И. Вайсман: Цивилизованность и дикость

1 122

Цивилизованность и дикость считаются антонимами, первое понятие почитается как нечто безусловно положительное, второе – наоборот. Дикарь – это ругательство, цивилизованный – похвала.

Известно, что Томас Гоббс, развивая свою теорию войны всех против всех, отнёс её исключительно к дикарям. С возникновением института государства подобные войны прекратились, считал философ. Государство – это, мол, цивилизация, до него была дикость.

Однако последующие исследования племён, живущих и в Новое время родовым строем, посеяли сомнения в выводах Гоббса. Оказалось, дикари живут по жёстким правилам и у них царит такой железный порядок, что некоторым цивилизованным странам впору позавидовать.

Но это ещё не всё. Дальнейшие исследования мира животных, проведённые Чарльзом Дарвином, Петром Кропоткиным и рядом других учёных, убедительно доказали, что и животные живут по строжайшим правилам и у них царит такой порядок, до которого цивилизованному человеку вообще сложно дотянуться.

Михаил Веллер произнёс казалось бы парадоксальную фразу: «Цивилизация – это комплекс объектов, излишних для жизни человека». Впрочем, парадоксальную ли? Обратим внимание на то, что количество войн возросло по мере развития цивилизации и две самые масштабные войны пришлись именно на ХХ век. Вспомним и о том, что именно в наше время в мире накоплено столько оружия, сколько не было за все прошедшие века и его хватит чтобы разнести всю нашу планету в клочья. Не правда ли, это как-то не согласуется с положительным значением понятия «цивилизованный»?

Чем вообще цивилизованный человек отличается от представителя родового строя (да и от животных тоже)? Тем, что по утрам чистит зубы, здоровается с соседями и разбирается в гаджетах? Впрочем, в наше время и это не считается главным. Ныне первые признаки цивилизованности: успешность, достаток и «продвинутость». И это очевидное свидетельство того, что цивилизация катится назад.

Но это не самое страшное. Самое ужасное, что явила миру наша цивилизация – массовое помутнение умов. Многочисленные исследователи отмечают, что у многих наших современников наблюдается полный винегрет в смысловых понятиях. Люди убеждены, что жить стоит только для удовольствий и стяжания богатства. Нередко они путаются в важнейших вопросах целеполагания, не отличают добра от зла, считают справедливость относительным понятием, живут по формуле «у каждого своя справедливость и правда». Слово «совесть» многим ни о чём не говорит.

Современный человек поражён душевными заболеваниями. Таким, например, как инфантилизм и это поощряется обществом. Если ещё в ХIХ веке 20-летний человек считался вполне взрослым, а у племён, живущих родовым строем, 14 лет считается возрастом взрослого, то сейчас и в 35 лет человек всё ещё молодой.

У наших современников, по их же выражению, «крыша поехала» и настолько, что в самых цивилизованных странах слова «муж» и «жена» предложили заменить на «родитель 1» и «родитель 2». Нормальным считается и вовсе поменять пол.

Извините, но за подобные вещи так называемые дикари головы отрубают. А животные нападут на такого всем сообществом и забьют насмерть. Ибо такого не должно быть.

Таким образом, мы приходим к выводу: чем дальше человек уходит от природы и своих братьев животных, тем более диким он становится.

Но что же в таком случае делать с цивилизацией? Пойти жить в пещеры? – это самые излюбленные контрвопросы противников критиков нашей цивилизации.

Существует великолепная альтернатива этим примитивным возражениям, насчитывающим, однако же, больше двух сотен лет (но по прежнему те, кто их придерживается считают себя самыми умными). Я имею в виду французский фильм «Прекрасная Зелёная». Но, боюсь, стиль жизни, показанный в этом фильме, человечеству не под силу.

Поэтому, если обратиться к реальности, нужно просто сделать правильные выводы и коренным образом перестроить цивилизацию. Для этого в первую очередь возвести в ранг основного международного закона высшие принципы целеполагания и главные моральные ценности, давным давно разработанные учителями всего человечества. Они должны быть доведены до каждого человека. Каждый должен знать, как следует жить и для чего.

Но реально ли такое? Мне представляется, что всемирная катастрофа с последующим апокалипсисом, к чему мы столь успешно и стремительно движемся, гораздо реальнее.

Игорь Вайсман, команда ЭиМ
Башни Кремля и секретная касса, без регистрации и СМС

Дуракам интернет вреден. Они от него тупеют. Дураки для интернета вредны. Он от них тупеет. Двойной парадокс Роджерса, сформулирован в 2003 году Какие вам ещё нужны пруфы?!!11адинадин Объя...

Отец мигранта-миллионера, зарезавшего байкера в Москве, пытался давить на его семью: Требовал снять обвинения с сына

Сонные переулки у Замоскворецкого суда в понедельник утром огласил драматический баритон Константина Кинчева. Из динамиков байка раздавался трек «Небо славян». Мотобратство Москвы прие...

В России начались самосуды над мигрантами

Екатеринбуржец 37 раз ударил ножом мигранта-нелегала, отомстив за дочь Уралец убил мигранта, на которого пожаловалась его дочьЕкатеринбуржец жестоко расправился с гражданином Таджикистан...

Обсудить
  • В нашем мире цивилизованностью принято считать степень технического развития. Но любую техническую новинку, любое изобретение рассматривают прежде всего с точки зрения применения в качестве оружия, в качестве средства нападения, порабощения. Человеку свойственно выбирать самый лёгкий путь. Бегать с камнями за мамонтом - это тяжело. Отнять убитого мамонта у уставших охотников - значительно легче. Цивилизованными назвали себя те, кто овладел средствами, облегчающими отъём ресурсов у менее "цивилизованных" соседей. Гедонистическое отношение к жизни свойственно и животным. Лев (и все прочие) предпочитает лежать, спать, ничего не делать. А на охоту выходит только под действием чувства голода. А вот человеку процесс отъёма ресурсов у соседей, видимо, доставляет какое-то особое удовольствие. Но психологи этот аспект, кажется, не рассматривали ... Так что поле тут абсолютно непаханое, особенно в европейской традиции. Хотя есть "дикари", которые живут по совершенно иным принципам. Хорошим примером такого "дикарства" могут послужить первые десять минут южноафриканского художественного фильма "Наверное боги сошли с ума" (первый фильм из двух).