намерен придерживаться уже изложенной "истории" славян и Древней Руси, включая православное духовенство или государственников. Но суть заключается в том, что этот пробел нужно активнейшим образом восполнять. И это никак уже не повлияет на уклад и порядок, поскольку истории не изменить, а значимость крещения Руси оценена по достоинству. Вероятнее всего, что без оного нам могли светить перспективы оказаться в виде нынешней Монголии, добравшись до дна своего вероятного упадка.
    В общем, можно и дальше ломать копья, доказывая "как было на самом деле", а я в этом сейчас особого смысла не вижу. Нужны масштабные исследования и систематизация всего найденного (не только в наших источниках) современными средствами для выявления следов славян в древние периоды, чтобы получить хотя бы условное представление об истинных масштабах и сущности одного из древнейших народов на нашей планете.
    • Vladimir Skvortsoff » Обыватель-наблюдатель 12 января 09:49
      Все верно. Но пробел в славянской истории не восполняется по какой то иной причине. По всей видимости, эта причина очень не выгодна РПЦ, и они ее всячески табуируют.
    • Kira » Обыватель-наблюдатель 12 января 11:11
      Согласна, что восполнять пробел уже давно необходимо.
      Но меня волнует еще и другой вопрос: почему противники славяно-ведической истории не интересуются, откуда, каким образом "эти почти животные"- со слов главы РПЦ- смогли вести летоисчисление?
      И , объявленный Петром 1, 1700 год был на самом деле 7208 годом. Как можно не заинтересоваться результатами археологических раскопок, подтверждающих наличие разнонаправленной письменности- повседневной, торговой, юридической и пр. Ну и т.д. и т.п.
      • Обыватель-наблюдатель » Kira 12 января 13:04
        О том и речь. Выстраивать теории на скудных отрывках сведений, игнорируя прочую информацию, выбивающуюся из уже изложенной "истории", означает фантазировать на заданную тему и в заданном ключе. И нам это пытаются скормить, как окончательное состоявшееся положение дел, без учета всей предыдущей реальной истории.
  • Vladimir Skvortsoff 12 января 09:44
    Вы забыли упомянуть, что Малуша была не просто рабыней, а еще и хазаркой (читаем - еврейкой). И какое странное совпадение - Владимир (сын еврейки, и соответственно сам еврей) выбирает для своей страны христианство, со всеми еврейскими богами и обрядами.
    • kasket » Vladimir Skvortsoff 12 января 18:25
      Малуша не была еврейкой. Поэтому как раз не странно, что "Владимир выбирает для своей страны христианство" - еврей выбрал бы иудаизм.
      • Vladimir Skvortsoff » kasket 13 января 16:01
        Великий князь Владимир Святой согласно летописным источникам являлся сыном рабыни по имени Малуша, состоявшей ключницей (милостивницей) его бабки великой княгини Ольги. По одной из исторических гипотез Малуша была дочерью последнего хазарского царя (евр. – Малка) , что подтверждается, в частности, фактом принятия на себя великим князем Владимиром титула кагана, зафиксированного летописями и совершенно не свойственного для славян
        • kasket » Vladimir Skvortsoff 14 января 23:37
          По другой исторической гипотезе Малуша была дочерью древлянского князя Мала, что подтверждается самим фактом претензий Владимира на престол. А также тем фактом, что Владимир принял христианство, а не иудаизм, что было бы логично при его еврейских корнях.
          " последнего хазарского царя (евр. – Малка)" - т.е. имени ни у этого царя , ни у его дочери не было?
          Титул "каган" взял он после победы над каганатом - победитель забирает цацки побеждённого - рутина.
          • Vladimir Skvortsoff » kasket 17 января 08:49
            Внимание вопрос. Почему же тогда Святослав Игоревич не взял себе титул кагана? Это было бы логичнее.
  • Наталья Кодырева 12 января 12:21
    История с наличием оценочных суждений - это не история, а художественный вымысел. В тексте личных суждений очень много. Так что извините, это может быть только мнением автора. Не более того.
  • Сергей Брижинёв 12 января 15:58
    "Во всех этих вопросах на Руси князя Владимира дела обстояли гораздо лучше. И люд жил побогаче, и порядка было больше. Это ведь не русичи шли наниматься к шведам или немцам, а как раз наоборот - норманы, даны, свеи массово переселялись на Русь." вот если бы этот момент в фильме был обыгран более значимо и вообще показано меньше грязи и порока, то картина воспринималась бы лучше. Плюс образ слабого и безтолкового Владимира, ходящего весь фильм с лицом дауна не добавляет картине очков точно.

    а вообще статье большой плюс. очень здравый взгляд.
  • Duncan 13 января 10:58
    красивая сказка
  • Viktor Zhiltsov 14 января 07:10
    Почему рабич трактуется как сын рабыни? Скорее сын рабби, раввина. Рогнеда знала что Владимир еврей потому и замуж не хотела за него. Святослав мог усыновить сына Малуши который рос вместе с его детьми, по каким то причинам, например считал своим, парень молодой был способный и когда нужно было князя в Новгород он его и отправил. Малуша была хазареянкой и непростой, все же ключница, и брат Добрыня воспитатель и соратник Владимира. Еврейская община в Киеве в то время была многочисленна. интригу могли заплести по высшему разряду. По схеме Эсфирь. Оттуда и деньги на варяжскую дружину. Хазарская верхушка нанимала викингов для разбоя и военных дел регулярно, так что связи были. В Хазарском каганате войско было наемное как раз из таких бандитов.
  • андрей 15 января 15:52
    Толково спасибо . Глупцам бы это еще в уши)))
ДРУГИЕ СТАТЬИ
fanC Сегодня 18:36 115 5.01

Марин Ле Пен идет ва-банк

Визит Марин Ле Пен в Россию всего за месяц до президентских выборов – это не глупость и не отчаянная храбрость идеалиста, а грамотный расчет опытного и талантливого политика. В ситуации почти гарантированного поражения ей нет смысла пытаться заполучить дополнительные голоса левых. Зато демонстрируемые упорство и принципиальность могут сыграть ей на руку. ...

Командир батальона «Донбасс»: Убийцу Вороненкова обучали Семенченко и Виногродский

Командир украинского нацбата «Донбасс» Власенко, известный также в соцсетях, как «Филин Донбасс-Украина» заявил, что будущего убийцу Вороненкова обучали воинскому мастерству Семенченко и Виногродский. Об этом он написал на своей странице в Facebook.«Виногродско-Семенченковский след в убийстве депутата РФ... Киллера Пашу Паршова призвали в батальон "Донбасс" НГУ в/ч 30...
Akbar Сегодня 18:53 309 4.00

ИГ взяло на себя ответственность за нападение на войсковую часть в Чечне

Террористическая группировка «Исламское государство» взяла на себя ответственность за вооруженное нападение на войсковую часть Росгвардии в Чечне. Об этом сообщает мониторинговая группа SITE Intel со ссылкой на Amaq (информационную службу ИГ). Ранее в пятницу глава Чечни Рамзан Кадыров заявил, что боевики напали на часть, чтобы захват...
ПРОМО
Александр Роджерс Сегодня 10:24 14291 232.46

Жизнь налаживается! Хороших новостей столько, что нужно съесть лимон.

Вот вы чувствуете, как жизнь налаживается?! Весна, солнышко, тепло, Украина потеряла контроль над предприятиями Донбасса, МВФ не даёт режиму Порошенко новых кредитов, умер Дэвид Рокфеллер, чилийский суд осудил на длительные сроки заключения 33 пособников Пиночета, сгорел крупнейший на Украине склад боеприпасов (свыше трети от всех запасов снарядов ВСУ), филлипи...
Служба поддержи

Яндекс.Метрика